Статья на тему: «ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ»
статья (младшая группа) на тему
В соответствии с периодизацией , принятой в отечественной психологии, дошкольным детством считается период с 3-х до 7-ми лет. Предшествует ему период младенчества от 0 до 1-го года и раннего возроста от 1-го года до 3-х лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihicheskoe_razvitie_detey_2-3let.statya.docx | 65 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 комбинированного вида
Московского района Санкт-Петербурга
Статья на тему:
«ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ»
Подготовила воспитатель
Ладилова Вера Алексеевна
Санкт-Петербург
2018
Основной способ познания ребенком окружающего мира – метод проб и ошибок, поэтому дети очень любят разбирать игрушки.
Важнейшей способностью, формирующейся к 3-м годам, становится способность к постановке какой – либо цели в играх и поведении. В связи с тем, что внимание, восприятие и память ребенка непроизвольны, он не может сразу прекратить что-то делать или выполнить сразу несколько действий. Узнать и запомнить он может только то, что ему понравилось или запомнилось «само по себе».
Особый интерес представляет интеллектуальное и познавательное развитие маленьких детей. Вспомним, что они овладевают речью за какие-нибудь 2-3 года. В год ребенок произносит примерно 10 слов, в 2 года -200-400, а к 3 годам в его активном словаре уже 1500 и более слов. Ребенок познает грамматический строй языка, от простых предложений переходит к сложным, в том числе к сложноподчиненным. Он употребляет слова, обозначающие не только предметы и действия, но и признаки предметов, их количество и т.д. Значительные изменения происходят и в мышлении: дети начинают решать несложные практические задачи, порой проявляя завидную смекалку.
Было бы ошибкой предполагать, что все это приходит к ребенку спонтанно, само собой.
Чтобы он развивался, необходимо общение с взрослым, который способствует формированию мышления и речи, развитию познавательной активности.
Усилия взрослого попадают на благоприятную почву, потому что именно в ранние годы происходит интенсивное развитие мозга, т.е. увеличение мозгового вещества. Такого не будет ни в один последующий период жизни. Так, например, к семи месяцам после рождения мозг ребенка увеличивается в два раза, к полутора годам – в три раза, а к трем годам составляет уже три четверти массы мозга взрослого. И происходит это под влиянием окружающей среды и развивающего общения. Не случайно ранние годы называют сензитивным периодом развития, когда закладываются основы интеллекта и мышления, высокой умственной активности во взрослом состоянии. Именно поэтому ранний возраст – важнейший стартовый период жизни человека.
Вместе с тем следует признать, что педагогика раннего детства требует специальных знаний, методов и подходов, необходимых для реализации задач развития и воспитания самых маленьких. Необходимо знать, что в первые годы жизни ребенок живет по особым психическим законам и познание окружающего мира, развитие речи, формирование мышления имеют свои специфические особенности. Известно: чем меньше ребенок, тем больше он отличается от взрослого в физическом и психическом отношении.
В ранний период жизни ведущим видом деятельности ребенка является предметная деятельность. Именно она оказывает наибольшее влияние на его развитие, поэтому и называется ведущей.
На первый взгляд примитивные действия, которыми занят ребенок (бросает кубики, что-то строит из них, пытается большой шарик втолкнуть в малое отверстие, высыпает песок из ведра и т. д), имеют исключительное значение для его интеллектуального развития. Благодаря этим действиям, ребенок познает свойства предметов ( большой-маленький, твердый-мягкий, легкий-тяжелый), их количество ( один, много, мало), форму (шар, куб, круг). Он узнает, что предмет не может одновременно обладать взаимоисключающими свойствами( например: быть сухим и мокрым), что свойства его относительны: большой мяч «становится» маленьким , если его сравнивать с еще большим. Так происходит накопление чувственного опыта, который ребенок еще не может выразить словами, но он практически осваивает окружающую его действительность, и это очень важно.
Следовательно, понимание и освоение мира происходят сначала через решение практических и – позднее – логических задач, и эта последовательность объективна: человек не сразу овладевает высшими формами мышления.
У 2-3 –летних детей анализ, синтез, сравнение и другие мыслительные операции еще неотделимы от практических действий с предметом, с реальным расчленением его на части и соединением элементов в одно целое и т.д.
В раннем детстве мышление носит наглядно-действенный характер, но постепенно формируется наглядно-образное мышление, свойственное дошкольному периоду детства, а затем – отвлеченное, логическое. При этом ранние формы мышления не исчезают, а как бы свертываются, но в нужный момент взрослый извлекает их из глубин своего сознания.
Какова связь между развитием речи и мышлением ребенка? В раннем возрасте, на 2-3 году жизни наблюдаются большие индивидуальные различия в освоении речи: одни начинают говорить рано, при этом четко произносят слова; другие хорошо понимают речь, но сами говорят мало. Постепенно – в процессе роста ребенка и его развития – эти различия сглаживаются. Свою роль играют и специальные занятия по развитию речи.
Речь – это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом при посредстве родного языка.
Важно различать понимание речи (пассивный словарь) и произнесение слов – активная речь (активный словарь). Понимание речи приходит раньше активного ее освоения.
Пассивный словарь всегда значительно шире, чем активный.
Задачами первых лет жизни являются расширение понимания речи взрослых и формирование активного словаря ребенка. Это важно, потому что в процессе речевого общения ребенок, как и взрослый, обогащает свои знания не только путем индивидуального практического опыта, но и путем усвоения общественного опыта, накопленного многими поколениями. Итак, речь имеет прямое отношение к познавательному развитию: с ее помощью ребенку сообщаются определенные знания, передаются умения и навыки. Как считают психологи, ребенок присваивает общественно-исторический опыт человечества, «застывший» в предметах материальной и духовной культуры, а речь, родной язык относятся к элементам духовной культуры.
Речь не только служит познанию, но и является необходимым средством, орудием человеческого мышления. Человек мыслит словами, произнося их громко или про себя (внешняя и внутренняя речь).
Первые обобщения ребенок начинает делать по несущественным признакам. Так, например, все мягкое – это «киса» (кошка), а все круглое – «лябико» (яблоко).
Овладение обобщениями по существенным признакам на 2-3 году жизни является необходимым условием развития мышления и интеллектуальной компетентности этого возраста.
Интеллектуальная компетентность ребенка 2-3 лет выражается прежде всего в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления (замещения) и осмысленной предметной деятельности. Развитие символической функции опирается на опыт использования выразительных жестов, предметов – заместителей (например, вместо «мыла» - кубик, вместо «градусника» - высохший фломастер и т.д.), картинок (замещающих реальный предмет) и языковых знаков в игре и общении. В практической деятельности на занятиях и в игре малыш познает свойства предметов (цвет, форма, величина, фактура, масса, положение в пространстве, строение – целое и часть его), опираясь на зрительное восприятие и накопившийся опыт их использования. Он активно интересуется окружающим его миром, задает вопросы, из рассказов взрослого узнает новое о явлениях, которые им непосредственно не воспринимаются.
Последнее говорит о возросшей языковой компетенции ребенка, при этом, даже если он не владеет полностью активной речью, он пользуется невербальными (неречевыми) способами общения (взгляды, мимика, выразительные жесты и движения). Как правило, к 3 годам в речи ребенка уже представлены основные грамматические категории.
Развитие функции обобщения в речи, начинающееся в раннем детстве, продолжается и в дошкольном, и в школьном возрасте: ребенок переходит к все более сложным обобщениям и понятиям.
Обобщение ребенок учится делать через слово, по его существенному признаку. Например, словом «дом» можно обозначить и дом человека, и дупло белки, и скворечник, и аквариум для рыбы и т. п., но главное дом – это «крыша над головой», где кто-то живет. Или – стул. Он может быть большой, маленький, мягкий, но главное – это предмет на котором сидят.
Обобщение – это новый, более высокий уровень мыслительной деятельности, на который ребенок выходит через речь. Обобщение является мысленным объединением предметов и явлений действительности, имеющих общие свойства. Это переход от одиночного к общему, к все более высокому уровню обобщений. Например, от одиночного понятия «огурец» (или «помидор») к понятию «овощ», а затем к более высокому уровню обобщения – «продукт огородничества» и еще более высокому – «продукт труда» и т.п. С развитием функции обобщения связан процесс развития мышления человека на протяжении всей его жизни. Уровень обобщений и отвлечений (абстрагирование) в речевом мышлении, по сути дела и определяет интеллектуальную развитость. Начало же формирования речевого мышления закладывается уже в раннем возрасте. Вот почему и педагогам и родителям очень важно не оставлять без внимания развитие речевых навыков у детей, являющихся основой развития их мышления и интеллекта.
Итак, на третьем году жизни ребенка начинается, сензитивный период, благоприятный для развития речи. И это время нельзя упустить. Необходимо особое внимание уделять развитию активного словаря, т.е. побуждать ребенка выражать свои мысли словами. Как это сделать? На что обратить внимание?
Прежде всего, следует продолжать развивать способность понимать речь окружающих, расширять ориентировку ребенка в окружающем, воспитывать внимание и интерес к явлениям природы и разнообразным предметам, учить находить их изображения на картинках и обозначать словом. Это способствует формированию первичных представлений об окружающем, установлению простейших связей между предметами и явлениями.
В этом возрасте дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один начнет радостно скакать по группе, то, как минимум еще трое будут рядом с ним. Активное проявление и негативных и позитивных эмоций зависит от физического комфорта или его отсутствия (шарф может «кусаться», а колготки «мокриться» ).
Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка – это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима.
Основными чертами ребенка 2-3 лет являются открытость, честность и искренность. Он просто не умеет скрывать свои симпатии и антипатии к кому или чему бы то ни было. Чувства ребенка неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе предметно-игровой деятельности"
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.д....
Статья на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста».
Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все иные формы познания строятся на основе образов восприятия и являются результатом их переработки. Поэтому нормальное развитие ...
Статья на тему "Сенсорное развитие детей раннего возраста".
Познание ребёнком окружающего мира...
Статья на тему: Речевое развитие детей через театрализованную деятельность
Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость и являетсяя одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проя...
Статья на тему "Сенсорное развитие детей раннего возраста"
Сенсорное развитие детей раннего возраста...
Статья на тему: "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры"
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе, именно ранн...
СТАТЬЯ НА ТЕМУ "МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Одной из важнейших задач воспитания ребенка является развтие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Формирование первичных матем...