Использование фольклора в развитии речи детей младшего возраста
методическая разработка (младшая группа) на тему
Необходимость использования фольклора в развитии речи детей младшего возраста доказана практически.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ns_portal.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 27 «Родничок» Павлово-Посадского муниципального района
Московской области
Использование фольклора в развитии речи детей младшего возраста
Автор проекта: воспитатель
Лбова Марина Анатольевна
2016 г.
Актуальность.
Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка.
В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Поэтому проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
Как отмечает Н. Гавриш: «В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи».
Анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы
На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, А.П.Усова и др. Психологическое обоснование проблема формирования выразительности детской речи получила в трудах известных психологов Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна А.Н.Леонтьева, Б.М.Теплова, А.В.Запорожца. Эти же вопросы — в центре внимания многих современных исследователей (Ф.А.Сохин, А.М.Шахнарович, О.С.Ушакова, А.Я.Шибицкая, Н.В.Гавриш др.)
- В.А. Сухомлинский утверждал: «Сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».
- А.П. Усова считает: «Потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи».
Таким образом, исследования психологов и практиков показывают что:
устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки) представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей младшего возраста.
С их помощью можно развивать: фонематический слух, грамматический строй речи, звуковую культуру речи, обогащать словарь.
Цель проекта
Развитие речи детей младшего возраста средствами малых форм фольклора
Задачи проекта
- Формирование восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в потешках, стихотворениях.
- Развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного и слухового аппарата, звукоподражания, активизации словаря.
- Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
- Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к режимным моментам.
- Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.
Целевые группы проекта
1 целевая группа – дети: специально организованная деятельность, совместная деятельность педагога и ребенка (подгруппы детей, индивидуальная работа), самостоятельная детская деятельность.
2 целевая группа – педагоги: активная методическая работа .
3 целевая группа – родители: оказание консультативной помощи.
Принципы реализации проекта
- Принцип активности и посильной самостоятельности
- Принцип познавательной активности
- Принцип наглядности
- Принцип поэтапности
- Принцип вариативности
Сроки реализации проекта: сентябрь 2015 – июнь 2016
Описание проекта:
Этапы проекта: предпроектный(сентябрь 2015)
Мероприятия:
- Анализ предметной среды группы.
- Изучение методической литературы по проблеме.
- Формулирование целей и задач проекта.
Этапы проекта: проектный этап (октябрь 2015-апрель 2016)
Мероприятия:
- Организация диагностического исследования речи детей
- Организация адаптационного периода с использованием различных форм фольклора.
- Организация игрового взаимодействия.
- Выставка книг с различными жанрами фольклора
- Рассматривание иллюстраций .
- Инсценировка произведений фольклора.
- Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений.
- Выступление на педагогическом совете
- Создание игровой среды в группе ДОУ на основе фольклорных произведений
- Деятельность в соответствии с тематическим планированием
- Проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций
- Родительское собрание «Фольклор, как средство развития речи»
- Выпуск буклета для родителей «Народные дидактические игры - элемент современности»
- Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе
Этапы проекта: результативный (май-июнь 2016)
Мероприятия:
- Проведение сравнительного диагностического исследования уровня речевого развития детей группы.
- Анализ, обобщение и распространение результатов проекта: выступление на педагогическом совете.
Реализация проекта осуществляется по двум направлениям:
- Использование фольклора в организованной образовательной деятельности: социально-коммуникативное развитие.
- Использование фольклорных произведений в совместно-партнерской деятельности.
Используем малые формы фольклора в разных видах деятельности.
На конструировании строим домик (избушку), обыгрываем ее, приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет», «Курочка в сапожках избушку метет».
На лепке - лепим оладушки, обыгрываем потешкой «Ладушки-ладушки испечем оладушки».
В режимных моментах использую фольклорные подвижные игры: «У медведя во бору», «Солнышко и дождик», «Жмурки» и др.
Так, во время умывания использую потешку «Чистая водичка, моет Егору личико». Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются подтянуть рукавчики.
Помогает потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у детей желание есть, произносим: «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку, вкусную, душистую».
Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Таким детям ласково поем песенки «Баю, баюшки, баю.»
Ожидаемые результаты проекта
- Количество детей с высоким уровнем развития речи увеличиться на 5%
- Словарь детей к концу году обогатится новыми словами, оборотами, выражениями
- Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи
- Сформируется первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;
- Дети овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками
- Сформируется положительное отношение к режимным моментам
- У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей
- У родителей повысится общий культурный уровень
Значимость проекта
- Теоретическая значимость заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проектной темы, а также в обосновании того, что использование малых форм фольклора имеет важное значение для развития речи детей младшего возраста.
- Практическая значимость результатов проекта заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей по развитию речи детей младшего возраста средствами фольклора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование фольклора в развитии речи детей младшего возраста
Цель проекта - развитие речи детей младшего возраста средствами малых форм фольклора...
Использование фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"
Фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного, нравственного развития детей, имеют исключительно большие возможности для развития речи детей....
Проект "Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста"
Как отмечает Н. Гавриш: «В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Русская народная сказка, песня, потешка, загадка, пословица, считалка, частушка – это первый и с...
Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста
Цель проекта:Развитие речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора....
Использование фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
Подборка потешек в режимных моментах для детей младшей и средней группы....
Использование малых форм фольклора для развития речи детей младшего возраста
Один из принципов дошкольного образования -приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. использование малых форм фольклора в работе помогает реализовать данный п...
- Мне нравится (1)