"Социальное партнёрство детского сада и родителей, как ресурс реализации ФГОС ДО"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Выступление старшего воспитателя МДОУ детский сад «Сказка» р. п. Дергачи Нестеровой Л.Ю. на тему:
«Социальное партнерство детского сада и родителей, как ресурс реализации ФГОС ДО».
«От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
В. Сухомлинский
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Родители и педагоги детского сада – воспитатели одних и тех же детей. Но они не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Вся их деятельность направлена на результат. А результат деятельности родителей и педагогов может быть успешным только тогда, когда они станут союзниками. Это сотрудничество должно заключаться в согласовании того, что может сделать семья, а что – коллектив детского сада. Эффективным механизмом такого взаимодействия может стать система социального партнерства, с помощью которого родители и детский сад организуют совместную деятельность.
В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает на уровне всей системы дошкольного образования. Задачи, стоящие перед дошкольным образованием, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9).
Характерной чертой современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6). Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Наш детский сад находит эффективные средства для реализации социального заказа родителей. Педагогический процесс организован через выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания и внедрения инновационных форм в образовательную деятельность. Подобный подход подразумевает качественно иной уровень участия родителей в образовании своих детей, а именно:
• установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей;
• создание атмосферы взаимопонимания, между ДОУ и семьей;
• оказание помощи родителям в воспитании детей, поддержка в собственных педагогических возможностях.
Проблему вовлечения родителей в единое пространство детского развития в нашем детском саду решаем в трех направлениях:
- работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями;
- повышаем педагогическую культуру родителей;
- вовлекаем родителей в деятельность ДОУ.
Педагоги нашего детского сада используют следующие принципы взаимодействия ДОУ с родителями:
- доброжелательный стиль общения педагогов с родителями;
- индивидуальный подход;
- сотрудничество, а не наставничество;
- динамичность.
Наш детский сад находится в режиме развития и представляет собой мобильную систему, быстро реагирует на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого меняются формы и направления работы детского сада с семьей. Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому мы начали с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему помогло нам правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей:
- работа с родительским активом группы, детского сада;
- проведение общих, групповых собраний в форме круглого стола, практикума, мастер - класса;
- тематические консультации и конференции с родителями;
- совместные досуги и развлечения;
- открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей и с приглашением учителей;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников;
- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
- посещение семей воспитанников на дому;
- организация «уголков для родителей».
Помимо традиционных форм работы активно используем инновационные формы и методы работы:
- дни открытых дверей;
- фестивали;
- совместное создание предметно-развивающей среды;
- тематические выставки;
- диагностику, тесты, опросы на любые темы;
- консультации специалистов.
Активно сотрудничаем с семьей по введению и реализации ФГОС ДО с использованием различных форм: используем сайт групп, детского сада, что не заменяет общение с родителями, а служит хорошим поводом сделать его понятным и насыщенным.
Родители непосредственно участвуют в управлении образовательным процессом учреждения по вопросам создания комфортной и безопасной среды в ДОУ, в разработке документов.
Педагоги ДОУ проводят общие, групповые собрания в форме круглого стола, семинара - практикума, мастер – класса, где родители могут задать вопросы, поделиться семейными традициями, передать друг другу секреты воспитания.
В сентябре 2015г. мы провели фестиваль «Я – талантлив», где многие семьи приняли участие в мероприятии и порадовали всех присутствующих разнообразием национальных костюмов, традиционной национальной кухней, удивили творческими и спортивными талантами. В течение года проводим различного рода благотворительные акции. Родители помогают в организации театральных постановок, пошиве костюмов, добровольном пожертвовании средств или материалов.
В детском саду организуются фото выставки, которые направлены на формирование познавательного интереса детей. Тематика отражена в годовом плане учебно – воспитательной работы и определяется годовыми задачами.
Так же одной из форм взаимодействия педагогов и родителей по формированию художественно - творческих способностей детей является организация выставок совместного творчества. Совместно с родителями организуются мини – музеи. Данная форма работы способствует формированию культуры поведения, систематизации ранее полученных знаний у детей. Родители и педагоги совместно проводят праздники и развлечения.
В зимнее время проводился праздник «Коляда, коляда, отворяй ворота!». Было выступление детей в костюмах, но необычных, а изготовленных родителями из подручного материала.
Для формирования у детей и родителей здорового образа жизни в ДОУ организуются совместные спортивные праздники.
Проводим открытые занятия с приглашением учителей начальных классов и родителей будущих выпускников.
Популярностью пользуются такие формы, как: День открытых дверей, Гость группы (знакомство с профессией родителей). Очень тепло и трогательно прошел праздник – встреча «Дети войны» к юбилею Победы, где бабушки и прабабушки воспитанников делились воспоминаниями о военном детстве. Такого рода мероприятия сближают детей, родителей и коллектив.
Педагоги организуют практикумы и мастер – классы на темы: «Пособия для развития мелкой моторики рук - своими руками», «Дидактические игры по развитию речи» и др., направленные на помощь в организации детской деятельности в домашних условиях, а так же на организацию игр в вечерние часы и выходные дни.
Сегодня традиционное образование сменяется продуктивным обучением, основной целью которого является развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной деятельности. Именно поэтому одним из методов, способствующих решению данного вопроса, является проектный метод.
Результатом данной деятельности стали совместные проекты: «День Космонавтики», «История олимпийских игр», «Наш дом планета Земля» и др.
В ДОУ проводятся смотры – конкурсы с целью взаимодействия ДОУ с родителями по созданию благоприятных условий, комфортной, разнообразной, содержательно – насыщенной, доступной и безопасной развивающей предметно – пространственной среды (ФГОС ДО ч. III п. 3.3 п. п. 1, 6). Выявление творческих родителей и детей в каждой возрастной группе.
Организация взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников продолжается. Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления форм и методов взаимодействия педагогов с семьей видны. В нашем детском саду нет проблем с привлечением родителей к жизни ДОУ:
- со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы;
- педагоги стали более инициативны, смелее, они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь;
- изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими;
Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже хорошо, что родители с удовольствием поддерживают воспитателей.
Хочу отметить, что преимущества инновационных форм взаимодействия
ДОУ с семьями воспитанников неоспоримы и мы считаем, что чем лучше налажено социально-педагогическое партнёрство детского сада с семьёй, тем вероятнее, что жизнь ребенка в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Социальное партнёрство детского сада и семьи"
Сообщение на родительской конференции для родителей ДОУ "Взаимодействие с семьёй"...
Тема: «Социальное партнёрство детского сада и семьи.»
Аннотация: Проблема социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, так ка...
Тема: «Социальное партнёрство детского сада и семьи.»
Аннотация: Проблема социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, так как...
Социальное партнерство детского сада и родителей как ресурс федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости не только от уровня подготовленности педагогических кадров к работе в условиях реализации ФГОС ДО, но и от степени вовле...
Консультация для родителей «Принципы взаимодействия детского сада и семьи в рамках реализации ФГОС ДО»
Консультация для родителей«Принципы взаимодействия детского сада и семьи в рамках реализации ФГОС ДО» Обновление системы дошкольного образования, процессы гума...
КОНСУЛЬТАЦИЯ: - «Основы преемственности детского сада и начальной школы с реализацией ФГОС дошкольного воспитания и ФГОС начального образования»
laquo;Основы преемственности детского сада и начальной школы с реализацией ФГОС дошкольного воспитания и ФГОС начального образования»...
«Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» на тему: «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС»
Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является – партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совместной дея...