Программа по правилам дорожного движения "Автоша"
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Программа «Автоша» по правилам дорожного движения ориентирована на детей дошкольного возраста и направлена на то, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, и на практике применяли свои знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtosha.doc | 276.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание программы
- Пояснительная записка
- Цели и задачи программы
- Этапы и сроки реализации программы
- Основные направления и формы работы
- Содержания программы
- Методические приемы
- Принципы образовательной деятельности, используемые в программе
- Ожидаемый результат
- План - график работы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения
- Аппарат контроля
- Библиография
- Приложение
«Правил дорожных на свете немало. Все бы их выучить нам не мешало, Но основное из правил движения Знать как таблицу должны умножения. На мостовой - не играть, не кататься, Если ты хочешь здоровым остаться!» |
Пояснительная записка
В давние времена, когда человек передвигался по земле только пешком, правил дорожного движения не существовало. Чтобы двигаться быстрее, перевозить грузы, человек оседлал животных. Потом он запряг их в повозки.
По земле заколесили экипажи, и сразу все осложнилось. Пока не было правил дорожного движения, одни не хотели уступать дорогу, другие рады были бы уступить, но не знали, как это безопасно сделать. Появились первые пострадавшие и первые нарушители порядка на дорогах. И тогда людям пришлось задуматься над тем, как упорядочить движение экипажей и пешеходов. Еще при царе Иване III на Руси повелевалось соблюдать правила езды и хождения по дорогам, а нарушителей строго наказывать. Известны такие же указы Петра I, царицы Анны Иоанновны, императрицы Екатерины II. Именно эти указы и стали предшественниками современных Правил дорожного движения.
Правилами дорожного движения мы не пользуемся, пока находимся дома, в школе, играем вдали от дороги. Но они сразу, же становятся необходимыми, как только мы выходим из дома на улицу и превращаемся в участников дорожного движения.
В современном обществе актуальной задачей педагогов и родителей является воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
Правила дорожного движения – это свод правил, регулирующих обязанности участников дорожного движения (водителей, пассажиров, пешеходов) для обеспечения безопасности дорожного движения.
Конвенция «О правах ребенка» включает в себя ответственность государства за формирование здорового образа жизни детей. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей (Закон об образовании статья №7). На основании Федерального Закона «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.
Основным концептуальным положением этой программы является, прежде всего, понимание того, что вопросы профилактики дорожно - транспортного травматизма и изучения правил дорожного движения мы рассматриваем как один из аспектов личной безопасности ребенка.
В современном мире важно знать правила дорожного движения, особенно детям. Ведь они еще не научились автоматически при переходе через дорогу смотреть по сторонам, чтобы убедиться в отсутствии приближающейся машины, и все также беззаботно играют около проезжей части, даже не представляя, какая им грозит опасность. Ведь даже малейшее несоблюдение правил безопасности может привести к плачевным последствиям.
Поэтому в 1909 году на Международной конференции в Париже была принята Конвенция по автомобильному движению, которая установила единые правила для всех стран. Эта Конвенция ввела первые дорожные знаки, установила обязанности водителей и пешеходов.
Современным правилам дорожного движения почти 100 лет.
Основная цель и главная задача цивилизованного общества - сохранение жизни и здоровья детей. Сегодня вопрос сохранения жизни и здоровья детей на дорогах – один из самых сложных и значимых.
В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на дорогах.
Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в дошкольном возрасте, наиболее прочные. Чем больше у дошкольника сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице, тем легче ему будут даваться знания по дорожной тематике в общеобразовательном учреждении. Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров – детей, которых уже за дверью собственной квартиры подстерегают серьёзные трудности и опасности.
В этом должны принимать участие и родители (законные представители), и дошкольное учреждение, а в дальнейшем, конечно же, школа. Чем раньше мы научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.
Достижение положительных эффектов в организации профилактики детского дорожно – транспортного травматизма возможно только на основе комплексного подхода в решении вопросов детской безопасности на дорогах и профилактики травматизма.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Задача педагогов и родителей (законных представителей) - воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
Взаимодействие взрослых с детьми сводится к сумме: охрана здоровья + воспитание + обучение детей.
Наша общая задача – подготовить подрастающее поколение к реальной жизни, научить их знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на дороге.
"Взрослый - для того, чтобы учить и воспитывать; ребенок - для того, чтобы учиться и слушаться".
Программа «Автоша» по правилам дорожного движения ориентирована на детей дошкольного возраста и направлена на то, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, и на практике применяли свои знания.
В работе над составлением программы, изучались рекомендации работников ГИББД ОМВД г. Югорска, а так же возрастные особенности детей.
Программа базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики
дорожно – транспортного травматизма и всех субъектов образовательного процесса.
Название программы: «Автоша»
Девиз:
Чтоб жить, не зная огорчений,
Чтоб бегать, прыгать и, скакать
Ты должен правила движенья,
Вместе с «Автошой» всегда соблюдать.
Основная цель программы – систематизировать знания детей по правилам дорожного движения.
Процесс реализации поставленной цели включает решение основных задач:
- Формировать у детей навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
- Обобщать и расширять знания детей о правилах дорожного движения;
- Изучать и закреплять знания о правилах дорожного движения с помощью разнообразных методов и приемов работы с родителями;
- Совершенствовать учебно-методическую базу;
- Развивать формы сотрудничества и взаимодействия педагогического коллектива с подразделениями ГИБДД ОМВД г. Югорска, общественными организациями;
- Воспитывать грамотных участников дорожного движения;
- Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения на улицах города.
Программа «Автоша» разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракс, парциальной программ «Основы безопасности жизнедеятельности Н.Н.Авдеевой, Р.Б. Стеркиной и дополнительных программ: «Светофор», Т.И Даниловой, «Три сигнала светофора» Т.Ф. Саулиной, В.Н. Лабенского.
Этапы и сроки реализации программы
Основные мероприятия программы | Сроки | Ожидаемые результаты |
Начальный (организационный этап) | ||
Определение направлений работы по программе | Сентябрь | Составление перспективных планов работы |
Повышение уровня компетентности педагогического коллектива учреждения в вопросах правил дорожного движения. | Октябрь-ноябрь | Организация работы в рамках программы |
Создание материально-технической базы для начального этапа внедрения программы. | Сентябрь-октябрь | Минимальное обеспечение материально-технической базы необходимыми средствами для работы по правилам дорожного движения. |
Практический (накопительный) этап реализации программы | ||
Практическая подготовка педагогов по вопросам использования информационных технологий в данном направлении. | В течение года | Проведение консультаций, викторин, семинаров – практикумов по правилам дорожного движения с использованием информационных технологий (слайд - презентации, видеоматериалы) |
Создание методической копилки по работе с детьми, с родителями, с педагогами учреждения. Разработка методических рекомендаций для проведения педагогических часов и занятий по правилам дорожного движения. | В течение года | Единая методическая база разработок занятий по правилам дорожного движения, тематических вечеров, игр. |
Систематизировать взаимодействие с отрядом Юных Инспекторов Дорожного Движения («СОШ №3»), сотрудниками ГИБДД ОМВД г.Югорска, шефскими организациями. | Апрель-май | Участие в совместных мероприятиях |
Практико-обобщающий | ||
Анализ и оценка полученных результатов. | Май | Четкое представление об итогах внедрения программы. Корректировка программы на следующий учебный год. |
Корректировка цели и задач программы (на основании анализа полученных результатов). | Май | План-график мероприятий по программе «Автоша» на следующий учебный год. |
Обучая детей правилам дорожного движения, необходимо использовать все доступные формы и методы работы. Работа идет комплексно по всем разделам воспитания и обучения, с учетом последовательности, по - этапности, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Ее совместно проводят воспитатель – родители – ребенок - социум.
Основные направления и формы работы с детьми
Реализация целей и задачей осуществляется через различные формы организации
обучающей деятельности детей.
- Беседы;
- Ролевые игры;
- Дидактические игры;
- Чтение и заучивание стихов;
- Рассматривание иллюстраций;
- Наблюдение;
- Экскурсии;
- «Минутки» безопасности;
- Продуктивная деятельность;
- Конкурсы, викторины для детей;
- Групповые занятия;
- Индивидуальные занятия;
- Занятия по подгруппам;
- Обсуждение ситуаций;
- Встречи с сотрудниками ГИБДД ОМВД г. Югорска.
Основные направления и формы работы с родителями
- Анкетный опрос родителей (законных представителей) детей;
- Консультации;
- Индивидуальные беседы;
- Круглый стол;
- Проведение родительских собраний;
- Работа информационного стенда «По дороге в школу». Родители могут ознакомиться с планом мероприятий на месяц по правилам дорожного движения, получить информацию о дорожно - транспортных происшествиях в нашем городе, прочитать советы педагогов «Как воспитать грамотных пешеходов».
Основные направления и формы работы с педагогами
- Консультации;
- Семинары – практикумы;
- Деловые игры;
- Круглый стол.
Проблему, связанную с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и социальным окружением.
Основные направления и формы работы с социальными партнерами
- Взаимодействие с ГИБДД ОМВД г. Югорска;
- Взаимодействие с клубом юных инспекторов движения «СОШ №3»;
- Взаимодействие с городской библиотекой;
- Взаимодействие с шефскими организациями.
Содержание программы
По продолжительности программа является долгосрочной, рассчитана на 4 года обучения.
Программа реализуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Она рассчитана на детей дошкольного возраста (3 - 7 лет).
Объекты программы:
- Дети дошкольного возраста;
- Родители (законные представители) детей;
- Педагогический коллектив учреждения;
- Социальное окружение
Место программы в плане развития учреждения
Программу по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучение правил дорожного движения среди дошкольников учреждения следует рассматривать как составную часть общей воспитательно - образовательной работы учреждения.
Нормативно – правовое обеспечение программы:
- Конституция РФ
- Конвенция ООН «О правах ребёнка»
- Декларация прав ребенка
- Закон РФ « Об образовании»
Дидактическое оснащение:
- Наглядно – дидактические пособия;
- Подборка дидактических игр;
- Атрибуты к сюжетно – ролевым играм;
- Картотека подвижных игр;
- Игровые атрибуты – барабан «Поле чудес», макеты;
- Методическая литература;
- Плакаты.
Механизм реализации программы
Реализация основного содержания программы просматривается через три взаимосвязанных блока:
I - Обучающий;
II - Культурно – досуговый;
III - Физкультурно – оздоровительный.
I блок: Обучающий
Цель: овладение детьми базовыми знаниями в области правил дорожного движения.
- Дидактически игры;
- Сюжетно – ролевые игры;
- Беседы;
- Минутки безопасности;
- Чтение художественной литературы;
- Занятия;
- Конструктивная деятельность;
- Театрализованная деятельность;
- Обучающие фильмы;
- Творческая деятельность.
II блок: Культурно – досуговый
Цель: повышение уровня культуры у детей, посредством культурно – досуговых мероприятий.
- Конкурсные программы;
- Викторины;
- Развлечения;
- Праздники.
III блок: Физкультурно – оздоровительный
Цель: создание условий для сохранения и укрепления здоровья для полноценного физического развития детей и формирования навыков безопасности жизнедеятельности.
- Подвижные игры;
- Организация экскурсий по городу;
- Организация спортивно-массовых мероприятий на автоплощадке.
Реализация программы осуществляется с помощью ряда методических приемов
Внушение. Дети дошкольного возраста легко внушаемы.
Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект внушения усиливается, если педагог использует яркие образные формы, приводит наглядные примеры. Чтобы не притуплялась восприимчивость, одни и те же идеи внушения лучше формулировать по-разному.
Убеждение. Это доказательство истинности того или иного положения. На дошкольников наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребёнок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить, достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге.
Убеждение предполагает, прежде всего, осмысление и внутреннее принятие детьми принципов, определяющих, что можно делать, а что нельзя. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением, приучением, примером.
В учебно-воспитательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе, игре, экскурсии. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам дорожно - транспортных происшествий, поступкам детей. Осуждаются нарушения правил дорожного движения водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.
Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание: дети видят, что взрослые нарушают правила перехода улиц и дорог, значит, это можно делать, и они поступают так же. Пример (на уровне первой сигнальной системы) действует на ребенка намного сильнее, чем слово (это уже вторично).
Поэтому важно окружить дошкольников положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.
Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у ребенка заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность.
Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у учащихся является основой культуры их поведения в дорожной среде.
Поощрение. Это положительная оценка безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность. В этом механизме используется прием опоры на положительное в личности воспитанника. Одобрение его поступков педагог выражает жестом, мимикой, похвалой перед сверстниками, родителями. Это предполагает внимательное отношение к успехам в овладении правилами движения и дорожной безопасности. Уважение, доверие вселяют в ребенка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю.
Как один из наиболее действенных используется метод стимулирования. Для наиболее полного решения задач была разработана система стимулирования успешности и личностного роста каждого ребенка. Результатом мероприятий, которые проводятся в конце учебного года, по правилам дорожного движения, в каждой возрастной группе, начиная со II младшей, ребенок награждается значком:
II младшая группа – юный пешеход;
Средняя группа – юный водитель;
Старшая группа – юный инспектор ДПС;
Подготовительная группа – юный эрудит правил дорожного движения.
Для успешного решения задач программы определены следующие образовательные принципы, способствующие не только передаче знаний, умений и навыков от педагога к воспитанникам, но также их совместному личностному росту.
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода. Предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся и уровня их психического и физического развития. На основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, можно воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине, культуре поведения в сфере дорожного движения.
Принцип взаимодействия. Чем меньше возраст дошкольников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин.
Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей центральных регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие. Необходимые двигательные навыки и умения они приобретают с возрастом в процессе обучения и воспитания.
Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
Принцип возрастной безопасности. У дошкольников довольно рано появляется стремление самостоятельно гулять. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.
Важно иметь в виду и то, что у дошкольников наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это объясняется, как правило, лёгкой отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлечённостью чем-либо, когда они находятся на дороге. Нужно формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций.
Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребёнка на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми и часто не понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правила. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Поэтому педагог должен воспитывать не только дошкольников, но и родителей.
Ожидаемый результат
- Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения;
- Формирование навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде;
- Сформированность умений детей предвидеть опасные ситуации и обходить их;
- Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
План - график работы с детьми младшей группы
Месяц | Формы взаимодействия с детьми | Формы взаимодействия со специалистами | Формы взаимодействия с родителями |
Сентябрь | «Автобус» Давать детям представление об автобусе, его функциональном назначении. | Консультация «Что должен знать ребенок о правилах дорожного движения младшего возраста» | Родительское собрание «Пример взрослого заразителен», совместно с инспектором ГИБДД ОМВД г.Югорска . |
Октябрь | «Все работы хороши - выбирай на вкус» Познакомить детей с профессией водителя. | Анализ предметно – развивающей среды в группах по обучению дошкольников правилам дорожного движения | Консультация «Игры с детьми по правилам дорожного движения» |
Ноябрь | «Светофор» Дать представление о работе светофора, его назначении. Закреплять различать цвета (красный, желтый, зеленый) | Консультация: «Методика обучения детей правилам дорожного движения. | Распространение памяток «Маленькие пешеходы» |
Декабрь | «Знакомство с грузовым и легковым транспортом», учить детей умению различать грузовой и легковой транспорт. | Консультация по организации предметно – развивающей среды в группах по обучению дошкольников правилам дорожного движения. | Совместно с родителями выставка детских рисунков «Уроки улицы». |
Январь | «Наша улица». Расширять представления об улице. Формировать знания о правилах для пешеходов. | Консультация: « Проектный метод обучения как эффективный способ формирования у детей знаний и навыков по правилам дорожного движения» | Консультация «Профилактика детского травматизма» |
Февраль | «Какая, она улица». Формировать знания детей о тротуаре, проезжей части. | Конкурс на лучшее оформление уголков по правилам дорожного движения | Консультация «Этих случаев можно избежать» |
Март | « Пешеходный переход» Дать детям представление о пешеходном переходе, дорожном знаке. Повторить, как правильно переходить дорогу. | Семинар – практикум «Игровые технологии в ознакомлении дошкольников с дорожной грамотой» | КВН «Дорожная грамматика» (совместно родители и дети). |
Апрель | «Собери машину». Закреплять умение детей собирать транспортные средства из 4 частей (пазлы). | Консультация по теме «Организация работы по правилам дорожного движения с родителями воспитанников» | Консультация «Что должен знать ребенок о правилах дорожного движения младшего возраста». |
Май | Конкурс «Лучший пешеход» Закрепить знания детей приобретенных за год. | Ярмарка педагогических идей « Презентации педагогического опыта педагогов по обучению дошкольников правилам дорожного движения» | Консультация «Летний отдых впереди». |
Что же должен усвоить ребенок, в младшем дошкольном возрасте:
- Кто является участником дорожного движения;
- Элементы дороги (дорога, тротуар, пешеходный переход);
- Правила перехода проезжей части;
- Сигналы светофора;
- Что такое светофор;
- На какой сигнал светофора можно переходить улицу;
- Почему нельзя играть на проезжей части;
- На какие части делится улица (проезжая часть – тротуар);
- Называть части автомобиля.
План график работы с детьми средней группы
Что должен усвоить ребенок среднего дошкольного возраста:
- Что такое дорога;
- Где расположен тротуар, почему люди ходят только по тротуару;
- Как правильно переходить улицу;
- Какие сигналы есть у светофора, что они обозначают;
- Почему нельзя играть на дороге;
- Виды транспорта, (грузовой, легковой, пассажирский).
План график работы с детьми старшей группы
Месяц | Формы взаимодействия с детьми | Формы взаимодействия со специалистами | Формы взаимодействия с родителями |
Сентябрь | « Транспорт». Формировать понятие «транспорт», упражнять в классификации (легковой, грузовой, воздушный, водный, наземный). Д/И «Разложи по подгруппам». «Дорожные знаки». Продолжать знакомить детей с дорожными знаками. Классификация их: (запрещающие, предупреждающие). Д/И «Разложи по подгруппам». | Консультация для воспитателей: «Организация работы с детьми по безопасности дорожного движения» | Анкетирование родителей «Мы по улице идем» |
Октябрь | « Наша улица». Формировать понятия: «одностороннее и двухстороннее движение; закреплять знание частей улицы: тротуар, проезжая часть, «островок безопасности». « Дорога в городе». Формировать знания о дороге, правилах перехода проезжей части по пешеходному переходу со светофором, подземному пешеходному переходу. | Сбор материала для пополнения картотеки по правилам дорожного движения | Совместная продуктивная деятельность из бросового материала «Транспорт» |
Ноябрь | « Движение транспорта и пешеходов». Формировать понятие « правостороннее движение». Учить детей правильно двигаться по тротуарам. « Светофор». Продолжать закреплять знания о сигналах светофора и правила поведения при их смене. Какие бывают светофоры? | Выставка по правилам дорожного движения «Книжка малышка» | Выставка семейных рисунков по безопасности дорожного движения «Мы за безопасное движение» |
Декабрь | «Пешеходы и пассажиры». Формировать знания о правилах безопасного поведения на дорогах и в транспорте. «Правила поведения в транспорте». Продолжать учить детей правилам поведения в общественном транспорте. | Консультация «Что должен знать ребенок, по правилам дорожного движения, в старшей группе» | Родительское собрание: «Безопасность детей на улицах города» |
Январь | «Для чего нужны ремни безопасности» «Милиционер – регулировщик», познакомить детей с работой сотрудников ГИБДД ОМВД г.Югорска. Экскурсия. «Спецтранспорт». Беседа с детьми о световых и звуковых сигналах спецтранспорта. | Консультация для воспитателей «Система работы по правилам дорожного движения» | Памятка «Выполняем правила дорожного движения» |
Февраль | «Кто поможет на дороге». Продолжать формировать знания о дорожных знаках, помогающих пешеходам и водителям ориентироваться на дорогах. «Игры на улице». Формировать знания о правилах безопасного поведения на улице во время прогулок и игр. | Знакомство с новой методической литературой по правилам дорожного движения | Советы для родителей «Поведение детей в общественном транспорте» |
Март | «Городской транспорт». Формировать знания о видах городского транспорта и правилах поведения рядом с ним. «Машины бывают разные». Формировать знания о транспортных средствах различного назначения и правилах, которые должны соблюдать водители. | Изготовление игр по правилам дорожного движения | Консультация для родителей «Как переходить улицу с детьми» |
Апрель | «Велосипед, самокат». Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть при катании на велосипеде и самокате. | Игра – викторина «Что? Где? Когда?» | Совместно с родителями оформить схемы безопасного маршрута от дома к детскому саду. |
Май | «Загородная дорога». Формировать у детей представления о сложности передвижения пешеходов по загородной дороге. Познакомить со знаком «Железнодорожный переезд». | Консультация «Безопасность детей» | Встреча с работниками ГИБДД ОМВД г.Югорска. |
В предшествующих группах дети знакомились с некоторыми правилами дорожного движения. В старшей группе представления детей уточняются и дополняются.
Что должны усвоить дети старшей группы:
- На какие подгруппы делятся дорожные знаки (запрещающие, предупреждающие), и что они обозначают;
- Различать виды транспорта (легковой, грузовой, вводный, воздушный, наземный, специальный, пассажирский);
- На каких машинах устанавливают сигнал проблесковый маячок (Сирена);
- Какие правила необходимо соблюдать пассажиру общественного транспорта;
- Элементы дороги (дорога, проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, обочина, перекресток);
- Правила перехода через дорогу, как вести себя на дороге осенью, зимой, весной, летом;
- Вводить понятия «одностороннее и двухстороннее движение»,
- «островок безопасности», «ремни безопасности».
План график работы с детьми подготовительной к школе группе
В подготовительной группе знания детей о правилах дорожного движения
уже систематизируются.
Можно выделить следующие умения и знания, которыми необходимо овладеть детям:
- Переходить улицу в специальных местах на зеленый сигнал светофора;
- Где можно играть, кататься на велосипеде, самокате, роликовых коньках;
- Различать виды транспорта и делить их на подгруппы;
- Предупреждающие знаки: « Дети», «Пешеходный переход»;
- Запрещающие знаки: « Въезд запрещен», « Остановка запрещена», «Стоянка запрещена», «Движение на велосипедах запрещено», «Движение пешеходов запрещено»;
- Информационно-указательные: «Место стоянки автобуса», «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход»;
- Предписывающие знаки: «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево»;
- Знаки сервиса: «Пункт медицинской помощи», «Больница», «Автозаправочная станция», «Пункт питания»;
- Правила поведения в транспорте;
- Работу регулировщика (жесты регулировщика).
Аппарат контроля
Для оценки результатов, используется диагностический материал.
Чтобы определить, как усвоены знания у детей по правилам дорожного движения, разработаны диагностические карты, начиная со второй младшей группы.
Диагностика производится по трехуровневой системе:
- Высокий
- Средний
- Низкий
Таблица баллов
Уровни | Баллы |
Высокий | 3 |
Средний | 2 |
Низкий | 1 |
Параметры оценки результатов знаний детей.
Высокий – знает в полном объеме
Средний – знает частично
Низкий – не знает совсем
Результаты оформляются в таблице раз в квартал.
Критерии
1,0 – 1,6 | Низкий уровень |
1,7 – 2,4 | Средний уровень |
2,5 – 3,4 | Высокий уровень |
В отслеживании результатов развития детей используются тесты для детей старшего дошкольного возраста
«Запомни рисунок» - для определения уровня развития памяти, внимания, закрепления знаний различных видов транспорта.
«Продолжи предложение» - помогает выявить знания детей о правилах дорожного движения, умение правильно рассуждать, развитие логического мышления.
Цель: формировать умения правильно рассуждать, развивать логическое мышление.
Задача детей: продолжить предложение.
1.Пешеходы всегда должны двигаться…….
2.Светофор состоит из……..
3.Я знаю, что знаки бывают……..
4.Плохо, когда взрослые…..
5.Регулировщик, это человек, который…..
6.Пассажирам автобуса запрещается…….
7.Знать правила дорожного движения нужно для того, чтобы……
Проанализировать процесс обобщения, рассуждения ребенка, умения правильно рассуждать.
«Подбери слова» - способствует выявить знания детей по правилам дорожного движения, уровень развития словарного запаса речи.
Цель: выявить знания детей по правилам дорожного движения, уровень развития словарного запаса речи.
Инструкция: Воспитатель называет определение, например, воздушный транспорт. Ребенок должен перечислить слова, относящиеся к этому определению (самолет, вертолет, воздушный шар).
1.Наземный транспорт
2.Воздушный транспорт
3.Предупреждающие знаки
4.Запрещающие знаки
5.Знаки сервиса
6.Сигналы светофора
Норма для детей старшего дошкольного возраста 15-20 слов из различных групп
Тест “Проверь себя” (для детей от 6-7 лет).
Цель: определить уровень развития знаний и умений усваиваемые детьми по правилам дорожного движения в подготовительной группе.
Задача ребенка найти лишнее слово.
1. Знаки сервиса включают в себя… (больницу, пост ГАИ, телефон, аптеку).
2. В специальный транспорт входит… (скорая машина, пожарная машина, машина милиции, велосипед).
3. В понятие “транспорт” входит…(машина, автобус, велосипед, пешеход, трактор).
4. Общественный транспорт, включает в себя…(автобус, троллейбус, трамвай, прицеп, такси).
5. У машины есть…(колеса, руль, парус, педаль, фары).
6. Пешеход имеет право…(переходить улицу, идти по тротуару, играть на проезжей части).
7. Запрещающие знаки включают в себя…(поворот направо запрещен, разворот запрещен, остановка запрещена, круговое движение).
8. Водителю велосипеда можно… (ездить, не держась за руль, двигаться по крайней правой полосе в один ряд, двигаться по обочине дороги, если это не создает помех пешеходам).
9. Дорожные знаки делятся на (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные, разрешающие).
10. Светофор состоит из цветов (зеленого, желтого, красного, синего).
Норма для детей подготовительной группы 7-8 правильных ответов.
Тест для детей старшего дошкольного возраста “Запомни рисунок”.
Цель: определить уровень развития памяти, внимания, закрепить различные виды транспорта.
Инструкция: педагог показывает ребенку картинки с различными видами транспорта не более 15 секунд, после чего убирает картинки, и ребенок должен воспроизвести все картинки.
Нормой для ребенка старшего дошкольного возраста 6-7 предметов.
Список используемой литературы
.
- Авдеева Н.Н. «Безопасность».
- Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый! ПДД во внеклассной работе. Изд. 4-е. – Ростов: Феникс, 2009.
- Горская А.В. «Правила - наши помощники».
- Данилова Т.И. «Обучение детей дошкольного возраста ПДД».
- Жульнев Н.Я. «Правила и безопасность дорожного движения»
- для воспитателя детского сада. «Просвещение», 1978.
- Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения. (Из опыта работы). М., «Просвещение», 1973.
- .Ковалько В.И. «Школьник вышел на улицу».
- Кирьянова. В.Н. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования: издательский дом 2006.
- Нищева Н.В. «Виды транспорта».
- Саулина Т.Ф. «Три сигнала светофора»
- Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения.
- Трифонова А.Д. «Безопасность на дорогах – забота общая».
- Улашенко Н. Б.«Правила дорожного движения разные возрастные группы».
- Усачев А. И. «Правила дорожного движения».
- Филенко М.Ф. «Дошкольникам - о правилах дорожного движения».
- Хромцова Т.Г. «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице».
- Шалаева Г.П. «Мои друзья дорожные знаки».
- Шалаева Г.П. Азбука маленького пешехода.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» дошкольные группы, г. Югорск Страница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по Правилам дорожного движения: "Правила дорожные детям знать положено".
Программа по Правилам дорожного движения: "Правила дорожные детям знать положено"....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «АЗБУКА ГОРОДА» для детей 5-7 лет
дополнительная образовательная Программа по правилам дорожного движения «азбука города» для детей 5-7 лет...
«ДОРОЖНАЯ АЗБУКА» Программа обучения правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге
Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах городов и сел....
Картотека развлечений и игровых программ по правилам дорожного движения
Картотека развлечений и игровых программ по пдд...
Рабочая программа по правилам дорожного движения для средней группы
Программа рассчитана на 30 часов в год, по 20 минут 1 раз в неделю. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 4-5лет с правилами дорожного движения. Она поможет воспита...
Познавательная программа о правилах дорожного движения «Автошкола дорожных наук»
Возраст с 6 до 7 лет...
Сценарно-режиссерская разработка познавательно-развлекательной программы по правилам дорожного движения «Правила дорожные детям знать положено!»
Данная познавательно - развлекательная игра направлена на обобщение и закрепление знаний о правилах дорожного движения и правилах поведения на улицах; развить ловкость, внимание, смекалку, координацию...
- Мне нравится (1)