Сюжетно – ролевая игра в жизни младшего дошкольника
консультация на тему
Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syuzh-rol_igra_konsultatsiya_na_sayt.docx | 17.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Сюжетно – ролевая игра в жизни младшего дошкольника
Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.
Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.
В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.
Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В. Штерн говорил, что «игра показывает, к какой цели стремится человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни». Интересные взгляды на игру представил Ф. Бойтендайк: игра позволяет проявить свои влечения — стремление к освобождению, слиянию с окружающим миром. Д.Б. Эльконин считал, что в игре отражается стремление детей участвовать в жизни взрослых, быть рядом с ними, действовать, как они. Дети проигрывают не только травматические ситуации, но и овладевают своими страданиями. Играя, они проявляют волю, управляют действиями взрослых.
Известные психологи Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин доказали, что в игре успешнее развиваются и достигают более высоких уровней личность, психические процессы, разные виды деятельности.
Появление сюжетно-ролевых игр в младшей группе детского сада связанно с рядом условий наличие разнообразных впечатлений от окружающего, накоплением предметных игровых действий, наличием игрушек, частотой общения со взрослым, развитием самостоятельности детей.
В нашей группе организованы предметные игровые взаимодействия, что облегчает детям в дальнейшем вступление в совместную сюжетную игру друг с другом. На первом этапе обучения детей играть, формируются простейшие условия с сюжетными игрушками. Для этого развертывают сюжетную игру на глазах у детей, одушевляют кукол и другие игрушечные персонажи.
По мере того, как идет усвоение детьми действий с сюжетными игрушками переходим к показу игры, включающей уже не одну, а две смысловые ситуации, связанные друг с другом. Например, варим суп на игрушечной плите, а затем кормим им кукол; стираем кукольное платье в игрушечном тазике, а затем гладим его утюгом и т. п. Все эти сюжеты должны непременно включать в себя действия, уже известные детям, которые они неоднократно наблюдали в реальной жизни. Сначала я сама разыгрываю сюжет на глазах у детей. При последующем повторении подключаются к игре одного-двух малышей: «Соня, я мишку покормила, теперь ему спать пора. Уложить его спать?»
На этом этапе работы, наряду с сюжетными игрушками, вводим в совместную игру предметы-заместители (например, палочку вместо ложки, кубик вместо пирожка). Это способствует развитию воображения.
Для того чтобы дети в своей самостоятельной деятельности после игры со мною могли развертывать игровые действия, следуем сохранению предметно-игровой среды или специально ее организовываем. Усложняем, обогащаем предметно-игровую среду за счет увеличения игрушек. Учим детей пользоваться в играх строительным материалом (кубы, бруски, пластины), простейшими деревянными и пластмассовыми конструкторами, природным материалом (песок, вода); разнообразно действовать с ними (строить горку для кукол, мост, дорогу; пускать по воде игрушки). Развиваем умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре.
Возможности сюжетно-ролевой игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают его внутренний эмоциональный комфорт.
В игре развивается:
-способность к воображению;
-образное мышление;
-умственное развитие;
-развитие личности;
-развитие способности взаимодействовать с другими детьми;
-ребенок приобретает опыт взаимопонимания;
-развитие речи (ребенок учиться пояснять свои действия и намерения, согласовывать с другими детьми);
-общение;
-фантазирование;
-социальное развитие.
В процессе своей работы знакомим детей с социальным окружением, трудом взрослых, взаимоотношениями в трудовом коллективе. К таким методам следует отнести наблюдения, экскурсии, игры-занятия, игры-беседы, игры-драматизации, чтение художественной литературы, рассматривание картинок.
Хочется подчеркнуть, что семья является основным фактором формирования игровой деятельности. Поэтому были намечены пути работы с родителями. До сведения родителей был доведен тот факт, что все игры могут и должны использоваться для всестороннего развития детей. Рассказала родителям, как можно играть с ребенком, не отвлекаясь от своих домашних обязанностей. Такими играми являются: игры на кухне, игры по дороге в детский сад, в ванной комнате, игры в гараже и т.д. Для повышения педагогических знаний родителей провела: консультации, анкетирование, дала рекомендации. Родители приняли активное участие в конкурсе по обогащению и пополнению развивающей среды по сюжетно-ролевой игре. В результате проводимой работы родители стали больше обращать внимание на советы и рекомендации. Помогли в создании развивающей среды группы. Это – изготовление атрибутов для сюжетно – ролевых игр, пошив костюмов для уголка ряженья, одежды для кукол, продуктов питания, медицинских инструментов из различных материалов. В итоге наша группа заняла 2 место по детскому саду.
Результаты наблюдений за игрой детей, после проведенных мероприятий, говорят о том, что повысился показатель взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками.
Можно сделать следующий вывод: что образовательный процесс, включенный в систему современных социальных целей и основанный на обогащении сюжетно-ролевой игры способствует успешной адаптации личности ребенка в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно – ролевая игра в жизни младшего дошкольника
Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства»...
Сюжетно-ролевая игра в жизни младшего дошкольника
Презентация для родительского собрания...
Сюжетно -ролевая игра в жизни ребёнка дошкольника.
Особое место в деятельности детей дошкольного возраста занимают игры, которые дети создают сами, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В этих играх дети воспроизводят в ролях всё то, что они видят ...
Сюжетно - ролевые игры в жизни младших дошкольников. Педагогическое руководство игровой деятельностью детей.
Сюжетно - ролевые игры в жизни младших дошкольников. Педагогическое руководство игровой деятельностью детей....
Сюжетно - ролевые игры в жизни младших дошкольников.
В первые дни пребывания в детском саду дети проявляют интерес преимущественно к играм с игрушками. Задача педагога на данном этапе — знакомить малыша с назначением и употреблением игрушек, с нес...
Консультация для родителей «Значение сюжетно – ролевой игры в жизни ребёнка дошкольника»
laquo;Значение сюжетно – ролевой игры в жизни ребёнка дошкольника»...
Статья «Сюжетно – ролевая игра в жизни младшего дошкольника»
laquo;Сюжетно – ролевая игра в жизни младшего дошкольника» Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Игра имеет огромное зн...