Развитие речи у детей -дошкольников
статья на тему

Зобнина Наталья Алексеевна

Данный материал это миниконсультация для заботливых родителей по вопросам развития речи детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_doshkolnikov.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

На четвертом и пятом году жизни речевая активность ребенка увеличивается (особенно на пятом году),  начинается возраст  «почемучек». Запас слов быстро нарастает, дети употребляют слова в самых разнообразных грамматических формах н сочетаниях. Они выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями.

Но очень часто бывает так, что в предложении, построенном ребенком, имена существительные заменяются место- имениями: «Он пошел... А потом он увидел... А потом он взял...» — оказывается, разговор идет о дедушке. Нарушения относятся и к порядку слов в предложении, и к грамматическим формам изменения слов (не вполне усвоены типы склонений и виды спряжений).

Учтите, что эта характеристика приблизительна. Уровни речевого развития детей одного возраста бывают очень различными.

Что касается помощи в овладении родным языком, то родители детей четвертого-пятого года жизни главную задачу должны видеть в обогащении словаря (углублении понимания смысла употребляемых слов) и в развитии связной речи.

Для обогащения, уточнения и расширения словаря детей используйте самое ближайшее окружение ребенка: то, с чем он сталкивается дома, в детском саду, на улице. Вводите в словарь детей не только названия предметов, но и названия их деталей, частей. Не только названия цветов ,   но и их оттенков. Не только названия формы, величины предметов, но и материала, из которого эти предметы сделаны.

Когда малыш рассматривает предмет, подумайте, какой именно вопрос ему лучше задать. Вопросы,  как  «Кто это?»  или  «Что это?»,  естественно,  предполагают ответы,  называющие предмет.  Вопрос «Какой?» заставляет называть различные признаки предмета. Если вы спросите: «Из чего сделан?» — ребенок назовет материал; при этом, кстати, он должен будет поставить слово в родительном падеже («Из стекла»). «Что делает?» — называется действие. «Для чего нужен этот предмет?» — этот вопрос вызывает распространенный ответ; иногда при ответе малыш строит даже сложное предложение.

Важно, разумеется, не просто знакомить ребенка с окружающим. Вы должны иметь в виду и чисто речевые задачи. Рассмотрели, предметы, назвали их — закрепите слова в различных словесных играх. Эти игры расширяют в сознании детей смысловое содержание слова и помогают им самим создавать самые разнообразные словесные сочетания.

Вот, например, игра «Какое что бывает». Взрослый спрашивает, что бывает высоким, а ребенок отвечает: дерево, столб, человек?  Здесь же можно провести сравнение: что выше — дерево или человек? Дети учатся сравнивать, обобщать  начинают понимать значение абстрактного, отвлеченного  слова «высота».

На вопрос о том, что бывает широким, ребенок отвечает:  река, дорога, бульвар, лента. Затем можно спросить, побуждая  ребенка к сравнению: «А что шире  ручеек или  река?»

  Такую игру можно проводить с самыми различными словами; играя ,малыши будут учиться классифицировать  предметы по цвету, по форме (Что бывает красным, зеленым, голубым, круглым?»)

  Когда ребенок рассматривает предмет ,  его спрашивают, какой он, то здесь ставится задача назвать как моно больше признаков предмета. Когда же берется один признак, дети припоминают самые разнообразные предметы, обладающие этим признаком. В таких упражнениях, когда ребенок ищет слово (а взрослый помогает ему при затруднениях),уточняется смысл слов, которые выступают перед ребенком в самых различных сочетаниях.

   Для обогащения словаря, для понимания переносного значения образных слов неоценимо чтение художественной литературы. Прочитали малышу ск5азку ,рассказ ,стихотворение-обратите внимание на отдельные слова и выражения, повторите их, задержите на них внимание ребенка, тогда он запомнит и усвоит эти слова и будет использовать их в других речевых ситуациях.

Расскажи

    Развивая  мононологическую  речь, важно научить ребенка пересказывать короткие литературные тексты (сказки и рассказы, доступные для его возраста. Он пересказывает знакомые сказки с несложным сюжетом («Репка», «Колобок», «Курочка Ряба»),.При этом вырабатывается умение слушать литературное ,отвечать на вопросы взрослых, включать в рассказ взрослых отдельные слова и предложения, как бы помогая ему. Так малыш подводится к самостоятельному воспроизведению   литературного произведения.

  Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает тексты народных сказок  ,усваивает последовательность  действий

     Учить малышей пересказу  хорошо помогает так называемый  отраженный перессказ. Ребенок включается в рассказ взрослого, повторяя слово  или целое предложение. «Жили- - «Была у них...» — «Курочка …».  Затем следует переходить к пересказу по вопросам:  Кого встретил Колобок?>  «Зайчика».  «Какую песенку  он ему спел?...»

        После того как малыш  овладел пересказом сказки, ему  можно  предложить  пересказать маленькие рассказы с несложным содержанием. Хороший образец — лаконичные, рассказы Л.Н. Толстого для детей

        Очень хорошо помогают овладеть умением пересказывать разные  зрелища театр,  современные мультфильмы!  Они эмоционально настраивают  ребенка, развивают желание передать свои впечатления в рассказе.

 Подводятся дети к расказыванию по картине. Они учатся  правильно отвечать на вопросы взрослого, а в дальнейшем высказываться по содержанию картины.

Все  дети очень любят рассматривать игрушки. Именно это , скорее другого побуждает их к высказыванию. Сначала взрослый  предлагает ребенку внимательно рассмотреть  игрушку. Первые вопросы должны  быть  направлены на характерные  признаки предмета, его внешнего вида (форма, цвет, величина).Более старшим детям (пятого года жизни) можно предложить  сравнить две игрушки. Взрослый учит детей, например, описывать и сравнивать кукол- , называя наиболее характерные их признаки ,и следит за тем ,чтобы дети высказывались законченными предложениями .

     Прежде чем сравнивать, малышу придется внимательно  рассмотреть обеих кукол: как они одеты, какие у п глаза, а затем уже отметить, чем они похожи и чем отличаются.

   Овладел малыш описанием отдельных игрушек - переходите к составлению небольших сюжетных рассказов. Предложите ему несколько игрушек, позволяющих наметить  несложную сюжетную линию; девочка, корзинка, грибок; дев ка, ежик и т. п. Пусть ребенок подумает, что могло произойти с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой в  корзинке. Взрослый может для образца придумать сказку ,а затем предложить ребенку придумать рассказ самому. И не беда, если ребенок сначала просто повторит за взрослым . Рассказывая — он упражняется в рассказывании. Но постепенно уводите детей от подражания, предлагайте придумать самостоятельный рассказ.

Дети пятого года жизни уже могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый побуждает вспомнить, как ходили в гости, на праздник елки, интересного на прогулке в лесу.

Перед ребенком четко ставится задача: «Расскажи что ты видел на празднике». «Что ты видел на прогулке в лесу?»

Здесь можно использовать образец: «Сначала послушай, что я видел на празднике елки, а потом ты будешь рассказывать». Рассказ взрослого должен быть  близок детскому опыту, четко построен, иметь яс язык рассказа должен быть живым и эмоциональным.

Постепенно дети отучаются от копирования  и подходят к самостоятельному творческому рассказыванию, обучение которому начинается после 5 лет.

Звуки речи

Для воспитания у ребенка звуковой культуры проводить упражнения,-особое внимание уделяя

естественно, произношению звуков, которые ребенок не выговаривает. К 5 годам ребенок может правильно произносить все звуки

С малышом этого возраста уже надо проводить занятия по звуковому анализу слова, — это очень важно для  последующего усвоения грамоты. Детям читают потешку, стихотворение, где несколько раз повторяется звук, вызывающий трудности в произношении. Сначала ребенок повторяет текст  за взрослым, а затем называет звук, который чаще повторяется.

Приведем пример занятия, цель которого —выработать у ребенка правильное произношение звука Ш, развить речевой слух.

Для занятия подготавливаются игрушки (или муляжи); вишня, яблоко, груша, мандарин, лошадь, корова

Предметы подбираются так, чтобы при попарном предъявлении  в названии одного предмета был звук ш, а другого — не было. Подготавливается также набор карточек, в названиях которых имеется звук ш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи у детей»

В данном материале размещено родительское собрание,проведённое с родителями детей в старшей группы в игровой форме. Начинается собрание со вступительного слова педагога о большом значении развития реч...

Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников. Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1  Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста...

Тема по самообразованию 2022-2023 уч.год "Сказкотерапия, как средство развитие речи у детей дошкольников"

Сказки любят все дети и педагоги их используют в жизни детей всегда. Сказки помогают обогатить словарный запас детей,развить память и внимание. Я использую в своей работе кукольный и настольный театр,...

Выступление на педагогическом совете «Особенности современных форм, методов работы в дошкольном учреждении по развитию речи дошкольников» по теме: «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...