Сообщение на педагогической конференции
методическая разработка на тему
«Современные подходы в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie.doc | 76.5 КБ |
prezentatsiya_po_poznavatelnomu_razvitiyu.ppt | 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 28 города Кузнецка.
Сообщение на педагогической конференции
«Современные подходы в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста»
Выполнила: старший воспитатель
МБДОУ ДС № 28 г. Кузнецка
Кондратьева Н.Н.
2018 г.
1
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Задача педагогов ДОУ, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него:
- познавательный интерес,
- познавательные способности,
-приобщать к поисковой и творческой деятельности
-развивать умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.
Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться с взрослыми и сверстниками, как помочь детям устранять появляющиеся трудности? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как научить видеть проблемы, выдвигать
гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы.
Эти вопросы очень актуальны как в рамках подготовки дошкольников к обучению в начальной школе, так и в рамках их познавательного развития.
1.Какова основная цель образовательной области познавательное развитие?
Развитие познавательных интересов и способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие.
2. Какие задачи определяет стандарт в данном направлении?
1. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
2.Формирование познавательных действий, становления сознания.
3.Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов.
4.Развитие воображения и творческой активности.
5.Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках.
6.Формирование первичных представлений о себе, других людях, лбъектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучания,ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
3. Какие направления включает в себя образовательная область «Познавательное развитие»
- Формирование элементарных математических представлений.
- Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
- Ознакомление с предметным окружением.
- Ознакомление с социальным миром.
- Ознакомление с миром природы.
Что составляет основу методической системы познавательного развития дошкольников?
-Экспериментирование.
2
Какие виды экспериментирования вы знаете?
1.Наблюдение (целенаправленный процесс, в результате которого ребенок сам должен получить знания.)
2. Опыты:
А.кратковременные и долгосрочные,
Б.демонстрационные (показ воспитателя) и лабораторные (дети вместе с воспитателем, с его помощью),
В.опыт-доказательство и опыт исследование
3. Поисковая деятельность (как нахождения способа действия)
4.На что направлено Познавательное развитие дошкольников?
- На развитие мышления, памяти и внимания;
- На развитие любознательности;
- На формирование специальных способов ориентации.
Каждое направление имеет свои способы достижения. Каковы же они?
1.Развитие мышления, памяти и внимания – различные виды деятельности-вопросы детей-занятия на развитие логики - развивающие игры.
2. Развитие любознательности – развитие познавательной мотивации – развитие воображения и творческой активности.
3. Формирование специальных способов ориентации – экспериментирование с природным материалом - использование схем, символов, знаков.
Огромное значение для развития познавательных способностей имеет педагогическая поддержка инициативы детей и их самостоятельности в познании окружающего мира.
5.Предлагаю вам определить педагогические условия поддержки детской инициативы в познавательном развитии | ||||
1.Обеспечение использования собственных, в т.ч. «ручных действий» в познании различных количественных групп, дающих возможность накопления чувственного опыта предметно-количественного содержания | 3.Использование разнообразного дидактического наглядного материала, способствующего выполнению каждым ребенком действий с различными предметами, величинами | |||
2.Организация речевого общения детей, обеспечивающая самостоятельное использование слов, обозначающих математические понятия, явления окружающей действительности | 4.Организация обучения детей, предполагающая использование ими совместных действий в освоении различных понятий. Для этого на занятиях формируются микрогруппы по 3-4 человека. 5.Такая организация провоцирует активное речевое общение детей со сверстниками. | |||
6. В чем особенности организации разнообразных форм взаимодействия в рамках «педагог-дети», «дети-дети» | ||||
1.Позиция педагога при организации жизни детей в детском саду, дающая возможность самостоятельного накопления чувственного опыта и его осмысления. Основная роль воспитателя заключается в организации ситуаций для познания детьми отношений между предметами, когда ребенок сохраняет в процессе обучения чувство комфортности и уверенности в собственных силах | 2.Психологическая перестройка позиции педагога на личностно ориентированное взаимодействие с ребенком в процессе обучения, содержанием которого является формирование у детей средств и способов приобретения знаний в ходе специально организованной самостоятельной деятельности | 3.Фиксация успеха, достигнутого ребенком. Его аргументация создает положительный эмоциональный фон для проведения обучения, способствует возникновению познавательного интереса |
7.Назовите основные методы, способствующие познавательному развитию детей:
- словесные
- наглядные
- практические
- игровые
А, кто вспомнит и назовет методы, стимулирующие процесс познания:
• метод неожиданных решений (педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту ребенка) ;
• метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации;
• метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни;
• метод «преднамеренных ошибок» (Ш. А. Амонашвили), когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.
8. Назовите формы организации работ по познавательному развитию
Формы работы по познавательному развитию с дошкольниками представляют собой комплекс познавательно-исследовательских мероприятий, основу которых составляет познавательная деятельность. К ним относятся:
-ООД по ознакомлению с окружающим,
-познавательная работа в течение дня (наблюдения, опыты, исследования, д/и, проблемные ситуации, экскурсии,……),
-самостоятельная познавательная деятельность.
-индивидуальная и дифференцированная работа с детьми, имеющими отклонения в познавательном развитии,
- кружковые занятия.
Традиционные формы работы: • Беседы • Досуги • Игровые беседы с элементами движения • Занятия • Развлечения • Викторины • Клубы • Конструирование • Театрализованная деятельность • Дидактические игры • Спортивные игры • Народные игры • Экскурсии • Походы • Выставки | Интерактивные формы работы: • Пресс-коференция • Устные журналы • «Школа исследователей» • «Клуб любознательных» • Рисунки-сочинения • Интегративная деятельность • Проектная деятельность • Исследовательская деятельность • Режиссёрская игра • Создание коллекций • Изостудия • Коллективное дело • «Сказочная лаборатория» |
9. Как вы считаете, есть ли особенности в организации предметно – развивающей среды в рамках данной образовательной области?
Какие центры можно предположить, а может у кого и определены в группах по данному направлению?
- Центр экспериментирования
- Центр природы.
- Центр логики и размышления.
- Центр сенсорных игр.
- Центр «Юный патриот».
10.Какие направления в работе с родителями будут основными?
Сотрудничество с семьей необходимо строим по следующим направлениям:
1. вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением;
-Создание в группе тематических выставок при участии родителей: «Дары природы», «История вещей», «Родной край», «Любимый город», «Профессии наших родителей», «Транспорт» и др. с целью расширения кругозора дошкольников. Организация совместных выставок «Наши увлечения» с целью формирования у детей умения самостоятельно занять себя и содержательно организовать досуг. Совместные выставки игр–самоделок с целью демонстрации вариативного использования бросового материала в познавательно–трудовой деятельности и детских играх
-Познавательно–игровые мини–центры для взаимодействия родителей с детьми в условиях ДОУ,
-Совместные досуги и мероприятия на основе партнерской деятельности родителей и педагогов, родителей и детей.
-Совместные наблюдения явлений природы, общественной жизни с оформлением плакатов, которые становятся достоянием группы. Помощь родителей ребенку в подготовке рассказа или наглядных материалов (изобразительная деятельность, подбор иллюстраций и др.)
- Создание в группе «коллекций» - наборы открыток, календарей, минералов и др. предметов для познавательно–творческой работы.
- Совместный поиск ответов на обозначенные педагогом познавательные проблемы в энциклопедиях, книгах, журналах и других источниках.
- Совместная работа родителей с ребенком над созданием семейных альбомов «Моя семья», «Моя родословная», «Семья и спорт», «Я живу в городе Братске», «Как мы отдыхаем» и др., по созданию альбома «Мои интересы и достижения» и др.; по подготовке тематических бесед «Мои любимые игрушки», «Игры детства моих родителей», «На пороге Новый год», тематических альбомов экологической направленности «Птицы», «Животные», «Рыбы», «Цветы» и т.д.
2.Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации. Педагоги оформляют папки - передвижки, выпускаются информационные листы для родителей.
- «Академия для родителей»
5
Цели:
Выявление психолого–педагогических затруднений в семье. Преодоление сложившихся стереотипов,
Повышение уровня компетенции и значимости родителей в вопросах воспитания и познавательного развития дошкольников,
- Информирование родителей о содержании и жизнедеятельности детей в ДОУ, их достижениях и интересах:
- Чему мы научимся (Чему мы научились)
- Наши достижения,
- Выставка продуктов детской и детско–взрослой деятельности (рисунки, поделки, рассказы, проекты и т.п.)
- Ознакомление родителей с деятельностью детей (видеозапись). Использование видеоматериалов с целью проведения индивидуальных консультаций с родителями, где анализируется интеллектуальная активность ребенка, его работоспособность, развитие речи, умение общаться со сверстниками. Выявления причин негативных тенденций и совместный с родителями поиск их преодоления.
- Открытые мероприятия с детьми для родителей
3.Обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах познавательного развития воспитанников
-Собеседование с ребенком в присутствии родителей. Проводиться с целью определения познавательного развития дошкольника и является тактичным способом налаживания общения с родителями, демонстрации возможностей ребенка. Опосредованно предостерегает родителей от авторитарного управления развитием ребенка и жестокой установки на результат.
Итог:
Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: развитие познавательных интересов и способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие .
Задачи: любознательность и познавательная мотивация, познавательные действия, первичные представления о планете Земля, воображение и творческая активность, малая Родина и Отечество, я и другие, объекты окружающего мира.
Образовательная область «Познавательное развитие» Формирование элементарных математических представлений. Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Ознакомление с предметным окружением. Ознакомление с социальным миром. Ознакомление с миром природы.
Направления познавательного развития: мышление, память и внимание, любознательность, специальные способы ориентации.
Педагогические условия поддержки детской инициативы: ручные действия, речевое общение, дидактический материал, обучение, речевое общение со сверстниками.
Организация разнообразных форм взаимодействия: «педагог - дети», «дети-дети», ситуации для познания детьми отношений между предметами, психологическая перестройка позиции педагога, фиксация успеха.
Методы: словесные, наглядные, практические, игровые. Методы, стимулирующие процесс познания: метод неожиданных решений, метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности, метод «преднамеренных ошибок».
Традиционные формы работы Интерактивные формы работы • Беседы • Досуги • Игровые беседы с элементами движения • Занятия • Развлечения • Викторины • Клубы • Конструирование • Театрализованная деятельность • Дидактические игры • Спортивные игры • Народные игры • Экскурсии • Походы • Выставки • Пресс - конференция • Устные журналы • «Школа исследователей» • «Клуб любознательных» • Рисунки - сочинения • Интегративная деятельность • Проектная деятельность • Исследовательская деятельность • Режиссёрская игра • Создание коллекций • Изостудия • Коллективное дело • «Сказочная лаборатория»
Предметно – развивающая среда Центр экспериментирования Центр природы Центр логики и размышления Центр сенсорных игр Центр «Юный патриот»
Сотрудничество с семьей: образовательный процесс, педагогическая культура родителей, предметная среда, единство детского сада и семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья, опубликованная в собрнике по итогам педагогической конференции "Содружество"
Статья содержит основные тезисы по приобщению дошкольников к классиечскому искусству и формированию их музыкальной культуры...
Выступление на районной педагогической конференции "Концептуальный подход к управлению качеством образовательного процесса"
Управление качеством образования- следует рассматривать как целенаправленный процесс скоординированных воздействий на объекты управления для установления, обеспечения и поддержания необходимого его ур...
Сообщение на экологическую конференцию ": «Роль семьи в экологическом образовании и воспитании дошкольников посредством праздников и развлечений.»
Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейш...
Педагогическое чтение в рамках августовской педагогической конференции "Управление качеством образования опыт и перспектива"
quot;Театральная деятельность в развитии речи дошкольников"...
Инновационная работа с педагогическим коллективом/ Педагогическая конференция в языковой школе
Инновационная работа с педагогическим коллективом/ Педагогическая конференция в языковой школе [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24240737","attributes":{"alt":"...
Сообщение на педагогическом совете "Формирование педагогических компетенции педагога ДОО, их влияние на образовательный процесс"
Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение"Гимназия имени Н.В. Пушкова"(Дошкольное отделение №2) Сообщение на педагогическом совете «Формирование профессио...
Сообщение на педагогический час «Психолого-педагогические методы взаимодействия с семьями дошкольников»
Сообщение на педагогический час «Психолого-педагогические методы взаимодействия с семьями дошкольников»...