Семинар – практикум для воспитателей
методическая разработка на тему
Тема: «Формирование творческих способностей детей в изобразительной деятельности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_na_seminare_-_praktikume.doc | 99 КБ |
prezentatsiya_k_seminaru.ppt | 1.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 28 города Кузнецка.
Сообщение на семинаре – практикуме для воспитателей
«Обучение дошкольников правилам безопасности жизнедеятельности»
Выполнила: старший воспитатель МБДОУ ДС № 28
Кондратьева И.Н.
2016г
1
Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы с вами желаем нашим детям счастье. И все наши попытки уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим.
Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.
Работая долгое время в детском саду, замечаешь, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Мы согласны с мнением многих педагогов, что нельзя растить детей «отчужденных» от жизни на данном этапе. Не случайно, что именно сейчас в сложный переходный период жизни нашего отечества, коллективы многих дошкольных образовательных учреждений стали искать возможности для плодотворной работы по «основам безопасности детей дошкольного возраста». Эта проблема разрабатывается, вызывая интерес у практиков и исследователей. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Цель и задачи ОБЖ (слайд 2)
Содержание работы (слайд 3-5)
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей обстановке;
Воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок. С детьми надо рассматривать и анализировать различные жизненные ситуации, если возможно, проигрывать их в реальной обстановке;
Занятия проводить не только по плану, а использовать каждую возможность, в процессе игр, прогулок и т.д., чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращать внимание детей на ту или иную сторону правил;
Развивать ребенка: его координацию, внимание, наблюдательность, реакцию и т.д. Эти качества очень нужны и для безопасного поведения.
ОСОБЕННОСТИ В ПРОВЕДЕНИИ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия проводятся в форме живой беседы с использованием наглядности.
Параллельно с изучением основных правил дорожного движения целесообразно организовывать экскурсии по улицам города; чтение рассказов; проведение развлечений; увлекательные подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические игры; практическую деятельность (изобразительная, ручной труд).
2
В освоении детьми правил движения значительную роль играет конкретная, четкая речь воспитателя.
Проводя занятия, не следует говорить о тяжелых последствиях несчастных случаев, перегружать детей негативной информацией. Дети должны понимать опасности, связанные с дорожным движением, но не бояться улицы, так как чувство страха парализует способность сосредоточиться, снижает находчивость в момент фактической опасности.
Образовательный процесс состоит из трех видов деятельности:
- обучение теоретическим знаниям (вербальная информация).
- самостоятельная работа (рассматривание иллюстраций, решение ситуативных задач).
- практическая отработка умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте (дидактические, настольно-печатные, сюжетные игры, игры-драматизации).
С этих позиций выделяются показатели опыта безопасного поведения детей, отражающие уровень его сформированности:
*знания ребенка о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы);
*умения действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира;
*отношение (переживание и понимание ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности).
В условиях социально-экономической и политической нестабильности ответственность за организацию жизнедеятельности детей ложится на образовательную систему, которая, уделяя этому вопросу особое внимание, должна сделать педагогический процесс в ДОУ безопасным. Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка - каждая среда диктует совершенно различные способы поведения соответственно меры предосторожности. По этому возникла необходимость научить ребенка - дошкольника адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.
Самое главное – здоровье и жизнь ребенка. Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей.
Работа по формированию основ здорового образа жизни, развитию способности адекватно реагировать в случае опасной для жизни и здоровья ситуации, обучению способам самосохранения и выживания в экстремальных ситуациях ставится во главу угла.
3
- Назовите последовательность работы по обучению детей правилам безопасного поведения?
Этапы освоения правил безопасности жизнедеятельности (слайд 6)
- Заинтересовать детей, уточнить знания, которые у них имеются
- Вводить правила ОБЖ в жизнь детей, показать необходимость их соблюдения
- Развивать осознанное овладение реальными практическими действиями, тренировать дошкольников в умении применять эти правила
Посмотрите внимательно на эти этапы и скажите, в равной мере они присутствуют в образовательном процессе? (последний западает) На какой этап больше будем уделять времени?
Какие приемы тренировки вы применяете в своей работе?
Целесообразно разыгрывать разные ситуации: ребёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок с взрослыми, ребенок потерялся. В игровой тренинг необходимо включать разного рода “уговоры”, привлекательные обещания. Разыгрываемые для малышей ситуации могут подкрепляться соответствующими сказочными сюжетами, например “Волк и семеро козлят”. Сбор грибов и ягод (макеты, муляжи)
Можно завести тетради для каждого ребёнка, в которых они должны нарисовать, что, по их мнению, делает пожарный, милиционер, врач. Там же написать соответствующий телефон (“01”, “02”, “03”). Обсуждать нарисованное. В результате работы над заданиями (по трём темам дети должны научиться громко и ясно называть свои имя, фамилию и домашний адрес, а также знать номера телефонов нужной службы спасения). Проблемные ситуации – вызов спецслужб, сюжетно-ролевые игры (спасатели, пожарные)
Можно использовать игрушечный телефон, чтобы дети научились набирать “01”, “02”, “03”.
Переход улицы по макетам на участке детского сада.
Показ детям последствий неправильного поведения или обращения с каким-либо предметом (животным, веществом и т.п.) с помощью иллюстраций.
Отношения и ценность в дошкольном возрасте формируются, прежде всего, через подражание старшим, их пример, оценочные суждения взрослых, через поощрение желательного поведения детей (в том числе правильного перехода улиц вместе с взрослым, высказываний или оценок самого ребенка). Занимаясь с группой сверстников, дети успешнее осваивают правила, по предложению взрослого смелее решают проблемные задачи.
Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.
Важно вложить в сознание детей мысль о том, что поведение на улице, на дорогах, в общественном транспорте, на природе, при обращении с огнем и т.п. требует неукоснительного повиновения правилам безопасности, то есть – послушания им. Эти правила надо запомнить и выполнять.
При каких условиях работа по обучению детей правилам безопасности жизнедеятельности будет успешной?
УСЛОВИЯ (слайд 7)
- Систематичность, последовательность образовательной работы по проблеме
- Активная позиция ребенка
- Игровая форма передачи информации
- Эмоциональная включенность ребенка в действие
- Предметно-развивающая среда
- Взаимодействие с социумом
- Сотрудничество с родителями
4
Какую бы тему вы не изучали, всегда должна присутствовать работе по ОБЖ. Подача материала на более сложном, в соответствии с возрастом, уровне
Ежедневные «минутки безопасности» (20 – 25 мин), включаемые в различные занятия и другие режимные процессы.
- Плакаты;
- Иллюстрации;
- Сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;
- Разрезные картинки;
- Мозаики;
- Настольно-печатные игры;
- Дидактические игры;
- Атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
- Компьютерные презентации;
- Карточки для индивидуальной работы;
- Костюмы: милиционера, врача, незнакомца, пожарного, светофора;
- Видеоуроки по ОБЖ;
- Игрушечный транспорт различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, скорой медицинской помощи и т. д.);
- Транспортные средства: (самокаты, машинки на аккумуляторах, велосипеды);
- Макеты: светофоров, деревьев, улиц, домов, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков);
- Настольный макет, моделирующий улицы и дороги;
- Альбомы по ОБЖ;
- Маски автомобилей;
- Автоплощадка для практических занятий;
- Дорожные знаки;
- Муляжи съедобных и несъедобных грибов, плодов;
- Аптечка;
- Карточки с телефонами служб спасения;
- Телефон;
- Картотека подвижных игр по ОБЖ;
- Подборка художественной литературы по теме;
- Конспекты занятий, бесед, досугов, развлечений;
- Папки-передвижки;
- Цикл консультаций для детей, воспитателей и родителей.
Безопасность в групповых помещениях, участке. Журнал осмотра состояния игрового оборудования.
Примеры из личного опыта и пример правильного безопасного поведения окружающих взрослых.
Организация встреч с представителями экстремальных и социальных служб (врачами, медсестрами, полицейскими, пожарниками и т.п.).
Кроме того, надо учесть следующие возможные направления работы педагогов с родителями:
- организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия;
- ознакомление родителей с работой детского сада по предлагаемой программе (собрания, открытые занятия, специальные экспозиции, тематические видеофильмы);
- организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, милиционера, пожарника);
5
- ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в "уголках родителей").
- Домашние задания для изучения материала и решения задач, которые трудно было решить в условиях детского сада.
Детям необходимо объяснить, что в случае, если они потерялись на улице, им следует обратиться за помощью к какому-нибудь взрослому и сказать о том, что он потерялся, назвать свой адрес и номер телефона, а для этого они должны знать, где живут, номер телефона, своё имя и фамилию.
Правила поведения и различные запреты непосредственным образом связаны с условиями жизни человека. Они имеют определённый, порой жизненно важный, смысл. Однако взрослые, стремясь оградить детей от физических и психических травм, как правило, либо используют долгие наставления и нравоучения, либо регулируют поведение детей путём прямых запретов. И тот, и другой путь малоэффективны. В первом случае у взрослого возникает иллюзия, что ребёнок понял смысл того или иного правила поведения, тогда как на самом деле это не всегда соответствует действительности, и в изменившихся обстоятельствах ребенка снова может допустить опасную ошибку. Второй путь неизбежно приводит к необходимости постоянного внимания и контроля со стороны взрослого, что не всегда возможно. Кроме того, если запреты будут налагаться на многочисленные действия ребёнка, он не сможет выполнять их в полной мере, и некоторые из правил неизбежно будут нарушаться. А это может привести к несчастным случаям, травмам.
Уровни сформированности представлений о правилах безопасности жизнедеятельности (слайд 8)
- Знания ребенка о правилах безопасности жизнедеятельности
- Отношение понимания ребенком необходимости соблюдения правил безопасности жизнедеятельности
- Умение действовать в процессе контакта с потенциально опасными предметами, в экстремальных ситуациях
Практикум:
1.Ситуации для обсуждения
- В городе стояла сухая жаркая погода. И Витя с Петей с нетерпением ждали выходных. Ведь мама с папой обещали поехать с ними в лес. А тут еще Витя нашел зажигалку и ему очень хотелось самому разжечь костер, ведь в лесу так много сухих веточек.
- Какие правила безопасности могут нарушить дети?
- Почему в лесу нельзя разводить костер, тем более в сухую, жаркую погоду?
- Как следует поступить родителям мальчиков? Какие правила следует помнить и взрослым при разжигании костра?
2. Мама маленькой девочки ушла к соседке, оставив ребенка одного. Девочка не испугалась, ведь она уже большая. Она стала играть в куклы. Одела свою куклу в новый костюм, она заметила, что он сильно помят. Ну и что! Просто надо его погладить. Девочка смело включила утюг, погладила кукольное белье и ушла к себе в комнату играть. Когда мама пришла от соседки, вся комната уже была в дыму.
- Как можно было избежать опасной ситуации?
- В чем проявляется безответственное отношение мамы в данном случае?
- Что неправильно сделала девочка?
- Каким действиям должна была научить мама своего ребенка, чтобы дочка не растерялась, увидев дым?
6
- Мама с дочкой украшали елку к Новому году. Игрушки были новые, блестящие. Среди них были и бенгальские свечи, хлопушки. Но тут зазвонил телефон, мама пошла, взять трубку и ненадолго задержалась. Когда она вернулась, девочка уже пробовала зажечь свечи самостоятельно.
- Почему нельзя зажигать огни возле елки?
- Что нужно было сделать маме в случае возникновения небольшого пожара, который сопровождался сильным, едким дымом?
2. Игра « Черный ящик»
В нем находятся предметы, которые должны храниться в недоступном для детей месте. Задание для родителей отгадать, что в нем находится.
1. Приправа для блюд, но может вызвать сильный ожог.
(уксус, перец)
2. Украшение для женщины, состоящее из красивых горошин.
(бусы)
3. Средство, которое и лечит и калечит
(лекарство)
4. Резко пахнущая жидкость в красивой бутылке, похожая на сок.
(керосин, бензин, спиртное).
5. Таять может, да не лед
Не фонарь, а свет дает.
(свеча)
6. Я – молодец, я так хорош,
Лучше меня ты не найдешь!
Так сдружу я деревяшки:
Планки, рейки, колобашки,
Что водой не разольешь!
(клей)
7. Железный по нему ударил крепко,
И он пропал, осталась только кепка.
(молоток и гвоздь).
8. Вот стеклянный карандаш –
Он в беде помощник наш:
Определит без докторов,
Кто заболел, а кто здоров.
(градусник)
9. Маленького роста я,
Тонкая и острая,
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.
(иголка)
“Черный ящик” (по ответам на вопросы определить, какой предмет в ящике).
Предмет металлический? – Нет. Деревянный? – Да. Округлый? – Нет. Прямоугольной формы? – Да.
Красного цвета? – Нет. С ним можно играть? – Нет. Он горит? – Да. Это коробка со спичками? – Да.
7
3. «Заморочки из бочки»
- У кого застрял в дверях Вини Пух? (у кролика)
- Героя какой сказки все хотели съесть? (колобок)
- Какой номер телефона пожарной охраны? (01)
- Какое лекарство предпочитал Карлсон? (варенье)
- Почему гуси-лебеди унесли Ванюшу? (девочка заигралась, недоглядела)
- Какой номер телефона скорой помощи? (03)
- Где спрятался седьмой козленок? (в печке)
- Какое животное помогает нам переходить дорогу? (зебра)
- Какой костер не надо тушить, а наоборот, надо беречь? (костер родного очага)
- О чем предупреждает Минздрав на маленьких коробочках? (о вреде курения)
- С какого возраста можно учить ребенка пользоваться столовыми приборами: ножом и вилкой во время еды? (с 4-5лет, но под присмотром взрослого)
- Какие меры существуют по профилактике близорукости? ( следить за осанкой ребенка; контролировать время просмотра телепередач и игр на компьютере; следить за прической – длинные челки закрывают глаза; обеспечивать достаточное количество витаминов.
- Что необходимо для сохранения слуха ребенка? (беречь уши от холода; содержать в чистоте, предупреждая тем самым воспаления и нарывы; не допускать проникновения в уши воды и инородных тел; соблюдать технику безопасности – не допуская травм головы.)
- Назовите отличительные особенности дорожных знаков? (указательные – синие, запрещающие – красные, предупреждающие – красные с белым)
- В каких литературных произведениях раскрывается ситуация «Один дома»? (Волк и семеро козлят, Гуси- лебеди, Три поросенка, Сказка о мертвой царевне и семи богатырях, Кот, петух и лиса)
4. Спланируйте образовательную работу темам на неделю, с учетом решения задач по ОБЖ:
- Весна, - Наш быт, - Мой дом, мой город
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1.Обепечить реализацию содержания задач по ОБЖ через:
- формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности
- формирование предпосылок экологического сознания
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения.
2. Использовать в работе с детьми разнообразные формы:
- решение разнообразных проблемных игровых и практических ситуаций;
- чтение детской художественной литературы;
- игры-инсценировки;
- моделирование;
- беседы
- встречи детей с людьми, чьи профессии связаны с безопасностью
- тематические конкурсы
- соревнования, викторины с участием детей и родителей на темы безопасности
- решение кроссвордов, ребусов, составление загадок
- ООД - экскурсии, проекты,
- креативные задания
3. Создавать условия для реализации содержания работы по ознакомлению дошкольников с правилами безопасности жизнедеятельности через организацию Центра безопасности, пополняя и обогащая их не реже 2 раз в месяц в соответствии с темой планирования
4. Включать ежедневные «Минутки безопасности» в образовательную и совместную деятельность не более 20-25 минут в день
5. Осуществлять сотрудничество с родителями воспитанников через активные формы взаимодействия:
- тренинги
- семинары
- круглые столы
- консультации специалистов
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач: Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; Формирование осторожного и Осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности - Представления о бытовых предметах и приборах Правила безопасного обращения с ними Работа пожарных Правила поведения при пожаре Домашний адрес Правила безопасного поведения во время игр в разное время года Работа МЧС, пожарной службы, скорой помощи Обращение за помощью к взрослым 01,02,03 - Ситуации «Один дома», «Потерялся», «Заблудился»
О правилах безопасности дорожного движения Устройство улицы, дорожное движение Ориентировка в пределах ближайшей к детскому саду местности Работа ГИБДД Дорога из дома в детский сад Дорожные знаки (предупреждающие запрещающие, указательные) Культура поведения на улице и в общественном транспорте
Формирование предпосылок экологического сознания Правила поведения на природе Красная книга и ее представители Явления природы (гроза, гром, молния, радуга, ураган) Правила поведения в этих условиях - Первая помощь при ушибах и укусах
Этапы освоения правил безопасности жизнедеятельности Заинтересовать детей, уточнить знания, которые у них имеются Вводить правила ОБЖ в жизнь детей, показать необходимость их соблюдения Развивать осознанное овладение реальными практическими действиями , тренировать дошкольников в умении применять эти правила
УСЛОВИЯ Систематичность, последовательность образовательной работы по проблеме Активная позиция ребенка Игровая форма передачи информации Эмоциональная включенность ребенка в действие Предметно-развивающая среда Взаимодействие с социумом Сотрудничество с родителями
Уровни сформированности представлений о правилах безопасности жизнедеятельности Знания ребенка о правилах безопасности жизнедеятельности Отношение понимания ребенком необходимости соблюдения правил безопасности жизнедеятельности Умение действовать в процессе контакта с потенциально опасными предметами, в экстремальных ситуациях
О правилах безопасности дорожного движения Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности Формирование предпосылок экологического сознания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей «Формирование у дошкольников познавательного интереса к истории и культуре Кубани»воспитатель Сахно Н.И. МБДОУ №41 «Подснежник» ст.Анапская
Цель: Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросу формирования у дошкольников познавательного интереса к истории и культуре Кубани. Материал: слайды...
Семинар – практикум для воспитателей ДОУ «Воспитатель и родитель:диалог или монолог?»
Семинар – практикум для воспитателей ДОУ...
Семинар - практикум для воспитателей "Причины и способы разрешения конфликтов между воспитателем и родителями воспитанников"
В материале представлены способы выработки умений у воспитателей позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать конфликтные ситуации в процессе взаимодейст...
Семинар-практикум для воспитателей семейных групп по теме «Проведение тематических занятий воспитателями групп семейного воспитания.» Перспективный план развивающих занятий по лексическим темам.
Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько ...
семинар-практикум для воспитателей "применение артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя"
очень важно, прежде чем использовать артикуляционную и дыхательную гимнастики в своей работе, изучить все методические рекомендации и требования, чтобы не навредить!...
Семинар-практикум для воспитателей "Работа ДОУ по правовому воспитанию". Организация работы с воспитателями и родителями ДОУ по правовому воспитанию старших дошкольников.
Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать защита прав ребёнка, в первую очередь, защита права на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию при...
Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ
Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...