Подготовка детей к школе в детском саду с учетом ФГОС ДО
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подготовка детей к школе в детском саду с учётом ФГОС ДО | 455.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Семья – первое “общество”, в которое попадает ребенок. Здесь он перенимает первые навыки выживания, общения, здесь ребенок учится на своих ошибках и перенимает опыт старших. В семье ребенок учится тому, что необходимо будет ему в дальнейшем. Школа – учреждение, в которое ребенок попадает после детского сада. Здесь возникает та же ситуация: новый коллектив, новые правила. Но здесь возникает и ряд других проблем: это невозможность ребенка быстро переключиться с детского сада на образ жизни школьника; это могут быть проблемы, не решенные в семье и детском саду на каком-либо этапе развития. Детский сад – учреждение, куда попадает ребенок сразу после воспитания в семье, но при этом родители не бросают заниматься с ребенком дома. Попадая в детский сад, ребенку приходится приспосабливаться к новым условиям, к новому обществу, к новым правилам поведения. Детский сад и школа – учреждения, где ребенок развивается и при их взаимодействии можно решить ряд проблем, с которыми сталкиваются родители, педагоги, воспитатели и сами дети. При взаимодействии этих двух учреждений может сложиться прекрасный союз, и ребенок будет чувствовать себя комфортно (при индивидуальной работе), когда педагог знает подход к каждому, зная их индивидуальные особенности.
Сроки реализации: долгосрочный Вид проекта : познавательно – творческий Возраст детей : старший дошкольный возраст от 5 до 7 лет Участники проекта: воспитатель и дети группы № 3 « Каруселька », родители воспитанников, учащиеся и учителя начального звена МСОШ № 4. Идея проекта: Организация и проведение проекта «Взаимодействие детского сада и семьи по подготовке детей к школе» для повышения педагогической, психологической и коммуникативной компетентности участников проекта, что позволит создать условия для успешного обучения детей в школе, в условиях ФГОС ДО. Тема проекта: «Скоро в школу!» Проблема: несформированность мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Профилактика дезадаптации в начале обучения ребенка в школе и создание условий для его успешности.
Цель: -формирование у детей старшего дошкольного возраста мотивационной готовности к обучению в школе, через использование педагогических технологий; - создание условий для информационной подготовки родителей к новым жизненным и социальным переменам в связи с поступлением детей в школу. Задачи: 1. Способствовать формированию внутренней позиции будущего ученика (закрепление положительных представлений о школе, желание учиться в школе, чтобы знать много нового и уметь учиться). 2. Формировать учебно - познавательные мотивы. 3. Продолжать формировать коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения. 4. Продолжать повышать уверенность в себе, развивать самостоятельность и адекватную самооценку. 5. Способствовать снижению чувства тревожности. 6. Повышать родительскую компетентность в вопросах предшкольной подготовки детей.
Педагоги: • получат необходимую и дополнительную информацию о детях и их родителях; • реализуют возможность обобщения и распространения передового педагогического опыта средствами сетевых технологий; • получат возможность оперативного получения «обратной» связи. Родители: • уточнят и пополнят знания: о современной школе, о возрастных психофизиологических особенностях детей, о способах подготовки детей к обучению, повысят свою компетентность в отношении знаний особенностей развития своего ребенка; • смогут своевременно проконсультировать по насущной проблеме со специалистами. Дети: • получат дополнительные знания о школе, освоят новые виды совместной деятельности с родителями. Ожидаемые результаты проекта:
План реализации проекта проходит в три этапа: Подготовительный этап В ходе подготовительного этапа происходит разработка структуры проекта и подбираются материалы: - изучение научной и методической литературы по теме проекта; - диагностика; - анкетирование родителей; - планирование образовательной деятельности в рамках проекта; - комплексный план взаимодействия педагогов ДОУ и родителей; -разработка методических материалов для обеспечения педагогического процесса; - обогащение предметно-пространственной развивающей среды в группе; - подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т.д.).
Мероприятие Цель Общее родительское собрание для старших, подготовительных к школе групп «Скоро в школу». Обозначение задач по подготовке детей к школьному обучению, знакомство с вариативными программами начального образования в школе. Консультации: - «Психологическая готовность детей к школьному обучению» - «Развитие коммуникативных способностей, познавательной активности у детей 6,5-7 лет» - «Тип личности ребенка и его готовность к школе». Повышение психолого-педагогической компетентности по вопросам мотивационной готовности ребенка к школьному обучению. Анкетирование родителей «Готов ли ребенок к обучению в школе». Выявление уровня готовности детей к обучению в школе на начало учебного года. Семинар-практикум «В семье первоклассник». Подготовка родителей к новой социальной роли «родители первоклассника». Анкетирование родителей по готовности их ребенка к школьному обучению. Выявление уровня готовности детей к обучению в школе на конец учебного года. Посещение родителей занятий детей по основным видам деятельности в подготовительных группах. Ознакомление родителей с основными методами и приемами развития ребенка при подготовке к обучению в школе. Индивидуальные консультации по результатам обследования готовности детей к школьному обучению и по запросам родителей. Рекомендации для родителей по успешной подготовке к обучению в школе. Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе: «Советы родителям будущих первоклассников», «Готовим руку к письму», «Как подготовить ребенка к школе», «Леворукий ребенок», «Учим детей считать, писать, читать», «Формирование произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста», «Семья и ребенок: взаимоотношения и готовность к обучению в школе», «Как выбрать программу обучения для своего ребенка». Повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам подготовки детей к школьному обучению. План сотрудничества с родителями детей
Мероприятие Задачи Экскурсия в школу. Воспитывать интерес к школьному обучению. Знакомство с традициями школьной жизни. Беседа «Профессия-учитель». Расширять знания детей о профессии учителя, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. Интеллектуальная игра «Я знаю все». Воспитывать умение работать в коллективе, побуждать детей к интеллектуальной творческой деятельности. Сюжетно-ролевая игра «Школа». Закрепить в игре правила поведения в школе. Воспитывать дружеские отношения между детьми. Встреча с первоклассниками (бывшими воспитанниками ДОУ). Показать дошкольникам разницу между школой и детским садом, их сходство и взаимосвязь. Выставка детских работ «Я рисую школу». Развивать фантазию и творчество дошкольников, совершенствовать мелкую моторику руки. Дидактическая игра «Собери портфель». Закрепление знаний о школьных принадлежностях. Развитие внимания. Интеллектуальная игра «Умники и умницы». Упражнять дошкольников в умении рассуждать на различные темы. Учит самостоятельно находить решение поставленной задачи. Заучивание стихотворений, чтение рассказов о школе Развивать выразительность речи. Побуждать дошкольников к самостоятельности. Беседа о школьной библиотеке. Формировать знания дошкольников о библиотеке и ее назначении. Экскурсия в школьную библиотеку. Воспитывать интерес к книгам, бережное отношение к ним. Учить выбирать книги по интересам. Вечер загадок «Скоро в школу». Воспитание интереса к школьной жизни. Развитие внимания, мышления. Беседа об уроках, переменах и школьном звонке. Продолжать знакомить со школьным распорядком, с правилами поведения в школе. Воспитывать интерес к школьному обучению. Игра-соревнование между детьми подготовительных групп «Как мы готовы к школе». Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать умение детей осознанно подчиняться установленным правилам. Развлечение «Прощай, детский сад. Здравствуй, школа!» Вызвать у детей положительные эмоции, поддерживать желание идти в школу. План образовательной деятельности по подготовке детей к школе
Основной этап - реализация проекта Взаимодействие ДОУ и НСОШ (совместное мероприятие), а так же детей и родителей. Ответы на поставленные вопросы. Обсуждение путей решения «круга проблем», представление инновационного положительного опыта, эффективных методических приемов подготовительной работы: «А я это делаю так!». Формирование тематической копилки в помощь родителям и педагогам.
Психологическая готовность к школе включает качество личности ребенка, помогающие ему войти в коллектив класса найти свое место в нем, включиться в общую деятельность. Это общественные мотивы поведения, те условные ребенком правила поведения по отношению к другим людям, и то умение устанавливать и поддерживать взаимоотношение со сверстниками, которые формируются в совместной деятельности дошкольников. Мотивы учения и положительное отношения к школе – одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовкедетей к школе. Работа воспитателя детского сада по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трех основных задач: 1. формирование у детей правильных представлений о школе и учении; 2. формирование положительного эмоционального 3. формирование опыта учебной деятельности.
Подготовка детей к обучению в школе в условиях ДОУ. Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: 1. всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое); 2. специальная подготовка к усвоению школьных предметов. Работа воспитателя на занятиях по формированию готовности к школе включает в себя: • Вырабатывание у детей представления о занятиях, как важной деятельности для приобретения знаний. • Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. • Воспитания у дошкольника опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности. • Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива.
12 1.Сюжетно-ролевые игры, в частности, игра «В школу». 4.Рассматривание картины по школьной тематике. 5.Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихов. 6.Рисование на темы: «Моя школа», «Мои впечатления от экскурсии в школу». 7.Беседы, рассказы взрослых о своей учебе и любимых учителях. 8.Рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них. 9.Словесные, дидактические, интерактивные игры на школьную тематику. Формы работы с детьми в ДОУ по подготовке к обучению в школе
Использование современных педагогических технологий в ДОУ . Современным педагогическим технологиям присущи следующие характеристики: гуманность, эффективность, наукоемкость , универсальность, интегрированность . Педагоги ДОУ при реализации современных образовательных технологий выполняют функции собеседника, исследователя, фасилитатора , эксперта. Все выше сказанное и составило предпосылки для совершенствования профессионального мастерства педагогов ДОУ. Поиск новых форм педагогической работы, способствующих повышению профессиональной компетентности, привел к тому, что в практике дошкольного учреждения стали широко использоваться технологии проектной деятельности. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Работая по современным образовательным технологиям, у воспитателя происходит постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование, что всегда актуально для педагогической профессии.
Здоровьесберегающие технологии Технология проблемного обучения Игровые технологии Учебно-воспитательные технологии Психолого-педагогические технологии Организационно-педагогические технологии Личностно-ориентированные технологии Развивающие технологии Воспитательные технологии ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ Технология проектного обучения
На этом этапе родители задают вопросы, которые наиболее остро стоят перед ними. Определение круга проблем по подготовке детей к школе.
Роль родителей в подготовке к школе Мы выделили два основных направления взаимодействия с семьей при психологической подготовке детей к школе: Первое направление – повышение уровня педагогической компетентности родителей через специальные лекции, семинары, пособия, родительские уголки, индивидуальные беседы, групповые консультации, буклеты по данной теме. Второе направление – привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий. Основные принципы организации работы с семьей: открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок); сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей; отсутствие формализма в организации работы с семьей; создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе; выявление общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Формы взаимодействия подразделяются: - на коллективные, - индивидуальные, наглядно-информационные. Нетрадиционные формы общения с родителями: • Совместные досуги, праздники. • Участие родителей в выставках. • Организация дней открытых дверей. • Выпуск газет. • Устные педагогические журналы. • Занятия о профессиях, которые проводят родители.
Заключительный этап. На завершающем этапе планируется: - оформление аналитического отчета в формате мультимедийной презентации; - семинар – практикум для педагогов в рамках проведения ГМО «Подготовка детей к школьному обучению, через использование педагогических технологий»; - создание портрета и модели выпускника ДОУ как конечного результата воспитательно-образовательного процесса; - фотосессия .
Результат сотрудничества ДОУ и школы. улучшение подготовки 5-6 летних детей к школе; обеспечение естественности перехода из детского сада в школу; углубление интереса к жизни в школе; обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи, помощь семьи в новой ситуации, возникающей при поступлении ребенка в школу. Встречи родителей с будущими учителями. Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе. Игровые тренинги и практикумы для родителей детей преддошкольного возраста.
Советы родителям будущих первоклассников: Следует рассказать ребенку, что означает «быть школьником» и какие обязанности ему придется выполнять в школе. Нужно на доступных примерах доказать ему важность уроков, оценок, школьного распорядка. Важно вызвать интерес у детей к содержанию самих уроков, к получению новых знаний, вытесняя тем самым привлекательность внешних проявлений школьной жизни (учебники, ранец и пр.) и заменяя ее содержательной стороной. Ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не приносит пользы будущему ученику. Родителям следует сосредоточить свои усилия на более подробном знакомстве ребенка со школьными требованиями, а главное - с самим собой, своими сильными и слабыми сторонами. Родителям не стоит жалеть сил и времени на то, чтобы показать ребенку преимущества самостоятельности, не лишая его при этом разнообразной и своевременной обратной связи. Реакции взрослых должны быть разными в ответ на разные действия детей и одинаковыми -на одинаковые. Очень важно быть предельно внимательным к деятельности малыша и буквально выискивать повод для одобрения и похвалы. Если родители верят в своего ребенка, радуются самым незначительным его успехам, то малыш делает вывод о своей успешности в новой для него деятельности. Если же каждая неудача ребенка воспринимается ими как катастрофа, то он примиряется с собственной никчемностью. Обойтись без критических замечаний невозможно. Критика помогает маленькому человеку формировать реалистические представления о результатах своего труда, о собственных сильных и слабых сторонах, в конечном итоге способствует созданию адекватной самооценки. Но критика со стороны родителей не должна стать разрушительной, снижать самооценку ребенка, увеличивать его неуверенности тревожность. Очень важно уважение к миру ребенка. Не заглядывайте в ранец без его ведома. Он должен быть уверен, что отныне без его разрешения никто не будет трогать вещи, принадлежащие ему.
Заключение. На основе проделанной работы, можно сделать следующие выводы: 1) поставленная цель была достигнута, задачи выполнены, а гипотеза доказана; 2) мы рассмотрели такие понятия как “социализация”, “семейная социализация”, “младший школьный возраст”; 3) мы подробно познакомились с учреждениями - детский сад и школа, узнали, что они могут взаимодействовать и при этом решать много проблем возникающие как у педагогов и родителей при взаимодействии с ребенком, так и у самого ребенка при подготовке и поступлении в школе. Сотрудничество этих трех институтов социализации (семья, детский сад и школа) необходимо для полноценного развития личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание предметно-пространственной развивающей среды в группе детского сада с учетом ФГОС»
В данной статье предстален матерал по созданию предметно-пространственной развивающей среды детского сада с учетом гендерного воспитания детей дошкольного возраста....
Консультация "Создание предметно-пространственной развивающей среды в группе детского сада с учетом ФГОС".
Предметно-развивающая среда в ДОУ должна создавать условия для разнообразной деятельности детей - игровой, творческой, исследовательской. Она должна побуждать к игре, развивать воображение. Поэто...
«ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ В ДЕТСКОМ САДУ»
Статья о подготовке детей к школе в детском саду....
Консультация "Проектная деятельность в детском саду с учетом ФГОС ДО"
Консультационный материал для педагогов ДОУ...
Проект «Подготовка детей к школе в детском саду, с учетом ФГОС ДО»/
Представленный материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы: создание предметно – пространственной развивающей среды, педагогическое просвещение родителей, взаимодейст...
Календарный план воспитательно-образовательной работы в средней группе детского сада с учетом ФГОС по программе "От рождения до школы" Н.Е.Вераксы
Календарный план воспитательно-образовательной работы в средней группе детского сада с учетом ФГОС по программе "От рождения до школы" Н.Е.Вераксы. Тема "День защитника Отечества"...
Календарный план воспитательно-образовательной работы в средней группе детского сада с учетом ФГОС по программе "От рождения до школы" Н.Е.Вераксы
Календарный план воспитательно-образовательной работы в средней группе детского сада с учетом ФГОС по программе "От рождения до школы" Н.Е.Вераксы Тема недели "Мебель"...