Проект "Почему воду надо беречь?"
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
Департамент образования мэрии города Новосибирска
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Специальная (коррекционная) начальная школа № 60 «Сибирский лучик»
Номинация «Педагогический проект
по экологическому воспитанию дошкольников»
Руководитель проекта:
Матвеева Светлана Николаевна,
Воспитатель МКОУ С(К)НШ№60
Цыбаева Лариса Артуровна
Директор МКОУ С(К)НШ№60
Телефон 203-65-15
olga-mancevich@yandex.ru
Новосибирск, 2016
«Человек - часть природы: он не может жить отдельно от неё, не может нарушать законы, по которым существует его окружающий мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять её тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле».
В. Сухомлинский.
Актуальность
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать (прописано в основной образовательной программе). Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребенка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребенок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах. В этимологическом словаре слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Было выявлено, что понятие «проект» - это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий, проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. «Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой).
Вода - первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. И как только начинают хоть что-то понимать, принимаются за игры с водой. Очень важно научить людей, и особенно детей, наше будущее поколение – бережному отношению к воде. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница.
«Воде дана волшебная власть
Стать соком жизни на Земле »
Леонардо да Винчи.
Во время выполнения проектной работы происходит знакомство ребенка с физическими свойствами воды, а также как необходимо беречь воду и длячего. Данный проект прививает навыки экологически грамотного поведения в быту, в частности умение ребёнка экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде как к природному ресурсу. Развивает наблюдательность, творческие способности, воспитывает бережное отношение к воде. Развивает поисково-познавательнуюдеятельность детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.
Визитная карточка проекта
Образовательная организация | Департамент образования мэрии города Новосибирска муниципальное казенное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Специальная (коррекционная) начальная школа № 60 « Сибирский лучик» |
Создатели проекта | Воспитатели группы |
Участники проекта | Воспитанники средней группы «Ежевичка», педагоги, родители |
Название проекта | «Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников» |
Тема | «Почему воду надо беречь?» |
Цель: | Повысить интерес детей к миру природы. |
Задачи: |
|
Вид проекта: | Исследовательский |
Формы проведения: | Наблюдения, эксперименты, занятия, беседы с детьми и родителями. |
Проблема: | Природа щедра, но, черпая из ее кладовой, нельзя выбрать до донышка. Можно брать, но не разорять. Природа все настойчивее требует бережного, внимательного к себе отношения. Пресной воды в мире всего 3 %. Эти запасы истощаются, пресной воды становится всё меньше и меньше. Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь! Поэтому выбрали тему исследования: «Почему воду надо беречь?». |
Краткое содержание проекта
1.Подготовительный этап: Формулировка проблемы, планирование, прогнозирование результатов-продуктов проекта, диагностика. Подбор художественной литературы о воде, иллюстративного материала, познавательной литературы.
Оснащение: Оборудование для опытов и экспериментов с водой, материалы для детского художественного творчества, таблица, условные знаки для фиксации результатов наблюдений.
Действия родителей: ознакомление с планом проекта, с его задачами, активное участие в реализации проекта.
2. Исследовательский этап: Накопление информационной базы по теме «Что мы знаем о воде». Познавательная деятельность (наблюдения, исследования, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, опыты и эксперименты с водой. «У воды не вкуса», «У воды нет запаха», «Пар –это вода», «Вода жидкая – она может течь» «Вода бывает теплой, холодной, горячей», «Лед – это вода», «Кому нужна вода?», «Кто живет в воде?», «Где в природе есть вода?».
Продуктивная деятельность: Посадка кедра на территории детского сада. рисование, художественный труд, создание плакатов, фотовыставки, просмотр мультфильма «Путешествие капельки».
3. Завершающий этап: Презентация продуктов проекта.
Проект проводится в рамках методики экологического воспитания дошкольников. Образовательная область «Социализация» раздел «Формирование предпосылок экологического сознания», «Познание» раздел «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора».
В результате самостоятельных элементарных опытов и исследований, направленных на изучение воды и её значение в жизни человека, животных, растений и т.д., у детей формируются естественно - научные представления. В ходе проектной деятельности дети совместно с взрослыми создают различные продукты деятельности (индивидуальные и совместные) рисунки, поделки, аппликации, газеты, выставки и т.д.
Результаты проекта
Дети узнали, что без воды не может быть жизни на Земле, что в природе все взаимосвязано. У дошкольников расширились представления о том, что вода – очень ценный продукт, она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку. Сформировались знания о значении воды, вода- источник жизни, вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека. Дети узнали о круговороте воды в природе, научились составлять схемы круговорота воды в природе.
Дети глубже стали понимать проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой и последствий деятельности людей, стали понимать необходимость бережного отношения к воде, как к природному ресурсу.
В ходе работы над проектом были задействованы различные виды детской деятельности: игровая, трудовая, познавательно - исследовательская, продуктивная; чтение художественной литературы.
Творческие работы:
Аппликация: «Дом для рыбок» совместная работа
Лепка: «Кто в воде живет?» совместная работа
План –схемы: «Круговорот воды в природе»
План-схема «Кому нужна вода?»
Газеты: «Давайте будем беречь планету»
Фотовыставка «Мое лето»
Выставка «Вода вокруг нас»
Альбом «Обитатели пресной воды»
Альбомы «Жители водного мира»
Сценарий развлечения «Иван Купала» - 7 июля 2016г.
Презентация: «Почему воду надо беречь?»
Викторина для родителей«Вода».
Выводы
Материалы данного проекта обобщены и представляют целостную систему формированияэкологического сознания у детей дошкольного возраста.
Реализация представленного проекта позволит детям овладеть способами бережного взаимодействия с окружающей средой. При проведении диагностики детей (сентябрь 2015г по сентябрь 2016г) знания детей увеличились на 55% .
Таким образом, при системном, комплексном проведении работы можно достичь намеченных целей: Повысить интерес детей к миру природы.
Собранные материалы могут эффективно использоваться в ДОУ любого вида с учетом реализации «Основной общеобразовательной программы», приоритетного направления работы ДОУ, целей и задач.
Список литературы
- Корнилова В.М. «Экологическое окно в детском саду» Методические рекомендации- М.: Т.Ц.Сфера, 2008г.
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А. Васильевой, В.В. Гербовой и Т.С. Комаровой
- Рыжова Н.А. «Наш дом – природа» Программа экологического образования дошкольников ТОО фирма «Линка-пресс», 1996.- 53с.
- СоломенниковаО.А. Ознакомление с природой в детском саду. - М.: «Мозаика – Синтез», 2014.
- Шипунова Т.Я. «Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста» Новосибирск РПО СО РАСХ, 1994г.
- Шорыгина Т.А. Беседы о воде в природе. - Методические рекомендации, М.: Т.Ц.Сфера, 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: «Почему комнатные растения надо поливать?»
Проект: «Почему комнатные растения надо поливать?»Тип проекта: краткосрочныйУчастники проекта: воспитатели, дети.Цель проекта: познакомить детей со строением комнатных растений и показать, как растени...
Проект: «Почему комнатные растения надо поливать?»
Цель проекта: познакомить детей со строением комнатных растений и показать, как растение «пьет» воду....
Семейный экологический проект «Почему воду надо беречь»
Пресной воды в мире всего 3 %. Эти запасы истощаются, пресной воды становится всё меньше и меньше. Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, ес...
Семейный экологический проект «Почему воду надо беречь»
Данный проект прививает навыки экологически грамотного поведения в быту, в частности умение ребёнка экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде, как к природному р...
Конспект НОД по окружающему миру "Почему воду надо беречь!"
Цель: уточнить представления детей о роли воды в жизни всего живого.Задачи:Образовательная: формировать осознанное бережливое отношение к расходу воды.Развивающая: развивать познавательные способ...
Проект "Почему вода не заканчивается на земле?"
Детский, познавательно - исследовательский проект для детей подготовительной группы....
Презентация к детскому исследовательскому проекту "Почему вода в море соленая и свойства соли"
Презентация к детскому исследовательскому проекту "Почему вода в море солёная и свойства соли"...