"Социальное партнёрство детского сада и родителей, как ресурс реализации ФГОС ДО"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Нестерова Любовь Юрьевна

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт работы25.13 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление старшего воспитателя МДОУ детский сад «Сказка» р. п. Дергачи Нестеровой Л.Ю. на тему:

«Социальное партнерство детского сада и родителей, как ресурс реализации ФГОС ДО».

«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

В. Сухомлинский

        Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Родители и педагоги детского сада – воспитатели одних и тех же детей. Но они не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Вся их деятельность направлена на результат. А результат деятельности родителей и педагогов может быть успешным только тогда, когда они станут союзниками. Это сотрудничество должно заключаться в согласовании того, что может сделать семья, а что – коллектив детского сада. Эффективным механизмом такого взаимодействия может стать система социального партнерства, с помощью которого родители и детский сад организуют совместную деятельность.

       В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает на уровне всей системы дошкольного образования. Задачи, стоящие перед дошкольным образованием, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9).  

Характерной чертой современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6).  Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Наш детский сад находит эффективные средства для реализации социального заказа родителей. Педагогический процесс организован через  выбор  наиболее  эффективных  средств  обучения  и  воспитания и  внедрения инновационных форм в образовательную деятельность.    Подобный подход подразумевает качественно иной уровень                                                                                                                  участия родителей в образовании своих детей, а именно:

•  установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

•  обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения

компетентности родителей;

•  создание атмосферы взаимопонимания, между ДОУ и семьей;

•  оказание помощи родителям в воспитании детей, поддержка в собственных педагогических возможностях.

             Проблему вовлечения родителей в единое пространство детского развития в нашем детском саду решаем в трех направлениях:

- работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями;

-  повышаем  педагогическую культуру родителей;

- вовлекаем родителей в деятельность ДОУ.

Педагоги нашего детского сада используют следующие принципы взаимодействия ДОУ с родителями:

- доброжелательный стиль общения педагогов с родителями;

- индивидуальный подход;

- сотрудничество, а не наставничество;

- динамичность.

       Наш детский сад находится в режиме развития и представляет собой мобильную систему, быстро реагирует  на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого меняются формы и направления работы детского сада с семьей. Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому мы начали  с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему помогло нам правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей:

- работа с родительским активом группы, детского сада;        

- проведение общих, групповых собраний в форме круглого стола, практикума, мастер - класса;

- тематические консультации и конференции с родителями;

- совместные досуги и развлечения;

- открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей и с приглашением учителей;

- участие родителей в подготовке и проведении праздников;

- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

- посещение семей воспитанников на дому;

- организация «уголков для родителей».

    Помимо традиционных форм работы активно используем инновационные формы и методы работы:

- дни открытых дверей;

- фестивали;

- совместное создание предметно-развивающей среды;

- тематические выставки;

- диагностику, тесты, опросы на любые темы;

- консультации специалистов.

         Активно сотрудничаем с семьей по введению и реализации ФГОС ДО  с  использованием различных форм: используем сайт  групп, детского сада, что   не заменяет общение с родителями, а служит хорошим поводом сделать его понятным и насыщенным.

    Родители непосредственно участвуют в управлении образовательным процессом учреждения по вопросам создания комфортной и безопасной среды в ДОУ, в разработке документов.

       Педагоги ДОУ проводят  общие, групповые  собрания в форме круглого стола, семинара - практикума, мастер – класса, где родители могут задать вопросы, поделиться семейными традициями, передать друг другу секреты воспитания.

      В сентябре 2015г. мы провели фестиваль «Я – талантлив», где многие семьи приняли участие в мероприятии и порадовали всех присутствующих разнообразием национальных костюмов, традиционной национальной кухней, удивили творческими и спортивными талантами.      В течение года проводим  различного рода благотворительные акции. Родители помогают в организации театральных постановок, пошиве костюмов, добровольном пожертвовании средств или материалов.

 В детском саду организуются фото выставки, которые направлены на формирование познавательного интереса детей. Тематика отражена в годовом плане учебно – воспитательной работы и определяется годовыми задачами.

Так же одной из форм взаимодействия педагогов и родителей по формированию художественно - творческих способностей детей является организация выставок совместного творчества. Совместно с родителями организуются мини – музеи. Данная форма работы способствует формированию культуры поведения, систематизации ранее полученных знаний у детей. Родители и педагоги совместно проводят праздники и развлечения.

В зимнее время  проводился праздник «Коляда, коляда, отворяй ворота!».  Было выступление детей в костюмах, но необычных, а изготовленных родителями из подручного материала.

Для формирования у детей и родителей здорового образа жизни в ДОУ организуются совместные спортивные праздники.

Проводим открытые занятия  с приглашением учителей начальных классов и родителей будущих выпускников.

Популярностью пользуются такие формы, как:  День открытых дверей, Гость группы (знакомство с профессией родителей). Очень тепло и трогательно прошел праздник – встреча  «Дети войны» к юбилею Победы, где бабушки и  прабабушки воспитанников делились воспоминаниями о военном детстве.  Такого рода мероприятия сближают детей, родителей и коллектив.

Педагоги организуют практикумы и  мастер – классы на темы:  «Пособия для развития мелкой моторики рук -  своими руками», «Дидактические игры по развитию речи» и др., направленные на помощь в организации детской деятельности в домашних условиях, а так же на организацию игр в вечерние часы и выходные дни.

Сегодня  традиционное  образование  сменяется  продуктивным  обучением, основной целью  которого  является  развитие  творческих,  коммуникативных и организаторских  способностей,  формирование  у  дошкольников  интереса  и потребности к активной деятельности. Именно поэтому одним из методов, способствующих решению данного вопроса, является проектный метод.

Результатом  данной деятельности стали совместные проекты: «День Космонавтики», «История олимпийских игр», «Наш дом планета Земля» и др.

В ДОУ проводятся смотры – конкурсы с  целью взаимодействия ДОУ с родителями по созданию благоприятных условий, комфортной, разнообразной, содержательно – насыщенной, доступной и безопасной развивающей предметно – пространственной среды (ФГОС ДО ч. III п. 3.3 п. п. 1, 6). Выявление творческих родителей и детей в каждой возрастной группе.

   Организация взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников продолжается. Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления форм и методов взаимодействия педагогов с семьей видны. В нашем детском саду нет проблем с привлечением  родителей к жизни ДОУ:

- со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы;

- педагоги стали более инициативны, смелее, они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь;

- изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими;

Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже хорошо, что родители с удовольствием поддерживают воспитателей.

      Хочу  отметить,  что  преимущества  инновационных  форм  взаимодействия

ДОУ с семьями воспитанников неоспоримы  и  мы считаем,  что  чем  лучше  налажено  социально-педагогическое партнёрство  детского сада с семьёй,  тем вероятнее,  что    жизнь ребенка  в  детском  саду  будет  полна  впечатлениями, любовью  и  доверием  к  окружению,  а  первый  социальный  опыт  будет успешным.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Социальное партнёрство детского сада и семьи"

Сообщение на родительской конференции для родителей ДОУ "Взаимодействие с семьёй"...

Тема: «Социальное партнёрство детского сада и семьи.»

Аннотация:  Проблема социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится  особенно актуальной на современном этапе, так ка...

Тема: «Социальное партнёрство детского сада и семьи.»

Аннотация: Проблема социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится  особенно актуальной на современном этапе, так как...

Социальное партнерство детского сада и родителей как ресурс федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости не только от уровня подготовленности педагогических кадров к работе в условиях  реализации ФГОС ДО, но и от степени вовле...

Консультация для родителей «Принципы взаимодействия детского сада и семьи в рамках реализации ФГОС ДО»

Консультация для родителей«Принципы взаимодействия детского сада и семьи в рамках реализации ФГОС ДО»     Обновление системы дошкольного образования, процессы гума...

КОНСУЛЬТАЦИЯ: - «Основы преемственности детского сада и начальной школы с реализацией ФГОС дошкольного воспитания и ФГОС начального образования»

laquo;Основы преемственности детского сада и начальной школы с реализацией ФГОС дошкольного воспитания и ФГОС начального образования»...

«Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» на тему: «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС»

Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является – партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совместной дея...