"Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня. "Путешествие на Северный полюс""
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Занятие направлено на развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального занятия по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
«Путешествие на Северный полюс».
Цель: обучить детей передавать информацию с помощью речевых и неречевых средств общения.
Задачи:
Развивать умения использовать неречевые средства общения;
Развивать умения употреблять в речи комплименты;
Развивать у детей способность к сотрудничеству;
Формировать умение употреблять в речи этикетную лексику (слова приветствия и прощания)
Формировать представление о «Северном полюсе»;
Развивать мелкую моторику.
Материал: книга с загадкой и иллюстрацией северного полюса, картинка белых медведей, каточки с изображением медведиц и медвежат, карандаши.
Ход занятия.
Орг. момент
Л. – Здравствуйте, дети. Посмотрите, что я вам принесла.
Д. – Книгу.
Л. – Эта книга не простая, а волшебная. Я буду приносить ее на занятие, а книга покажет, что нас сегодня ждет. Откроем книгу?
Д. – Да.
Л. – Ой, книга не открывается. Нужно поздороваться друг с другом и она раскроется.
Основная часть.
- Ритуал приветствия «Здравствуй».
Цель: учить детей использовать в речи слова приветствия.
Л. – Дети встаньте в круг. По очереди пожимайте руку соседа и говорите слова приветствия. Например: «Здравствуй, Саша, я рада тебя видеть».
Л. – Молодцы. Все поздоровались и книга раскрылась. Тут написана загадка, отгадайте ее и вы узнаете куда мы сегодня с вами отправимся.
Здесь всюду холод, лед и тень,
Полгода – ночь, полгода – день.
Из льда здесь люди строят дом,
И океан покрыт весь льдом.
Зверей ты здесь почти не встретишь,
И птиц ты в небе не заметишь.
Лишь мишка, белый, словно иней,
Хозяин ледяной пустыни.
Дети, что это за место?
Д. – Северный полюс.
Л. – Вы правильно ответили. Вот он какой, книга нам показывает. А много ли животных на Северном полюсе?
Д. – Нет.
Л. – Кого мы там можем встретить?
Д. – Белого медведя.
Л. – Посмотрите, правильно ли вы ответили?
Логопед открывает книгу и показывает картинку белых медведей.
Д. – Да.
Л. – Хотите на северный полюс?
Д. – Да.
Л. – Как нужно одеться?
Д. – Тепло.
Л. – Встаньте со стульчиков.
Вокруг себя повернись, на Северном полюсе очутись.
Звучат звуки зимы.
Л. – Вот мы с вами и на Северном полюсе. Ой, кто к нам идет.
Логопед приклеивает картинку белых медведей.
Д. – Белые медведи.
- Игра «Покажи без слов».
Цель: Учить детей разговаривать с помощью неречевых средств общения.
Л. – Белые медведи хотят узнать, как мы с вами в детском саду живем, но они плохо понимают нашу речь. Давайте расскажем им о нас без слов с помощью жестов – рук, мимики – лица, тела. Покажите медведям что вы приходите в детский сад, делаете зарядку, завтракаете. Теперь покажите, что у нас есть занятия, мы ходим на прогулку, что делаем, чтобы пойти на прогулку, обедаем и ложимся спать.
Показать пробуют все дети.
Л. – Молодцы, теперь медведи знают, как мы живем. Но медведи загрустили, их сердца замерзают, но не от холода, они не слышали никогда комплименты и не умеют их говорить. А что такое комплименты?
Д. – Комплименты – это хорошие слова.
Л. – Комплименты согревают сердца, радуют всех. Давайте научим наших новых друзей говорить друг другу комплименты.
- Игра «Скажи комплимент».
Цель: Учить детей употреблять в речи комплименты.
Л. – Встанем все в круг и будем говорить друг другу комплименты и использовать мимику, а это значит улыбаться, приветливо качать головой. Например: Таня, какое у тебя красивое платье, такая модная прическа.
Логопед следит за детьми, помогает в затруднительных ситуациях.
Л. – Ребята, сердца у мишек оттаяли и они хотят вам рассказать, кто живет на севере, а мы с вами будем показывать.
- Физминутка.
По ледяной пустыне (идут по кругу вперевалочку, медленно)
Медведица идет.
За нею медвежата (убыстряют шаг)
Торопятся вперед.
Трещит мороз жестокий, (обнимают себя руками)
Повсюду снег и лед. (повороты с вытянутой рукой вправо-влево)
По полынье холодной
За нерпой морж плывет. (идут, делают гребки руками)
Бегут, спешат олени, (руки скрестно над головой – «рога», бегут Им веден путь едва высоко поднимая колени)
Над ними тихо кружит (бегут маленькими шажками, руки в стороны)
Полярная сова.
- Упражнение «Мамы и детки»
Цель: Развивать у детей способность к сотрудничеству, умение договориться. Развивать мелкую моторику.
Л. – Пока медведицы рассказывали нам о северном полюсе, их медвежата разбежались. Помогите медведицам найти медвежат. Садитесь за столы. Я сейчас вам раздам карточки, но карточка будет одна на двоих. Вам нужно договориться, кто будет первым помогать медведицам. Ругаться нельзя, нужно быть вежливыми.
Дети в парах выполняют упражнение. Логопед следить, чтобы все дети были задействованы в работе.
Л. – Ну вот пора прощаться. Что мы скажем нашим новым друзьям?
Д. – До свидания.
Л. – Вокруг себя повернись, в детском саду очутись.
- Ритуал прощания «Улыбка».
Л. – А сейчас встаньте в круг, положите друг другу руки на плечи. Сейчас мы произнесем девиз дружных ребят: «С голубого ручейка начинается река, ну а дружба начинается с улыбки». Сначала произнесем шепотом, как секрет, а потом громко и весело.
Итог занятия.
Л. – Наша книга закрывается и ждет следующей встречи с вами. А у кого в гостях мы сегодня были?
Д. – У белых медведей.
Л. – Что мы там делали?
Д. – Рассказывали о нас, научили говорить комплименты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в условиях социального приюта
Выпускная квалификационная работа в МОСГИ по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в условиях социального приюта....
Устное народное творчество, как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
В современном обществе общение приобретает новое качество: информационные технологии вытесняют " живую" речь, поэтому, так важно научить ребёнка общаться, успешность адаптации личности...
Формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Наиболее характерным для старшего дошкольного возраста является активное освоение ребенком речевых конструкций разного типа. Ребенок осваивает форму монолога. Его речь становится контекстной, независи...
Презентация к родительскому собранию на тему "Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста".
Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себ...
Задачи и содержание работы по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста Журнал «Дошкольное образование»
Дошкольный возраст — период активного познания мира и человеческих отношений. Чем младше ребенок, тем больше влияния можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит нам...
Итоговая аттестационная работа Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в театрально-игровой деятельности
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются...
Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития потенциальных сил и возможностей ребенка, для становления основ личности. Актуальность проблемы развития коммуникативных способнос...