Родительское собрание : «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
опыты и эксперименты на тему
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodit._sobranie.docx | 21.94 КБ |
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
по теме:
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности
дошкольников через организацию детского экспериментирования»
Цель: систематизация знаний родителей по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Ход занятия
- Введение в тему.
- Игра «Комплименты».
- Деловая игра «Детское экспериментирование».
- Рефлексия.
Воспитатель
Введение в тему.
Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей.
Педагог – психолог
Игра «Комплименты».
Цель упражнения: отработка навыков эмпатии и новых способов поведения; формирование умения делать комплименты и создавать позитивные установки друг на друга.
Дается задание: «Вы можете свободно передвигаясь по комнате подходить к любому члену группы и обмениваться комплиментами, добрыми пожеланиями, похвалами. Возможно, этот человек чем-то помог вам в процессе тренинга, поблагодарите его. Таким образом, обойдите всех участников тренинга». Для этого упражнения используется лирическая музыка.
Воспитатель
Деловая игра «Детское экспериментирование».
Предлагаю родителям разделиться на две команды, членам жюри занять свои места. Каждая команда, правильно отвечая на вопросы, получает баллы. На обдумывание дается 30 секунд.
Первый этап.
Синие билеты | Зелёные билеты |
Что является объектом познания детей? Рукотворный мир, мир неживой природы, мир живой природы | Что первично, причина или следствие? Следствие вытекает из причины. Но и следствие может стать началом причины |
Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет. Аквариум – «исследовательская лаборатория»: плавает – не плавает; мокрый – сухой; извлечение звуков; исследование поверхности предметов. | Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет Наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации |
Формы работы с детьми раннего возраста по познавательному развитию. Наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование экспериментирование, предметно-манипулятивная игра, развивающие игры, встречи с природой, ситуативные разговоры. | Объекты наблюдения для детей 3-4 лет. Наблюдение за объектами и предметами своего непосредственного окружения, привлекающих их внимание |
Какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования? Любознательный-активный, способный решать интеллектуальные задачи (проблемы) адекватные возрасту, способный управлять своим поведением, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками | Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте. Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый Любопытный – мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям (праздное любопытство, спрашивать из любопытства, удовлетворить пустое любопытство) |
Почему дети 4-5 лет в познавательной деятельности возвращаются опять к предметам ближнего окружения? Понимают, что всё взаимосвязано, а причинно-следственные связи лучше познавать на знакомых предметах и явлениях | Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет. Самостоятельность в познании, воспитатель создаёт условия и руководит процессом познания |
Отличительная особенность в познании детей 3-4 лет. Вижу- действую с предметами ближнего окружения и знакомыми явлениями | Новая форма познания у детей 4-5 лет. Способны понимать слово воспитателя без наглядности |
Второй этап
Объяснялки:
- Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожным, а еще там по-разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Там работает дядя или тетя в белом халате. (Лаборатория)
- Это такое дело, когда что-то хотят узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если все получилось, то говорят, что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравится это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (Эксперимент)
- Этот человек часто бывает под водой, даже на дне. Он туда спускается с разными баночками, набирает в них воду и ил, потом на корабле делает всякие анализы. А еще он плавает с камерой и снимает всяких рыб и морских животных, и даже акул. Он очень смелый. И еще он пишет статьи в умных журналах. (Океанолог)
- Этот человек все время лазает по горам. У него есть разные приборы, он за всем там наблюдает, особенно он ищет горы, которые дрожат и когда внутри у них что-то кипит и даже выплескивается, там он может сгореть, но он все равно туда ходит, делает фотографии, говорит людям когда там опасно жить. (Вулканолог)
Третий этап
Разработать план экспериментальной деятельности по ознакомлению детей со свойствами воды - снега (по билету) и провести его с соперниками
Четвертый этап
Выбрать из предложенных характеристик – относящиеся: 1 команде к демонстрационному, 2 команде к фронтальному наблюдению и эксперименту.
+Хорошо видны мелкие детали +Возможность использовать для обследования все анализаторы, рассмотреть объект со всех сторон +Работать в индивидуальном ритме +Реализуется потребность к деятельности +Высокое эмоциональное воздействие | +Исключены ошибки при проведении опыта +Нет риска нарушений правил безопасности +Возможность работы с объектом, находящимся в единственном числе +Возможность рационально распределить время на различные этапы +Возможность сосредоточения внимания детей на существенных моментах, выделить главное |
-Трудно найти достаточное количество объектов -Трудно отследить ход процесса познания -Трудно отследить качество усвоения знаний каждым ребенком -Постоянно возникает несинхронность в работе -Высок риск нарушений правил безопасности | -Объект виден под одним углом зрения, восприятие с помощью одного, реже двух анализаторов -Нет возможности рассмотреть мелкие детали -Низкий эмоциональный уровень восприятия -Относительная пассивность детей -Ритм восприятия навязан педагогом, минимум личной инициативы детей |
Воспитатель
Рефлексия.
- Считаете ли Вы тему родительского собрания актуальной?
- Считаете ли Вы форму проведения эффективной?
- Отметте состояние, которое Вы испытывали во время собрания?
- Напишите пожелания организаторам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"
Педсовет включает в себя аналитическую справку по тематической проверке, деловую игру педагогов и решения педсовета....
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уро...
Практическая консультация для педагогов «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
Дети, по природе своей, исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о ми...
Комплексно-тематический план образовательной работы тема "Братья наши меньшие" в подготовительной группе. Рекомендации для воспитателей по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования.
Дикие и домашние животные.Животные разных климатических зон.Ферма и зоопарк. Задачи по видам совместной образовательной деятельности. Самостоятельная деятельность детей.Образовательная деятельно...
Из опыта работы воспитателя второй квалификационной категории Колосовой Г.С. "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"
Из опыта работы по теме " Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"...
«Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирова...
Проект "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"
Способствовать развитию познавательной активности, любознательности потребности в умсвенных впечатлениях детей, стремление к самостоятельному познанию и размышлению....