ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
презентация к уроку на тему
Перспективы развития системы дошкольного образования
в рамках ФГТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferenciya2.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективы развития системы дошкольного образования
в рамках ФГТ
Нормальное развитие ребенка, его психическое и физическое здоровье, формирование его мышления, сознания, ценностей, эффективная и успешная социализация в результате полученного им полноценного образования – главный залог создания устойчивого социокультурного пространства региона.
Дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой, в которой осуществляется профессионально педагогическая работа с подрастающим поколением.
За последние годы немало сделано для повышения качества дошкольного образования. В системе дошкольного образования определена формула «Успешного детского сада» - это детский сад, в который с удовольствием по утрам спешат дети, деятельностью которого довольны родители, в котором работают творческие педагоги. Для того чтобы детский сад стал успешным, он, кроме прочих необходимых для результативной педагогической работы компонентов, также должен использовать современные образовательные технологии и методики.
Разработка и внедрение современных образовательных технологий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, развитие и поддержку детской познавательной и творческой инициативы, поликультурное и инклюзивное образование и многое другое познакомило дошкольное педагогическое сообщество с мировым опытом, привело к интенсивному поиску собственных решений, реализации удачных практик в детских садах.
В настоящее время в обществе идёт становление новой системы дошкольного образования. 23 ноября 2009г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 655 были утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Федеральные государственные образовательные требования (далее - ФГТ) - это нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Эти требования имеют статус, аналогичный Федеральному государственному стандарту, который был принят для начальной школы.
Введение ФГТ связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования с целью обеспечения каждому ребенку равных стартовых возможностей для успешного обучения в школе.
Одной из причин возникновения ФГТ послужил дисбаланс образовательной нагрузки по основным линиям развития ребенка:
- на познавательно-речевое развитие отводилось - 40-47% занятий;
- на художественно-эстетическое развитие - 20-40%;
- на физическое развитие – 19-20%;
- на социально-личностное – 0-13%.
Сегодня, учитывая Федеральные государственные требования, принято уделять каждому направлению по 25%, что позволяет за счёт интеграции обеспечить равнодолевое содержание по направлениям развития ребенка.
Преобладание занятий как основной формы обучения детей - следующая причина разработки Федеральных государственных требований (отказ от учебной модели, т. е. от занятий в детском саду требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми: совместная деятельность и самостоятельная деятельность детей, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. В тексте слово «занятие» заменяется на слово - «занимательное дело».( слайд занятия)
Из опыта работа
Как только вышли Федеральные государственные требования и комментарии к Федеральным государственным требованиям в печати, наш детский сад перестроил свою работу. Уже к осени 2010г в детском саду началась подготовительная работа: изучение и обсуждение с педагогами материалов по Федеральным государственным требованиям . Трудность заключалась в том, что разработанных материалов, как по планированию, так и по организации педагогического процесса с воспитанниками не было. Все приходилось делать на ощупь.
К январю 2011 года была разработана основная общеобразовательная программа ДОУ: именно по той структуре, которую рекомендовало Министерство образования. Образовательная программа получилась объемной, так как в нее внесли не только основные положения программы , но и рабочую, регламентирующую документацию по Федеральным государственным требованиям и материалы по диагностики планируемых результатов освоения детьми программы дошкольного образования.(слайд)
К январю 2011г творческая группа дошкольного учреждения разработала долгосрочный педагогический проект « Построение воспитательно – образовательного процесса в соответствии по Федеральным государственным требованиям к Образовательной программе ДОУ», по которому мы начали работать и продолжаем его осуществлять.
Цель проекта: обеспечение готовности дошкольного учреждения к реализации Федеральных государственных требований в образовательном процессе.
Основные формы реализации проекта:
1. Семинар – практикум
2. Консультации.
3. Педагогические чтения.
4. Мастер-класс
5. Открытые просмотры образовательной деятельности
6. Методические дни
7. Методическая работа Центров развития детей, Совета педагогов, родительского комитета.
8. Районные семинары
9. Аукцион педагогических идей
10. Педагогические советы
11. Школа молодого педагога.
12. Конкурсы педагогического мастерства
14. Педагогические проекты.
Работа велась в четыре этапа:
1этап – подготовительный – это повышение педагогической компетентности педагогов по Федеральным государственным требованиям : изучение содержания Федеральных государственных требований к Образовательной программе ДОУ, нормативно – правовых материалов. Постановка целей и задач по обновлению содержания дошкольного образования.( слайд нор.док)
2 этап – рабочий
Разработка Образовательной программы, рабочий регламентирующей и планирующей документации. Практическая работа по внедрению ФГТ. Поиск ответов на поставленные вопросы.
3 этап - обобщающий 2011 –декабрь
Обобщение результатов работы по организации педагогической работы по Федеральным государственным требованиям , их анализ, составление рекомендаций по дальнейшей реализации Федеральных государственных требований .
4 этап – закрепляющий – с января по настоящее время
Вначале пути процесс внедрения Федеральных государственных требований был очень трудным. Педагоги не могли сразу перестроиться, изменить старые стереотипы работы: считали, что занятия – основной метод обучения детей. Стали перестраиваться. Часто собирались обсудить вопросы планирования, вопросы модели поведения воспитателя при организации совместных игр с детьми в режимные моменты, при организации совместной деятельности в занимательном деле. (слайд фото с педагогами)
- К сентябрю 2011 года в нашем д/с осуществлен переход работы по Образовательной программе ДОУ.
- Педагоги изучили значение и содержание 10 образовательных областей, поняли суть интеграции образовательных областей и 8 видов детской деятельности. Разобрались в схеме планирования организованной совместной деятельности взрослого и детей в занимательном деле и в режимных моментах.(СЛАЙД ПЛАНА)
- Нами разработаны формы работы с детьми в режимные моменты по образовательным областям, которые осуществляются в основном вне занимательного дела – ОО «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд».( ПОВАРЯТА,мастер класс М.В)
- Разработаны схемы интеграции образовательных областей (слайд).
- Разработано комплексно – тематическое планирование на учебный год на каждую возрастную группу. Комплексно – тематическое планирование положительно оценено педагогами с точки зрения увлекательности, и освоения детьми программы через увлекательные виды детской деятельности. При комплексно – тематическом планировании с интеграцией образовательных областей уходит в прошлое заорганизованность всего педагогического процесса ДОУ.
- Мониторинг (результаты усвоения программы – ромашка)
На данном этапе идет нарабатывание практического опыта и повышения профессиональных качеств педагогами детского сада: активно проводим семинары – практикумы, новые формы работы с детьми с привлечением родителей, районо методические объединения (слайд).
Перспектива реформирования дошкольного образования вселяет в нас надежду на качественные изменения в данной сфере. Делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, и в обучении, и в развитии.
Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы дошкольного образования педагогический коллектив нашего детского сада принял позитивно. Во-первых, система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства. Во-вторых, в приказе о введении Федеральных государственных требований много положительного:
1) желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной;
2) создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс и многое другое;
3) попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области;
4) стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка;
5) отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения;
6) ориентация на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями.
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод: Практический процесс по внедрению Федеральных государственных требований в работу детского сада идет успешно, в процессе работы пробуем, отменяем, изменяем, принимаем определенные решения, ищем новые формы работы, радуемся своим первым результатам!
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районной педагогической августовской конференции
Первые шаги модернизации дошкольного образования: опыт, проблемы, задачи....
Выступление на районной педагогической конференции "Концептуальный подход к управлению качеством образовательного процесса"
Управление качеством образования- следует рассматривать как целенаправленный процесс скоординированных воздействий на объекты управления для установления, обеспечения и поддержания необходимого его ур...
Публичное выступление на районной педагогической конференции Игра, как приоритетная форма развития дошкольников и младших школьников.
Значение игры в жизни ребенка дошкольника....
Выступление на августовской педагогической конференции Одинцовского муниципального района. Тема: «Формирование имиджа современного воспитателя».
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"6252843","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]...
Выступление на районной педагогической конференции «Путь к мастерству» Тема: «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через работу с родителями».
Выступление на районной конференции "Путь к мастерству" сопровождалось презентацией проекта "Мы будем помнить Вас всегда!"...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ПУТЬ К МАСТЕРСТВУ» ТЕМА: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДОУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
По теме «Взаимодействие семьи и ДОУ по формированию представлений о безопасности жизнедеятельностиу дошкольников» представлена презентация....
Выступлените на районной педагогической конференции
Полноценное развитие ребёнка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семья и детский сад. Семья обеспечивает необходимые ребёнку личностные взаимоотношения, форм...