Гендерное воспитание детей раннего возраста средствами фольклорных жанров
методическая разработка (младшая группа) на тему
В методической разработке представлена модель гендерного воспитания детей раннего возраста с использованием фольклора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
гендерное воспитатние детей раннего возраста средствами фольклорных жанров | 444.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №4 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА»
Г. СЫКТЫВКАР
Гендерное воспитание детей раннего возраста средствами фольклорных жанров
(методическая разработка)
Сыктывкар, 2018
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад №4 общеразвивающего вида»
г.Сыктывкар
Гендерное воспитание детей раннего возраста средствами фольклорных жанров
методическая разработка
воспитателя МАДОУ «Детский сад №4»
Морозовой Т.В.
2018
Гендерное воспитание детей раннего возраста средствами фльклорных жанров: методическая разработка. – МАДОУ «Детский сад №4», 2018 г.
Автор-разработчик:
Морозова Т.В., воспитатель Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №4 общеразвивающего вида» г.Сыктывкар
Предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми раннего возраста. В методической разработке представлена модель гендерного воспитания детей раннего возраста с использованием фольклора.
Оглавление
Гендерное воспитание детей раннего возраста с использованием фольклорных жанров 6
Введение
В свете требований ФГОС гендерный подход рассматривается, как «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возможностями и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром».
Гендерная идентификация – это процесс формирования самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и построение поведения в соответствии с полоролевыми «образцами». Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей призвано помочь ребенку осознать себя представителем того или иного пола. В результате этого у детей должна сформироваться гендерная устойчивость «Я»:
- Я - девочка и буду ей постоянно;
- я - мальчик и всегда буду им.
Ранний возраст – совершенно особый период – период созревания всех органов и систем. Выдающие педагоги Н.М.Аскарина, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, С.Л.Новоселова, Д.Б.Эльконин определяют период раннего детства как особый, важнейший стартовый этап в жизни человека.
Ранний возраст считается наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания.
К 2-м годам ребенок узнает, что существует 2 пола, и начинает понимать кто он - мальчик или девочка.
Ребенок начинает играть с себе подобными, отдавая предпочтение играм и игрушкам в соответствии с полом.
Дети начинают изучать себя, сравнивать с другими людьми и начинают осознавать свою половую принадлежность. Задача взрослых – направить ребенка на полоролевое поведение, используя различные приемы и методы.
Изучение методической литературы и собственный многолетний опыт работы с детьми показали, что наиболее доступным и понятным методом воспитания детей раннего возраста с учётом их гендерных особенностей, является народны фольклор. С давних времён народная культура с самого рождения ребёнка последовательно развивала способность ребёнка определять свою половую принадлежность и позитивно воспринимать себя как мальчика или девочку.
Гендерное воспитание детей раннего возраста с использованием фольклорных жанров
Исходя из всего вышесказанного, основными задачами работы педагога с целью формирования гендерной идентификации детей раннего возраста являются:
- Способствование благоприятному протеканию процесса половой идентификации мальчиков и девочек раннего возраста.
- Формирование начал мужественности и женственности у детей по средствам народных игр, потешек, прибауток.
- Формирование первоначальных представлений детей о различиях полов: физических, поведенческих и нравственно ценных (внешность, имя, образ «я»).
- Овладение первоначальными способами внешнего освоения моделей мужского, женского гендерного поведения.
К.Д.Ушинский считал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Поэтому малые фольклорные жанры могут оказать неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учетом гендерных особенностей:
- они формируют модель поведения для мальчиков и девочек. (потешки, пеструшки, прибаутки, величания, колыбельные песни);
- в этих произведениях отражаются те или иные качества (внешние особенности девочек и мальчиков, что так необходимо именно в раннем возрасте);
- они способствует овладению половым опытом, ценностями, смыслом, способом, поведением.
Рекомендуем использовать следующую модель гендерного воспитания детей раннего возраста с использованием фольклорных жанров:
Формы организации | Взаимодействие с родителями | |
Гендерный подход при организации совместной деятельности | Гендерный подход в режимных процессах | Консультации |
Игровая деятельность | Организация приема | Беседы |
Организация питания | ||
Элементы трудовой деятельности | Формирование культурно-гигиенических навыков | Папки - передвижки |
Организация прогулки | Фото-выставки |
Поскольку самым интересным и важным моментом для ребенка является встреча с воспитателем, во время расставания с родителями умело используем малые фольклорные жанры для мальчиков и девочек (здороваемся с ними и приглашаем пройти в группу, используя короткие фольклорные тексты):
- Доброе утро, зайка мой!
Доброе утро, Глеб, дорогой!
Я Глеба люблю,
ему песенку спою!
Мальчики и девочки по-разному адаптируются к детскому саду. Мальчики, обычно, привыкают труднее, поэтому в течение дня воспитатель к каждому мальчику проявляет ласковое, доброе отношение:
- Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка хороший!
Ванечка пригожий!
Утренний отрезок времени очень подходящее время формирования образа «я», представлений о своем имени. Развиваем умение ребенка отзываться на свое имя, а также запоминать имена сверстников. Можно использовать следующие величания для мальчиков и девочек:
- Храбрый, добрый богатырь
Ты добро приносишь в мир!
Молодец да удалец
В волосах твоих венец!
- Моя девочка – прелестница
Мастерица и кудесница.
Зорькой алой умывается
И с рассветом просыпается!
Маме с солнцем улыбнулась –
Лучики лица коснулись!
Ввиду того, что у детей раннего возраста слабо сформированы навыки одевания, мы так же активно используем потешки, стараемся обращаться к каждому ребенку индивидуально:
- Раз, два, три, четыре, пять,
Собираемся гулять.
Завязали Катеньке шарфик полосатенький.
Наденем на ножки валенки-сапожки,
И пойдем скорей гулять
Прыгать, бегать и скакать.
В колыбельных песнях, потешках, пестушках, играх присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам:
- Спи, Ванюшка, спи, родной,
Спи, Ванюшка, спи, усни,
Не вздымай головы,
Бай да люли.
-Ты, котик, не шуми,
Мою Свету не буди!
Русские народные песенки после сна:
- Петушок, петушок, золотой гребешок,
Масляна головушка, шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь, деткам спать не даешь?
- Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Поднимайся мой дружок,
Вставай, мой Юрочка!
Около 2 лет у ребёнка возникает новая, очень важная сфера межличностных отношений ребенка – со сверстниками. В первых контактах со сверстниками, в отношении к ним отражается прежде всего переживание своего сходства с другим ребенком.
В изображениях сверстника дети узнают прежде всего себя, а в реальных контактах с ним воспроизводят его движения, фразы, мимику, как бы отражая его и отражаясь в нем. Потребность в общении со сверстником в раннем возрасте занимает далеко не главное место и не рассматривается как новообразование этого возраста, но эмоционально-практическое взаимодействие малышей играет исключительно важную роль в развитии нравственного отношения к другим людям. В таком общении возникает чувство непосредственной общности и связи с другими.
В раннем возрасте эта общность имеет чисто внешний, ситуативный характер: малыши даже не запоминают имени своего партнера, быстро забывают его, им в принципе все равно, с кем бегать и дурачиться. Узнавая себя в своем ровеснике, малыши осуществляют активный процесс самопознания: на фоне сходства для каждого ребенка ярче всего высвечивается его собственная индивидуальность. «Смотрясь в сверстника», ребенок как бы объективирует себя и выделяет в себе самом конкретные свойства и качества. Это подготавливает дальнейший ход развития межличностных отношений.
Играя с подгруппой детей или индивидуально, можно использовать следующие потешки:
- Маленькие гномики
Ловко строят домики!
- Ты, собачка, не лай!
Дай мне лапку, дай, дай.
Ты, собачка, не лай
Лучше хвостиком виляй!
- Я вам куклу покажу, и про куклу расскажу.
Вот у куклы голова, а вот глазки - их два.
Вот у куклы носик, ушки, щечки, ротик.
Вот у куклы ручки, вот у куклы брючки,
Вот у куклы ножки, а на них сапожки!
Гендерный подход находит своё отражение и при воспитании культурно - гигиенических навыков детей раннего возраста.
При умывании к девочкам и мальчикам обращаются:
- Теплая водичка
Умоет Кире личико,
Пальчики – Антошке,
Сашеньке – ладошки!
Расчёсывая девочкам волосы, приговаривают:
- Расти, коса, не путайся,
Маму, Катя, слушайся.
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
При организации питания также целесообразно использовать потешки, прибаутки:
- Умница, Валенька,
Кушай кашу сладеньку.
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Для воспитания аккуратности у девочек используют такую прибаутку:
- В руки мыло мы возьмем
И водичкою польем.
Моем руки чисто, чисто.
А потом лицо умыли,
Носик тоже мы промыли.
Полотенцем вытирались,
На Ирочку любовались.
Для установления контакта воспитателя с ребенком являются пестушки и потешки, которые сопровождают игровые действия. Мальчики чаще всего плохо говорят и не могут рассказать взрослому о своих переживаниях. Проигрывая различные ситуации с помощью движений рук, тела, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства. Именно с эмоционального общения начинается становление речевого общения:
- Пальчики, пальчики,
Вот какие мальчики.
Дружно пальчики живут,
Их по имени зовут:
Этот пальчик Гришенька,
Этот пальчик Сашенька,
По середочке Сергей,
А за ними Алексей,
Ну а этот Мишка,
Мишка – шалунишка.
Целесообразно использовать народный фольклор и при организации подвижных игр:
- Бежала лесочком
Лиса с кузовочком.
А что в кузовочке?
Лесные грибочки?
Грибочки-груздочки
Для сына, для дочки!
- У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит,
И на нас рычит!
При формировании трудовых навыков используются такие прибаутки:
- Надо стульчик смастерить,
Чтоб гостей посадить,
Надо столик смастерить,
чтоб гостей угостить!
- Лейка, лейка, воду лей-ка!
- Сбил, сколотил – вот колесо!
Сел да поехал – ах, хорошо!
Оглянулся назад – одни спицы лежат!
Народные фольклорные произведения не имеют канонического текста, поэтому в каждую потешку или песенку можно внести что – то свое, созданное для данного ребенка в нужной ситуации.
Многое из опыта народной педагогики, к сожалению, остается за пределами наших знаний родителей, а потому не используется в полной мере. При взаимодействии с родителями, одной из задач является приобщение родителей к этому чистому, проверенному истоку, которым является народный фольклор.
С целью ознакомления родителей с народным фольклором у нас в группе завели папку-передвижку «Учите вместе с нами», в которую записывали потешки, поговорки, считалки, и родители дома могли использовать этот материал при общении со своим ребенком. Нашу группу посещают дети разных национальностей: коми, русские, таджики, молдаване. А это разнообразный фольклорный материал. Чтобы пополнить копилку детского фольклора, мы давали родителям творческие задания: «Пополнить нашу копилку новыми народными играми, потешками, пословицами, поговорками своего народа». Таким образом, у нас появились новые игры, потешки, пословицы и поговорки разных народов.
Заключение
Таким образом, народный фольклор является одним из средств гендерного воспитания детей раннего возраста. Мы можем и должны использовать богатейший опыт народа, накопленный веками.
Мальчик и девочка – два разных мира. Если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, то они могут с успехом решить эти задачи посредством использования народного фольклора.
Опыт использования фольклора в гендерном воспитании мальчиков и девочек показал, что процесса половой идентификации мальчиков и девочек раннего возраста проходит более благоприятно; у детей формируются начала мужественности и женственности; первоначальные представления о различиях полов: физических, поведенческих и нравственно ценных. Дети овладевают первоначальными способами внешнего освоения моделей мужского, женского гендерного поведения.
Используемая литература:
1. Алёшина В.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа. – М.: ГЦЛ, 2004. – 112 с.
2. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Вторая группа раннего возраста/ Н.Ф.Губанова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 128 с.
3. Книга для чтения в детском саду и дома: 2-4 года: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. В.В.Гербова и др. – М.: ОНИКС 21 век, 2005. – 272 с.
4. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста: практическое пособие / Л. Н. Павлова. - 2-е изд. - Москва: АЙРИС ПРЕСС, 2007. – 202 с.
5. Печора К.Л. развиваем детей раннего возраста: Современные проблемы и их решение в ДОУ и семье / К.Л. Печора. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 96 с.
6. Ребенок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов / Под ред. С.Н. Теплюк.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 219 с.
7. Степаненко Э.Ю. Сборник подвижных игр. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 112 с.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гендерное воспитание детей раннего возраста
Полоролевое воспитание– это воспитание отдельно мужчин и отдельно женщин, но ориентироваться только на биологический пол нельзя, и был введен междисциплинарный термин...
Гендерное воспитание детей раннего возраста в фольклорных произведениях.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 55 Колпинского района Санкт-Петербурга Гендерное воспитание детей раннего возраста в фольклорных произвед...
Обобщение из опыта работы "Гендерное воспитание детей раннего возраста"
Гендерное воспитание детей раннего возраста...
Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста средствами фольклора
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная. Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культ...
Проект: «Гендерное воспитание детей раннего возраста».
laquo;Гендерное воспитание детей раннего возраста».[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20349089","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Проект в 1 младшей группе.Тема: ...
Проект в группе раннего развития «Гендерное воспитание детей раннего возраста в игровой деятельности»
Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девоче...
Картотека игр по гендерному воспитанию детей раннего возраста
Игры для целенаправленного создания условий, способствующих определению личности ребенка как представителя определенного пола, закреплению гендерных ролей, формированию гендерной культуры....