Мастер - класс для педагогов
методическая разработка (подготовительная группа)

Шайгарданова Регина Вячеславовна

знакомство детей старшего дошкольного возраста с глобусом и картой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_globus_i_karta.docx27.44 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер- класс

«Знакомство детей старшего дошкольного возраста с глобусом и картой»

         В ходе реализации задач ООП по  образовательной области «Познавательное развитие» воспитателям необходимо познакомить детей с глобусом и картой. Важно это делать в системе, последовательно расширяя представления детей и закрепляя ранее накопленные знания. Сегодня я представляю вам накопленный мною опыт по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста.

         В первую очередь я определяю в соответствии с календарно - тематическим планированием образовательного процесса те темы, в ходе ознакомления с которыми представится возможность организовать работу детей с картой и глобусом в старшей группе – это такие темы: «Встреча после лета», «Мой город», «Россия», «Новогодний праздник», «Наш округ - ХМАО», «Путешествие на север», «Путешествие на юг», «Кто в море живет, что по морю плывет?», «Весна и прилет птиц», «Жизнь людей и природа в горах», «Моя страна. Москва - столица», в подготовительной группе - «Встречи друзей после летнего отдыха», «Города моей страны», «Проект «Мой город»», «Измерение времени», «Проект «С днем, рождения Югра»», «Новый год шагает по планете», «Путешествие по Северному полюсу», «путешествие в Антарктиду», «Путешествие в глубины океана», «Путешествие в пустыню – туда, где нет воды». «Путешествие в страну Олимпийских игр», «Моя страна и ее соседи».

Сейчас я расскажу вам, как я знакомлю детей с глобусом и картой, а затем  расширяю и закрепляю накопленные ими  знания, какие методы и приемы я использую. В  первую  неделю сентября я вношу в группу  глобус и различные карты.

Сентябрь  

Тема «1 сентября. Встреча после лета»

В ходе работы по этой теме мы с детьми много говорим о том, что  летом многие дети путешествуют со своими родителями по  разным городам России и  даже мира.  Поэтому логично отмечать эти маршруты и на глобусе и на карте.  

    На этой неделе я рассказываю детям  о том, что в давние времена люди путешествовали мало, так как у них было недостаточно транспортных средств, и транспорт был несовершенным. Но людей всегда интересовали вопросы о том, как  устроена наша планета  Земля. Раньше люди даже думали, что она стоит на китах….. . Но потом люди  сделали открытие, что наша планета  имеет форму шара и она  часть Галактики, как и другие планеты. Мы с детьми просмотрели  слайдовую презентацию «Галактика», где дети увидели нашу планету в ряду других планет. Можно сделать это в День знаний, чтобы определить перспективы в работе: «Вы стали уже большие, и мы будем каждый день делать открытия и много узнаем не только о жизни на Земле, но и о будем узнавать как устроена Солнечная система.    На этой неделе я

 демонстрирую  детям глобус; дети рассматривают его, а педагог объясняет: Слово «глобус» означает шар.. Презентация, «Какие бывают глобусы». Я объясняю детям, что на глобусе представлено все, что есть на земле: лева и горы, моря и океаны,  только очень все это очень маленькое. В это время я использую такой прием:

«У вас на столе лежит круг. Почему именно круг, а не квадрат   (наша Земля круглая). Посмотрите. Круг разделен линиями на 3 части.  Давайте отрежем одну часть. Теперь на одну часть поставьте желтую фишку, а на две другие части - синюю фишку. Теперь мы видим,  сколько места занимает на нашей планете Земля вода – 2/3, и только одну  часть –  суша. Я предлагаю детям ответить на такие вопросы:

- Какого цвета на глобусе больше всего? (Больше всего на глобусе синего цвета.)

- Как вы думаете, что обозначено этим цветом? (Вода, моря, океаны.)

- Какие еще цвета есть на глобусе?  (Зеленый, коричневый, желтый.)

-  Что может означать коричневый цвет? зеленый?
(Суша  окрашена в разные цвета, потому что на Земле есть горы, леса, пустыни.).

     Чтобы сформировать у детей представления о том, что такое карта, я использую такой прием: Предлагаю детям мандарин и  говорю, что он такой же круглый, как наша планета Земля, как глобус. Предлагаю  обозначить на мандарине материки и аккуратно снять с него кожуру и расстелить ее на столе. У Вас получилась самая настоящая карта с частями суши как на нашей планете Земля. Просто эти части суши  уменьшены  во много раз. И показываю детям различные карты, в первую очередь -  физическую карту мира. Педагог с детьми   размещают карту мира на постоянное место в группе и они в течение следующих двух лет обозначают на ней те места, где они путешествуют с родителями или те места, где живут удивительные животные или растут удивительные растения (можно, например, найти и обозначить те места,  где растут бананы или киви, которые не растут в нашей стране; или место, где проводятся Олимпийские игры.  В течение года необходимо предлагать детям индивидуально или в составе подгруппы или целой группы хотя бы раз в неделю обращаться к карте или глобусу.

Октябрь

Тема «Мой город», «Россия».

В ходе реализации задач ООП по теме «Мой город», «Россия» нам обязательно следует обращаться к физической карте мира, карте ХМАО-Югры, карте города Нефтеюганска.

 В ходе реализации задач мы  обязательно вместе с детьми определяем на карте России, где находится наш округ, с какими районами он граничит. Затем на карте округа находим наш родной город Нефтеюганск.

 В течение недели  дети с родителями могут подготовить сообщения и о соседних городах. В это время мы узнаем, что у каждого города есть свой флаг и герб; что на картах используют условные знаки -  города изображены в виде маленьких точек, закрепляем ранее усвоенные знания, что реки изображаются тонкими синими  линиями, леса – обозначены зеленым цветом.

У карты города можно организовать следующие игры «Найди и покажи порт, автовокзал, культурный центр, музей, свой микрорайон и другие, памятные для детей места, нарисовать или сфотографировать памятники и разместить их на карте и т.п.

У карты округа  можно организовать такие игры: д/игра «Назови и найди на карте города ХМАО», «Назови и размести на карте животных, которые водятся в нашем округе», «Назови и размести на карте ягоды,  которые собираем в нашем округе».

 В это время можно организовать работу с детьми в проектах,  предложить отдельным детям реализовать детские исследовательские проекты. Темы могут быть такие: «Из истории нашего города», «Памятные места нашего города», «Памятники», «Профессии  моих родителей», «Удивительная профессия – нефтяник» «Удивительное животное -…», «Удивительная птица -…», «Удивительная ягода-…».

Декабрь

«Новогодний праздник», «Наш округ – ХМАО».

В ходе реализации задач ООП по  теме «Новогодний праздник» я   внесла политическую карту и вместе с детьми мы отметили, на карте где живет Дед Мороз и Санта Клаус. Санта Клаус живет в стране Финляндии. Страна находится близко к северу. У Финляндии как у любой страны мира, есть   государственные символы (демонстрация флага и закрепление его на карте).  Финляндия богата лесами, в основном хвойными. В лесах живут медведи, волки, рыси и полярные лисы. Показать на карте, какие реки и озера, как они обозначены. Какие рыбы обитают на реках и озерах Финляндии.

В течении недели дети с родителями  могут подготовить сообщения о том, в каких странах еще ждут Санта Клауса  (в Англии, в США, Канаде).

Также познакомить детей, что Дед мороз живет в великом Устюге. Показать на карте и отметить флажком.

В это можно реализовать детские исследовательские проекты «Где живет Санта Клаус», «Где живет Дед Мороз». При ознакомлении с родным краем, нужно детей ознакомить с картой своей страны, области, найти свой район, свой город. Для того, чтобы найти свою улицу и свой дом, нужна карта города. Так дети получают представление о нескольких видах карт. Показать на физической карте – наш округ. Внести карту ХМАО. Обратить внимание, на реки и озера.  На растительность и животный мир.  

Детские исследовательские проекты «Города ХМАО», «Достопримечательности ХМАО».

Январь

Тема «Путешествие на север»

В ходе реализации задач ООП по теме «Путешествие на Север» нам обязательно нужно внести  глобус и физическую карту Земли.

Ребята, а как вы думаете, где на Земле самое холодное место? Покажите его на глобусе.
- Самое холодное место на Земле - это южный полюс. На глобусе он размещается внизу, где проходит земная ось. Здесь вечные льды и морозы. Так же холодно на северном полюсе - самая верхняя точка глобуса. А как вы думаете, почему на полюсах всегда морозы и снега? 
Дети: Потому что там мало солнца.
Воспитатель: Дело в том, что наша планета круглая, и поэтому солнце нагревает ее неодинаково, на полюса попадает очень мало солнечных лучей. Лучики слегка лишь касаются полюсов, а полгода солнце вообще не заглядывает туда. Тогда там идёт полярная ночь. Те места на Земле, где всегда холодно и лежат вечные снега называются полярным поясом Земли.

В ходе реализации  задач провести опыты с глобусом и лампой, почему происходит смена дня и ночи.

В течение недели можно организовать у карты такие игры: «Назови животных Севера», «Покажи на карте Северный полюс».

Февраль

Тема «Путешествие на юг»

В ходе реализации задач ООП по теме «Путешествие на юг» нам следует внести глобус и физическую карту Земли.

А как вы считаете, где на Земле всегда жарко?
- На середине Земли всегда жарко. Здесь проходит воображаемая линия - экватор. Экватор - это как бы поясок, который опоясывает Землю посередине. На экватор всегда падают прямые солнечные лучи, поэтому там всегда жарко и не бывает снега. Такое место на Земле называется тропическим поясом.
Детские исследовательские проекты «Животные жарких стран», «Растения», «Жизнь людей в тропических странах».

Февраль

Тема «Кто в море живет, что по морю плывет?»

В реализации задач  по теме Детям легко запомнить, что синим цветом на карте и глобусе обозначаются реки, озера, моря, океаны. Знакомство детей с водными ресурсами планеты можно начать с «цветных морей». Им интересно будет узнать, что на нашей планете есть Черное, Белое, Красное и Желтое море. Отыскали их на карте и совершили путешествие, чтобы узнать, почему они получили такое название. Желтое море имеет желтый оттенок. Название дано по цвету воды, вызванному наносами китайских рек и в меньшей степени пыльными бурями. Весной жёлтые пыльные бури бывают настолько сильны, что судам приходится прекращать движение. В Красном море обитают красные водоросли. В тот период, когда водоросли быстро растут, кажется, что вода окрашивается в красный цвет. Белое море действительно имеет почти белый цвет воды. Черное море прозвали так из-за его неспокойного нрава и черного цвета воды во время сильных штормов.

Выяснили особенности названия, теперь можно изучить, какие страны окружают эти моря, какие люди там живут, чем они занимаются? Очень хорошо оформить свои впечатления в виде рисунка. Такие путешествия не только расширят географические знания, но и тренируют мышление, память, развивают фантазию. Почему имеет такое название Средиземное море, дети могут догадаться сами, если внимательно рассмотрят карту, где оно расположено. Не вызовет затруднения объяснение, почему имеют такие название Японское море, Южно-Китайское море. А вот о происхождении названия Мертвого моря придется подумать и поискать ответ вместе со взрослыми в энциклопедии или интернете.

Детские исследовательские проекты «Животные моря», «Моря», «Водный транспорт» или один большой проект «Моря»

Д/и « Назови океаны», «Кто больше назовет моря? », «Кто живет в океане».

Март

Тема «Весна и прилет птиц»

На глобусе и карте и отметить куда улетают наши птицы. Вспомнить где тепло. Какие птицы улетают зимовать в тёплые края? (журавль, лебедь, утка, трясогузка, кукушка, соловей, скворец). Скворцы зимуют в Южной Европе, Северной Африке, Центральной и Южной Азии.

Апрель

Тема «Жизнь людей и природа в горах»

Давайте подойдем и рассмотрим глобус. Почему глобус раскрашен разными цветами? (Коричневый – это горы, синий - моря, реки, зеленый - это леса, поля, желтый - это пустыни).

Ребята, а что такое горы?

Горы – это участки земной поверхности, сильно возвышающиеся над окружающей местностью.

А как вы думаете, зачем нужны горы(Они нас спасают от ветров и ураганов).

В горах очень холодно, даже летом на вершинах гор лежит снег. Как вы думаете, почему наверху холодно?

 Чем дальше от поверхности земли, тем температура воздуха ниже. Это происходит, во-первых, потому, что нагретый у земли воздух при удалении от нее быстро охлаждается, а во-вторых, потому, что в верхних слоях атмосферы воздух более разрежен, чем у земли.

Презентация «Горы России», «Животные и птицы живущие в горах России».

Детские исследовательские проекты «Горы - России», «Горно –лыжные курорты».

Май

Тема «Моя страна. Москва - столица»

Педагог показывает детям политическую карту мира, предлагает посмотреть на нее и сказать, чем эта карта похожа на физическую карту и чем отлична от нее. Объясняет детям, что на этой карте (политической) показаны разные страны нашего мира. Их очень много (около 200 стран).  Каждая страна обозначена своим цветом. Есть страны большие, есть маленькие. Но у всех стран есть что-то общее: обращает внимание на четкие контуры (это границы страны); рассказывает, что у каждой страны есть свой флаг, герб (гимн). Россия – страна, где мы живем. Наша страна большая. У России есть свой флаг и герб. Изготовление и размещение флага России на карте. В дальнейшем работа расширяется.

Давайте найдем Россию на карте. Россия – самая большая по площади, страна мира. 

 Как вы думаете, что обозначают тонкие синие полоски, которыми исчерчена вся Россия? (Это реки).

А какого цвета больше всего на карте России? 
Дети: Больше всего на карте Россия, зеленого цвета. Что означает этот цвет? Этот цвет означает много лесов, полей, лугов.
Наша страна богата не только лесами, полями и лугами. Так же у нас много гор, которые обозначены коричневым цветом. Давайте внимательно посмотрим на наш умный глобус и найдем горы.

Дети посмотрите на эти маленькие белые точки. Таких точек на карте России очень много. Все они, означают города. Давайте найдем на карте столицу нашей страны. Как называется столица нашей Родины?
Дети: Столица нашей Родины – Москва.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР КЛАСС ПО образовательной области, Художественно-эстетическое развитие.Мастер Класс для педагогов.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СТАРОСТИНОЙ АРИНЫ СТАНИСЛАОВНЫ МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ,ОБМЕН ОПЫТОМ....

Мастер - класс для педагогов по теме: «Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге» ( см. видео мастер-класса в разделе "Видео" по ссылке)

Повышение профессиональных умений педагогов в процессе активного педагогического общения на основе опыта воспитателя по использованию ритмодекламации в работе с дошкольниками....

Мастер-класс для педагогов "Здоровьесбегающих технологий в ДОУ" Мастер-класс "Чудо дерево"

Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе....

Мастер – класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Мастер – класс «Чудо дерево»

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательном процессе....