Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста
статья по теме
Наше время предъявляет к детскому саду высокие требования, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада и школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение детей
дошкольного возраста
Наше время предъявляет к детскому саду высокие требования, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада и школы.
Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.
Мы предлагаем создать модель психолого-педагогического сопровождения дошкольников в детском саду, что обеспечит полноценное развитие ребенка.
Для полноценного психического и личностного развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями, необходимо создать условия.
Для этого необходимо:
1. Отслеживать социально-психологического статус и динамику развития ребёнка.
2. Развитие познавательной, эмоциональной и двигательной сфер.
Развитие восприятия цвета, формы и величины, развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности, воображения, речевой активности, эмоционально-волевой сферы, координации движений и реализация двигательной активности, формирование коммуникативных навыков.
3. Координация программных тем с воспитателями, специалистами и родителями.
4.Методическое и материально-техническое обеспечение психологического сопровождения.
Таким образом, будет осуществляться психологическое сопровождение детей 4-6 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения. Где должны сочетаться разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки: диагностический, развивающий, консультативный и методический.
Диагностический блок.
Диагностический блок включает известные методики выявления уровня психического развития детей дошкольного возраста.
I этап – Первичная диагностика.
II этап – Мониторинг динамики развития. Динамика прослеживается в течение учебного года по 3 направлениям:
- Развитие психических процессов;
- Развитие эмоционально-волевой сферы;
- Индивидуальные особенности.
III этап – Итоговая диагностика (констатирующая). В конце года с детьми проводится индивидуальное психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития ребёнка.
Развивающий блок.
Развивающий блок основан на сочетании коррекционно-развивающих программ.
В течении года с детьми проводятся специально организованные развивающие занятия в игровой форме, которые помогают ребёнку адаптироваться и развиваться в детском коллективе. Занятия должны иметь определённую направленность в соответствии с возрастом.
Занятия должны быть разработаны с учётом возрастных особенностей и основных видов деятельности, способствующих развитию детей дошкольного возраста, которыми являются общение и игра, поэтому взаимодействие ребёнка и взрослого в процессе занятий построено в форме игрового общения. Для поддержания интереса детей в процессе занятий предусмотрено музыкальное сопровождение упражнений и игр, чередование видов деятельности.
Консультативный блок.
Данный блок составляют 2 направления:
- Работа с родителями (проведение групповых, индивидуальных консультаций и открытые занятия).
- Работа со смежными педагогами-специалистами.
Данная работа сможет помочь привлечь к психолого-педагогическому процессу педагогов-специалистов и родителей, информировать специалистов и родителей о возрастных особенностях детей, информировать о теме и содержания занятий с детьми, рекомендовать игры и упражнения для закрепления и повторения материала, организовывать совместную деятельность родителей и ребёнка, получать ответы на вопросы.
Методический блок.
Участие в педагогических и методических советах, плановых и оперативных совещаниях, родительских собраниях.
Оформление документации:
- оформление журналов консультативно-просветительской работы, коррекционно-развивающей работы;
- разработка и оформление мониторинга развития детей дошкольного возраста;
- анализ и обработка диагностических данных;
- разработка рекомендаций для родителей и педагогов.
- разработка и оформление карт индивидуального развития ребенка, схем анализа диагностических данных;
- разработка и оснащение бланками для проведения диагностических исследований;
- разработка анкет для родителей, педагогов.
Оснащение:
- приобретение учебных пособий, методик, коррекционно-развивающих программ;
- изготовление и приобретение наглядно-дидактического и демонстрационного материала.
Сочетание блоков позволяет выявить и развить индивидуальные возможности и способности ребёнка с учётом его психо-физиологических особенностей.
Психологически грамотное сопровождение естественного развития ребёнка обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей и позволяет избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития.
Предлагаемая модель сопровождения включает изменения не только в содержании образования, но и охватывает организацию всего процесса жизнедеятельности детей и вопросы управления ДОУ.
Решать проблемы полноценного личностного развития дошкольников возможно при условии разработки педагогических технологий, сбора информации о целостности представлений о личностных новообразованиях ребёнка дошкольного возраста, наличия чётких критериев и показателей развития ребёнка, диагностического инструментария их измерения. Наступило время осмысления и обобщения накопленного материала, достижений науки и практики.
Список литературы:
- Катаева Л. И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. М., – 2004.
- Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей М., 1998.
- Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. Сост. Е.П.Раевская и др. М., 1991.
- Осипова А.А., Малашинская Л. И Диагностика и коррекция внимания детей 5-9 лет. М., - 2002.
- Ратанова Т. А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М., 1998.
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М., - 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект психолого-педагогических занятий для детей дошкольного возраста с использованием инновационного метода «Sand Art»
Арт-терапия – это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождения им оптимальных способов решения своих пр...
Презентация " Организация психолого педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста"
Презентация "Организация психолого педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста"...
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...
Рекомендации по написанию психолого-педагогической характеристики на детей дошкольного возраста
Характеристика на ребенка детского сада – это документ, в котором указывается подробная информация о дошкольнике. Педагоги, составляющие ее, должны очень внимательно заполнять каждый пункт. Роди...
Инклюзивное образование как психолого-педагогическая проблема для детей дошкольного возраста с РАС
В статье рассказываются проблемы и способы их преодоления при включении ребенка с расстройством аутистического спектра в общеобразовательную среду детского сада....
Профилактическая психолого-педагогическая программа для детей дошкольного возраста в период адаптации к ДОУ.
Программа определяет содержание и организацию деятельности психологической службы ДОУ по сохранению и укреплению психологического здоровья детей раннего возраста в период адаптации к условия ДОУ....
Психолого-педагогическая характеристика заикающихся детей дошкольного возраста
Психолого-педагогическая характеристика заикающихся детей дошкольного возраста...