ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
рабочая программа на тему

    ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

НА ТЕМУ:

 

«СОВРЕМЕННЫЕ И КЛАССИЧЕСКИЕ ИГРУШКИ, ЧЕМУ ОТДАТЬ

ПРЕДПОЧТЕНИЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ И ИГРОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МДОУ?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_6.docx45.45 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕлого 1.jpg

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 9 «КОСМОС»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

   Адрес:140000, г. Люберцы,

 3 почтовое отделение, дом 50Б

www.kosmos9.ru

Тел:8(916) 424 14 33 

e-mail: nzinovieva@yandex.ru


                                          ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

НА ТЕМУ:

«СОВРЕМЕННЫЕ И КЛАССИЧЕСКИЕ ИГРУШКИ, ЧЕМУ ОТДАТЬ

ПРЕДПОЧТЕНИЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ И ИГРОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МДОУ?»

Воспитатель :Игитян Н.З.

Люберцы,2018г.

ЦЕЛЬ:

Информирование воспитателей о целесообразном педагогическом

подборе игрушек.

Психолог: Уважаемые воспитатели! Мы знаем, что ребенку нужна игра. Игра

детей неотделима от игрушек. У большинства из нас детство связано с

любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья.

Игрушки для ребенка - та «среда», которая позволяет исследовать

окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности,

выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя. Подбор игрушек

- дело серьезное и ответственное. От успешного решения этой проблемы

зависят настроение ребенка и прогресс в его развитии. Чтобы вы могли

сориентироваться в необъятной стихии рынка игрушек, мы поговорим о

наиболее ценных из них и полезных.

Для начала поговорим о том, какие бывают игрушки, для чего они нужны и

что каждая из них может дать для развития. Существуют разные виды

игрушек для детей дошкольного возраста.

1. Сюжетные, или образные, игрушки — куклы, фигурки животных,

мебель, посуда, предметы домашнего обихода.

Центральное место отводится кукле. Ребенок во время игры как бы

одушевляет куклу, разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и радости,

проявляя о ней заботу. К этой группе игрушек относятся и сказочные

персонажи. К образным игрушкам также относятся те, что изображают

зверей, домашних животных. Дети их кормят, купают, укладывают спать,

лечат, ходят с ними на прогулки

2. Технические игрушки.

Эти игрушки все больше входят в жизнь. К ним относятся: транспорт,

конструкторы, всевозможные технические агрегаты. Особой популярностью

у детей пользуются разнообразные конструкторы «Лего», развивающие

мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество.

3. Игрушки-забавы.

Это смешные фигурки зверей, животных, человечков, например зайчик,

играющий на барабане, или повар, готовящий яичницу. В основе их лежит

движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение — позабавить детей,

вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора.

4. Маскарадно-елочные игрушки.

Они связаны с празднованием Нового года. Они напоминают чем-то тот или

иной персонаж (хвост, клюв, ушки), но этого достаточно, чтобы дети играли

— жили в образе.

5. Спортивно-моторные игрушки.

Это особый тип игрушек, способствующий повышению двигательной

активности детей, развитию координации движений, ориентировки в

пространстве.

6. Театральные игрушки.

Эти игрушки по содержанию являются образными, но имеют особое

назначение — служат целям эстетического воспитания, развития речи,

воображения. К ним относятся, например, Петрушка, куклы бибабо.

7. Музыкальные игрушки.

Это погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, игрушки, изображающие

пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.

8. Дидактические игрушки.

Этим игрушкам принадлежит особое место. С помощью дидактических игр

дети знакомятся с цветом, формой, величиной и т. д. К ним относятся

разноцветные вкладыши, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др. Эти игрушки

воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость,

целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют

развитию мелкой моторику.

9. Строительные игрушки.

Они состоят из геометрических тел.

Среди всех вышеперечисленных игрушек, есть крупногабаритные, такие, как

самокаты, детские педальные автомобили, тракторы и др. Сидя за столом,

ребенок захочет, скорее всего, играть маленькими, устойчивыми игрушками,

а вот для улицы мелкие игрушки не годятся.

Вопрос к воспитателям.

Сталкивались ли вы с тем, что у ребенка имеются разные игрушки, но он не

играет с ними?

(Мнение воспитателей)

Психолог.

Иногда взрослые расстраиваются, даже сердятся на ребенка за то, что

игрушки не используются, не подозревая, что он просто не умеет во все это

играть. Ребенку говорят: «Играй!» Он берет игрушки и со скучным лицом

усаживает космонавта верхом на зебру, а куклу Мальвину — на носорога,

потом заводит мотоциклиста, и долго смотрит, как тот кружится по полу.

Сами по себе игрушки ничего для ребенка не будут значить, если он не знает,

как и во что с ними играть. Мы советуем вам обыгрывать игрушки вместе с

ребенком, подсказывая и показывая действия с ними.

К 4-5 годам особое значение для детей приобретают предметы, дополняющие

игры, например шапочки, сумочки с красным крестом, халатики, фуражки,

бинокли и др. Спросите у ребенка, как он будет играть с игрушкой, кого он

пригласит для совместной игры, что ему еще понадобится. Можно изго-

товить необходимый атрибут совместно своими руками. В этом возрасте

развитие игры идет не от игрушки, а от мысли. Если раньше игрушка

наталкивала ребенка на игру, то детям постарше по ходу игры требуется

какой-либо предмет, они могут найти его заменитель или довольствоваться

деталями костюмов, биноклем, шапочками и т. д.

Для игр дети любят приспосабливать окружающие предметы, например

опрокинутое кресло, может выполнять роль автомобиля, который надо

ремонтировать. Детям необходимы и такие игрушки, которые можно сделать

самим из природного и бытового материала, например из листьев, ракушек,

катушек, соломки, ниток, всевозможных коробочек, пузырьков ... Как

показывает опыт, ребенок в этом возрасте очень любит всякие «секреты», и

взрослым надо помнить об этом.

Так, в педагогической литературе описан случай, когда мать нашла у девочки

мешочек, довольно тяжелый и грязный. Там оказались камешки, листья,

цветы, тряпочки, куски стекла и железа. .. Мать выбросила грязные вещи,

выстирала и выгладила мешочек, положила его снова под подушку. Утром

девочка горько плакала, спрашивала, зачем мама выбросила, самые хорошие

игрушки и во что же она теперь будет играть. Мать объяснила, что нельзя

играть с грязными и острыми вещами, обещала купить новые игрушки, но

дочка была безутешна. Тогда мама отыскала пестрые лоскутки, предложила

девочке сшить новый красивый мешочек и обещала никогда не выбрасывать

ее сокровищ.

Вопрос к воспитателям.

На что вы опираетесь в подборе игрушки?

(Мнение воспитателей)

Психолог.

Если все имеющиеся игрушки однородны — это приведет к однообразию

сюжета игры. Рассортируйте игрушки, однотипные временно уберите, через

некоторое время обыграйте их с ребенком. Например, создайте ситуацию

возвращения куклы из длительного путешествия. Или разделите игрушки на

несколько равноценных наборов и периодически (1-2 раза в месяц) меняйте

их. Приучайте ребенка убирать за собой, это поможет воспитать

дисциплинированность и ответственность в дальнейшем.

Игрушка полезная и вредная. К сожалению, хорошо покупаемая игрушка - та,

что нравится взрослым. Но часто она меньше всего годится для детей. Во

многих нынешних игрушках детское только то, что они маленькие. Чем же

должна быть игрушка для ребенка? Источником радости, мотивом для игры.

Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для

самостоятельного творчества. В противоположность этому современные

игрушки, чаще всего изготовленные по западным образцам, не оставляют

места для «домысливания сюжета». Ребенок, окруженный пластмассовыми

Барби, киборгами, трансформерами, представляет собой человека,

заряженного энергиями западного общества.

Чем шире спектр применения игрушки, тем выше ее ценность для творчества

и тем больше она может развить творческий потенциал самого ребенка.

Отсюда -- самые лучшие игрушки -- природные: камушки, песок, шишки,

палочки, лоскутки -- они могут быть всем! А чем может быть машинка?

Только машинкой, правда, если это грузовик, то, вероятно, еще и ящиком для

хранения кубиков, кроватью для мишки или каретой для путешествий кота и

пр. А чем может быть электронная игрушка с четырьмя кнопками?

Совершенно очевидна ее монофункциональная однозначность - нажимай на

кнопки и все!

Игрушка всегда выполняла кроме прочих и психотерапевтическую функцию

- помогала ребенку овладеть собственными желаниями, страхами. Игрушка

не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже

лечения. Таковы ли современные игрушки?

Общие выводы обзора современных игрушек и их роли в жизни детей

свидетельствуют об очевидных трансформациях картины мира современных

детей. В ней появились существенные сдвиги в сторону, во-первых,

меркантилизации детского сознания, выражающейся в преувеличенном

отношении к деньгам, желании в будущем заниматься только бизнесом,

приобретении финансовой самостоятельности любой ценой. Во-вторых,

вестернизации как ориентации на западные ценности, за которыми стоит

культ силы, экспансии, агрессии в сочетании с романтизацией криминальной

жизни и пр. В-третьих, в детской картине мира нарастает тенденция к

танатизации - мотивам смерти, гибели всего живого на земле, уничтожению

природы, экологической катастрофы и т.п. Именно эта тенденция во многом

спровоцировала рост детских самоубийств - не без помощи средств массовой

информации, а также таких специфических ее форм, как игрушки:

трансформеры, куклы-киллеры, настольные игры типа «Гибель

цивилизации», «Война миров» и аналогичные им.

Еще одна характерная черта нашего времени - тенденция к сексуализации

детского сознания (активное формирование циничного отношения к

интимной стороне жизни взрослых, преждевременной озабоченности

вопросами секса), одной из причин которой являются куклы с половыми

органами.

Таким образом, современная игрушка претерпела эволюцию: от

уменьшенных копий предметов труда, охоты, домашнего обихода в

древности -- через игрушки, символизирующие прекрасное в жизни

(игрушки XIX -- первой половины XX вв.), к игрушкам, воплощающим

безобразное, ужасное, смерть (последние десятилетия).

Однако не все современные игрушки играют отрицательную роль в жизни

ребенка. В наши дни существуют и такие игрушки, которые отвечают

правилам современной педагогики. Это развивающие игрушки,

всевозможные конструкторы, наборы для творчества, сюжетно-образные

игрушки, игры-головоломки, дидактические игрушки и т. д.

Правильная современная игрушка - многофункциональна. Ее можно

использовать несколькими способами, причем в самых разных играх.

Классический пример -- мяч. Его можно и бросать, и катать, он может стать

кукольным арбузом или сказочным колобком. Чем меньше ребенок, тем

больше среди его игрушек должно быть многофункциональных.

Правильная современная игрушка должна быть сделана из экологически

чистого материала (ткань, дерево, металл, кожа). Совсем обойтись без

пластмассовых игрушек вряд ли получится, но стоит стремиться к тому,

чтобы их процент был как можно ниже.

Правильная современная игрушка позволяет ребенку придумывать

различные сюжеты для игр, а значит, и чаще бывает востребована и не

запылиться на полке .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование у дошкольников познавательного интереса к истории и культуре Кубани» воспитатель Сахно Н.И. МБДОУ №41 «Подснежник» ст.Анапская

Цель: Повысить  профессиональную  компетентность педагогов по  вопросу формирования у дошкольников познавательного интереса к истории и культуре Кубани. Материал: слайды...

Семинар - практикум для воспитателей "Причины и способы разрешения конфликтов между воспитателем и родителями воспитанников"

В материале представлены способы выработки  умений  у воспитателей позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать кон­фликтные ситуации в процессе взаимо­дейст...

Семинар-практикум для воспитателей семейных групп по теме «Проведение тематических занятий воспитателями групп семейного воспитания.» Перспективный план развивающих занятий по лексическим темам.

Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько ...

семинар-практикум для воспитателей "применение артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя"

очень важно, прежде  чем использовать артикуляционную и дыхательную гимнастики в своей работе, изучить все методические  рекомендации  и требования, чтобы не навредить!...

Семинар-практикум для воспитателей "Работа ДОУ по правовому воспитанию". Организация работы с воспитателями и родителями ДОУ по правовому воспитанию старших дошкольников.

Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать защита прав ребёнка, в первую очередь, защита права  на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию при...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...