Педагогический проект "Лучше друг ценный, чем камень драгоценный"
проект (младшая группа) по теме

Высокова Любовь Александровна

Проект расчитанный на развитие коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_druzhba.docx25.32 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Дружба»

Воспитатели:

 Федорищева О.А.

Высокова Л.А.

        


В период педагогической работы был реализован проект по теме «Дружба» с детьми группы №2.

Творческое название: «Лучше друг верный, чем камень драгоценный».

Цель:

-оптимизация образовательного процесса в группе посредством формирования системы знаний об особенностях межличностного взаимодействия;

-личностное развитие участников образовательного процесса и формирование навыков конструктивного взаимодействия;

- продолжать пополнять и активизировать словарь детей.

Задачи:

1.Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как «друг», «дружба», «честность», «справедливость».

2.Усвоение умений оценивать чувства и поступки сверстников в совместных играх и ситуациях.

3.Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них.

4.Развитие речи и речевого развития со взрослыми и сверстниками.

Участники:

-воспитатели;

-дети второй младшей  группы-23 воспитанника

-родители-15 человек

Вид проекта: групповой.

Тип проекта: исследовательско-творческий.

Материалы и средства:

-занятия и беседы с детьми;

-чтение художественной литературы;

-проведение игр;

-проведение выставки;

-подготовка коллажа из детских работ.

Этапы реализации:

-расширение и обогащение знаний детей о понятии «дружба»;

-преемственность работы дошкольного учреждения и родителей.

Ход проекта.

На начальном этапе проекта была проведена беседа по теме: «А что же значит слово друг?».

Целью данной беседы было: выяснить, что знают дети о таком понятии как «друг», «дружба» и «лучший друг».

Во время проведения беседы были заданы такие вопросы:

1.Кто такой друг?

2.Что такое дружба?

3.Может ли любой человек стать другом?

4.Чем определяется дружба?

5.Кто такой лучший друг?

6.Есть ли у вас лучший друг?

7.Как себя необходимо вести, чтобы люди с вами дружили?

После проведения был сделан вывод о том, что у детей не очень хорошо развиты данные понятия, что характерно для данной возрастной группы. Они не смогли  самостоятельно дать им определения , но с помощью воспитателя всё таки пришли  к одному мнению, что «Друг познаётся в беде».

 Было  проведено занятие по художественному творчеству  на тему «Дружба-главное чудо». Главной целью данного занятия было развитие коммуникативных способностей у детей .

Задачи:

- довести до понятия слово «друг» и «качества личности», присущие другу;

- учить ценить дружбу, дорожить друзьями и хорошими отношениями со своими сверстниками;

- воспитывать чувства взаимовыручки, взаимопомощи;

-способствовать формированию дружеских отношений в детском коллективе.

Результатом данного занятия было то, что дети с особой серьёзностью отнеслись к данным понятиям, хорошо отвечали на вопросы, а главное понимали всю необходимость исследования и разбора данной темы. Дети осознали на сколько необходимо обладать умением прислушиваться друг к другу, умением понимать друг друга, ну и конечно не оставаться равнодушным в различных ситуациях. В конце занятия дети раскрасили листочки разных деревьев, вырезанных из бумаги, цветами осени ( жёлтый, красный, оранжевый) и вместе с воспитателем сделали коллаж «Осенний листопад». 

  После данного занятия было проведено несколько игр на развитие умения сотрудничать.

Задачи:

-учить слышать, понимать и соблюдать правила игры:

-развивать контроль за движениями и умение работать по инструкции;

-воспитывать доверительные отношения друг к другу;

-развивать чувство ответственности за другого человека.

Игра «Менялки» была проведена в группе. По кругу были расставлены стульчики, на которых сидели дети. После чего мы выбрали считалкой водящего, он взял свой стульчик и вынес за круг. Таким образом, получилось, что стульчиков стало меньше чем игроков. После чего водящий говорит, что меняются местами те, у кого светлые волосы и участники, обладающие названным признаком, быстро встали и поменялись местами, а водящий в это время пытался занять свободное место. Оставшийся без места ребёнок, становился водящим.

Игра была проведена несколько раз и дети называли разные признаки. В итоге данной игры были сделаны такие выводы, что дети во время проведения игры в превосходящей степени активны и периодически забывают о её правилах, вследствие чего игру два раза приходилось останавливать. Но всё же после повторного объяснения правил дети старались придерживаться их.

Так же во время проведения игры стало понятно, что у детей плохо развиты доверительные отношения, что конечно необходимо корректировать в процессе работы с детьми.

Игра « Звери на болоте».

Данная игра была проведена во время прогулки в первую половину дня. Для этой игры понадобились листы бумаги (дощечки). Дети были разделены на пары, в каждой из которых один участник получает три дощечки, другой одну.

Задумка данной игры заключается в том, что дети должны представить, что все они превратились в зверей и оказались в болоте. Выбраться из него можно только парами и только с помощью дощечек. Тот у кого дощечек больше помогает своему партнёру выбраться из болота. После чего дети по команде поочерёдно выполняют задание. Затем меняются ролями  и игра возобновляется.

В результате данной игры были сделаны выводы о том, что дети готовы придти на помощь своему другу. Не смотря на незначительные конфликты между играющими, дети всё равно доделывали задание до конца и стремились к правильности его выполнения.

По данному направлению так же были проведены игры: «Близнецы», «Горная тропинка» и «Травинка».

Игры на развитие умения активно слушать.

Задачи:

- развивать вербальную и невербальную коммуникацию;

- учить определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи;

- развивать слуховое восприятие и память;

- учить задавать открытые и закрытые вопросы и отвечать на них;

- учить перефразировать сказанное, уловив его главный смысл;

- учить использовать приём активного слушания.

Игра «Что случилось?».

Данная игра проводилась в группе. Один из детей был водящим, остальные дети были «наблюдателями» и «советчиками».

Водящему предлагалось выбрать любую картинку, прикрепить её к доске и ответить на вопросы:

1.Кто это?

2.Какое у него настроение?

3.Какие чувства (эмоции) он испытывает?

4.Почему,что с ним случилось?

5.Что ты ему посоветуешь?

Пока водящий отвечал, наблюдатели и советчики слушали ответы на вопросы и высказывали своё мнение. После чего водящий менялся и игра повторялась.

На основе проведения данной игры, был сделан вывод о том, что у детей достаточно хорошо развито умение слушать, а главное воспринимать то, о чём говорят, но в тот же момент плохо развито терпение, так как дети периодически выкрикивали и перебивали водящего.


Игра «Телефон».

Данная игра проводилась на прогулке. Дети стояли в кругу. С помощью считалки был выбран водящий – «телефонист». Он задумывал слово и шёпотом передавал его первому игроку, тот же шёпотом передавал услышанное следующему участнику и так далее. У последнего игрока «телефонист» спрашивал, какое слово он получил по связи. Если слово было названо не верно, «телефонист» проверял каждого участника и устанавливал где нарушилась связь. Затем водящий менялся и игра возобновлялась.

После проведения данной игры был сделан вывод о том, что в основном все дети умеют слушать и воспринимать информацию на слух. А главное, что во время игры дети не совершали значительные ошибки и главной проблемой лишь было то, что некоторые слова детям было сложно произносить или они торопились.

Было проведено занятие на тему: «Дружба живёт среди нас.. Главной целью данного занятия было развитие коммуникативных способностей у детей .

Задачи:

- обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как “друг”, “дружба”, “честность”, “справедливость” ;

- активизировать словарь по данной теме;

- добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки сверстников в совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять свои суждения;

- развивать социальные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание к окружающим, осознанные доброжелательные отношения, мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли;

- развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить свое, развитие выразительных движений;

- воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них;

Результатом данного занятия было то, что дети с особой серьёзностью отнеслись к этой теме, хорошо отвечали  на вопросы, а главное смогли пояснить и понять, что такое дружба и как надо себя вести, чтобы с ними дружили сверстники, что надо идти на уступки и с пониманием относиться друг к другу. Дети осознали на сколько необходимо обладать умением прислушиваться друг к другу, умением понимать друг друга, ну и конечно не оставаться равнодушным в различных ситуациях.

Было организовано занятие по художественному творчеству «День мамы». Целью данного занятия было закрепление понятий «честность» и «дружба»; развитие мелкой моторики, воображения, мышления и умения работать в коллективе; воспитание правильного отношения к мамам, осознание детьми важности  каждой мамы.

В заключении занятия воспитателем и детьми был сделан коллаж ко «Дню мамы». 

Для взаимодействия родителей с детьми им было дано задание сделать поделки из природного материала на любую тематику. В итоге была организована выставка работ, после которой мы сделали вывод о том, что родители к этому заданию подошли с большой ответственностью и проявили творчество, а главное все работы были выполнены совместно с детьми. Это и стало итогом нашей проектной работы, что так же положительно повлияло на детей. Так же была создана картотека игр на развитие коммуникативной компетентности.

Для дополнительного развития коммуникативной компетентности с детьми были прочитаны такие художественные произведения как : «Малыш и Карлосон, который живёт на крыше»- автор А. Линдгрен; «Виннипух и все-все-все»- автор А.А.Милн; «Зима в Простоквашино»- автор Э.Успенский. После прочтения данных сказок с детьми были проведены обсуждения по каждой из них. Каждый ребёнок высказывал свою точку зрения по произведениям, объяснял в каких ситуациях герои сказок вели себя правильно, а в каких нет, как необходимо вести себя в таких ситуациях. Дети выделяли положительных героев и отрицательных, так же обосновывая свою точку зрения.

Так же для закрепления полученных в течении проведения проекта знаний, детям задавались такие вопросы:

  1. О чём сказка?
  2. Идёт ли в сказке речь о дружбе?
  3. Правильно ли себя ведут главные герои по отношению друг к другу?
  4. Являются ли герои сказки лучшими друзьями?
  5. Как правильно себя нужно вести по отношению к друзьям?
  6. Что нужно делать, если поругался с другом? Были ли такие ситуации представлены в сказке?
  7. Как герои выходили из данных ситуаций?

В результате проведения проекта были достигнуты поставленные  цели: оптимизация образовательного процесса в группе посредством формирования системы знаний об особенностях межличностного взаимодействия; личностное развитие участников образовательного процесса и формирование навыков. конструктивного взаимодействия; продолжать пополнять и активизировать словарь детей.

Дети научились правильно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. В течении всего проекта происходило не только развитие коммуникативной компетентности, но и развитие психических процессов и речи детей. Также было уделено внимание развитию физических качеств, совершенствованию двигательной активности.

При организации и проведении проекта учитывался характер развивающего воздействия используемых средств на процесс формирования коммуникативной компетентности. Были использованы общепринятые основные положения педагогической работы с детьми данной возрастной категории, которые существенно дополнены специфическим содержанием развивающей направленности. Таким образом, дети активно включались в исследования, которые проводились в рамках проекта. Занятия и игровые упражнения вызвали интерес у детей. Большое значение в достижении результата имеет взаимодействие  в проекте детей, воспитателей, родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс для педагогов «Обучение дошкольников пониманию и принятию другого человека, как значимого и ценного»

Актуальной проблемой на сегодняшний день является проблема толерантности, которая широко обсуждается в современном мире и это не случайно. Не секрет, что в нашей стране и за рубежом обострилась ...

Лучше друг верный, чем камень драгоценный.

Презентация с выступления на районном методическом объединении для воспитателей средних групп дошкольных учреждений Мытищинского района. Март 2016г....

НОД в подготовительной группе "Драгоценный камень - вода"

Познавательно-речевое развитие! Основывается на опытно-эксперементальной деятельности!...

Выступление на педагогическом совете по теме: «Как понимать и ценить детские рисунки?»

Почему дети предпочитают рисование другим занятиям? Как понимать и оценивать детские рисунки?Ответы на эти вопросы на первый взгляд кажутся затруднительными....

Проект "Лучше друг верный, чем камень драгоценный"

НОД Лучше друг верный, чем камень драгоценный...

Педагогический проект «Моя малая Родина-Камень-на-Оби»

Патриотизм – это важнейшее нравственное качество любого человека. В тоже время в обществе наблюдается "дефицит нравственности". В последние годы происходит отчуждение подрастающего пок...