Педагогический проект "Лучше друг ценный, чем камень драгоценный"
проект (младшая группа) по теме
Проект расчитанный на развитие коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_druzhba.docx | 25.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Дружба»
Воспитатели:
Федорищева О.А.
Высокова Л.А.
В период педагогической работы был реализован проект по теме «Дружба» с детьми группы №2.
Творческое название: «Лучше друг верный, чем камень драгоценный».
Цель:
-оптимизация образовательного процесса в группе посредством формирования системы знаний об особенностях межличностного взаимодействия;
-личностное развитие участников образовательного процесса и формирование навыков конструктивного взаимодействия;
- продолжать пополнять и активизировать словарь детей.
Задачи:
1.Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как «друг», «дружба», «честность», «справедливость».
2.Усвоение умений оценивать чувства и поступки сверстников в совместных играх и ситуациях.
3.Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них.
4.Развитие речи и речевого развития со взрослыми и сверстниками.
Участники:
-воспитатели;
-дети второй младшей группы-23 воспитанника
-родители-15 человек
Вид проекта: групповой.
Тип проекта: исследовательско-творческий.
Материалы и средства:
-занятия и беседы с детьми;
-чтение художественной литературы;
-проведение игр;
-проведение выставки;
-подготовка коллажа из детских работ.
Этапы реализации:
-расширение и обогащение знаний детей о понятии «дружба»;
-преемственность работы дошкольного учреждения и родителей.
Ход проекта.
На начальном этапе проекта была проведена беседа по теме: «А что же значит слово друг?».
Целью данной беседы было: выяснить, что знают дети о таком понятии как «друг», «дружба» и «лучший друг».
Во время проведения беседы были заданы такие вопросы:
1.Кто такой друг?
2.Что такое дружба?
3.Может ли любой человек стать другом?
4.Чем определяется дружба?
5.Кто такой лучший друг?
6.Есть ли у вас лучший друг?
7.Как себя необходимо вести, чтобы люди с вами дружили?
После проведения был сделан вывод о том, что у детей не очень хорошо развиты данные понятия, что характерно для данной возрастной группы. Они не смогли самостоятельно дать им определения , но с помощью воспитателя всё таки пришли к одному мнению, что «Друг познаётся в беде».
Было проведено занятие по художественному творчеству на тему «Дружба-главное чудо». Главной целью данного занятия было развитие коммуникативных способностей у детей .
Задачи:
- довести до понятия слово «друг» и «качества личности», присущие другу;
- учить ценить дружбу, дорожить друзьями и хорошими отношениями со своими сверстниками;
- воспитывать чувства взаимовыручки, взаимопомощи;
-способствовать формированию дружеских отношений в детском коллективе.
Результатом данного занятия было то, что дети с особой серьёзностью отнеслись к данным понятиям, хорошо отвечали на вопросы, а главное понимали всю необходимость исследования и разбора данной темы. Дети осознали на сколько необходимо обладать умением прислушиваться друг к другу, умением понимать друг друга, ну и конечно не оставаться равнодушным в различных ситуациях. В конце занятия дети раскрасили листочки разных деревьев, вырезанных из бумаги, цветами осени ( жёлтый, красный, оранжевый) и вместе с воспитателем сделали коллаж «Осенний листопад».
После данного занятия было проведено несколько игр на развитие умения сотрудничать.
Задачи:
-учить слышать, понимать и соблюдать правила игры:
-развивать контроль за движениями и умение работать по инструкции;
-воспитывать доверительные отношения друг к другу;
-развивать чувство ответственности за другого человека.
Игра «Менялки» была проведена в группе. По кругу были расставлены стульчики, на которых сидели дети. После чего мы выбрали считалкой водящего, он взял свой стульчик и вынес за круг. Таким образом, получилось, что стульчиков стало меньше чем игроков. После чего водящий говорит, что меняются местами те, у кого светлые волосы и участники, обладающие названным признаком, быстро встали и поменялись местами, а водящий в это время пытался занять свободное место. Оставшийся без места ребёнок, становился водящим.
Игра была проведена несколько раз и дети называли разные признаки. В итоге данной игры были сделаны такие выводы, что дети во время проведения игры в превосходящей степени активны и периодически забывают о её правилах, вследствие чего игру два раза приходилось останавливать. Но всё же после повторного объяснения правил дети старались придерживаться их.
Так же во время проведения игры стало понятно, что у детей плохо развиты доверительные отношения, что конечно необходимо корректировать в процессе работы с детьми.
Игра « Звери на болоте».
Данная игра была проведена во время прогулки в первую половину дня. Для этой игры понадобились листы бумаги (дощечки). Дети были разделены на пары, в каждой из которых один участник получает три дощечки, другой одну.
Задумка данной игры заключается в том, что дети должны представить, что все они превратились в зверей и оказались в болоте. Выбраться из него можно только парами и только с помощью дощечек. Тот у кого дощечек больше помогает своему партнёру выбраться из болота. После чего дети по команде поочерёдно выполняют задание. Затем меняются ролями и игра возобновляется.
В результате данной игры были сделаны выводы о том, что дети готовы придти на помощь своему другу. Не смотря на незначительные конфликты между играющими, дети всё равно доделывали задание до конца и стремились к правильности его выполнения.
По данному направлению так же были проведены игры: «Близнецы», «Горная тропинка» и «Травинка».
Игры на развитие умения активно слушать.
Задачи:
- развивать вербальную и невербальную коммуникацию;
- учить определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи;
- развивать слуховое восприятие и память;
- учить задавать открытые и закрытые вопросы и отвечать на них;
- учить перефразировать сказанное, уловив его главный смысл;
- учить использовать приём активного слушания.
Игра «Что случилось?».
Данная игра проводилась в группе. Один из детей был водящим, остальные дети были «наблюдателями» и «советчиками».
Водящему предлагалось выбрать любую картинку, прикрепить её к доске и ответить на вопросы:
1.Кто это?
2.Какое у него настроение?
3.Какие чувства (эмоции) он испытывает?
4.Почему,что с ним случилось?
5.Что ты ему посоветуешь?
Пока водящий отвечал, наблюдатели и советчики слушали ответы на вопросы и высказывали своё мнение. После чего водящий менялся и игра повторялась.
На основе проведения данной игры, был сделан вывод о том, что у детей достаточно хорошо развито умение слушать, а главное воспринимать то, о чём говорят, но в тот же момент плохо развито терпение, так как дети периодически выкрикивали и перебивали водящего.
Игра «Телефон».
Данная игра проводилась на прогулке. Дети стояли в кругу. С помощью считалки был выбран водящий – «телефонист». Он задумывал слово и шёпотом передавал его первому игроку, тот же шёпотом передавал услышанное следующему участнику и так далее. У последнего игрока «телефонист» спрашивал, какое слово он получил по связи. Если слово было названо не верно, «телефонист» проверял каждого участника и устанавливал где нарушилась связь. Затем водящий менялся и игра возобновлялась.
После проведения данной игры был сделан вывод о том, что в основном все дети умеют слушать и воспринимать информацию на слух. А главное, что во время игры дети не совершали значительные ошибки и главной проблемой лишь было то, что некоторые слова детям было сложно произносить или они торопились.
Было проведено занятие на тему: «Дружба живёт среди нас.. Главной целью данного занятия было развитие коммуникативных способностей у детей .
Задачи:
- обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как “друг”, “дружба”, “честность”, “справедливость” ;
- активизировать словарь по данной теме;
- добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки сверстников в совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять свои суждения;
- развивать социальные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание к окружающим, осознанные доброжелательные отношения, мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли;
- развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить свое, развитие выразительных движений;
- воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них;
Результатом данного занятия было то, что дети с особой серьёзностью отнеслись к этой теме, хорошо отвечали на вопросы, а главное смогли пояснить и понять, что такое дружба и как надо себя вести, чтобы с ними дружили сверстники, что надо идти на уступки и с пониманием относиться друг к другу. Дети осознали на сколько необходимо обладать умением прислушиваться друг к другу, умением понимать друг друга, ну и конечно не оставаться равнодушным в различных ситуациях.
Было организовано занятие по художественному творчеству «День мамы». Целью данного занятия было закрепление понятий «честность» и «дружба»; развитие мелкой моторики, воображения, мышления и умения работать в коллективе; воспитание правильного отношения к мамам, осознание детьми важности каждой мамы.
В заключении занятия воспитателем и детьми был сделан коллаж ко «Дню мамы».
Для взаимодействия родителей с детьми им было дано задание сделать поделки из природного материала на любую тематику. В итоге была организована выставка работ, после которой мы сделали вывод о том, что родители к этому заданию подошли с большой ответственностью и проявили творчество, а главное все работы были выполнены совместно с детьми. Это и стало итогом нашей проектной работы, что так же положительно повлияло на детей. Так же была создана картотека игр на развитие коммуникативной компетентности.
Для дополнительного развития коммуникативной компетентности с детьми были прочитаны такие художественные произведения как : «Малыш и Карлосон, который живёт на крыше»- автор А. Линдгрен; «Виннипух и все-все-все»- автор А.А.Милн; «Зима в Простоквашино»- автор Э.Успенский. После прочтения данных сказок с детьми были проведены обсуждения по каждой из них. Каждый ребёнок высказывал свою точку зрения по произведениям, объяснял в каких ситуациях герои сказок вели себя правильно, а в каких нет, как необходимо вести себя в таких ситуациях. Дети выделяли положительных героев и отрицательных, так же обосновывая свою точку зрения.
Так же для закрепления полученных в течении проведения проекта знаний, детям задавались такие вопросы:
- О чём сказка?
- Идёт ли в сказке речь о дружбе?
- Правильно ли себя ведут главные герои по отношению друг к другу?
- Являются ли герои сказки лучшими друзьями?
- Как правильно себя нужно вести по отношению к друзьям?
- Что нужно делать, если поругался с другом? Были ли такие ситуации представлены в сказке?
- Как герои выходили из данных ситуаций?
В результате проведения проекта были достигнуты поставленные цели: оптимизация образовательного процесса в группе посредством формирования системы знаний об особенностях межличностного взаимодействия; личностное развитие участников образовательного процесса и формирование навыков. конструктивного взаимодействия; продолжать пополнять и активизировать словарь детей.
Дети научились правильно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. В течении всего проекта происходило не только развитие коммуникативной компетентности, но и развитие психических процессов и речи детей. Также было уделено внимание развитию физических качеств, совершенствованию двигательной активности.
При организации и проведении проекта учитывался характер развивающего воздействия используемых средств на процесс формирования коммуникативной компетентности. Были использованы общепринятые основные положения педагогической работы с детьми данной возрастной категории, которые существенно дополнены специфическим содержанием развивающей направленности. Таким образом, дети активно включались в исследования, которые проводились в рамках проекта. Занятия и игровые упражнения вызвали интерес у детей. Большое значение в достижении результата имеет взаимодействие в проекте детей, воспитателей, родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер- класс для педагогов «Обучение дошкольников пониманию и принятию другого человека, как значимого и ценного»
Актуальной проблемой на сегодняшний день является проблема толерантности, которая широко обсуждается в современном мире и это не случайно. Не секрет, что в нашей стране и за рубежом обострилась ...
Лучше друг верный, чем камень драгоценный.
Презентация с выступления на районном методическом объединении для воспитателей средних групп дошкольных учреждений Мытищинского района. Март 2016г....
НОД в подготовительной группе "Драгоценный камень - вода"
Познавательно-речевое развитие! Основывается на опытно-эксперементальной деятельности!...
Выступление на педагогическом совете по теме: «Как понимать и ценить детские рисунки?»
Почему дети предпочитают рисование другим занятиям? Как понимать и оценивать детские рисунки?Ответы на эти вопросы на первый взгляд кажутся затруднительными....
Проект "Лучше друг верный, чем камень драгоценный"
НОД Лучше друг верный, чем камень драгоценный...
Педагогическое мероприятие. Тема: «Здоровье – самый драгоценный дар» (Младший дошкольный возраст)
....
Педагогический проект «Моя малая Родина-Камень-на-Оби»
Патриотизм – это важнейшее нравственное качество любого человека. В тоже время в обществе наблюдается "дефицит нравственности". В последние годы происходит отчуждение подрастающего пок...