Статья Тема: Роль экологического воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста
материал
Сегодня тема экологии и разумного потребления актуальна как никогда. Заботиться об окружающей среде стало не просто полезно, но и важно. Теперь экоценности стараются прививать с детства - в дошкольных учреждениях активно вводятся учебные методики и занятия на тему экологичного образа жизни и уходе за окружающей средой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №65 комбинированного вида Красносельского района
Санкт-Петербург
Статья
Тема: Роль экологического воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста
.
Подготовила воспитатель:
Чукарина Наталья Евгеньевна
г. Санкт-Петербург
2020год
Сегодня тема экологии и разумного потребления актуальна как никогда. Заботиться об окружающей среде стало не просто полезно, но и важно. Теперь экоценности стараются прививать с детства - в дошкольных учреждениях активно вводятся учебные методики и занятия на тему экологичного образа жизни и уходе за окружающей средой.
Роль экологического воспитания в жизни дошкольника несправедливо недооценена. Тем не менее именно в детстве усваиваются все фундаментальные знания и принципы жизни человека. Таким образом, мы можем резюмировать тот факт, что экологическое воспитание чрезвычайно серьезный и важный тематический блок в программе любого дошкольного учреждения.
Современный специалист должен помогать детям сформировать собственную, доступную для них, научную картину мира, представление о роли человека в этом мире и его взаимоотношениях со средой.
Процесс детского эко-воспитания отличается особой эмоциональностью - малыши воспринимают природу как нечто живое. Этот аспект позволяет заинтересовать ребенка абсолютно разными способами - звуки, тактильные ощущения или запахи заставят даже самого гиперактивного ребенка остановиться, присмотреться и задуматься.
Такой комплексный подход раскрывает перед детьми красоту природы и учит ее подмечать, воспитывает гуманное отношение к ее обитателям, а также формирует систему экологических знаний и представлений.
Для продуктивности эко-воспитания необходимо создать специальную среду, где педагог личным примером докажет важность и серьезность темы. Это могут быть коллективные походы в парки и скверы, просмотры обучающих фильмов и мультфильмов, развивающие игры на тему экологичного потребления. На одном из занятий педагог может рассказать о том, как правильно сортировать отходы и для чего это нужно. Наглядная сортировка мусора позволит научить ребенка «разумному потреблению», не говоря уже о том, что дети смогут сами принять участие в акции. Подобный опыт позволит подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из на в отдельности в ответе за планету, и каждый может сохранять и приумножать ее ресурсы.
Ключевую роль в экологическом воспитании ребенка играет педагог. В процессе работы рекомендуется использовать разные форматы, которые необходимо успешно интегрировать в любую деятельность ребенка. Для этого воспитатель может воспользоваться как методической литературой и музыкой, так и художественной литературой и играми.
Последние в свою очередь являются наиболее популярным и эффективным форматом эко-воспитания. Существует несколько видов дидактические игр: настольно-печатные, игры с предметами и словесные игры. Первый класс игр направлен на развитие мыслительных процессов ребенка: анализ, синтез, классификация и обобщение. Второй класс - это игры с различными природными материалами и формами: листья, вода, шишки. В таких играх могут использоваться самые разнообразные материалы, которые находятся в шаговой доступности. Ведь природа - это то, что нас окружает. Третий класс игр направлен на развитие внимания, быстроту реакции и связную речь. «Экологизировать» такие игры досрочно просто, главное определиться с контекстом.
Не стоит забывать еще про один формат эко-воспитания - экскурсии. На экскурсиях дети знакомятся с представителями флоры и фауны, что способствует образованию базовых представлений о взаимосвязях в природе. Такой формат занятий поможет ребенку развить наблюдательность и интерес к естественным процессам жизни.
Огромное значение в экологическом воспитании имеет практическая часть - проведение опытов и экспериментов. Здесь ребенок сможет задействовать все органы чувств, это позволит максимально полно погрузиться в представленную проблему. После подобного наблюдения, с детьми необходимо провести резюмирующую беседу. Здесь педагогу необходимо использовать различные формы общения: рассказ, описание, диалог.
И последним, но не менее важным фактором в экологическом воспитании детей является - образ жизни родителей. Педагогу необходимо мотивировать родителей на разумное потребление и защиту экологии. Начать можно с малого, например, выезжая семьей на природу, родители должны убрать за собой все отходы и утилизировать их. Таким образом ребенок закрепит полезные привычки, полученные на занятиях в детском саду.
Размышляя на тему роли эко-воспитания в жизни дошкольника, мы пришли к следующему выводу: эффективность воспитания зависит не только от знаний и поведения ребенка в природе, но и от его непосредственного участия в сохранении и приумножении природных благ. Обеспечить практическую часть воспитания призван педагог и родители. Таким образом, лишь системный подход к экологическому воспитанию сможет оказать огромное влияние на ребенка и его отношение к окружающей среде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль музыки во всестороннем развитии личности ребенка дошкольного возраста
Гармоничное развитие .нравственная чистота и эстетическое отношение к жизни и искусству- необхолимые условия формирования целостной личности. Достижению зтой цели во многом способствует правильное муз...
Статья на тему:"Роль трудового воспитания в развитии личности ребёнка дошкольного возраста"
Введение.Труд - целесообразная,сознтельная деятельность человека,направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.Трудовое воспитание - формирование необходимых для трудовой деятельност...
Роль экологического воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста
Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль экологического воспитания детей дошкольного возраста. В процессе вз...
Роль экологического воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста
Статья о экологическом воспитании ребёнка дошкольного возраста. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее мягче, будет в нём лучшие чувства. Тагже , в про...
«Роль духовно-нравственного воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста»
Доклад по духовно-нравственному воспитанию дощкольников в системе всестороннего развития личности....
Роль экологического воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста
Сегодня тема экологии и разумного потребления актуальна как никогда. Заботиться об окружающей среде стало не просто полезно, но и важно. Теперь экоценности стараются прививать с детства - в дошкольных...
Роль экологического воспитания в развитии личности ребенка и его эмоционального благополучия
В современных условиях экологическое образование человека является составной частью его общего образования. Основой экологической грамотностью закладываются у ребенка с самого раннего детства, когда о...