ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (средняя группа) на тему
В статье актуализируется проблема воспитание экологической культуры дошкольников. Рассмотрены основные направления экологического образования в дошкольном образовании. Выделены разнообразные формы и методы, способствующие воспитанию экологической культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
В статье актуализируется проблема воспитание экологической культуры дошкольников. Рассмотрены основные направления экологического образования в дошкольном образовании. Выделены разнообразные формы и методы, способствующие воспитанию экологической культуры.
Ключевые слова
Экологическая культура, экологическое воспитание дошкольный возраст, формы, методы.
Дошкольное детство – это начальный этап становления человеческой личности, поэтому в год экологии нельзя оставить без внимания воспитание экологической культуры дошкольников. В дошкольном детстве у детей формируются конкретные представления о жизни растений и животных, о необходимости создания благоприятных условий для их роста и развития. Восприятие природы помогает развивать такие нравственные качества ребенка, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение к растениям и животным. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять птичьи гнезда и муравейники, обижать животных.
Прежде необходимо рассмотреть основные направления экологического образования в дошкольном образовании:
- воспитание любви и уважения к природе, понимания её самоценности; формирование системы элементарных знаний о естественной и преобразованной человеком природе; формирование чувства эмоциональной близости с природой, умения видеть её красоту;
- формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения, элементарных представлений о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды и собственного поведения;
- формирование элементарных представлений о человеке, как биосоциальном существе и среде его жизни;
- воспитание осознания бережного отношения к объектам природы и предметам рукотворного мира;
- формирование основ экологической культуры;
- приобщение к общественно - полезному труду, помощи другим членам семьи, уходу за домашними животными, растениями;
- формирование умений и желания прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде;
- привлечение к участию в посильных действиях по сохранению природы и улучшению её состояния.
Для того чтобы реализовать вышеперечисленные направления, мы в своей работе с детьми используем разнообразные формы и методы, способствующие воспитанию экологической культуры.
При ознакомлении детей с природой, формируем у детей ориентировку в окружающей среде, познавательные способности, воспитываем должное отношение к природе родного края и способствуем воспитанию экологической культуры. Мы знакомим детей с природой в ходе режимных моментов, организованной образовательной деятельности и самостоятельной деятельности. Организация образовательной деятельности проходит у нас в форме экскурсий и целевых прогулок.
Используя такие формы, как туристические походы, прогулки на природе, мы способствуем обогащению детей новыми знаниями и впечатлениями.
Не менее интересны экологические праздники, которые дают положительный эмоциональный отклик на «природное» содержание. (Например, «День Земли», «Сороки», «День защиты леса», «День Солнца», «Береги воду» и др.). В этом году в нашем дошкольном учреждении прошло много интересных экологических акций. (Например, «Мы за чистый город», «Подари цветок детскому саду», «Каждой птичке по домику» и др.).
В повседневной деятельности, в работе с детьми мы используем разнообразные методы: наглядные (наблюдения, рассматривание картин, демонстрация презентаций и познавательных мультфильмов), практические (игровой метод, труд, элементарные опыты), словесные (рассказ, чтение художественных произведений, беседы).
Для привлечения внимания детей к наблюдениям в уголке природы и на участке детского сада мы применяем игровые приемы: «Кто быстрее найдет?» или «Кто первый увидит?». В подготовительной группе круглый год мы вместе с детьми ведем наблюдение погоды и сезонных изменений в жизни растений и животных и фиксируем их в рисунках на отдельных листах, из которых в дальнейшем составляем календарь погоды.
Одной из форм словесного метода экологического воспитания детей является беседа. Важно, что при чтении стихотворения или рассказа, мы стараемся раскрыть не только содержание произведения, но и его настроение.
В своей работе мы привлекаем детей к проведению несложных опытов на занятиях, прогулках или уголке природы и на участке детского сада, которые развивают их наблюдательность и любознательность. При помощи элементарных опытов мы объясняем детям такие явления в неживой природе, как замерзание воды, превращение снега и льда в воду, образование радуги и др. Большое значение в воспитании любви к природе, растениям и животным имеет труд детей на участке детского сада, в уголке природы. В 8 дидактических играх мы с детьми уточняем, закрепляем, расширяем имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных.
Таким образом, использование нами множества разнообразных форм и методов в воспитании экологической культуры предполагает формирование экологического сознания у дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/21/picture-294771-1379766579.jpg)
"Воспитание экологического сознания детей дошкольного возраста в процессе специальных занятий и бесед, в свободной деятельности".
"Воспитание экологического сознания детей дошкольного возраста в процессе специальных занятий и бесед, в свободной деятельности"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/27/picture-327415-1382855020.jpg)
Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста
Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/26/picture-596121-1424943070.jpg)
Статья на тему "Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста в контексте ФГОС"
Статья на тему "Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста в контексте ФГОС"...
Консультация для воспитателей «Игра как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста».
Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, ловкость, дисциплинированность, умени...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/01/picture-274187-1435767968.jpg)
«Воспитание экологического мышления детей дошкольного возраста методом наблюдений в природу»
«Воспитание экологического мышления детей дошкольного возраста методом наблюдений в природу»Берегите эти воды, эти земли.Даже малую былинку любя,Берегите всех зверей внутри природы.Убивайте лишь...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/22/picture-570937-1485088254.jpg)
Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
Концептуальное изложение педагогического опыта "Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/10/picture-913163-1494395620.jpg)
Прогулка и экскурсия как форма воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста
Статья "Прогулка и экскурсия как форма воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста"...