Консультация для педагогов "Организация физкультурного занятия на улице"
консультация на тему
О необходимости проведения физкультурного занятия на улице,время проведения, форма, методы и приемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
физкультурное занятие на улице | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №9» НМР РТ
Консультация для воспитателей
«Организация третьего физкультурного занятия на спортивной
площадке детского сада»
Подготовила:
Ст.воспитатель МБДОУ№ 9
Никитина Н.Н.
Республика Татарстан
Г.Нижнекамск
2018г.
Важнейшей задачей приобщения дошкольников к физической культуре является формирование у них правильных двигательных умений и навыков. Правильно выполняемые движения обеспечивают положительное влияние на работу органов и систем, увеличивают физическую нагрузку на организм, создают базу для овладения более сложными физическими упражнениями, приучают к определенному напряжению при выполнении двигательных действий.
При проведении занятий на открытом воздухе дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Многократное повторение упражнений и подвижных игр в условиях большого пространства в теплое и холодное время года способствует более прочному закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств (силы, выносливости, гибкости, ловкости…).
Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе обеспечивает выполнение одной из главных задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, ЦНС) и закаливание организма ребенка (укрепление здоровья).
Методика проведения физкультурного занятия на улице:
Структура каждого третьего занятия является общепринятой и строится по схеме:
1. вводная часть (мл возраст 2-3 мин; средний возраст 3-4 мин., старший дошк. возраст 4-6 мин.)
2. основная часть (мл возраст 12-15 мин; средний возраст 12-15 мин., старший дошк. возраст 18 – 25 мин.)
3. заключительная часть (мл возраст 2-3мин; средний возраст 3-4 мин., старший дошк. возраст 3-4 мин.)
Первая часть должна ввести организм детей в состояние подготовленности к основной, второй части, предлагает несложные задания в ходьбе, беге, комбинации с различными заданиями, которые выполняются по заданию воспитателя.
Вторая часть включает игровые упражнения с использованием прыжков, бега, метания, лазанья и т. д. Организация, при которой дети разделяются на большее количество групп (команд), позволяет увеличить двигательную активность, обеспечить разнообразие и повысить интерес к выполняемым упражнениям. К тому же в этих упражнениях присутствует элемент соревнования между детьми и группами одновременно (старший возраст).
Третья, заключительная часть занятия на свежем воздухе небольшая по объему; в ней проводятся игры и игровые упражнения малой интенсивности, способствующие постепенному снижению двигательной активности, приближающейся к исходному уровню.
На занятиях, проводимых на свежем воздухе, обучение основным видам движений строится посредством игровых упражнений в беге, прыжках, метании, с использованием игр с элементами спорта и подвижных игр.
В холодное время года большое внимание следует уделить эстафетам: при проведении которых дети оживлены, находятся в движении, подпрыгивают, хлопают в ладоши, подбадривают товарищей; задания в эстафетах должны быть знакомы детям, выполняются быстро и не ждут долго своей очереди.
В весенне – летний период, когда одежда не стесняет движения детей, воспитатель по своему усмотрению может включить в занятие упражнения общеразвивающего характера без предметов и с различным инвентарем.
В условиях продолжительной зимы можно увеличить количество занятий с использованием упражнений на санках, лыжах и т. д.
При проведении занятия на открытом воздухе главное – четко и правильно организовать детей. При этом возможны варианты, например:
- Дети одновременно выполняют (фронтальный способ) игровые упражнения в шеренге (перебрасывание мячей, прокатывание обручей), затем разделяются на пары (в играх с мячом, играх с элементами спорта (бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей));
- Дети разделяются на подгруппы, при этом одна подгруппа занимается под руководством воспитателя, а другая самостоятельно выполняет подряд два или три упражнения, затем дети меняются местами;
- Дети разделяются на 3-4- группы, каждой группе предлагается задание, по условному сигналу происходит смена мест и заданий.
- Малоподвижных ребят, воспитателю необходимо активизировать, назначать ведущими в подвижных играх, напоминать, что надо бегать, а не стоять во время игр и выполнения упражнений.
- Детям после заболевания даются меньшие нагрузки (различные виды ходьбы, игры меньшей подвижности …). Так же ребята могут помогать в раздаче пособий, смотреть за правильностью выполнений упражнений и правил игр, и в конце занятий давать оценку своим одногруппникам (старший возраст).
При проведении подвижных игр, эстафет важно соблюдать меры по предупреждению травматизма: сохранять расстояние между детьми во время бега, прыжков; переносить пособия, привлекая к этому достаточное количество ребят и т. д.
Продолжительность занятий на прогулке зависит от климатических и погодных условий. Провести физкультурное занятие на свежем воздухе можно непосредственно перед прогулкой, затем переодеть и продолжить прогулку или же провести занятие в конце прогулки.
При проведении физкультурных занятий на улице, педагогам необходимо осуществлять контроль за признаками утомления детей.
Внешние признаки утомления
Наблюдаемые признаки и состояния ребенка | Степень выраженности утомления | ||
Небольшая | Средняя | Высокая | |
Цвет лица, шеи, выражение | Легкое покраснение лица, выражение спокойное | Значительное покраснение лица, выражение напряженное | Появление бледного носогубного треугольника, побледнение кожных покровов |
Потоотделение на лице | Незначительное | Выраженное | Резко выраженное |
Дыхание | Несколько учащенное, ровное | Резко учащенное | Одышка |
Движения | Бодрые, задания выполняются с точной амплитудой и направлением | Неуверенные, нечеткие, появляются дополнительные движения.У некоторых детей – двигательное возбуждение,у других –заторможенность. | Выраженный тремор конечностей, отказ от выполнения упражнений |
Самочувствие | Хорошее, жалоб нет | Жалобы на усталость, прекращение двигательной активности | Заторможенность, выраженная усталость или ярко выраженная возбудимость |
Примерный список пособий, необходимых для проведения физкультурных занятий на спортивной площадке:
Мячи
Ограничители (веревки, скакалки и др.)
Ленты
Шишки, желуди, листья
Обручи
Маски – шапочки (сюжетные)
Спортивное оборудование площадки
Карточки, значки или эмблемы (для проведения эстафет)
Флажки
Примерные физкультурные занятия на спортивной площадке.
Младший возраст
Место проведения: спортивная площадка, на углах ограничители (кубики, кегли)
Пособия: кубики разных цветов, веревка, шишки по 2 на каждого, зонтик.
I часть: легкий бег – 20-30сек.
энергичная ходьба – 1 круг
легкий бег – 20-30 сек.
ходьба на носочках, руки в стороны, сжимают и разжимают кулачки – 1 круг.
или
Игра «Все к кубику»
На разных сторонах площадки стоят разного цвета кубики. По сигналу педагога «Бежим к красному кубику» дети бегут к кубику и строятся друг за другом. Затем дети расходятся по всей площадке в рассыпную (можно добавить задания для рук). По сигналу «Бежим к синему кубику» дети перебегают в сторону синего кубика и строятся друг за другом.
II часть:
Игровое упражнение «Кто дальше бросит»
Метание шишек, желудей вдаль.
Дети встают около ограничителя (полоска на земле, веревка, скакалка и др.). в руках у каждого шишки или желуди. По команде воспитателя дети метают вдаль шишки, сначала правой, затем левой рукой. Бегут, забирают шишки и возвращаются на свое место. 2 – 3 раза.
Игра «По ровненькой дорожке» (прыжок)
На земле чертится круг (d= 5 м).
III часть:
Игра «Солнышко и дождик»
(в ср.гр. может быть ловишка - «дождик»)
У воспитателя в руках зонтик, все дети стоят под зонтиком. Воспитатель «Дождик кончился, идем гулять». Дети бегают в рассыпную, прыгают, кружатся и др. по сигналу воспитателя «Дождик!» все бегут под зонтик.
2- 3 раза.
Дети идут за воспитателем, друг за другом вокруг спортивной площадки.
Старший возраст
Место проведения: спортивная площадка, на углах ограничители (кубики, кегли)
Пособия: листья, обручи, «осенний букет»
I часть: ходьба по кругу широким шагом (перешагивая, через опавшие листья)
бег (не наступая на листья)
повторить 2 раза с изменением направления.
Игра на внимание: «Соберись – разойдись»
Дети стоят в колонне друг за другом. По команде «Разойдись» разбегаются в рассыпную, по команде «Соберись» встают на свое место. (можно и.п. – парами). Воспитатель при этом меняет место положения, где нужно построиться.
II часть:
Полоса препятствий:
- пролезть через гимн. стенку боком
- пройти по буму
- прыжки из обруча в обруч (или нарисованные на земле)
2 – 3 кругу (можно темп ускорять)
Игра «Выше ноги от земли» 2 – 3 раза
III часть:
И.М.П. «Найди осенний букет»
Воспитатель заранее прячет «осенний букет». Дети ищут его по всей площадке, кто находит сообщает на ушко воспитателю.
или
«Фрукт – овощ» с мячом
Дети стоят в кругу. Воспитатель говорит: «Овощ» и бросает мяч, ребенок «Тыква» и бросает обратно мяч воспитателю.
Литература:
Фролов В.Г., Юрко Г.П. «Физкультурные занятия на воздухе» - М., 1983.
Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» - М., 2014
Пензулаева Л. И. «Физическая культура в детском саду» - М., 2012
Тематическое планирование в ДОУ , под ред. М.А. Васильевой, В.Г.Гербовой, Т.С.Комаровой. – Волгоград, 2011г.
Полтавцева Н.В., Гордова Н.А. «Физическая культура в дошкольном детстве» - М., 2005.
Адашкявич Э.Й. «Спортивные игры и упражнения в детском саду» - М., 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование третьего физкультурного занятия на улице в средней группе
Планирование третьего физкультурного занятия на улице в средней группе...
Планирование третьего физкультурного занятия на улице в старшей группе
Планирование третьего физкультурного занятия на улице в старшей группе,рекомендации для воспитателей...
Физкультурные занятия на улице по Пензулаевой Л.И.
Подробные конспекты физкультурных занятий на улице с сентября по май...
Консультация для воспитателей "Физкультурные занятия на улице"
Значение, польза, организация физкультуры на открытом воздухе....
Консультация для воспитателей: «Методика проведения физкультурных занятий на улице в разных возрастных группах»
Консультация для воспитателей: «Методика проведения физкультурных занятий на улице в разных возрастных группах»...
Консультация для воспитателей: «Методика проведения физкультурных занятий на улице в разных возрастных группах»
Консультация для воспитателей: «Методика проведения физкультурных занятий на улице в разных возрастных группах»...
Консультация для воспитателей "Физкультурные занятия на улице"
Консультация для воспитателей...