Консультация "Проектная деятельность в детском саду с учетом ФГОС ДО"
консультация на тему

Городецкая Наталия Александровна

Консультационный материал для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_3.docx33.36 КБ
Файл perzentatsiya_k_vystupleniyu_3.ppsx1.6 МБ

Предварительный просмотр:

Районное методическое объединение «Художественно-эстетическое развитие»

Сообщение по теме:

«Проектная деятельность
в детском саду с учетом ФГОС ДО»

Подготовила и провела:

Городецкая Н.А.,

старший воспитатель МБДОУ

 центра развития ребёнка –

 детского сада №8 «Сказка»

Г. Семенов

2015 г.

Слайд 2

«Любая реформа образования должна опираться на личность человека. Если мы  будем следовать этому правилу, ребенок, вместо того, чтобы обременять нас, проявит себя как самое великое и утешительное чудо природы».                       

М.Монтессори  

Слайд 3

«Не дай Вам БОГ жить во время перемен», - гласит китайская мудрость. Современный мир меняется с невероятной скоростью. Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.

Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового  «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка.

Слайд 4

На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков.

То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.

В ФГОСе Дошкольного образования, который вступил в действие с 1 января 2014г прописано  – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.

Слайд 5

Давайте рассмотрим подробнее некоторые пункты документа, которые можно реализовать посредством проектной деятельности;

Часть 1  Общие положения

В основе Стандарта заложены принципы: (вот некоторые из них)

  1.    Основные принципы дошкольного образования:

3.  содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  1. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  2. сотрудничество Организации с семьёй;
  1. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

Часть 2 Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему

  1. Программа направлена на:

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

Слайд 6

Часть 3. Требования к условиям реализации основной  Образовательной программы дошкольного образования

Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

  1. способствует профессиональному развитию педагогических работников;
  2. создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

      5. создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности

- п. 3.2.5. Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Слайд 7

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира

 Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Из этого следует, что выбранная тема «проецируется»  на все  образовательные области, предлагаемые как в  ФГОС, и на  все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности.  Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией

Слайд 8.

Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:

Проблема;

Проектирование или планирование;

Поиск информации;

Продукт;

Презентация.

Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).

Слайд 9

Особенностью использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Но  при этом важно не переусердствовать с опекой, дать возможность детям самим изучать, отрабатывать нужные материалы.

Слайд 10

 Существуют различные классификации проектов, используемых педагогом дошкольного учреждения  в работе с  детьми. В практике наиболее используются следующие виды проектов:

  • исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде стендов, драматизации, детского дизайна;
  • ролево-игровые: (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  • информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
  • творческие: (оформление результата в виде детского праздника,  детского дизайна, например,  «театральная неделя»).

        Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей. Проект может быть реализован в любом объединении дошкольников (в группе, подгруппе, одновременно в нескольких группах, по всему учреждению, между несколькими учреждениями, с привлечением родителей дошкольников, посещающих ДОУ, в социуме микрорайона, может быть разделен на несколько возрастных уровней их реализации).

 

Слайд 11

Такой подход, в отличие от традиционного предметного подхода, является более качественным и современным.

 Процесс использования проектного метода в ДОУ имеет свою специфику, например, взрослому необходимо наводить ребенка, помогать обнаруживать проблему, провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и привлекать детей к совместному проекту, при этом опеки и помощи должно быть в меру. Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. В результате такой работы и развивается самостоятельная, инициативная, активная личность ребенка. Как известно, системный поход предполагает совокупность хорошо структурированных и тесно взаимосвязанных между собой элементов: цель, содержание, формы работы,  методы и результат.

Слайд 12

И так, прежде чем перейти к основным этапам метода проектов в деятельности педагога ДОУ, необходимо рассмотреть подготовительную работу, где педагог определяет проблему, тематику, осуществляет тематическое планирование по выбранной проблеме на определенный срок (неделю, месяц), в котором должны быть учтены все виды детской деятельности: игровая, трудовая, познавательно – практическая и другие.

К этапам метода проекта относятся такие как: целеполагание, разработка плана действий, работа над проектом, презентация проекта.

Слайд 13

  1. Этап разработки проекта (целеполагание), где воспитатель выносит проблему на обсуждение детям, далее выдвигается гипотеза, которую педагог предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.
  2. Этап разработки плана действий по достижению цели, где в процессе обсуждения педагог должен учитывать индивидуальные, возрастные особенности дошкольников. Так, например, для детей младшего дошкольного возраста педагог может использовать подсказку, наводящие вопросы, а старшим дошкольникам необходимо предоставлять больше самостоятельности. В результате в конце данного этапа педагог вносит изменения в свой тематический план.
  3. Этап работы над проектом (практическая часть), где дети самостоятельно и/или совместно с взрослым реализуют план действий по достижению поставленной цели.
  4. Презентация проекта (подведение итогов), где работа может осуществляться в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: альбомы, игры – викторины, фотовыставка, газеты и другое. Педагог совместно с детьми проводит рефлексивный момент по итогам работы, а так же определяет задачи для новых проектов.

Слайд 14

В детскому саду проект - это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел), поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный         проект, следовательно обучение необходимым умениям и навыкам         является основной задачей воспитателей.

Слайд 15

Отметим, что реализация проектной деятельности в ДОУ осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в  непосредственном  контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, встречи с людьми разных профессий, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела). 

Технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию.

На этапе сотрудничества педагога с ребёнком меняется и стиль общения. Педагог - партнер, основной стиль общения - диалог, дискуссия. Педагог может пересказать ребёнку то, что он сказал ранее, подвести итог сказанному, но самое главное – необходимо задавать как можно больше поисковых, провокационных вопросов. Дать возможность ребёнку быть исследователем, первооткрывателем.

Слайд 16

А чтобы ваша работа над организацией проектной деятельности  была эффективной я вам дам несколько советов:

 - Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.

- Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

- Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.

- Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

- При составлении совместного плана с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

- Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

- Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

- В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

- Развивать творческое воображение и фантазию детей.

- Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

- Не быть «всезнайкой», а искать решение проблем вместе с детьми и родителями. Стиль общения должен быть сотрудническим - это залог успеха и совместная работа над проектом, создаст радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

- Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.

- Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.

Слайд 17

Таким образом, использование метода проекта в работе с дошкольниками на сегодняшний день является актуальным вопросом. Метод проекта помогает осваивать детьми окружающую действительность, активизирует самостоятельную познавательную деятельность детей, развивает их творческие способности, навык обобщать и систематизировать, а также способствует развитие психических процессов детей дошкольного возраста.

Литература:

  1. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.:

            НИИ школьных технологий,2006.

2.   Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения:

       Пособие для руководителей и практических работников ДОУ /Авт.-сост.:  

       Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова - 3-е изд., испр. и доп.  

      – М.: АРКТИ, 2005. -96 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Районное методическое объединение « Художественно-эстетическое развитие» « Метод проектов в образовательном процессе ДОУ » Подготовила: Городецкая Н.А., старший воспитатель МБДОУ центра развития ребёнка – детского сада №8 «Сказка»

Слайд 2

« Любая реформа образования должна опираться на личность человека. Если мы будем следовать этому правилу, ребенок, вместо того, чтобы обременять нас, проявит себя как самое великое и утешительное чудо природы ». М.Монтессори

Слайд 4

«Федеральные государственный образовательный стандарты дошкольного образования » №1155 ОТ 17. 10. 2013г. Вступил в действие с 01.01 2014года

Слайд 5

Основные принципы дошкольного образования

Слайд 6

Требования к условиям реализации основной Образовательной программы дошкольного образования

Слайд 7

Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Метод проектов – система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы . Основные понятия

Слайд 8

Проект – это «пять П» Портфолио проекта – папка в которой собраны все рабочие материалы Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация

Слайд 9

ТИПЫ ПРОЕКТОВ В ДОУ ( по Л.В.Киселёвой ) ТИП ПРОЕКТА СОДЕРЖАНИЕ ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ТВОРЧЕСКИЙ ДЕТИ ЭКСПЕРИМЕНТИРУЮТ, А ЗАТЕМ ОФОРМЛЯЮТ РЕЗУЛЬТАТЫ В ВИДЕ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СТАРШАЯ ГРУППА РОЛЕВО-ИГРОВОЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ ИГР. МЛАДШАЯ ГРУППА ИНФОРМАЦИОННО-ПРАКТИЧЕСКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ СБОР ИНФОРМАЦИИ, ЕЁ РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ (ДИЗАЙН ГРУППЫ). СРЕДНЯЯ ГРУППА ТВОРЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ- ДЕТСКИЙ ПРАЗДНИК, ДИЗАЙН И Т.Д. МЛАДШАЯ ГРУППА

Слайд 10

Структура: Целеполагание – разработка – выполнение-итог (презентация ) По целевой установке (доминирующей деятельности) По предметно – содержательной области По характеру координации По количеству участников По продолжитель-ности Исследовательские: требуют хорошо продуманной структуры, актуальности, социальной значимости, соответствующих методов, в т.ч. экспериментальных, опытных работ, обработки результата. Творческие: результат должен быть оформлен четко (сценарий творческого отчета; выпуск газеты, альбома, журнал «путешествий»; видеофильм, развлечение). Ролево – игровые : Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта (литературные или выдуманные герои) и решают по-своему поставленные проблемы. Результат: ролевая игра. Информационно-практико - ориентированные: как и исследовательские требуют хорошо п родуманной структуры. Результат : проект игрового центра, проект дизайна группы, памятка, словарь и т.д.). Монопроекты (в рамках одного предмета) *творческие * естественно-научные * экологические *спортивные *географические *исторические (Одна образовательная область). Межпредметные В рамках нескольких предметов, например по тематическому плану работы ДОУ. (Две и более образовательных областей) С открытой координацией ( координатор руководитель проекта направляет и координирует работу участников: организовывает этапы, договаривается о встрече, и т.д.) Со скрытой координацией (координатор не обнаруживает себя, он участник проекта) Личностные. Парные. Групповые . Краткосрочные для решения небольшой проблемы , 1занятие , 1неделя. Средней продолжительности от недели до месяца. Долгосрочные от месяца до нескольких месяцев.

Слайд 11

Системность Цель: Направить учебно-познавательную деятельность воспитанников на четко заданный результат, который достигается путем решения теоретической или практически значимой проблемы. Содержание: Целеполагание, планирование, анализ результатов Формы работы : Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная Методы: Проблемно – поисковые, творческие, информационные, игровые. Результат: У воспитанников в процессе совместной работы с педагогом формируются; умение планировать, самостоятельность в решении поставленной проблемы, творческие способности.

Слайд 12

Этапы проектной деятельности 4 этап 3 этап 2 этап 1 этап Презентация Поэтапная оценка Прогнозирование результатов и последствий Поиск способов и методов решения Результат– продукт Реализация проекта План Проблема

Слайд 13

Этапы работы над проектом Этапы Деятельность педагога Деятельность детей 1 этап организационный * Формулирует проблему (цель) на основе изученных проблем детей * Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию, мотивирует * Формулирует задачу * Определяется продукт проекта. * Вхождение в проблему. * Вживание в игровую ситуацию, проникается мотивацией * Принятие задачи. * Дополнение задач проекта 2 этап Планирование работы * Помогает в решении задачи. * Разрабатывает план достижения цели * Помогает спланировать, составляет план-схему проекта деятельности *Привлекает специалистов к осуществлению проекта *Организует деятельность . * Объединение детей в рабочие группы. * Распределение амплуа. * Разработка проекта (план деятельности по достижении цели) 3 этап Реализация проекта * Практическая помощь (по необходимости). * Направляет и контролирует осуществление проекта (это могут быть домашние задания для самостоятельного выполнения, уточнения информации и пр.) * Осуществляет сбор накопленного материала * Формирование специфических знаний, умений, навыков. * Дети получают информацию из различных источников , различными способами (родители + педагоги + специалисты + внешние специалисты (из социума) 4 этап Презентация проекта * Подготовка к презентации. * Презентация . * Продукт деятельности готовят к презентации. * Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности. * Непосредственно презентация продукта деятельности

Слайд 14

МЕСТО ПРОЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ Большинство педагогов осознают необходимость развития каждого ребёнка как самоценной личности, но затрудняются в определении факторов, влияющих на успешность продвижения ребёнка в образовательном процессе. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей .

Слайд 15

Основные требования к использованию метода проектов в детском саду

Слайд 16

ЭФФЕКТИВНОСТЬ формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности; развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе .

Слайд 17

Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание предметно-пространственной развивающей среды в группе детского сада с учетом ФГОС»

В данной статье предстален матерал по созданию предметно-пространственной развивающей среды детского сада с учетом гендерного воспитания детей дошкольного возраста....

Консультация "Создание предметно-пространственной развивающей среды в группе детского сада с учетом ФГОС".

Предметно-развивающая среда в ДОУ должна создавать условия для разнообразной деятельности детей - игровой, творческой, исследовательской. Она должна побуждать к игре, развивать воображение. Поэто...

Проект «Подготовка детей к школе в детском саду, с учетом ФГОС ДО»/

Представленный материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы: создание предметно – пространственной развивающей среды, педагогическое просвещение родителей, взаимодейст...

Предметно-развивающая среда группы детского сада с учетом ФГОС

В статье представлен необходимый перечень требований к предметно-развивающей среде с учетом ФГОС...

Календарный план воспитательно-образовательной работы в средней группе детского сада с учетом ФГОС по программе "От рождения до школы" Н.Е.Вераксы

Календарный план воспитательно-образовательной работы в средней группе детского сада с учетом ФГОС по программе "От рождения до школы" Н.Е.Вераксы. Тема "День защитника Отечества"...

Календарный план воспитательно-образовательной работы в средней группе детского сада с учетом ФГОС по программе "От рождения до школы" Н.Е.Вераксы

Календарный план воспитательно-образовательной работы в средней группе детского сада с учетом ФГОС по программе "От рождения до школы" Н.Е.Вераксы Тема недели "Мебель"...

Подготовка детей к школе в детском саду с учетом ФГОС ДО

Цель: - формирование у детей старшего дошкольного возраста мотивационной готовности к обучению в школе, через использование педагогических технологий; - создание условий для информационной подготов...