Программа «Развитие самостоятельности у детей 5-6 лет»
рабочая программа по теме
программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_samostoyatelnosti_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 53.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Развитие самостоятельности у детей 5-6 лет»
Автор: Алексеева Г.Г.., воспитатель высшей категории.
Рецензент: Пьянкова Г.С
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в «Концепции дошкольного воспитания» отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности», здесь определены основные положения по формированию не просто социального индивида, а социально активной личности.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования нравственно-волевых качеств личности. Научные исследования свидетельствуют о том, что к концу старшего дошкольного возраста в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности.
Самостоятельность- одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться её выполнения собственными силами ; способность удерживать в памяти конечную цель действия и организовывать свои действия в русле ее достижения; способность совершать в той или иной степени сложности действия без посторонней помощи, соотносить полученный результат с исходным намерением; ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.
Показателями самостоятельности старшего дошкольника выступают: стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.
Данная программа направлена на развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством:
- организации предметно-развивающего пространства
Цель программы:
Создание условий для формирования у детей самостоятельности через различные виды деятельности, формирование самостоятельности, инициативы и стремления применять полученные навыки и умения в повседневной деятельности.
Задачи программы:
1. Формировать у воспитанников умение выполнять работу по собственной инициативе, замечать необходимость тех или иных действий;
2. Развивать умение выполнять работу без посторонней помощи, без постоянного контроля взрослого;
3. Развивать сознательность действий, наличие элементарного планирования (умение понять цель работы, предвидеть ее результат);
4. Развиватьу умение давать достаточно адекватную оценку своей работе, осуществлять элементарный самоконтроль;
5. Формировать умение переносить известные способы действия в новые условия.
Предполагаемые результаты реализации программы:
Значительное повышение уровня развития самостоятельности, инициативности у старших дошкольников;
Создание комплекса педагогических условий для развития самостоятельности и инициативности старших дошкольников;
Организация продуктивного взаимодействия с родителями, как необходимого условия повышения самостоятельности детей.
Раздел 1: Развитие самостоятельности через организацию предметно-развивающего пространства.
Основным средством развития самостоятельности и инициативности детей является особенная организация развивающей среды, которая базируется на создании центров активности:
- центр искусства;
- центр театрально-речевой деятельности;
- центр физической культуры;
- центр экспериментальной деятельности;
- центр трудовой деятельности;
- центр ручного труда;
- центр конструктивной деятельности;
- центр игровой деятельности;
- Центры познавательной активности.
Центры активности - определенным образом организованные зоны в разных местах группового помещения, в которых должны размещаться материалы. Очень важно, что ребенок имеет возможность сделать собственный выбор – в каком центре ему заниматься. Это инициирует разные виды деятельности детей, в том числе совместную деятельность. Центры активности позволяют детям самостоятельно индивидуализировать занятия, исходя из своих навыков и интересов. Например, в центре искусства один ребенок может просто рвать бумагу не клочки, а другой может вырезать из нее сложные фигуры. В центре учебных пособий один ребенок выбирает головоломку из четырех деталей, а другой – из двадцати пяти.
При создании среды, способствующей развитию самостоятеольности старших дошкольников целесообразно руководствоваться следующими принципами ее построения:
- принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Он позволяет приблизиться к позиции ребенка, а ребенку "подняться" до позиции взрослого. Я опосредованно вхожу в игру (игра "телефон").
- принцип активности, самостоятельности, творчества. Для этого организовываем среду так, чтобы она могла изменяться в зависимости от сформированности одного из этапов самостоятельности (дети научились организовывать пространство для игры "путешествие", вносим новые атрибуты, а затем расширяем сюжет).
- принцип комплексирования и гибкого зонирования. Жизненное пространство в группе мы организуем таким образом, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности (соседство конструктивного центра с сюжетно-ролевым, использование пространства конструктивного центра для двигательной активности.В тоже время в группе оборудован физкультурный уголок, который не пересекается с другими зонами).
- принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого. Учитывая то, что ребенок в детском саду находится целый день, мы создали уголок "Утешения" в который поместили мягкие игрушки, напоминающие детям о доме. В нем мы можем тихонько беседовать с ребенком, рассматривать домашние фото, читать любимые произведения, уединяться от шума и гама
В образовательной среде, где воспитатели побуждают детей следовать
своим интересам, у детей возникает сильное чувство собственной значимости и развивается самоинициативность. Дети:
• делают самостоятельный выбор;
• активно играют;
• пользуются материалами, которые не ограничивают их
инициативу и фантазию;
• занимаются вместе и помогают друг другу;
• принимают на себя ответственность за решение
Предметно-развивающая среда старших групп организуется таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежёсткого центрирования позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам, полоролевому принципу, уровню развития детей.
Для удовлетворения потребностей ребенку необходимы объекты деятельности, в которых для него есть какая - то интересная цель. Эта цель направляет действия ребенка. Соответственно информация, заложенная в проблемные ситуации, чтобы каждый ребенок мог проявить себя, а педагог - выявить его личностные особенности. Высота планки требований, которые педагог предметно-развивающей среде, должна побуждать ребенка к поиску достижения цели, применения уже имеющихся знаний, стимулируя его активность. Задача педагога - ориентироваться не только на возраст ребенка, но и на фактическое освоение материала в деятельности. Педагог должен создавать в среде предъявляет к воспитанникам, всегда должна быть выше их сегодняшних возможностей и способностей.
Отдельное место в среде группы нужно отвести для игр с правилами. На шестом году жизни ребёнка совершенствуются нервные процессы - возбуждение и торможение. Это благоприятно сказывается на возможностях саморегуляции: дети начинают чаще поступать "как надо" и воздерживаться от нежелательных действий; возрастает произвольность поведения. Именно игры с правилами способствуют развитию произвольности психических процессов и поведения старших дошкольников.
Вариативность материала:
Среда не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, обновлять с учетом специфики детского восприятия, стимулировать физическую, творческую, интеллектуальную активность детей, побуждать к дополнению ее необходимыми для развертывания деятельности компонентами.
Раздел 2: Развитие самостоятельности через познавательную деятельность.
Для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста очень важно, чтобы процесс обучения предполагал органичное сочетание непосредственного воздействия педагога на детей и организацию условий для их самостоятельной поисковой детской деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее самостоятельная поисковая деятельность, тем быстрее и полноценнее он развивается. При этом самостоятельную поисковую деятельность следует развивать в двух направлениях: во-первых, постоянно расширять арсенал объектов, отличающихся ярко выраженной многофункциональностью; во-вторых, давать детям возможность использовать самостоятельно обнаруженные ими свойства объектов в разнообразных видах деятельности (игре, рисовании, конструировании), побуждая к дальнейшему их изучению:
- стена интеллектуального развития, где дети могут рассмотреть в доступной форме карты, схемы, таблицы, фиксировать наблюдения, решать ребусы, кроссворды и т. д.
-мини-лаборатория, где созданы условия, имеются приборы и материалы для демонстрации и организации самостоятельного экспериментирования, проведения наблюдений за свойствами предметов и веществ, их сравнения, анализа.
Изобразительная деятельность, и в частности аппликация, заключает в себе большие возможности для развития самостоятельности дошкольников. Самостоятельность детей в процессе занятий аппликацией понимается как качество личности, которое проявляется в интересе воспитанников к аппликации, способности детей действовать без помощи взрослого при выборе содержания, средств и способов выполнения аппликативных заданий.
Раздел 3: Развитие самостоятельности через трудовую деятельность
- Хозяйственно – бытовой труд;
- Дежурства;
- Ручной труд.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка изменяется отношение к своим обязанностям, появляется ответственность за свою работу. Появляется новый мотив - "сделать для других", ребенок проявляет инициативу, меняется отношение к себе, появляется объективная самооценка.
Выполняя элементарные трудовые навыки, дети начинают работать совместно, распределяют между собой обязанности, договариваются друг с другом, осуществляют свои действия так, чтобы другой мог их успешно продолжать.др.)
Составляется расписание дежурств, в соответствии с которым дети по очереди выполняют в группе какую-нибудь работу. Например, "официанта" (помогают взрослым подавать еду, накрывают стол для обеда), "уборщика" (подметают полы), ответственного за животных (кормят животных в живом уголке), "ботаника" (поливают цветы), помощника воспитателя (помогают при проведении занятий), музыканта (подбирает песни), "библиотекаря" (выбираюткниги), - помогает им участвовать в ежедневной работе по обеспечениюзанятий в группе.
Нужно иметь в группе доску дежурных, оформленную самыми разнообразными способами: с помощью фотографий, символов, знаков и др. Доска дежурных не является средством украшения интерьера, а применяется по назначению, удобна для пользования взрослыми и детьми, нужно чтобы дети могли сами разобраться в информации на ней.
Занятия ручным трудом подразумевают различные «рукодельные» занятия: поделки из пластилина, бумаги, природного материала, работа с тканью, нитками. Главная ценность этих занятий аргументируется художественно-творческим развитием ребенка, а также развитием моторики, координации, усидчивости, аккуратности, самоконтроля, умения доводить порученное дело до конца.
Раздел 4: Развитие самостоятельности через игровую деятельность.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, называют их творческими или сюжетно-ролевыми. Игра – это отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Подражания взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.
Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время, ни в какой деятельности нет строгих правил. Педагог должен делать всё, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые основаны на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.
Нужно всегда найти себе роль, чтобы изменить нежелательное направление игры. Например, играя, в сюжетно – ролевую игру «Корабль» педагог замечает, что не все дети участвуют в игре. Тогда он задает вопросы капитану корабля: «А библиотека у вас на корабле есть? Столовая? Больница?» Так появляются в игре дополнительные профессии: врач, повар, библиотекарь. Игра принимает новое направление. Здесь появляются и водолазы, которые опускаются на дно моря и находят затонувший корабль. Появление такой длительной игры говорит о новом, высоком этапе развития творчества. В длительных коллективных играх имеется больше возможностей для предварительного обдумывания, обсуждения игры, что способствует развитию самостоятельности мысли.
При организации игры педагог должен стремиться к тому, чтобы дать возможность детям проявить самостоятельность и инициативу («Вы сумеете договориться, надо только попробовать», «Я уверена, что Таня поступит справедливо»). Если дети не хотят решать вопрос преднамеренно и обращаются за помощью к педагогу, то он должен не сразу спешить сразбором жалоб. Спокойно выслушать и сказать: « Дело у вас серьезное. Но ведь я не имею право вмешиваться в ваше дело – я же не работаю у вас». Часто такой подход помогает ребятам вновь войти в игровую ситуацию, поверить в серьезность ее и решить все вопросы самостоятельно.Возможно, игра прельщает ребенка своим непостижимым многообразием ситуаций, требующих от него активного проявления индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества и самостоятельности.
Раздел 5: Методы и приемы, способствующие развитию самостоятельности.
Наиболее действенными методами являются:
- беседы-рассуждения;
- проблемные ситуации:
Для закрепления полученных знаний о самостоятельности и формах самостоятельного поведения мы использовали специально организованные и стихийно возникшие проблемные ситуации во время прогулок, занятий, режимных моментов. Тем самым у детей возникала необходимость активно использовать слова «сам» и «самостоятельный» и демонстрировать свою способность в тех или иных ситуациях.
Представь, что ты пошел со взрослыми в большой магазин, где многоотделов, засмотрелся на что-нибудь интересное и случайно потерял взрослых. Что ты будешь делать? , что твой друг пригласил тебя на день рождения. Тебе нужноприготовить подарок, но не купить в магазине, а сделать своими руками. Чтобы ты мог сделать в подарок сам? Представь, что наступил Новый год. Ты пригласил к себе гостей. Как тыбудешь готовиться к празднику? Чем вы будете заниматься с гостями?
- инструкционные карты:
Можно применить усложняющиеся задания с использованием инструкционных карт. На них графически изображается ход работы с тем или иным материалом продукта деятельности, например лепка (на сколько нужно разделить основной кусочек глины, какие формы сделать, последовательность сборки игрушки – это послужит своеобразным упражнением в самоконтроле. ( «Гусенички», «Божьи коровки», «Цыплята»)
Параллельно с лепкой дети могут освоить технику раскрашивания объемных фигурок сначала по образцу, а затем по собственному замыслу. Так получится ещё одна возможность формирования у детей элементов самоконтроля( игрушку нужно раскрасить со всех сторон)
- экспериментирование дает возможность ребенку самостоятельно находить решение.
- этические беседы
С целью суммирования, уточнения и систематизации знаний, приобретенных детьми в результате проделанной работы можно провести этическую беседу «О самостоятельности». В процессе беседы вспомнить эпизоды из художественных и мультипликационных фильмов, рассмотреть иллюстрации в знакомых уже книгах. Детям предложить вопросы, направленные на установление связей, отношений, обобщений усвоенных знаний. Ребята активно пользовались термином «самостоятельный», вспоминая эпизоды из рассказов, сказок, кукольных постановок, а также реальные ситуации, происходившие с ними: «Я маленькая была – тоже ходить не хотела, теперь сама могу ходить…», «я уже самостоятельный, сам на улицу одеваюсь…», «надо быть самостоятельным, чтобы никого не просить…», «самостоятельный – кто делает все сам…» и др.
- игровые приемы (к нам в гости пришел Незнайка на занятия к ребятам приходил Незнайка, который ничего не знал, не умел, но всему хотел научиться. Дети выступали в роли учителя, обнаруживая тем самым умение планировать деятельность, выбирать средства, ставить цель.)
- игры-тренинги. Для того, чтобы закрепить привычку у детей убирать за собой игрушки, можно несколько раз с ними сделать это в игровой форме («Кто быстрее?) или включив весёлую музыку. Так, в непринуждённой форме ребёнку легче будет запомнить эти немаловажные и обязательные для него действия.
Для развития общения используем игру "Почта", чтобы объединить детей в группы для занятий какой- либо деятельностью, учитывая их общие любимые увлечения. Почтальон передает "говорящие открытки" детям и обязательно находятся дети, которых заинтересовал предложенный вид деятельности. "Говорящие открытки" могут быть открытками символами.
- «Мастер- классы» по обучению друг друга, детей других групп трудовым навыкам и умениям.
- исследовательская деятельность в которой ребенок выступает как практик.
- Метод наглядного обучения ( взрослый демонстрирует правильный образец ).
- Чтение художественной литературы.
Чтение художественных произведений побуждало детей к обмену впечатлениями по поводу содержания в виде реплик, оценочных суждений, в виде связных высказываний, созвучных услышанному повествованию(«Невеличка маленькая совсем, а умеет сама убираться…», «Я тоже штаны порвал, научусь сам зашивать…», «сам умею одеваться, я большой…», «Некрасиво с дырками ходить…», «Если бы он сам одевался, так бы не получилось…», «Папа мне сделает лопатку, я сам буду копать…»). Таким образом, опыт каждого ребенка становится достоянием детского коллектива.
– В.Бычко «Невеличка»
– В.Степанов «Умелые помощники»
– М.Зощенко «Глупая история»
– Н.Носов «Заплатка»
- Просмотр видеофильмов:
– «Фока на все руки дока» реж. А.Белокурова
– «В яранге горит огонь» реж. Ж.Витензон
– «Как кошечка и собачка мыли пол» реж. А.Волков
- Постановки кукольного театра:
– «Приключения игрушек» авт. Е.Ильина
– «Ножки не идут» авт. Т.Караманенко
- Метод одобрения:
Выражать одобрение, восхищение по поводу того, что дети самостоятельны и инициативны в своих играх ("Какой ты молодец (умница), как тебе удается все это самому придумать?").
Помимо перечисленных методов и приемов эффективно введение «ритуалов»:
- ритуал планирования самостоятельной деятельности ребенка на день.(ребенок сам решает чем он будет заниматься в течении дня, зарисовывает это при помощи символов и знаков, помещает в определенный центр активности) ;
- ритуал совместной разработки правил (цель установления правил в том, чтобы дети постоянно повышали уровень самоконтроля. Используя символы и знаки можно разместить данные правила в различных частях группы. Современные исследования показали эффективность использования в старших группах специальных внешних наглядных средств, облегчающих ребенку самостоятельное выполнение тех или иных заданий и правильную организацию деятельности.
Примерный перспективный план развития самостоятельности детей 5-6 лет.
Дата проведения | мероприятия |
сентябрь | Этическая беседа – рассуждение «Что значит быть самостоятельным?» Чтение литературы В.Бычко «Невеличка» Проблемная ситуация: представь, что ты пошел со взрослыми в большой магазин, где многоотделов, засмотрелся на что-нибудь интересное и случайно потерял взрослых. Что ты будешь делать? , что твой друг пригласил тебя на день |
октябрь | Просмотр видеофильма «Фока на все руки дока» реж. А.Белокурова Беседа ««Надо быть самостоятельным, чтобы никого не просить…» Мастер класс для детей младшей группы «Научим малышей одеваться» |
ноябрь | Проблемная ситуация «Твой друг пригласил тебя на день рождения. Тебе нужноприготовить подарок, но не купить в магазине, а сделать своими руками. Чтобы ты мог сделать в подарок сам? Чтение художественной литературы В.Степанов «Умелые помощники» Беседа « Как я помогаю маме» |
декабрь | Просмотр видеофильма «В яранге горит огонь» реж. Ж.Витензон Мастер –класс «Нарисуем подсказку малышам «Чтопотом?»(последовательность одевания) Проблемная ситуация «Представь, что наступил Новый год. Ты пригласил к себе гостей. Как тыбудешь готовиться к празднику? Чем вы будете заниматься с гостями? |
январь | Чтение литературы М.Зощенко «Глупая история» Мастер – класс для детей своей группы «Учимся сервировать стол» Проблемная ситуация «Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая.» |
февраль | Мастер-класс: «Составь режим дня малышей (своего маленького братика, сестренки» Чтение литературы–Н.Носов «Заплатка» Беседа «Я остался один дома» Проблемная ситуация «Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.» |
март | Просмотр видеофильма «Как кошечка и собачка мыли пол» реж. А.Волков Мастер – класс «Научим малышей аккуратно вешать и складывать одежду.» Проблемная ситуация «Моделирование ситуаций: «Дым в группе» Дети работают в группах, находят решение выхода из данной ситуации при помощи символов. |
апрель | Постановка кукольного театра «Ножки не идут» авт. Т.Караманенко Мастер – класс для малышей «У тебя ботиночки поссорились» Беседа – рассуждение ««Надо быть самостоятельным, чтобы никого не просить…» |
май | Проблемная ситуация: В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги. Итоговая беседа «Самостоятельный – кто делает все сам…» Выставка работ, сделанных руками детей. |
Раздел 6: Развитие самостоятельности через работу с родителями.
Организация продуктивного взаимодействия с родителями как необходимого условия повышения эффективности процесса развития самостоятельности детей.
Анкетирование родителей с целью выявления психолого-педагогической компетентности по вопросам развития самостоятельности у детей показало, что большинство родителей (57%) не знакомы с понятием самостоятельность детей или понимают их очень узко, без учета индивидуальных особенностей своего ребенка. Многие не считают нужным создавать специальные условия для развития самостоятельности, считают дальнейшее посещение дошкольного учреждения, будет достаточным для их развития.
Рассматривая проблему самостоятельности и влияние на нее предметно-развивающей среды, мы определили основные направления совместной деятельности взрослых в семье и ДОУ Характер взаимоотношений детей дошкольного возраста и их родителей зависит от множества факторов. Обозначим наиболее значимые, те, которые достаточно серьезно влияют на развитие самостоятельности ребенка в старшем дошкольном возрасте.
К ним относятся:
личностные особенности родительской фигуры, формы поведения родителей в семье и за ее пределами;
личностные особенности ребенка;
педагогическая компетентность родителей, уровень их образованности;
качество эмоциональных связей в детско-родительских отношениях;
средства воспитательного воздействия, применяемые родителями и другими взрослыми;
вовлеченность ребенка в жизнедеятельность семьи;
степень удовлетворения актуальных потребностей ребенка в семье.
Родители желают, чтобы сын или дочь как можно скорее стали самостоятельными и в то же время старательно формируют инфантильное отношение к жизни.
Правила, которые помогут родителям развивать самостоятельность ребенка:
- Организуйте для ребенка деятельность, в которой он может добиться успеха, и не требуйте выполнения пока еще трудного или непонятного ему задания.
- Постепенно расширяйте круг достижений ребенка, поощряя и поддерживая его в трудные моменты и одновременно обучая необходимым «правилам игры» (естественным ограничениям и запретам, которые ребенку понятны).
- Помогая преодолевать трудности, не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.
- Позвольте ребенку принимать самостоятельные решения, отвечать за себя, стимулируя возникновение у него естественного чувства ответственности и внутренней дисциплины.
- Подсказывайте, когда ребенок может помочь кому-либо - защитить более слабого, поделиться игрушками, сладостями и т.п.
- Поддерживайте в ребенке чувство уверенности в себе, даже критикуя или запрещая нежелательные действия (плох поступок, а не сам ребенок).
- В любой ситуации оставайтесь любящими родителями - это главный источник душевных сил ребенка, залог его успешного психического развития.
Здесь же мы использовали ряд домашних заданий – «Научи маму замешивать тесто», «Придумай, сделай и покажи друзьям», «У кого что получилось». Дети делали игрушки дома и приносили их в детский сад для раскрашивания, более самостоятельные проделывали это сами. Благодаря этому мы имели возможность судить о степени эффективности наших усилий.
Рассматривая проблему самостоятельности и влияние на нее предметно-развивающей среды, мы определили основные направления совместной деятельности взрослых в семье и ДОУ.
Исходя из материальных возможностей семьи, приобретать или мастерить самим разнообразные игры и игрушки для ребенка, из которых можно самостоятельно сделать выбор нужного в данный момент.
Заранее согласовывать с ребенком требования к хранению и уборке игрушек.
За неимением места для длительной демонстрации - "праздновать результат" (награждать автора аплодисментами, зарисовывать его постройку и т.п.), и только после этого убирать игрушки и детали на место.
Дети старшего возраста с большим интересом готовят совместные работы с родителями по заданным темам рисунки, семейные газеты, фотовыставки. Такой материал вывешивается в группе, дети с удовольствием его рассматривают, делятся впечатлениями. Сравнивают свои представления, увлечения, предпочтения с другими. Такая совместная работа приносит взрослым и детям огромное удовлетворение и радость, воспитывает у детей такие качества личности, как самостоятельность и творческое решение поставленной задачи, развивает инициативу, ответственность за общий успех дела, коммуникативность.
Анализ теоретической литературы и практический опыт показывает, что причина несамостоятельности ребенка кроется в условиях его воспитания в семье. [8, с. 101]
Существует несколько правил формирования самостоятельности:
Правило №1. Нельзя оценивать по одним и тем же меркам самостоятельность людей разного возраста, разного уровня умственного и психического развития, разного социокультурного слоя.
Правило №2. Самостоятельность - понятие субъективное, она может быть разной при оценке одного и того же действия.
№3Правило. Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм.
Правило №4. В дошкольном возрасте неплохо давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом следует не забывать, что ребенку нужно помочь с выбором. Ему нужно объяснить, например, что сейчас осень, дожди, прохладно на улице, поэтому летнюю одежду надо отложить до весны, а вот из осенних вещей он может выбрать, что ему больше по душе. Можно также начинать вместе с ребенком совершать покупки в магазине и учитывать его выбор.
Правило №5. Но, пожалуй, главная задача взрослого — приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать. Для этого важно закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту. Конечно, возможности ребенка в дошкольном возрасте еще очень невелики, но все-таки они есть. Даже самый маленький ребенок 2-3-х лет, а тем более дошкольник, в состоянии убрать, например, свой уголок с игрушками. Также обязанностью дошкольника в семье может стать поливка комнатных растений, помощь в накрытии обеденного стола (разложить салфетки, столовые приборы, поставить хлеб и т.п.), помощь в уходе за домашним питомцем и др.
Правило №6. Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).
Правило №7. Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая к этому взрослых.
Правило №8. Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий.
Правило №9. Прежде всего, родители должны показывать ребёнку те возможности, которые есть у него в той или иной ситуации, и давать ему право самому выбрать, как поступить. При этом обязательно стоит обсуждать с ним последствия, к которым могут привести его действия. Например: "Ты хочешь разобрать машинку? Ладно, она твоя, ты можешь делать с ней, что хочешь, но только учти, что потом она может не собраться, и ты окажешься без машинки. Решай сам". У ребёнка обязательно должна быть область жизни, где решения принимает он сам и сам несёт ответственность за последствия своих действий. Например, он сам может решать, когда он будет убираться или заниматься, как распределить на несколько дней вкусный десерт, в какой одежде ходить дома или куда пойти гулять. Конечно, его выбор не всегда окажется лучшим, и временами он будет совершать ошибки. В таких случаях необходимо обсудить с ним, почему его действие привело к плачевным результатам и как ему стоит поступать в будущем. Иначе - если всегда решать за ребёнка и лишать его права на ошибку - он не научится принимать осмысленные решения, а будет, либо подчиняться окружающим, либо действовать импульсивно. Очень полезно планировать нужные дела вместе с ребёнком. Например, если хотим, чтобы ребёнок выучил стихотворение, не стоит требовать от него, чтобы он отложил все свои дела и принялся учить его прямо сейчас. Будет гораздо лучше, если предложить: "Машенька, давай решим, когда мы с тобой будем учить стихи". Тогда ребёнок сам будет стремиться выполнить принятое решение, поскольку будет ощущать его как своё. Ребёнок учится самостоятельно принимать решения не только в повседневной жизни, но и во время игры. Прежде всего, это относится к сюжетно-ролевым играм и к играм с правилами, как настольным (игры с фишками, карты, шашки, шахматы, нарды), так и подвижным. Игра - это своеобразное пространство свободных действий, где можно опробовать самые разные варианты своего поведения. Поэтому чем чаще играет ребёнок в такие игры, тем больше его опыт самостоятельных действий и тем легче ему будет учиться действовать самостоятельно в реальной жизни.
Правило №10. Важную роль в приучении ребёнка быть самостоятельным играет и поддержание режима дня. Привычка к определённому режиму, включающему в себя все основные дела дня, структурирует жизнь малыша и позволяет ему к концу дошкольного возраста начать учиться планировать своё время. Если же режим дня отсутствует, то родителям приходится постоянно тратить силы на "организацию" ребёнка, постоянно "стоять над ним" и требовать, чтобы он выполнял то или иное действие.
Любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы и достижения своего ребенка, трудности и особенности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с другими родителями и детьми группы
Диагностика развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
1) «Изучение проявлений самостоятельности в деятельности» (Г.А. Урунтаева [35,c84]).
Цель: в ходе наблюдения выявить:
1. а) Умеет ли ребенок удерживать и достигать цели, поставленные взрослым, а также б) самостоятельно ставить цель и руководствоваться ею в деятельности, в)достигать результата. Причины того, что цель не достигается.
2. Умеет ли ребенок действовать без посторонней помощи (постоянно; в зависимости от ситуации, не умеет).
3. а)Умеет ли ребёнок рационально организовать свою деятельность и б)сосредоточенно её выполнять.
4. а)Умеет ли ребёнок выполнять деятельность по своей инициативе; б)как это проявляется.
Список использованной литературы:
1. Акимова Г. Е., Федорова Е. В., Яковлева В. Н. Психологические особенности развития детей от 2 до 7 лет. СПб., 2002.
2. Андреева Т. В. Семейная психология: СПб.: Речь, 2004.
3. Акулова Е. Формируем у детей самостоятельность и ответственность. //
Дошкольное воспитание. – 2009. - №9 - с. 52-58.
4. Белошистая А. В., Жукова О. Г. Педагогическая технология организации самостоятельной деятельности детей на занятиях ручным трудом в детском саду и дома. // Детский сад от А до Я. – 2008. - №1 – с. 148-158.
5. Бехтерева Е. Технология формирования ответственности. Старший дошкольный возраст. //Дошкольное воспитание. – 2010. - № 8 - с. 36-45.
6. Блонский П.П. Дошкольный возраст.//Блонский П.П.. Педология. – М., 2000.-с.89-119.
7. Борисова О. Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника. // Детский сад от А до Я. – 2008. - №1 – с. 124-132.
8. Букина Н. Что мешает нашим детям быть самостоятельными. // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 12 – с. 28-33.
9. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей и дошкольников.- 3-е изд., перераб. И доп.-М.-: Издательство «Ювета», 2001.
10. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Детская психология. – М.: 2008.
11. Волженина Т. Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов. // Журнал «Виноград». - 2010. - № 37.
12. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология: от рождения до школы 4–е издание, переработанное: Питер; СПб., 2009.
13. Горшенина В. В, Самошкина И.В, Черкасова Н.П.Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания. / Волгоград: Панорама. 2007.
14. Гуськова Т. В. Что такое самостоятельный ребёнок. //Дошкольное воспитание. - 1988. - №11 - с.60-64. 15. Детская практическая психология: Учебник./ Под редакцией Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000.
16. Дошкольная педагогика. Под редакцией В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: « Просвещение», 1988.
17. Дошкольная педагогика. /Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина. – М.: "Просвещение", 1998 г.
18. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста./ Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой- М.: Издательство «ГНОМ и Д»,2000.
19. Дуброва В. П. Воспитание самостоятельности у дошкольника в семье. Методические рекомендации. – М.: «Просвещение», 1999.
20. Жарова Л. В. Учить самостоятельности. – М.: «Просвещение», 1993.
21. Зеньковский В. В. Психология детства. - М.: Школа- Пресс, 2001.
22. Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или несколько историй из жизни школьников с вопросами письмами, монологами и документами: Кн. для старшеклассников. – М., 1991.
23. Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника. Санкт-Петербург. Издательство «Речь», 2002.
24. Каплан Л.И. Первые проявления самостоятельности. /Каплан Л.И. Посеешь привычку - пожнёшь характер. - М., 1980.
25. Клюева Н. В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. Ярославль. «Академия развития», 2001.
26. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений – 4-е издание, стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
27. Кон И. С. Психология самостоятельности. // Педагогика здоровья. – М., 1992.
28. Косякова О.О. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие. Ростов на Дону: Феникс, 2007.
29. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М.: ТЦ «СФЕРА», 2003.
30. Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М., «Просвещение», 1971.
31. Малик О. А. Условия развития самостоятельности детей на занятиях аппликацией. // Детский сад от А до Я. – 2008. - №1 – с. 142 – 147.
32. Маркова Т.А. Воспитание дошкольника в семье. - М., 1999.
33. Микляева Н. В. Несколько слов о развитии и поддержке детской активности и самостоятельности. // Детский сад от А до Я. – 2008. - №1 – с. 17-23.
34. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
35. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
36. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики. Москва-Нальчик. Изд. Центр «Эльфа», 1996.
37. Платохина Н. А. Организация самостоятельной деятельности детей в процессе ознакомления с историей и культурой родного края. // Детский сад от А до Я. – 2008. - №1 – с. 108-115.
38. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / Под ред. Райгородского Д.Я. - Самара: Бахрах, 2001.
39. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка-дошкольника. / Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова и др. М.: Просвещение, 2003.
40. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / В 2-х т. - Т.1. - М.: Педагогика, 1989.
41. Руководство практического психолога. Психологическое здоровье детей. / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1999.
42. Смирнова Е. О. Детская психология. Учебник для вузов. – М.: Дрофа, 2008.
43. Смирнова Е. О., Лаврентьева Т. В. Дошкольник в современном мире. – М.: Дрофа, 2006.
44. Смирнова Е. О., Соколова М. В. Структура и динамика отношения в онтогенезе ребенка. // Вопросы психологии – 2007. № 2. – с. 28.
45. Соколов В. С. Ступеньки в большой мир.// Дошкольное воспитание – 2008. - № 9. – с. 122.
46. Солодянкина О. В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста. М.: АРКТИ, 2006.
47. Теплюк С. Истоки самостоятельности //Дошкольное воспитание. 1991. -№7 - С.67.
48. Толковый словарь русского языка. / Под редакцией Дмитриева Д. В. – М.: Астрель, 2003.
49. Трубайчук Л. В. Социальная компетентность дошкольника. // Актуальные проблемы дошкольного образования: теоретические и прикладные аспекты социализации социального развития детей дошкольного возраста: Материалы V Международной научно-практической конференции. Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2007. С. 300-307.
50. Целуйко В. М. Психология современной семьи. М., 2004.
51. Чехонина О. И. Самостоятельная поисковая деятельность детей в образовательном процессе детского сада. // Детский сад от А до Я. – 2008. - № 1 – с. 101- 107.
52. Шапарь Б. В., Тимченко А. В., Швыдченко В. Н. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002.
53. Шептихина Г. В. Семейные взаимоотношения как условие развития активной жизненной позиции у детей старшего дошкольного возраста. // Детский сад от А до Я. – 2008. - №1 – с. 32-39.
54. Юсупова Г. Воспитание самостоятельности у детей. //Дошкольное воспитание. - 2002. - №8 - с.28-29.
Дата проведения | мероприятие |
сентябрь | |
,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие самостоятельной речи детей младшей логопедической группы детского сада.
Развитие речи детей в играх (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные), труде и изодеятельности....
Развитие самостоятельности у детей через трудовое воспитание.
Трудовое воспитание в детском саду начинается с формирования у детейнавыков самообслуживания, направленных на удовлетворение их личныхповседневных потребностей. В процессе самообслуживания у детей фор...
буклет по развитию самостоятельной деятельности детей
буклет по развитию самостоятельной деятельности детей...
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - курс подготовки на основе программы развития музыкальности у детей 2-7 года жизни.
Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в муниц...
Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ». (II младшая группа, возраст детей 3-4 года).
Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ»....
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - курс подготовки на основе программы развития музыкальности у детей 3-7 года жизни.
В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни....
Мастер-класс для родителей детей младшего дошкольного возраста на тему: «Мама, я сам! Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»
Мастер-класс для родителей детей младшего дошкольного возраста на тему «Мама, я сам! Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»Цель: приобщение родителей к совместно...