Игровые практики воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста
статья (подготовительная группа) на тему

Гулина Марина Владимировна

Воспитание гуманных чувств у дошкольников очень сложный процесс, направленный на понимание важности проявление по отношению друг к другу гуманных чувств, формирование умений сочувствовать, сопереживать, сорадоваться, делать добро искренне и руководствоваться нормами гуманного поведения при оценивании различных ситуаций и поступков людей, а также проявление гуманных чувств старшими дошкольниками в повседневной жизни по отношению друг к другу. Эффективным средством воспитания гуманных чувств являются культурные практики. Культурные практики дошкольников рассматриваются современными учеными и практиками в области дошкольного образования многогранно: 1) поиск и апробация новых способов поведения и приобретение нравственного опыта общения с окружающими; 2) способы освоения позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма; 3) разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, включающие обычные для него способы самоопределения и самореализации, обеспечивающие реализацию культурных умений; 4) универсальное и эффективное средство воспитания, в котором ребенок — полноправный субъект деятельности, взаимодействия и общения.


Игровая деятельность дошкольников как культурная практика, представляя собой интегративное явление, обеспечивает удовлетворение актуальных запросов ребенка и общества за счет ориентации на потенциальные социальные возможности детей. Игровая культурная практика согласуется с ФГОС дошкольного образования, она направлена на формирование общей культуры, развитие личностных качеств, обеспечения социальной успешности детей дошкольного возраста». Игровая культурная практика проектируется на основе следующих принципов: насыщения социокультурным содержанием; развития игровой динамики; поддержания игровой атмосферы; интеграции когнитивного (овладение знаниями норм и правил гуманного поведения), эмоционально-ценностного (ориентированность на гуманизм) и поведенческого аспектов (обогащения опыта гуманного поведения) гуманного отношения .

Обобщая современные достижения педагогической теории и практики следует отметить, что игровые культурные практики воспитания гуманных чувств могут быть разнообразны по формам организации: игры-предположения, игры-путешествия, игры экспериментирование, игры для обогащения нравственного опыта .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_praktiki_vospitaniya.odt32.82 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые культурные практики воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Воспитание гуманных чувств у дошкольников очень сложный процесс, направленный на понимание важности проявление по отношению друг к другу гуманных чувств, формирование умений сочувствовать, сопереживать, сорадоваться, делать добро искренне и руководствоваться нормами гуманного поведения при оценивании различных ситуаций и поступков людей, а также проявление гуманных чувств старшими дошкольниками в повседневной жизни по отношению друг к другу. Эффективным средством воспитания гуманных чувств являются культурные практики. Культурные практики дошкольников рассматриваются современными учеными и практиками в области дошкольного образования многогранно: 1) поиск и апробация новых способов поведения и приобретение нравственного опыта общения с окружающими; 2) способы освоения позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма; 3) разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, включающие обычные для него способы самоопределения и самореализации, обеспечивающие реализацию культурных умений; 4) универсальное и эффективное средство воспитания, в котором ребенок — полноправный субъект деятельности, взаимодействия и общения.

Игровая деятельность дошкольников как культурная практика, представляя собой интегративное явление, обеспечивает удовлетворение актуальных запросов ребенка и общества за счет ориентации на потенциальные социальные возможности детей. Игровая культурная практика согласуется с ФГОС дошкольного образования, она направлена на формирование общей культуры, развитие личностных качеств, обеспечения социальной успешности детей дошкольного возраста». Игровая культурная практика проектируется на основе следующих принципов: насыщения социокультурным содержанием; развития игровой динамики; поддержания игровой атмосферы; интеграции когнитивного (овладение знаниями норм и правил гуманного поведения), эмоционально-ценностного (ориентированность на гуманизм) и поведенческого аспектов (обогащения опыта гуманного поведения) гуманного отношения .

 Обобщая современные достижения педагогической теории и практики следует отметить, что игровые культурные практики воспитания гуманных чувств могут быть разнообразны по формам организации: игр-предположения, игры-путешествия, игры экспериментирование, игры для обогащения нравственного опыта . Эффективно использовать игры-предположения когда дети вербально проектируют возможные варианты развития событий с учетом нескольких вариантов развития событий (в случае проявления или непроявления гуманных чувств, совершения нравственных поступков). Например, в игре «Сложные ситуации» дошкольникам предлагают оценить поведение участников определенной истории (зачитывается фрагмент из сказки или художественного произведения) в которой требуется проявление доброжелательного и гуманного отношения к окружающим, лояльного отношения к иному мнению или идее и пр. Далее детям предлагают придумать иной ход течения событий с учетом изменения поведения одного из героев, который неожиданно становиться гуманным и добрым . В процессе игр-экспериментов дошкольники используют волшебные предметы или попадают в необыкновенную ситуацию и имеют возможность осмысливать или совершать гуманные поступки. Например, в игре «Волшебные очки» педагог объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их надевает, видит только хорошее в других и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех». Сначала в этих очках оценивает и хвалит детей воспитатель, а потом просит примерить по-очереди такие очки каждого ребенка, чтобы они смогли увидеть и назвать достоинства своих товарищей. В случае, если кто-то затрудняется, можно помочь и подсказать. Повторения одних и тех же достоинств здесь не страшны, хотя желательно расширять круг хороших качеств. В игре «Обмен ролями» − участники обмениваются ролями или игровыми действиями, которые получили при выполнении заданий. Это позволяет: лучше понять другого и побывать на его месте, а также посмотреть на ситуацию более широко с двух противоположных позиций и пр. Во время игры-путешествия в воображаемой ситуации совершается преодоление пространства и времени, передвижение участников в определенное место для просмотра и оценивания специально подготовленных ситуаций или совершения нравственных действий. Можно провести «Путешествие в страну гуманных поступков» с 6 остановками, во время которых дошкольники просматривают инсценированные отрывки, содержательно направленных на приоритет общечеловеческих ценностей и гуманных чувств имеют возможность оценить поступки главных героев сквозь призму нравственности. Поскольку игра может проводится несколько раз, то дети по очереди могут быть актерами и путешественниками, имеют возможность наглядно увидеть значимость проявления гуманного отношения к другому человеку и как актеры попрактиковаться в совершении гуманных поступков. Первая остановка — игра-драматизация по рассказу В. Осеевой «Просто старушка», остановка 2. — инсценирование стихотворения Е. А. Благининой «Посидим в тишине», остановка 3 — инсценировка рассказа К. Д. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно», остановка 4. — игра-драматизация по рассказу В. Осеевой «Три товарища», остановка 5. — игра-драматизация по рассказу В. Осеевой «Синие листья», остановка 6. игра-драматизация по рассказу Н. Носова «Милиционер» . Можно создать «театр пословиц», где выступают персонажи сказок, литературных произведений с созвучными их сюжетам пословицами. Это позволит воспитателю снимать монотонность этических бесед и занятий при необходимости возвращения к одному и тому же изучаемому объекту. Роль кукловода охотно выполнят дети. Одной из итоговых форм работы с пословицами может стать путешествие по стране пословиц. Это будет неделя детского творчества, каждый день в которой имеет свою идею и девиз. Например: «Добро», «Сочувствие», «Сорадость», «Отзывчивость», «Чуткость» и т. д. Игры для обогащения нравственного опыта предполагают непосредственное практикование участниками нравственных поступков, гуманных чувств и отношений. Например, в игре «Комплименты» дети становятся в круг и глядя в глаза соседу произносят ему несколько добрых слов, за что-то хвалят или желают что-то хорошее. Игровое упражнение проводится по кругу. Можно организовать «Утро с пословицей», которую воспитатель предлагает сделать девизом определенного дня, может стать началом интересной работы и жизни на целый день (например, «Жизнь дана на добрые дела»). В течение дня найдётся немало поводов для того, чтобы вспомнить пословицу. Сначала это делает воспитатель, затем побуждает ребят к повторению и самостоятельному обращению к пословице . Можно организовать в группе «Уголок пословиц». Это может быть небольшая по размеру театральная ширма в виде фронтона избушки с открывающимся окошком, в котором, в зависимости от замысла ребёнка, могут появляться самые разные персонажи. Среди различных самоинициативных театральных игр можно инициировать игры с употреблением пословиц устами самых различных персонажей. В игре «Царевна Несмеяна» взрослый рассказывает сказку про Царевну Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет, а остальные будут по очереди подходить к ней и стараться ее рассмешить и утешить. Царевна же изо всех сил старается не засмеяться. Выиграет тот, кто сумеет все-таки вызвать ее улыбку или смех. При этом в качестве Царевны Несмеяны лучше выбирать отвергаемого, необщительного ребенка, а остальные всеми силами должны постараются ее развеселить . Для поощрения детей, совершивших гуманные поступки, в детских садах использую: «Сундучок поощрений» (шкатулка с различными небольшими сюрпризами и мелкими игрушками, которые доставляют детям минутную радость и маленькое счастье); «Сундучок сладостей» с жевательными конфетками, чупа-чупсами и пр.; «Открытка маме» (воспитатель вечером вручает благодарственную открытку и говорит ребенку при других детях о том, как ребенок хорошо поступил); наградные значки («Доброе сердце», «Рыцарь дня», «Самый душевный» и пр.), которые присуждаются детям, обладающим хорошим потенциалом, но которые по каким либо причинам не могут его реализовать полностью) и др.

Итак, воспитательный потенциал игровых культурных практик можно рассматривать в нескольких аспектах: инсценирование произведений, содержательно направленных на приоритет общечеловеческих ценностей и гуманизма, способствует обогащению социального и нравственного опыта дошкольников; активное участие в деятельности позволяет детям не только исполнять предложенные им роли, но и активно анализировать поступки героев с нравственной точки зрения, сравнивать со своим поведением и тем самым уточнять представления о гуманизме; выполнение действий, одобренных взрослым и положительно оцениваемых товарищами служит для дошкольников важным стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением и к выполнению аналогичных поступков в реальных жизненных ситуациях и пр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ"

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возрас...

Представляю педагогический опыт по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной.

Описание педагогического опыта воспитателя МАДОУ ДСОВ №40 Афанасьевой Маргариты Владимировны. Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной....

Консультация для воспитателей "Художественная литература, как средство воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста"

Большое преимущество искусства как средства воспитания гуманных чувств – в его эмоциональной оценке действительности. Художественная литература активно воздействует на чувства и разум ребенка, развива...

"Воспитание КГН, культуры поведения и гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал содержит информацию, который будет полезен воспитателям ДОУ при составлении ежедневного планирования работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Консультации для воспитателей «Художественная литература, как средство воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста»

Консультации для воспитателей «Художественная литература, как средство воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста»...