Сюжетно - ролевые игры в жизни младших дошкольников.
методическая разработка (младшая, средняя группа) на тему

Гулина Марина Владимировна

В первые дни пребывания в детском саду дети проявляют интерес преимущественно к играм с игрушками. Задача педагога на данном этапе — знакомить малыша с назначением и употреблением игрушек, с несложными сюжетами игр, постепенно усложнять игровые действия, учить ставить цель и достигать ее.

 

В игре ребенок получает возможность применять свой опыт, знания, умения выбирать тему, развивать сюжет, приглашать партнеров.

Детей, умеющих организовать свою игру, но не проявляющих интереса к игре сверстников, целесообразно привлекать к наблюдениям за играми детей, к участию в совместных играх с одинаковыми игрушками. В процессе таких игр педагогу необходимо обращать внимание ребенка на действия других детей, стремиться вызвать подражание, доброжелательное отношение к ним, понимание того, что они тоже заняты игрой.

 

Для младших дошкольников, достигших уже уровня кратковременного взаимодействия, что характерно для большинства детей на четвертом году жизни, решающее значение имеют, с одной стороны, наблюдения за трудом взрослых, целевые прогулки, игры — занятия, расширяющие знания детей об окружающем, обогащающие сюжеты игр, и, с другой — участие в развернутых играх с постепенным переходом от второстепенных ролей к главным, а также к самостоятельному объединению. Педагогическое руководство при этом осуществляется, главным образом, путем постановки перед детьми соответствующих вопросов, посредством напоминаний, советов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno-rolevye_igry_mladshih_doshkolnikov.odt27.33 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно - ролевые игры в жизни младших дошкольников. Педагогическое руководство игровой деятельностью детей

В первые дни пребывания в детском саду дети проявляют интерес преимущественно к играм с игрушками. Задача педагога на данном этапе — знакомить малыша с назначением и употреблением игрушек, с несложными сюжетами игр, постепенно усложнять игровые действия, учить ставить цель и достигать ее.

 

В игре ребенок получает возможность применять свой опыт, знания, умения выбирать тему, развивать сюжет, приглашать партнеров.

Детей, умеющих организовать свою игру, но не проявляющих интереса к игре сверстников, целесообразно привлекать к наблюдениям за играми детей, к участию в совместных играх с одинаковыми игрушками. В процессе таких игр педагогу необходимо обращать внимание ребенка на действия других детей, стремиться вызвать подражание, доброжелательное отношение к ним, понимание того, что они тоже заняты игрой.

 

Для младших дошкольников, достигших уже уровня кратковременного взаимодействия, что характерно для большинства детей на четвертом году жизни, решающее значение имеют, с одной стороны, наблюдения за трудом взрослых, целевые прогулки, игры — занятия, расширяющие знания детей об окружающем, обогащающие сюжеты игр, и, с другой — участие в развернутых играх с постепенным переходом от второстепенных ролей к главным, а также к самостоятельному объединению. Педагогическое руководство при этом осуществляется, главным образом, путем постановки перед детьми соответствующих вопросов, посредством напоминаний, советов.

Каким же еще образом воспитатель должен содействовать развитию игр, отражающих действительность, развивать у ребенка способность к замыслу?

Вначале нужно использовать уже известные малышам сюжеты, советуя и подсказывая, как 2-3 знакомых сюжета можно объединить в один. Например, купание куклы и укладывание ее спать или приготовление еды, кормление куклы и прогулка с нею.

 

Постепенно педагог воспитывает у детей умение самостоятельно строить сюжет и разыгрывать его, используя знания, полученные в процессе наблюдений и ознакомления с литературными произведениями.

Первоначально воспитатель должен принимать в играх самостоятельное активное участие, поскольку детям трудно выбирать тему, реализовать ее, распределять роли, строить совместную деятельность. Предлагая образцы построения сюжета, подборов игрушек и предметов, педагог постепенно подводит детей к самостоятельной организации игры.

Конкретное влияние на выбор темы воспитатель должен осуществлять различными путями.

 

Например, целенаправленным подбором игрушек.

Так, кукла с легко снимающейся одеждой, мебель, посуда вызывают желание играть в семью; игрушечный автомобиль — в шофера; строительный материал наталкивает ребенка на постройку дома или гаража для автомобиля, которые он видел на улице и т. д.

Расширять и уточнять знания детей следует и в процессе игры, возникающих по инициативе самих детей. Например, педагог дает советы, помогающие усложнить игру, обогатить ее содержание, связать несколько игровых эпизодов.

Так, в игре «Детский сад» воспитатель показывает детям кукольный театр, читает стихи, играет, ходит с детьми на прогулку и т. д.

В игре «Дочки — матери» мама не только укачивает дочку, но и кормит ее, купает, заботливо ухаживает, если она больна (ставит градусник, дает лекарство, поит теплым молоком).

Руководя играми малышей, воспитатель должен стараться, чтобы дети осуществляли свой первоначальный замысел.

В самостоятельной игре младших дошкольников первоначальный замысел часто претерпевает изменения. Ребенка больше интересует внешняя сторона игровых действий, чем их связь с общим замыслом игры. Роль выполняется им в виде отрывочных действий: малыш выбрасывает руки в стороны и летит, как самолет; крутит «руль», гудит, будто едет куда — то и т. д.

Организующим началом в игре малышей является игрушка. Маленькие дети почти не могут без нее играть. Только в действии с игрушкой и другими предметами активно развивается их воображение. С игрушкой связаны возникновение замысла игры, ее сюжет.

 

Так, при виде тележки ребенку хочется куда — то поехать.

Взяв куклу, он начинает ее одевать, раздевать, укладывать спать.

Но иногда дети затрудняются в выборе игрушек, меняют одну игрушку на другую и не знают, во что с ней можно играть. В таких случаях воспитатель или сам включается в игру и показывает малышу различные игровые действия, или находит ему товарища, который уже умеет играть.

Важную роль в развитии самостоятельных игр детей 3-х — 4-х лет играетподбор игрушек, а также правильное их расположение.

Игрушки должны быть разнообразными и соответствовать накопленному ребенком опыту.

Наборы игрушек следует располагать в разных местах комнаты, чтобы дети могли играть небольшими группками, но с учетом возможных сюжетов.

Игрушек не должно быть чрезмерно много, тогда дети играют более сосредоточенно: сначала индивидуально, а потом, научившись пользоваться игрушкой, и сообща.

Приучая малышей играть дружно, уже на первых порах проводят несложные коллективные игры. Например, организуя игру в лошадки, воспитатель изображает кучера, а дети — лошадок. Вначале в ней участвуют 2- 3 ребенка, потом 5 - 6 и больше.

Воспитатель организует также игры со всей группой, чтобы дети испытывали чувство удовлетворения от общения со сверстниками. Сюжеты таких игр должны быть понятными и простыми всем.

Таким образом, работа педагога по формированию у детей игровой деятельности осуществляется в двух направлениях:

  1. Обучение детей игровым способам воспроизведения действительности;
  2. Руководство игрой, которая возникает по инициативе самих детей.

Итак, перед воспитателем 2 -ой младшей группы ставятся следующие задачи:

1. Содействовать развитию игр, в которых дети отображают жизнь и деятельность окружающих.

2. Развивать способность к замыслу, умение развивать в игре несколько последовательных эпизодов.

3. Учить детей ставить цель в игре, выбирать роли, придумывать несложный сюжет.

4. Воспитывать настойчивость в осуществлении задуманного, умение пользоваться в игре разными средствами.

5. Действовать и говорить в соответствии с ролью.

6. Сооружать для задуманной игры постройки, мастерить под руководством воспитателя некоторые нужные для игры предметы.

 

Подводя итог, можно сказать, что  на 4-ом году жизни детей необходимо направлять на деятельность по собственному замыслу, воспитывать умение определять свою роль в игре, составлять элементарный сюжет. Но во всех случаях из приемов руководства исключается какое бы то ни было принуждение. Игра должна доставлять детям радость!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно – ролевая игра в жизни младшего дошкольника

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства»...

Сюжетно-ролевая игра в жизни младшего дошкольника

Презентация для родительского собрания...

Сюжетно – ролевая игра в жизни младшего дошкольника

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства»...

Сюжетно -ролевая игра в жизни ребёнка дошкольника.

Особое место в деятельности детей дошкольного возраста занимают игры, которые дети создают сами, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В этих играх дети воспроизводят в ролях всё то, что они видят ...

Сюжетно - ролевые игры в жизни младших дошкольников. Педагогическое руководство игровой деятельностью детей.

Сюжетно - ролевые игры в жизни младших дошкольников. Педагогическое руководство игровой деятельностью детей....

Консультация для родителей «Значение сюжетно – ролевой игры в жизни ребёнка дошкольника»

laquo;Значение сюжетно – ролевой игры в жизни ребёнка дошкольника»...

Статья «Сюжетно – ролевая игра в жизни младшего дошкольника»

laquo;Сюжетно – ролевая игра в жизни младшего дошкольника» Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Игра имеет огромное зн...