Гендерное воспитание детей раннего возраста средствами фольклорных жанров
методическая разработка (младшая группа) на тему

Морозова Татьяна Васильевна

В методической разработке представлена модель гендерного воспитания детей раннего возраста с использованием фольклора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

http://win.mail.ru/cgi-bin/getattach?file=logo.jpg&id=12704481410000000827;0;1&mode=attachment&channel=

             МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

      ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

           «ДЕТСКИЙ САД №4 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА»

Г. СЫКТЫВКАР

Гендерное воспитание детей раннего возраста средствами фольклорных жанров

(методическая разработка)

SAM_4711.JPG

Сыктывкар, 2018

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад №4 общеразвивающего вида»

г.Сыктывкар

Гендерное воспитание детей раннего возраста средствами фольклорных жанров

методическая разработка

воспитателя МАДОУ «Детский сад №4»

Морозовой Т.В.

2018

Гендерное воспитание детей раннего возраста средствами фльклорных жанров: методическая разработка. – МАДОУ «Детский сад №4», 2018 г.

Автор-разработчик:

Морозова Т.В., воспитатель Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №4 общеразвивающего вида» г.Сыктывкар

Предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми раннего возраста.  В методической разработке представлена модель гендерного воспитания детей раннего возраста с использованием фольклора.

Оглавление

Введение        5

Гендерное воспитание детей раннего возраста с использованием фольклорных жанров        6

Используемая литература:        12

Введение

В свете требований ФГОС гендерный подход рассматривается, как «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возможностями и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром».

Гендерная идентификация – это процесс формирования самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и построение поведения в соответствии с полоролевыми «образцами». Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей призвано помочь ребенку осознать себя представителем того или иного пола. В результате этого у детей должна сформироваться гендерная устойчивость «Я»:

- Я - девочка и буду ей постоянно;

- я - мальчик и всегда буду им.

Ранний возраст – совершенно особый период – период созревания всех органов и систем. Выдающие педагоги Н.М.Аскарина, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, С.Л.Новоселова, Д.Б.Эльконин определяют период раннего детства как особый, важнейший стартовый этап в жизни человека.

Ранний возраст считается наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания.

К 2-м годам ребенок узнает, что существует 2 пола, и начинает понимать кто он - мальчик или девочка.

Ребенок начинает играть с себе подобными, отдавая предпочтение играм и игрушкам в соответствии с полом.

Дети начинают изучать себя, сравнивать с другими людьми и начинают осознавать свою половую принадлежность. Задача взрослых – направить ребенка на полоролевое поведение, используя различные приемы и методы.

Изучение методической литературы и собственный многолетний опыт работы с детьми показали, что наиболее доступным и понятным методом воспитания детей раннего возраста с учётом их гендерных особенностей, является народны фольклор. С давних времён народная культура с самого рождения ребёнка последовательно развивала способность ребёнка определять свою половую принадлежность и позитивно воспринимать себя как мальчика или девочку.

Гендерное воспитание детей раннего возраста с использованием фольклорных жанров

Исходя из всего вышесказанного, основными задачами работы педагога с целью формирования гендерной идентификации детей раннего возраста являются:

  • Способствование благоприятному протеканию процесса половой идентификации мальчиков и девочек раннего возраста.
  • Формирование начал мужественности и женственности у детей по средствам народных игр, потешек, прибауток.
  • Формирование первоначальных представлений детей о различиях полов: физических, поведенческих и нравственно ценных (внешность, имя, образ «я»).
  • Овладение первоначальными способами внешнего освоения моделей мужского, женского гендерного поведения.

К.Д.Ушинский считал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Поэтому малые фольклорные жанры могут оказать неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учетом гендерных особенностей:

- они формируют модель поведения для мальчиков и девочек. (потешки, пеструшки, прибаутки, величания, колыбельные песни);

- в этих произведениях отражаются те или иные качества (внешние особенности девочек и мальчиков, что так необходимо именно в раннем возрасте);

- они способствует овладению половым опытом, ценностями, смыслом, способом, поведением.

Рекомендуем использовать следующую модель гендерного воспитания детей раннего возраста с использованием фольклорных жанров:

Формы организации

Взаимодействие с родителями

Гендерный подход при организации совместной деятельности

Гендерный подход в режимных процессах

Консультации

Игровая деятельность

Организация приема

Беседы

Организация питания

Элементы трудовой деятельности

Формирование культурно-гигиенических навыков

Папки - передвижки

Организация прогулки

Фото-выставки

Поскольку самым интересным и важным моментом для ребенка является встреча с воспитателем, во время расставания с родителями умело используем малые фольклорные жанры для мальчиков и девочек (здороваемся с ними и приглашаем пройти в группу, используя короткие фольклорные тексты):

- Доброе утро, зайка мой!

Доброе утро, Глеб, дорогой!

Я Глеба люблю,

ему песенку спою!

Мальчики и девочки по-разному адаптируются к детскому саду. Мальчики, обычно, привыкают труднее, поэтому в течение дня воспитатель к каждому мальчику проявляет ласковое, доброе отношение:

- Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший!

Ванечка пригожий!

Утренний отрезок времени очень подходящее время формирования образа «я», представлений о своем имени. Развиваем умение ребенка отзываться на свое имя, а также запоминать имена сверстников. Можно использовать следующие величания для мальчиков и девочек:

- Храбрый, добрый богатырь

Ты добро приносишь в мир!

Молодец да удалец

В волосах твоих венец!

- Моя девочка – прелестница

Мастерица и кудесница.

Зорькой алой умывается

И с рассветом просыпается!

Маме с солнцем улыбнулась –

Лучики лица коснулись!

Ввиду того, что у детей раннего возраста слабо сформированы навыки одевания, мы так же активно используем потешки, стараемся обращаться к каждому ребенку индивидуально:

- Раз, два, три, четыре, пять,

Собираемся гулять.

Завязали Катеньке шарфик полосатенький.

Наденем на ножки валенки-сапожки,

И пойдем скорей гулять

Прыгать, бегать и скакать.

В колыбельных песнях, потешках, пестушках, играх присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам:

- Спи, Ванюшка, спи, родной,

Спи, Ванюшка, спи, усни,

Не вздымай головы,

Бай да люли.

-Ты, котик, не шуми,

Мою Свету не буди!

Русские народные песенки после сна:

- Петушок, петушок, золотой гребешок,

Масляна головушка, шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь, деткам спать не даешь?

- Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Поднимайся мой дружок,

Вставай, мой Юрочка!

Около 2 лет у ребёнка возникает новая, очень важная сфера межличностных отношений ребенка – со сверстниками. В первых контактах со сверстниками, в отношении к ним отражается прежде всего переживание своего сходства с другим ребенком.

В изображениях сверстника дети узнают прежде всего себя, а в реальных контактах с ним воспроизводят его движения, фразы, мимику, как бы отражая его и отражаясь в нем. Потребность в общении со сверстником в раннем возрасте занимает далеко не главное место и не рассматривается как новообразование этого возраста, но эмоционально-практическое взаимодействие малышей играет исключительно важную роль в развитии нравственного отношения к другим людям. В таком общении возникает чувство непосредственной общности и связи с другими.

В раннем возрасте эта общность имеет чисто внешний, ситуативный характер: малыши даже не запоминают имени своего партнера, быстро забывают его, им в принципе все равно, с кем бегать и дурачиться. Узнавая себя в своем ровеснике, малыши осуществляют активный процесс самопознания: на фоне сходства для каждого ребенка ярче всего высвечивается его собственная индивидуальность. «Смотрясь в сверстника», ребенок как бы объективирует себя и выделяет в себе самом конкретные свойства и качества. Это подготавливает дальнейший ход развития межличностных отношений.

Играя с подгруппой детей или индивидуально, можно использовать следующие потешки:

- Маленькие гномики

Ловко строят домики!

- Ты, собачка, не  лай!

Дай мне лапку, дай, дай.

Ты, собачка, не лай

Лучше хвостиком виляй!

- Я вам куклу покажу, и про куклу расскажу.

Вот у куклы голова, а вот глазки - их два.

Вот у куклы носик, ушки, щечки, ротик.

Вот у куклы ручки, вот у куклы брючки,

Вот у куклы ножки, а на них сапожки!

Гендерный подход находит своё отражение и при воспитании культурно - гигиенических навыков детей раннего возраста.

При умывании к девочкам и мальчикам обращаются:

- Теплая водичка

Умоет Кире личико,

Пальчики – Антошке,

Сашеньке – ладошки!

Расчёсывая девочкам волосы, приговаривают:

- Расти, коса, не путайся,

Маму, Катя, слушайся.

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

При организации питания также целесообразно использовать потешки, прибаутки:

- Умница, Валенька,

Кушай кашу сладеньку.

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Для воспитания аккуратности у девочек используют такую прибаутку:

- В руки мыло мы возьмем

И водичкою польем.

Моем руки чисто, чисто.

А потом лицо умыли,

Носик тоже мы промыли.

Полотенцем вытирались,

На Ирочку любовались.

Для установления контакта воспитателя с ребенком являются пестушки и потешки, которые сопровождают игровые действия. Мальчики чаще всего плохо говорят и не могут рассказать взрослому о своих переживаниях. Проигрывая различные ситуации с помощью движений рук, тела, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства. Именно с эмоционального общения начинается становление речевого общения:

- Пальчики, пальчики,

Вот какие мальчики.

Дружно пальчики живут,

Их по имени зовут:

Этот пальчик Гришенька,

Этот пальчик Сашенька,

По середочке Сергей,

А за ними Алексей,

Ну а этот Мишка,

Мишка – шалунишка.

Целесообразно использовать народный фольклор и при организации подвижных игр:

- Бежала лесочком

Лиса с кузовочком.

А что в кузовочке?

Лесные грибочки?

Грибочки-груздочки

Для сына, для дочки!

- У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит,

И на нас рычит!

При формировании трудовых навыков используются такие прибаутки:

- Надо стульчик смастерить,

Чтоб гостей посадить,

Надо столик смастерить,

чтоб гостей угостить!

- Лейка, лейка, воду лей-ка!      

- Сбил, сколотил – вот колесо!

Сел да поехал – ах, хорошо!

Оглянулся назад – одни спицы лежат!

Народные фольклорные произведения не имеют канонического текста, поэтому в каждую потешку или песенку можно внести что – то свое, созданное для данного ребенка в нужной ситуации.

Многое из опыта народной педагогики, к сожалению, остается за пределами наших знаний родителей, а потому не используется в полной мере. При взаимодействии с родителями, одной из задач является приобщение родителей к этому чистому, проверенному истоку, которым является народный фольклор.

С целью ознакомления родителей с народным фольклором у нас в группе завели папку-передвижку «Учите вместе с нами», в которую записывали потешки, поговорки, считалки, и родители дома могли использовать этот материал при общении со своим ребенком. Нашу группу посещают дети разных национальностей: коми, русские, таджики, молдаване.  А это разнообразный фольклорный материал. Чтобы пополнить копилку детского фольклора, мы давали родителям творческие задания: «Пополнить нашу копилку новыми народными играми, потешками, пословицами, поговорками своего народа». Таким образом, у нас появились новые игры, потешки, пословицы и поговорки разных народов.

Заключение

Таким образом, народный фольклор является одним из средств гендерного воспитания детей раннего возраста. Мы можем и должны использовать богатейший опыт народа, накопленный веками.

Мальчик и девочка – два разных мира. Если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, то они могут с успехом решить эти задачи посредством использования народного фольклора.

Опыт использования фольклора в гендерном воспитании мальчиков и девочек показал, что процесса половой идентификации мальчиков и девочек раннего возраста проходит более благоприятно; у детей формируются начала мужественности и женственности; первоначальные представления о различиях полов: физических, поведенческих и нравственно ценных. Дети овладевают первоначальными способами внешнего освоения моделей мужского, женского гендерного поведения.

Используемая литература:

1. Алёшина В.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа. – М.: ГЦЛ, 2004. – 112 с.

2. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Вторая группа раннего возраста/ Н.Ф.Губанова. -  М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 128 с.

3. Книга для чтения в детском саду и дома: 2-4 года: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. В.В.Гербова и др. – М.: ОНИКС 21 век, 2005. – 272 с.

4. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста: практическое пособие / Л. Н. Павлова. - 2-е изд. - Москва: АЙРИС ПРЕСС, 2007. – 202 с.

5. Печора К.Л. развиваем детей раннего возраста: Современные проблемы и их решение в ДОУ и семье / К.Л. Печора. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 96 с.

6. Ребенок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов / Под ред. С.Н. Теплюк.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 219 с.

7. Степаненко Э.Ю. Сборник подвижных игр. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 112 с.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерное воспитание детей раннего возраста

Полоролевое воспитание– это воспитание отдельно мужчин и отдельно женщин, но ориентироваться только на биологический пол нельзя, и был введен междисциплинарный термин...

Гендерное воспитание детей раннего возраста в фольклорных произведениях.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 55 Колпинского района Санкт-Петербурга  Гендерное воспитание детей раннего возраста  в фольклорных произвед...

Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста средствами фольклора

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная. Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культ...

Проект: «Гендерное воспитание детей раннего возраста».

laquo;Гендерное воспитание детей раннего возраста».[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20349089","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Проект в 1 младшей группе.Тема: ...

Проект в группе раннего развития «Гендерное воспитание детей раннего возраста в игровой деятельности»

Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девоче...

Картотека игр по гендерному воспитанию детей раннего возраста

Игры для целенаправленного создания условий, способствующих определению личности ребенка как представителя определенного пола, закреплению гендерных ролей, формированию гендерной культуры....