Разработка дополнительных общеразвивающих программ дошкольного образования
методическая разработка на тему
Структура дополнительной общеобразовательной программы, соответствующая Примерным требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей от 11.12.2006 г. № 06-1844. Конечно, официально эти Требования не отменены, но их первая часть содержит ссылку на утративший силу Закон РФ «Об образовании» (1992 г.), следовательно, не соответствует современному законодательству, но зато 2-ю часть документа можно рассматривать как методические рекомендации, которые являются, по сути, классической структурой любой образовательной программы. Большинство разработчиков дополнительных общеобразовательных программ придерживаются по традиции как раз этого варианта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_dop.docx | 22.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка дополнительных общеразвивающих программ дошкольного образования
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет требования к структуре образовательной программы дошкольного образования (ФГОС ДО п.2).
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, которые являются взаимодополняющими. В части, формируемой участниками образовательных отношений, могут быть представлены разработанные педагогическим коллективом дополнительные общеразвивающие программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов (ФГОС ДО п.2.9.).
Образовательная деятельность по дополнительным общеразвивающим программам направлена на:
- формирование и развитие творческих способностей учащихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся [2].
При разработке дополнительной общеразвивающей программы педагоги ориентируются на примерные требования к программам дополнительного образования детей [3], в которых структура дополнительной общеразвивающей программы включает следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание дополнительной общеразвивающей программы.
5. Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы.
6. Список литературы.
Оформление и содержание структурных элементов дополнительных общеразвивающих программ выглядит следующим образом:
1. На титульном листе рекомендуется указывать:
- наименование образовательного учреждения;
- гриф утверждения дополнительной общеразвивающей программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа);
- название дополнительной общеразвивающей программы;
- возраст детей, на которых рассчитана дополнительная общеразвивающая программа;
- срок реализации дополнительной общеразвивающей программы;
- ФИО, должность разработчика(ов) дополнительной общеразвивающей программы;
- название города, населённого пункта;
- год разработки дополнительной общеразвивающей программы.
2. Пояснительная записка (общая характеристика дополнительной общеразвивающей программы) раскрывает:
- направленность дополнительной общеразвивающей программы (физкультурно-спортивная, художественно-эстетическая, туристско-краеведческая, социально-педагогическая и др.);
- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность (современность предлагаемой дополнительной общеразвивающей программы);
- цель и задачи дополнительной общеразвивающей программы
цель – это стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат; должна быть ясна, конкретна, перспективна, реальна, значима,
задачи – это те конкретные результаты реализации программы, суммарным выражением которых и является поставленная цель;
- отличительные особенности данной дополнительной общеразвивающей программы (характерные свойства, отличающие программу от уже существующих программ; отличительные черты, основные идеи, которые придают дополнительной общеразвивающей программе своеобразие);
- возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеразвивающей программы;
- сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы (количество недель, месяцев, лет, этапы);
- формы и режим занятий (периодичность и продолжительность занятий);
- планируемые результаты и способы определения их результативности (совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств, компетенций, личностных, результатов, приобретаемых воспитанниками при освоении дополнительной общеразвивающей программы по её завершению и формулируются с учётом цели и содержания дополнительной общеразвивающей программы);
- формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы (выставки, фестивали, соревнования и т.д.).
3. Учебно-тематический план содержит:
- перечень разделов и тем дополнительной общеразвивающей программы;
- учебный план (количество теоретических и практических часов по каждой теме и формы аттестации (контроля), оформляется в табличной форме).
4. Содержание дополнительной общеразвивающей программы (учебно-тематического плана) – это краткое описание разделов и тем дополнительной общеразвивающей программы в соответствии с последовательностью плана, включая описание теоретических и практических видов занятий, форм контроля, соответствующих каждой теме.
Диагностический инструментарий – пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение воспитанников планируемых результатов (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5).
5. Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы включает дидактический материал (каталог игр, методические разработки игр, бесед, походов, экскурсий; наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы); раздаточный материал, модели, макеты и др.); материально-техническое оснащение занятий (музыкальный центр, компьютер, атрибуты и др.)
- методические материалы – описание используемых методик и технологий; современные педагогические и информационные технологии; групповые и индивидуальные методы обучения; индивидуальный учебный план, если предусмотрено локальными документами организации (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5).
6. Список использованной литературы с указанием (автор, название книги, место издания, название издательства, год издания, количество страниц). Можно прописать литературу для родителей (законных представителей).
Планирование может быть представлено в разных вариантах:
1 вариант:
Тематический блок | Тема | Занятие, вид деятельности | Количество занятий | Сроки |
2 вариант:
Тематический блок | Тема | Программное содержание (задачи) | Занятие, вид деятельности | Количество занятий | Сроки |
Оценка результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы – педагогическая диагностика, которая даёт сведения об уровне сформированности качеств ребёнка и содержит общий вывод об уровне его развития по данной дополнительной общеразвивающей программе.
Литература:
1. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. http://government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 г.Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» http://www.rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html
3. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Письмо Министерство образования и науки Российской Федерации Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей от 11 декабря 2006 г. № 06-1844)
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования по грамоте «Грамотейка» для детей от 6 до 7 лет
Цель программы – освоение языка, грамматического строя даёт возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Организац...
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования детей младшего и среднего дошкольного возраста " Капитошка"
Программа кружка "Капитошка" предполагает развитие ребёнка в самых различных направлениях: эмоциональный интеллект, образное, пространственное, не стандартное мышление, развитие волевых и ли...
Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом образования в форме кружковой работы п...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования "Я хочу читать"
Программа «Я хочу читать» направлена на организацию занятий с воспитанниками старшей группы дошкольного образовательного учреждения. Представленная программа построена на принципах развива...
Рабочая программа кружка "Пальчик, ручка, язычок" дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования 1 младшая группа.
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцам...
Рабочая программа кружка "Школа юного книголюба" дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования старшая - подготовительная группа.
Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения...