Приобщение дошкольников к традициям православной культуры
статья (старшая группа) на тему

Суворенкова Людмила

В статье раскрывается роль православных традиций в формировании социальных ценностей обучающихся и ведение работы педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Суворенкова Л.А.,

воспитатель

МБДОУ «Детский сад

общеразвивающего вида

№6 «Золотой петушок»

г. Губкин

Белгородская область

Приобщение дошкольников к традициям православной культуры

     В наш век компьютерных технологий и электронных эмоций чрезвычайно важно приобщение маленького человека к традициям русской православной культуры.

     Ребенок – это огромный, часто недоступный, очень хрупкий мир мыслей, впечатлений, мнений и открытий. Задача воспитателя – помочь малышу, создать всяческие условия для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил ребенка. Ведь самое важное и ценное в человеке это его моральные, внутренние ценности, то, что им управляет - сердце, добрые чувства.

     Для этого необходимо максимально раскачать маятник общения ребенка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью, театром. Дети по природе своей открыты и отзывчивы. Наблюдение за прекрасными пейзажами, музыка, чтение художественной литературы трогают душу ребенка, обогащают его эмоциональный опыт, учат быть лучше, заботливее. Очень важно, чтобы малыши чувствовали себя удовлетворенными, счастливыми и радостными, окунаясь в этот волшебный мир сказок, мелодий, чего-то прекрасного и сказочного.

     Мы, взрослые, с малых лет должны воспитывать у детей любовь к Родине. И только осознав себя частью малой родины, своей семьи, можно стать гражданином своей страны, и потом – жителем планеты Земля. А начинать надо с малого. С истоков. Начинать надо от самого близкого, постепенно продвигаясь к более сложному и далекому. Потому так важно создание для ребенка условий для формирования положительно-эмоционального, насыщенного образа родного дома, семьи. В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

     Следуя вышеперечисленным целям и задачам, в нашем детском саду был организован проект - мини-музей «Предметы народного быта». Экспонаты музея – предметы  быта, домашняя утварь, одежда. Педагоги нашего сада принимали активное участие в обогащении предметной среды музея, вовлекались в выполнение творческих заданий. Посещая наш музей, детки знакомятся с устройством бытовой среды русского дома, с традициями и обычаями русского народа. Вместе со своими воспитателями они познают обустройство избы, назначение многих предметов. Удивляясь, что вместо шкафов раньше были сундуки, пищу готовили не на плите, а в печи, а прялка и чесалки для шерсти вызывают у них просто восторг и множество вопросов.

     Основная задача проекта - воспитание чувства любви к своему городу, к его историческому прошлому и гордости за настоящее.

     Следующая, неотъемлемая задача в приобщении дошкольников к традициям православной культуры, это знакомство детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России; привить уважение и любовь к православным традициям своего народа. Участие в церковных праздниках создает ритм и настрой внутренней жизни, которые укрепляют семейные отношения и дружеские связи, сохраняет духовное здоровье, способствует становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православного праздника. Для детей – это, прежде всего, внешняя радость, которую им необходимо доставлять.

     В связи с этим в детском саду просто необходимо прочтение художественной литературы по духовно-нравственной тематике (детская Библия), беседы с детьми о православных праздниках,  знакомство с живописью на библейские сюжеты. А так же проведение всевозможных выставок детских рисунков, посвященных православным праздникам. Очень важно здесь активно подключать родителей. Поделки, костюмы, общение с детьми на библейскую тематику вне дома. Возможно оформление небольших сборников группы, куда могут войти рассказы об особенностях проведения православных праздников в семье, детские рисунки. Темы для этого весьма разнообразны: «Рождество Христово»; «Крещение»; «Пасха».

     Проектом, связанным с данной тематикой, в нашем саду стала разработка сценария, посвященного православному празднику «Коляда». Сотрудники дошкольного учреждения, одевшись в традиционные для ряженых костюмы, идут колядовать по группам детского сада. Ряженые (Коза, Медведь, Журавль, Баба Яга, Цыгане и др.) с ударными народными инструментами в руках заходят в группу, напевая. На празднике очень много было рассказано об истории его возникновения. Этот праздник стал для детей поистине незабываемым событием, оставившим в душе только светлое чувство.

     Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретным представлением о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства - одна из главных задач педагога. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. С давних пор вошла в жизнь русского народа красавица-береза. Сколько добрых слов сказано и песен сложено об этой красавице. Вот и праздник, который проходил в нашем детском саду, был посвящен русской березке. Сначала ребята пели песню «Во поле береза стояла» и водили хоровод. Затем читали стихи о березке и отгадывали загадки. Из рассказа воспитателей дети узнали, что с березой связано много обрядов. Это и прощание с весной, и встреча лета. Прославлялась зеленеющая земля, а главным персонажем была березка. Дома и улицы украшали разноцветными лентами.

     Через интерес, позитив происходит воспитание любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм. Также в воспитательной работе необходимо использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Очень важны регулярные проведения народных праздников: осенние посиделки, масленица, зимние святки, активными участниками которых являются и взрослые, и дети. Главным показателем успешности праздника является эмоциональная окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведения детей, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действиями персонажа. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей. Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулируют интерес детей, усиливает их впечатление и переживание, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к православным традициям, утверждает в их сознании духовные и эстетические ценности.

     Работа воспитателя должна быть основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно соприкоснуться с ним. Результатом проведенной работы должны стать четко сформированные у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского православного народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Приобщение дошкольников к традициям православной культуры»

В большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с отечественными православными традициями утрачен. Дискредитация  социального института семьи привела к тому, что молодое поколени...

Приобщение дошкольников к традициям православной культуры

В наш век компьютерных технологий и электронных эмоций чрезвычайно важно приобщение маленького человека к традициям русской православной культуры....

"Приобщение дошкольников к традициям православной культуры" статья

В статье расрывается роль православных традиций в формировании социальных ценностей обучающихся и ведение работы педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников...

Православные праздники как средства приобщения дошкольников к истокам духовной культуры

Статья предназначена для музыкальных руководителей муниципальных и частных  детских садов. Обосновывает включение в образовательную программу детских садов проведение православных праздников как ...

Семинар -практикум "Приобщение дошкольников к традициям отечественной культуры"

quot;Особенности работы по патриотическому воспитанию в разных возрастных группах"...

"Приобщение дошкольников к традициям и культуре России"

Автором представлен материал по патриотическому воспитанию дошкольников....

Методическая разработка на тему: «Формирование нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения дошкольников к традициям и культуре казачества»

Методическая разработка направлена на достижение программной цели, развитие нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста....