Лекция на тему: "Развитие личной гигиены у детей младшей группы"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Сазонова Ольга Сергеевна

Данный материал позволит воспитателю грамотно спланировать занятия по развитию личной гигиены у детей младшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_lichnoy_gigieny_u_detey_mladshey_gruppy.docx28.79 КБ

Предварительный просмотр:

Сентябрь

                                                               Комплекс№1.

1 – я неделя

Навыки личной гигиены.

Программное содержание: Учить самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

2 –я неделя

Самообслуживание.

Программное содержание: Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.

Чтение отрывка К. Чуковского «Федорино горе».

Д/игра «Одень Машу на прогулку».

3 – я неделя

Навыки культурной еды.

Программное содержание: Совершенствовать навыки аккуратной еды: Пищу брать по немногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно.

4 – я неделя

Воспитание навыков культурного поведения.

Программное содержание: Продолжать учить детей быть приветливыми со взрослыми, сверстниками, здороваться, прощаться. Обращаться к младшему воспитателю, воспитателю, заведующему, медицинскому работнику и другим работникам детского сада по имени и отчеству.

Октябрь

Комплекс№2.

1 – я неделя

Навыки личной гигиены.

Программное содержание: Учить мыть руки правильно: не разбрызгивать воду, насухо вытирать руки.

Заучивание потешек.

«Умой моё личико……..»

2 – я неделя

Самообслуживание.

Программное содержание: Учить детей пользоваться расческой, носовым платком.

Сюжетно – ролевая игра «Парикмахерская»

3 - неделя

Навыки культурной еды.

Программное содержание: Учить детей правильно пользоваться столовыми приборами ( ложкой, вилкой , ножом), салфеткой, полоскать рот после еды.

Загадывание загадок:

1. Три поросенка один хвост (Вилка)

2. Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)

3. Будь то суп или картошка, для обеда нужна (Ложка)

4. Если заточен все легко он режет очень – хлеб, картошку, свеклу, рыбу, яблоки и масло (Нож)

Ноябрь

Комплекс№3.

1 - неделя

Навыки личной гигиены.

Программное содержание: Закреплять умения пользоваться полотенцем, вешать его на свое место. Учить детей как нужно правильно чистить зубы.

Чтение стихотворения Н. Найденова « Наши полотенца».

Беседа «Заболели зубы» (кариес)

2 - неделя

Самообслуживание.

Программное содержание: Закрепить умения порядка одевания и раздевания.

Загадывание загадки.

Кто мы? В ясный день сидим мы дома. Дождь идет – у нас работа: топать, шуметь по болотам. (Резиновые сапоги)

3 -неделя

Навыки культурной еды.

Программное содержание: Продолжать закреплять спокойно сидеть за столом, соблюдая правильную позу.

Заучивать потешку «У нас много ребят, все по стульчикам сидят, кашу маслену едят.»

4 - неделя

Воспитание навыков культурного поведения.

Программное содержание: Воспитывать умения бережно относиться к игрушкам, вещам, по назначению пользоваться ими, убирать на место, замечать поломанную игрушку, попросить взрослого починить ее.

Ручной труд в книжном уголке (ремонт книги альбомов.).

Потешка «Ну теперь за дело дружно, убирать игрушки друж

Декабрь

Комплекс№4.

1 - неделя

Навыки личной гигиены.

Программное содержание: Учить детей правильно пользоваться туалетной бумагой, отрывать столько, сколько нужно. И не забывать мыть руки после туалета с мылом.

Чтение произведения К. Чуковского «Мойдодыр».

2 - неделя

Самообслуживание.

Программное содержание: Научить детей после сна опрятно убирать постель, ровно уложить подушку, аккуратно накрывать одеялом.

Повторить потешки « Рано в кровать», « Спать пора», « Все спят».

3- неделя

Навыки культурной еды.

Программное содержание: Продолжать учить детей аккуратно кушать, пользоваться салфеткой после еды. После обеда благодарить.

Чтение сказки «Колобок».

4 - неделя

Воспитание навыков культурного поведения.

Программное содержание: Учить детей с уважением заботливо относиться к труду взрослых. Прививать желание охотно выполнять поручения, просьбу взрослого.

Беседа «Профессия моих родителей» ( с детьми).

Чтение произведения И. Токмаковой «Кем быт

Январь

Комплекс№5.

1 - неделя

Навыки личной гигиены.

Программное содержание: Обращать внимание на качественное мытье рук.

Чтение произведения «Девочка – чумазая».

Повторить потешки, пословицы.

2 - неделя

Самообслуживание.

Программное содержание: Продолжать учить детей аккуратно складывать перед сном.

Дидактическая игра «Уложи куклу Машу спать».

3 -неделя

Навыки культурной еды.

Программное содержание: Обращать внимание, как дети относятся к хлебу (повторить им, что хлеб не крошить , не бросать на пол.)

Разучить пословицу « Когда хлеба нет.»

Дидактическая игра «Угости друзей»

4 - неделя

Воспитание навыков культурного поведения.

Программное содержание: Приучать соблюдать элементарные правила в раздевательной, умывательной комнатах.

Раз, два, три , четыре, пять, собираемся гулять.(Заучить пословицу – пот

Февраль

Комплекс№6.

1 - неделя

Навыки личной гигиены.

Программное содержание: Повторить с детьми последовательность мытья рук. Воспитывать у детей аккуратность.

Дидактическая игра «Научим Машу правильно мыть руки».

2 - неделя

Самообслуживание.

Программное содержание: Учить детей оказывать друг другу помощь (одеваться, завязывать шарфы, шнурки, застегивать пуговицы).

Провести занятие «Оденемся на прогулку».

3 -неделя

Навыки культурной еды.

Программное содержание: Продолжать учить детей пользоваться вилками. Выходя из-за стола тихо задвигать стул и благодарить взрослого.

Дидактическая игра «Усади гостей застол».

4 -неделя

Воспитание навыков культурного поведения.

Программное содержание: Учить детей вести себя в соответствии с правилами поведения в общественных местах: вести себя сдержанно, не привлекать излишнего внимания, разговаривать негромко.

Март

Комплекс№7.

1 - неделя

Навыки личной гигиены.

Программное содержание: Закрепить знания детей о правилах (последовательности) мытья рук, знания своего полотенца.

Повторить пословицы и поговорки.

2 - неделя

Самообслуживание.

Программное содержание: Приучить детей полоскать рот после еды (после обеда), следить за ногтями.

3 -неделя

Навыки культурной еды.

Программное содержание: Обратить внимание, как чисто на столе, воспитывать опрятность.

4 - неделя

Воспитание навыков культурного поведения.

Программное содержание: Соблюдать элементарные правила поведения на улице: вести себя спокойно, не кричать, не мешать окружающим.

Чтение стихотворения Е. Благинина «Посидим в тишине».

Апрель

Комплекс№8.

1 - неделя

Навыки личной гигиены.

Программное содержание: Продолжать учить детей следить за опрятностью одежды (рубаха заправлена в шорты, сандалии застегнуты).

Чтение произведения В. Маяковский «Что такое хорошо..»

Потешки, стихи.

2 - неделя

Самообслуживание.

Программное содержание: Учить детей играть в уголках дружно, после игры убирать игрушки на место. Прибираться в своих уголках.

3 -неделя

Навыки культурной еды.

Программное содержание: Закрепить навыки культурного поведения за столом, не класть локти на стол, бесшумно пить и кушать, пережевывать пищу с закрытым ртом.

4 - неделя

Воспитание навыков культурного поведения.

Программное содержание: Продолжать учить детей первыми здороваться со взрослыми. Соблюдать в группе порядок и чистоту.

Дидактическая игра «Самая лучшая хозяйка».

Потешки:

1. Это Оленьке известно, что взяла клади на место.

2. Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Вовочка хороший! Вовочка пригожий!

Май

Комплекс№9.

1 - неделя

Навыки личной гигиены.

Программное содержание: Проверить знания детей о предметах личной гигиены и их назначение.

Показ кукольного театра «Мойдодыр».

2 - неделя

Самообслуживание.

Программное содержание: Учить детей следить за внешним видом и поддерживать порядок в группе.

Показ игры – упражнения «Каждой вещи свое место».

3 -неделя

Навыки культурной еды.

Программное содержание: Продолжать учить детей пользоваться столовыми приборами (учить правильно держать вилку).

Занятие «Накрой стол к обеду».

Загадки.

4 - неделя

Воспитание навыков культурного поведения.

Программное содержание: Продолжать учить детей вежливо обращаться с просьбой к окружающим, благодарить за оказанную услугу.

Повтор потешек.

СЕНТЯБРЬ

                                                 Комплекс№1.

1 неделя.

Напомнить детям о необходимости здороваться, приходя в группу и

прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и

отчеству.

2 неделя.

На занятии по развитию речи закрепить знакомые правила поведения

в общественных местах. Организовать игру «В магазине игрушек».

3 неделя.

После игры побеседовать с детьми о том, как они выполняли

знакомые им правила:

- сам игрушкой поиграл и дал своему товарищу поиграть;

- не бери игрушки без спроса у своего товарища;

- играть нужно дружно, не сорясь.

4 неделя.

Во время прогулки побеседовать с детьми о бережном отношении к

окружающей природе. Прочитать стихотворение А. Бабоджан «Не обижайте

муравья». Обратить внимание на то, какой маленький муравей по сравнению

с детьми, а какой он трудолюбивый и заботливый.

ОКТЯБРЬ

Комплекс№2.

1 неделя.

Утром понаблюдать, как дети, придя в детский сад, включаются в

жизнь группы, чем начинают заниматься. Повторить с детьми правило

«Дружно играть – это, значит, делиться игрушками, вежливо их просить,

договариваться о совместной игре».

2 неделя.

Побеседовать с детьми о бережном отношению к игрушкам.

Организовать игру «Устроим кукле комнату». Привлечь родителей к

изготовлению декораций, мебели, предметов обихода.

3 неделя.

Предложить детям альбом для рассматривания «Осень». Поговорить о

красоте родной природы. Выучить некоторые правила поведения в лесу:

- нельзя ломать деревья и кустарники;

- нельзя громко кричать в лесу;

- нельзя разорять птичьи гнезда.

4 неделя.

На занятии по развитию речи побеседовать о чутком отношению к

матери: «Чем можно порадовать маму?». Прочитать сказку из сборника

«Маленький котенок». Обратить внимание на то, как огорчалась мама, когда

котенок не хотел убирать игрушки после игры.

 НОЯБРЬ

Комплекс№3.

1 неделя.

Побеседовать с детьми по картине Е. Батуриной «Играем в поезд».

Обратить внимание на то, как дружно играют дети. «Нравится ли мальчику

быть регулировщиком?». «Как вы думаете, весело играть детям или они

сорятся?», «Хотели бы вы поиграть в такую игру?».

2 неделя.

После возвращения с прогулки обратить внимание на то, как дети

складывают вещи в шкафчиках. Закреплять навыки бережного отношения к

вещам. Повторить правило «Каждой вещи – свое место».

3 неделя.

Рассмотреть иллюстрации к книге В. Маяковского «Что такое хорошо

и что такое плохо». Поговорить о хороших и плохих поступках. Уточнить,

что в группе нет плохих детей, что детей всех любят. Продолжать работу по

формированию образа Я.

4 неделя.

Организовать хозяйственно – бытовой труд в природе. Поручить

собрать веточки, опавшие листочки. Рассказать, как надо оберегать растения

зимой. Формировать ответственное отношение к порученному делу.

 ДЕКАБРЬ

Комплекс№4.

1 неделя.

Работа с дежурными по столовой. Учить правильно и красиво

сервировать столы. Побеседовать о том, как они кушают дома, какие

вежливые слова можно говорить за столом и как обращаться друг к другу.

Во вторую половину дня организовать игру «Накроем стол для куклы

Даши». Поощрять детей к правильной и красивой сервировке стола.

2 неделя.

Организовать игру – инсценировку «Машины-подарки». Кукла Маша

решила подарить детям игрушки после того, как они отгадают загадку об

игрушке и назовут вежливые слова, какие знают.

3 неделя.

Провести занятие по развитию речи на тему «У нас в гостях

бабушка». Воспитывать любовь к бабушке, уважение к ее повседневному

труду.

Во вторую половину дня показать кукольный театр «Ножки не идут».

4 неделя.

Напомнить о доброжелательных взаимоотношениях детей в играх и в

повседневной жизни. Учить детей сочувствовать обиженным и выражать

несогласие с действиями обидчика. Прочитать сказку Бр. Гримм «Бременские

музыканты», обратить внимание на дружбу зверей.

 ЯНВАРЬ

Комплекс№5.

1 неделя.

Организовать игру- инсценировку «Не забывай о товарищах» и с

помощью куклы дать оценку негативного поступка. Закрепить представление

о культурном обращении друг к другу.

2 неделя

Провести беседу на тему «Мы в гостях» Предложить детям

запомнить некоторые правила поведения:

- придя в гости, надо вежливо поздороваться, раздеться и привести

себя в порядок;

- разговаривать надо спокойно, не кричать и не вскакивать со стула;

- не говорить с полным ртом;

- не забыть поблагодарить хозяев за вкусное угощение.

3 неделя.

Провести экскурсию к светофору. Использовать стихотворение

Г.Георгиевой «Светофор». Учить выполнять правила поведения на улице.

Во вторую половину дня закрепить полученные на прогулке знания с

помощью игры-инсценировки «Шарик – пешеход».

4 неделя.

Утром побеседовать с детьми о том, как они собираются в садик,

одеваются ли они самостоятельно или ищут свои вещи по всему дому,

самостоятельно умываются и расчесываются. Прочитать отрывок из сказки

К. Чуковского «Мойдодыр».

ФЕВРАЛЬ

Комплекс№6.

1 неделя.

Прочитать стихотворение В. Лифшица «Мяч и Петя». Побеседовать

по содержанию:

-почему мяч ускакал от Пети?

- правильно ли поступили ребята, которых обидел Петя?

- как вы поступите, если у вас попросят игрушку?

- почему Пете стало совестно?

2 неделя.

Индивидуальная беседа на тему «Можно ли обижать девочек и

малышей?» Вспомнить иллюстрации к книге В.Маяковского «Что такое

хорошо и что такое плохо».

Во вторую половину дня показать кукольный театр «Кошкин дом».

Обратить внимание на котят, которые пустили кошку пожить к ним в дом,

когда у кошки случилась беда.

3 неделя.

Провести занятие по развитию речи на тему « Мой папа - лучше

всех». Воспитывать любовь и уважение к родителям.

Во вторую половину дня изготовить подарок папе ко Дню Защитника

Отечества.

4 неделя

Перед сном обратить внимание, кто из детей аккуратно складывает

вещи на стульчике, выяснить все ли дети самостоятельно раздеваются и

одеваются. Воспитывать у детей стремление к самостоятельности и

опрятности.

 МАРТ

Комплекс№7.

1 неделя.

Побеседовать с детьми о том, как они помогают дома. Привести

примеры добрых дел.

Во вторую половину дня изготовить подарки – сувениры для мам и

бабушек.

2 неделя.

Во время завтрака (обеда) обратить внимание детей на бережное

отношение к хлебу. Выучить правило «Не кроши хлеб и никогда не бросай

его на пол». Отметить детей, которые аккуратно едят за столом.

Во вторую половину дня организовать игровое упражнение «Мы

едим». Воспитывать культуру поведения за столом.

3 неделя.

На занятии провести беседу на тему «Волшебные слова – наши

верные друзья». Закрепить представления детей о том, что «волшебные»

слова помогают человеку, вызывают у него добрые чувства.

Во время игр проследить за поведением детей, их умением

договариваться о совместной игре

4 неделя.

Во вторую половину предложить для просмотра мультфильм «Кот

Леапольд». Обратить внимание на действия Кота и Мышей. Побеседовать о

доброжелательном отношении друг к другу.

 АПРЕЛЬ

Комплекс№8

1 неделя.

Предложить альбом «Весна». Обратить внимание на красоту

природы, на ее пробуждение. Уточнить правила поведения детей в природе,

добавить еще правила:

- на природе нельзя мусорить, бросать бумажки и рвать цветы.

- нельзя топтать насекомых.

2 неделя.

Прочитать рассказ К.Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно».

Побеседовать по содержанию.

- отчего детям стало скучно?

- почему они поссорились?

- дружно ли вы играете со своими братьями и сестрами?

- с кем вы бы хотели поиграть?

3 неделя.

Организовать игровое упражнение «Умоем куклу Таню».

Воспитывать потребность умываться, формировать навыки аккуратности и

самостоятельности.

Во вторую половину организовать игру «Письма доброго сказочника».

Раскрыть детям значение слов «можно», «нельзя», «надо». На конкретном

примере формировать личное отношение ребенка к соблюдению или

нарушению моральных норм.

4 неделя.

Предложить рассмотреть иллюстрацию «На зарядку». Обратить

внимание на ребенка, который спрятался за дерево и не хочет умываться».

Прочитать отрывок из сказки К. Чуковского «Федорино горе».

 МАЙ

Комплекс№9.

1 неделя.

С помощью родителей изготовить фотоальбом, раскрывающий

содержание навыков культуры поведения в различных ситуациях. Альбом

используется для закрепления навыков и для индивидуальной работы.

2 неделя.

Обратить внимание на сотрудников, работающих в детском саду;

организовать экскурсии на прачечную, в медицинский кабинет, на кухню. Во

время экскурсий называть сотрудников по имени и отчеству, объяснить, чем

они занимаются, воспитывать уважение к труду взрослых.

Во вторую половину дня организовать игру – драматизацию «К нам в

группу пришли гости». Учить детей вежливо обращаться к взрослым, не

вмешиваться в разговор, предложить присесть на стул.

3 неделя.

Провести занятие на тему «Наша группа». Формировать чувство

товарищества, желание участвовать в делах группы, убирать игрушки после

игры на свое место, воспитывать чувство привязанности к сверстникам.

4 неделя.

Провести развлечение «Мишка – Топтыжка учит правила». Закрепить

с помощью игрушек правила поведения, знакомые детям. Прочитать

стихотворение В. Орлова «Про маленького мишку – упрямого сынишку»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по правилам личной гигиены для детей младшей группы в игровой форме «Помогаем мыться кукле Кате»

Очень важно с рвннего возраста прививать ребёнку культурно-гигиенические навыки. Работа в этом направлении должна проводиться совместно с родителями, чтобы ребёнок не только в саду, но и дома приучалс...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по теме \'\'Предметы личной гигиены\'\' во второй младшей группе .\'\' Мы купаем Ванечку\'\'

Целью занятия является знакомство детей с предметами личной гигиены.Воспитатель читает ребятам сказку К.Чуковского \'\'Мойдодыр\'\' про мальчика, от которого сбегали все вещи, из-за того, что он грязнуля....

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по теме \'\'Предметы личной гигиены\'\' во второй младшей группе .\'\' Мы купаем Ванечку\'\'

Целью занятия является знакомство детей с предметами личной гигиены.Воспитатель читает ребятам сказку К.Чуковского \'\'Мойдодыр\'\' про мальчика, от которого сбегали все вещи, из-за того, что он грязнуля....

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по теме \'\'Предметы личной гигиены\'\' во второй младшей группе .\'\' Мы купаем Ванечку\'\'

Целью занятия является знакомство детей с предметами личной гигиены.Воспитатель читает ребятам сказку К.Чуковского \'\'Мойдодыр\'\' про мальчика, от которого сбегали все вещи, из-за того, что он грязнуля....

Конспект НОД по формированию навыков личной гигиены в 1 младшей группе "Чистота - залог здоровья"

Формирование у детей навыков личной гигиеныОбучать детей приемам здорового образа жизниВоспитывать у детей чувство опрятности и аккуратности, закреплять культурно-гигиенические навыкиРазвивать память,...

«ТЕХНОЛОГИЯ «ТРЕНИНГ ЧИСТОТЫ» КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

В современных условиях важно обеспечить формирование положительного отношения детей к здоровому образу жизни, воспитывать потребность заботиться о своем здоровье. Использование инновационной технологи...