Профориентация дошкольника
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему
К сожалению, очень часто не только дошкольники, но и дети школьного возраста имеют весьма смутное представление о мире рабочих профессий взрослых. А для детей с это в будущей жизни очень важно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proforientatsiya_2018.doc | 377.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 14»
Программа
«Ранняя профориентация дошкольников с ОВЗ»
Период реализации данной Программы - 1 год
Возраст детей: 5-7 лет
г. Коркино
2018
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
Название раздела | Содержание раздела |
Полное название программы | Программа муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №14» «Ранняя профориентация дошкольников с ОВЗ» |
Нормативная база | Федеральный закон от 29.12.2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г «Об утверждении ФГОС ДО» Адаптированная образовательная программа ДОУ |
Социальные партнеры |
|
Описание проблемы | Сегодня существуют традиционные способы профориентации в работе с детьми, но необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в ДОУ, имеющем группы компенсирующей и комбинированной направленности. Особенности развития детей с проблемами в развитии требуют от педагогов знаний детской психологии. К сожалению, очень часто не только дошкольники, но и дети школьного возраста имеют весьма смутное представление о мире рабочих профессий взрослых. А для детей с это в будущей жизни очень важно. |
Основная идея Программы | Педагогический коллектив считает, что знакомство дошкольников с ОВЗ с профессиями не только расширяет их общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации. «Человек славен трудом»– гласит народная пословица. Очень важно, чтобы с детских лет каждый научился трудиться и привык добросовестно выполнять порученную ему работу. |
Этапы реализации Программы | 1. Организационный (01.09.2016г - 10.10.2016г) Разработка Программы «Я б в рабочие пошёл, пусть меня научат!» 2. Основной этап. (10.10.2016 г - 01.04.2017г) Реализация Программы по профориентационной работе «Я б в рабочие пошёл, пусть меня научат!» 3. Заключительный.(01.04.2017г-01.06.2017г) Презентация Программы. Рефлексия. Диссеминация опыта. |
Введение
Профориентация дошкольников – это современное инновационное направление в воспитательно-образовательном процессе детского сада. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
К выбору своей будущей профессии, нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы, путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать, и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогут детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.
Цель Программы: организация ранней профориентации, направленной на развитие у дошкольников позитивных установок и уважительного отношения к разным видам рабочих профессий, актуальных для нашего города и края, формирование допрофессиональных способностей у детей с ОВЗ.
Задачи:
1.Развитие познавательных процессов на основе чувственного опыта.
2. Формировать систему представлений о разнообразии рабочих профессий.
3. Формировать элементарные представления об общественной значимости той или иной профессии.
4. Ориентировать детей на выбор рабочих профессий, востребованных в нашем городе.
5. Активизировать пропагандистскую деятельность среди родителей посредством включения в воспитательно-образовательный процесс по вопросам ранней профориентации.
Учитывая возрастные и физиологические особенности развития детей дошкольного возраста, в данной Программе большое место отводится практической деятельности.
Ожидаемые результаты:
- Формирование у детей познавательной активности, как необходимого качества для успешного обучения в школе.
- Понимание дошкольниками требований, которые предъявляет профессиональная деятельность человеку, профессионально важных качеств, позволяющих овладеть профессией и добиться успеха в ней.
- Получение детьми информации о возможностях и путях получения профессионального образования.
- Формирование у детей положительного отношения к рабочим профессиям.
Основные механизмы реализации Программы:
- Привлечение родителей к участию в профориентационных мероприятиях в учреждении, через такие формы работы, как практические занятия и мастер-классы, деловые игры, круглые столы, анкетирование, конкурсы, выставки.
- Активные методы обучения дошкольников посредством проектной и проблемной технологий.
- Разработка и реализация методических пособий по профориентации дошкольников, целью которых является распространение опыта работы педагогического коллектива.
№ | Название продукта | Категория потребителей |
1 | Пособие «Где родился, там и пригодился» | Воспитатели ДОУ |
2 | Методические рекомендации для родителей «У меня растут года….» | Родители |
3 | Лэпбуки по рабочим профессиям | Дошкольники |
4 | Проекты по профориентации (рабочие профессии, востребованные в Коркинском муниципальном районе районе) | Воспитатели ДОУ |
5 | Атрибуты для сюжетно-ролевых игр по профессиям | Дошкольники |
6 | Выставка методической литературы по профориентации дошкольников | Воспитатели ДОУ |
7 | Учебные фильмы о профессиях, востребованных в районе и городе | Воспитатели ДОУ |
8 | Сборник дидактических игр по профориентации дошкольников | Дошкольники |
План работы
на 2018-2019 учебный год
Наименование мероприятий | Сроки реализации | Ответственные (исполнители) | |||||||
Раздел 1. Организационно-методическая деятельность | |||||||||
1. | Создание системы сбора информации, создание базы по различным направлениям и проблемам. | Сентябрь 2018 г | Заведующий ДОУ Старший воспитатель | ||||||
2. | Разработка проекта по профориентационной работе «Я б в рабочие пошёл, пусть меня научат!» | Сентябрь 2018 г | Заведующий ДОУ Старший воспитатель | ||||||
3. | Разработка дорожной карты обновления ООП ДОУ на 2018-2019 учебный год с учётом инновационного направления «Ранняя профориентация» | Сентябрь 2018г | Заведующий ДОУ Старший воспитатель | ||||||
4. | Разработка методических рекомендаций по организации совместной профориентационной работы ДОУ | 2018-2019 учебный год | Старший воспитатель | ||||||
5. | Организация и проведение встреч с представителями разных профессий | 2018-2019 учебный год | Педагоги ДОУ | ||||||
6. | Диагностика склонности дошкольников к определенному виду деятельности | 2018-2019 учебный год | Старший воспитатель Педагоги ДОУ | ||||||
7. | Съёмка учебных фильмов о профессиях, востребованных в районе и городе | 2018-2019 учебный год | Старший воспитатель | ||||||
8. | Проведение мониторинга эффективной реализации плана мероприятий по профессиональной ориентации дошкольников. | 2018-2019 учебный год | Старший воспитатель | ||||||
Раздел 2 «Информационная деятельность по профессиональной ориентации в ДОУ» | |||||||||
1. | Публикации в СМИ материалов по профориентационной работе | 2018-2019 учебный год | Старший воспитатель Педагоги ДОУ | ||||||
2. | Постоянная рубрика о профориентационной работе на сайте ДОУ | 2018-2019 учебный год | Старший воспитатель | ||||||
3. | Издание информационных материалов (буклеты, проспекты и т.д.); | 2018-2019 учебный год | Старший воспитатель Педагоги ДОУ | ||||||
4. | Оформление уголков профориентации. | 2018-2019 учебный год | Педагоги ДОУ | ||||||
Раздел 3. «Профориентационная совместная деятельность педагогов с детьми» | |||||||||
1. | Проведение информационных занятий о мире профессий | 2018-2019 учебный год | Педагоги ДОУ | ||||||
2. | Оформление лэпбуков по профессиям | 2018-2019 учебный год | Педагоги ДОУ | ||||||
3. | Игры, моделирующие профессиональную деятельность. | 2018-2019 учебный год | Педагоги ДОУ | ||||||
4. | Создание в детском саду мини-музея профессий | 2018-2019 учебный год | Старший воспитатель Педагоги ДОУ | ||||||
5. | Презентации, востребованных в районе профессий | 2018-2019 учебный год | Педагоги ДОУ | ||||||
6. | Конкурсы рисунков дошкольников по профориентации | 2018-2019 учебный год | Педагоги ДОУ | ||||||
7. | Беседы, чтение литературы, заучивание стихов о профессиях | 2018-2019 учебный год | Педагоги ДОУ | ||||||
8. | Разработка и реализация проектов по профориентации | 2018-2019 учебный год | Педагоги ДОУ |
Яркие впечатления, полученные детьми в процессе деятельности, где экскурсии, наблюдения, встречи с представителями профессий, чтение книг и рассказов воспитателями, развлечения, где воспеваются люди труда, существенно обогатят игровую деятельность, которая является зеркалом развития внутреннего мира детей. Проведенная работа в этом направлении позволит ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия - великое благо, им следует дорожить. Профессионала, мастера своего дела, умеющего хорошо и честно зарабатывать свои деньги, уважают люди.
Перспективы:
- Продолжать поддерживать имидж представителей рабочих профессий.
- Ввести активную пропаганду работы своего дошкольного учреждения по ранней профориентации дошкольников с ОВЗ.
- Творческой группе разработать методические пособия по ранней профориентации старших дошкольников.
- Совершенствовать работу в ДОУ по использованию современных педагогических технологий в процессе ранней профориентации дошкольников с ОВЗ.
- Продолжать вовлекать родителей в совместную с дошкольным образовательным учреждением работу по ранней профориентации.
- Создание библиотеки методической и детской литературы по ранней профориентации в ДОУ.
Список литературы
1. Беседы с ребенком. Профессии. Картинки с заданиями. М., 2013
2.Н. Н. Бурмистова Путешествие в мир профессий// Воспитатель ДОУ. 2013.
№ 9
3. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной
действительностью (старший возраст) Москва 2002
4.Маханева М. Д. Скворцова О. В. Учим детей трудиться. М., 2012
5. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет, М., 2010
6. Профессии. Демонстрационный материал. М., 2013
7. Профессии. Демонстрационный плакат М., 2013
8. Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего
дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012№ 3
9. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Метод. Пособие М., 2014
10.Шорыгина Т. А. Трудовые сказки. М.ТЦ Сфера 2014
11.planetadetstva.net
12. vseodetishkax.ru
13. dohcolonoc.ru
14. www.viki.rdf.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ранняя профориентация дошкольников
Данный материал содержит методические разработки по развитию у детей младшего дошкольного возраста ранней профориентации через сюжетно-ролевые игры: активизация и пополнение словарного запаса, развити...
Методическое сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников.
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики....
Консультация для педагогов "Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников"
Рекомендации по использованию и подбору художественной и энциклопедической литературы на примере «железнодорожные профессии»...
Материал (сюжетно-дидактическая игра и беседа) по ранней профориентации дошкольников на примере «Железнодорожные профессии»
СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА для детей старшей группы “КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ПОЕЗДЕ” БЕСЕДА С РЕШЕНИЕМ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ с детьми старшего дошкольного возраста на тему “БЫТЬ ПРИМЕРНЫМ ПАССАЖИРОМ...
Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников "В мире профессий".
В авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, дидактические игры. Отобран материал для работы с...
Информационная копилка: «Сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников». (консультация для педагогов и родителей)
Информационная копилка: «Сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников».(консультация для педагогов и родителей)Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы обра...
Педагогический совет "Ранняя профориентация дошкольников. Формирование представлений детей о профессиях взрослых с использованием современных технологий обучения дошкольников"
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение- первая ступень формирования базовых знаний о п...