Разработка дополнительных общеразвивающих программ дошкольного образования
методическая разработка на тему

Структура дополнительной общеобразовательной программы, соответствующая Примерным требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей от 11.12.2006 г. № 06-1844. Конечно, официально эти Требования не отменены, но их первая часть содержит ссылку на утративший силу Закон РФ «Об образовании» (1992 г.), следовательно, не соответствует современному законодательству, но зато 2-ю часть документа можно рассматривать как методические рекомендации, которые являются, по сути, классической структурой любой образовательной программы. Большинство разработчиков дополнительных общеобразовательных программ придерживаются по традиции как раз этого варианта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_dop.docx22.65 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка дополнительных общеразвивающих программ дошкольного образования

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет требования к структуре образовательной программы дошкольного образования (ФГОС ДО п.2).

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, которые являются взаимодополняющими. В части, формируемой участниками образовательных отношений, могут быть представлены разработанные педагогическим коллективом дополнительные общеразвивающие программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов (ФГОС ДО п.2.9.).

Образовательная деятельность по дополнительным общеразвивающим программам направлена на:

- формирование и развитие творческих способностей учащихся;

- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся [2].

При разработке дополнительной общеразвивающей программы педагоги ориентируются на примерные требования к программам дополнительного образования детей [3], в которых структура дополнительной общеразвивающей программы включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3. Учебно-тематический план.

4. Содержание дополнительной общеразвивающей программы.

5. Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы.

6. Список литературы.

Оформление и содержание структурных элементов дополнительных общеразвивающих программ выглядит следующим образом:

1. На титульном листе рекомендуется указывать:

- наименование образовательного учреждения;

- гриф утверждения дополнительной общеразвивающей программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа);

- название дополнительной общеразвивающей программы;

- возраст детей, на которых рассчитана дополнительная общеразвивающая программа;

- срок реализации дополнительной общеразвивающей программы;

- ФИО, должность разработчика(ов) дополнительной общеразвивающей программы;

- название города, населённого пункта;

- год разработки дополнительной общеразвивающей программы.

2. Пояснительная записка (общая характеристика дополнительной общеразвивающей программы) раскрывает:

- направленность дополнительной общеразвивающей программы (физкультурно-спортивная, художественно-эстетическая, туристско-краеведческая, социально-педагогическая и др.);

- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность (современность предлагаемой дополнительной общеразвивающей программы);

- цель и задачи дополнительной общеразвивающей программы

цель – это стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат; должна быть ясна, конкретна, перспективна, реальна, значима,

задачи – это те конкретные результаты реализации программы, суммарным выражением которых и является поставленная цель;

- отличительные особенности данной дополнительной общеразвивающей программы (характерные свойства, отличающие программу от уже существующих программ; отличительные черты, основные идеи, которые придают дополнительной общеразвивающей программе своеобразие);

- возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеразвивающей программы;

- сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы (количество недель, месяцев, лет, этапы);

- формы и режим занятий (периодичность и продолжительность занятий);

- планируемые результаты и способы определения их результативности (совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств, компетенций, личностных, результатов, приобретаемых воспитанниками при освоении дополнительной общеразвивающей программы по её завершению и формулируются с учётом цели и содержания дополнительной общеразвивающей программы);

- формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы (выставки, фестивали, соревнования и т.д.).

3. Учебно-тематический план содержит:

- перечень разделов и тем дополнительной общеразвивающей программы;

- учебный план (количество теоретических и практических часов по каждой теме и формы аттестации (контроля), оформляется в табличной форме).

4. Содержание дополнительной общеразвивающей программы (учебно-тематического плана) – это краткое описание разделов и тем дополнительной общеразвивающей программы в соответствии с последовательностью плана, включая описание теоретических и практических видов занятий, форм контроля, соответствующих каждой теме.

Диагностический инструментарий – пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение воспитанников планируемых результатов (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5).

5. Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы включает дидактический материал (каталог игр, методические разработки игр, бесед, походов, экскурсий; наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы); раздаточный материал, модели, макеты и др.); материально-техническое оснащение занятий (музыкальный центр, компьютер, атрибуты и др.)

- методические материалы – описание используемых методик и технологий; современные педагогические и информационные технологии; групповые и индивидуальные методы обучения; индивидуальный учебный план, если предусмотрено локальными документами организации (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5).

6. Список использованной литературы с указанием (автор, название книги, место издания, название издательства, год издания, количество страниц). Можно прописать литературу для родителей (законных представителей).

Планирование может быть представлено в разных вариантах:

1 вариант:

Тематический блок

Тема

Занятие, вид деятельности

Количество занятий

Сроки

2 вариант:

Тематический блок

Тема

Программное содержание (задачи)

Занятие, вид деятельности

Количество занятий

Сроки

Оценка результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы – педагогическая диагностика, которая даёт сведения об уровне сформированности качеств ребёнка и содержит общий вывод об уровне его развития по данной дополнительной общеразвивающей программе.

Литература:

1. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. http://government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 г.Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» http://www.rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html

3. Примерные требования к программам дополнительного образования детей  (Письмо Министерство образования и науки Российской Федерации Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей от 11 декабря 2006 г. № 06-1844)

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования по грамоте «Грамотейка» для детей от 6 до 7 лет

Цель программы – освоение языка, грамматического строя даёт возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Организац...

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)

     Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования детей младшего и среднего дошкольного возраста " Капитошка"

Программа кружка "Капитошка" предполагает развитие ребёнка в самых различных направлениях: эмоциональный интеллект, образное, пространственное, не стандартное мышление, развитие волевых и ли...

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования "Я хочу читать"

Программа «Я хочу читать» направлена на организацию занятий с воспитанниками старшей группы дошкольного образовательного учреждения. Представленная программа построена на принципах развива...

Рабочая программа кружка "Пальчик, ручка, язычок" дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования 1 младшая группа.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцам...

Рабочая программа кружка "Школа юного книголюба" дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования старшая - подготовительная группа.

Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения...