Доклад "Нормативные показатели становления самостоятельности у детей в период с 2-ух до 3-ёх лет".
консультация (младшая группа) на тему

Куркина Наталья Семёновна

В данном докладе идёт речь о связи становления самостоятельности младших дошкольников с усливиями адаптации в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_pedsov_po_adaptats.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Нормативные показатели становления самостоятельности у детей в период с 2-х до 3-х лет.

Можно сказать, что в возрасте 2—3-х лет все ресурсы, которыми располагает организм ребенка, направлены на поддержание процессов роста и развития. С поступлением в детский сад в жизни ребенка одновременно происходит множество изменений: меняются режим дня, привычная обстановка, рацион, возникает необходимость постоянно контактировать со сверстниками, чужими взрослыми, выполнять некие правила. В силу несформированности адаптационных механизмов детям раннего возраста непросто приспособиться и к каждому из названных новшеств, а их одномоментное предъявление малышу приводит к стрессовой реакции со стороны детского организма.

Избежать подобной ситуации призвано помочь постепенное освоение детьми реалий жизни в детском саду.
Определяющую роль здесь играет семья ребенка. Педагоги (административный, медицинский персонал дошкольной образовательной организации) обязаны познакомить родителей с важностью постепенного и заблаговременного
(хотя бы за 2—3 недели до поступления) перевода ребенка на режим дня, аналогичный режиму детского сада, введения в рацион питания блюд и продуктов, используемых там. Следует подчеркнуть необходимость формирования
у ребенка навыков самообслуживания (самостоятельный прием пищи, одевание, пользование горшком, мытье
рук и умывание).

Важность достижения ребенком определенного уровня самостоятельности связана не только с облегчением
процесса адаптации. Становление соответствующих умений и навыков обеспечивает ребенку стабильное поступательное движение вперед по всем направлениям развития, эмоциональное благополучие, становится платформой для формирования всех необходимых новообразований на каждом возрастном этапе.

В 2—2,5 года — повторяет бытовые действия (подметание, открывание двери ключом, складывание игрушек в
коробку; «звонит» по телефону), самостоятельно ест, может ездить на трехколесном велосипеде.

В 2,5—3 года — одевается и обувается самостоятельно, но не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки;
держит в руках карандаш, черкает им, знает несколько стихов и песенок, играет с взрослым в «больницу», «магазин», «троллейбус».

Для того, чтобы проблема адаптации не стояла остро, для облегчения адаптации ребенка к детскому коллективу рекомендуются прогулки и игры совместно с другими детьми, участие в детских коллективных мероприятиях. Следует также рекомендовать родителям проводить с ребенком беседы о поступлении в детское учреждение. Возможность посещать детский сад в них должна подаваться как нечто важное, значительное. Можно почитать малышу книги о ребятах в детском саду, поиграть в «детский сад», сходить туда на день открытых дверей. Ни в коем случае нельзя пугать детским садом или показывать свою тревогу и обеспокоенность.

Еще одной характерной особенностью детей раннего возраста является высокая эмоциональность. Изменения, происходящие с ребенком при поступлении в детский сад, в первую очередь затрагивают его эмоциональное состояние, поскольку отношение детей 2—3-х лет к окружающему миру в значительной степени эмоционально обусловлено. Различные факторы дезадаптации в период знакомства с новыми условиями вызывают эмоциональную напряженность, беспокойство или заторможенность.

Для формирования эмоционально уравновешенного поведения детей и их успешной адаптации важнейшими условиями являются:

  • доброе отношение,
  • расположенность педагогов и помощника воспитателя к ребенку,
  • эмоциональная поддержка со стороны родителей,
  • единые требования в семье и в детском саду,
  • соблюдение распорядка дня,
  • тщательный гигиенический уход,
  • укрепление физического здоровья,
  • правильная организация детских видов деятельности.

На период адаптации необходимо постараться создать малышу дома спокойную обстановку, ограничивать новые впечатления (не приобретать новых игрушек, не знакомить с новыми людьми, не водить ребенка в гости),
предупреждать отрицательные эмоции, переключая его внимание.

Чтобы уменьшить стрессовые реакции детей, необходимо использовать такие формы организации детской
деятельности, которые известны и понятны детям, знакомы им из личного опыта; формы работы, имеющие по сути
терапевтический эффект, позволяющие отвлечь ребенка от разлуки с близкими, заинтересовать, снять напряжение,
поддержать на стабильном уровне эмоциональное состояние.

Среди них можно выделить следующие:

  • Игры с песком, которые стабилизируют эмоциональное состояние детей, дают простор для экспериментирования, предполагают возможность успешно играть одному, находясь в составе группы (в адаптационный период можно играть и на улице, и в группе — в уголке для игр с песком).
  • Просмотр и обсуждение с детьми любимых мультфильмов, которые они часто смотрели дома (к созданию мультколлекции желательно привлечь родителей);.
  • Подвижные игры-забавы, основная цель которых — доставить детям радость и удовлетворение от совместного со сверстниками активного и одновременно увлекательного времяпрепровождения.
  • Все виды театра — настольные (театр игрушек или двусторонних картинок), стендовые (стенд-книжка, фланелеграф, теневой театр), кукольные, которые проводятся как за ширмой, так и без ширмы (с куклами бибабо, пальчиковыми, перчаточными, варежковыми, платочными, штоковыми, ростовыми куклами, куклами-марионетками), так как встреча с театральными персонажами помогает детям расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу.
  • Знакомство с произведениями поэзии пестования: пение колыбельных песен, рассказывание пестушек, потешек и кумулятивных сказок о животных [2], в которых аккумулирован опыт народной педагогики по воспитанию маленьких детей в семье и которые обладают явным успокаивающим, терапевтическим воздействием на эмоциональную сферу малышей.

Одной из наиболее интенсивно развивающихся потребностей у ребенка 2—3-х лет является ориентирование в среде, в которой он находится. При попадании в новые условия дети оказываются дезориентированы, что вызывает у них сильнейшие отрицательные эмоции. В таких условиях возникают отклонения в поведении ребенка, он не может общаться, есть, спать, удовлетворять свои естественные потребности.

Находясь в группе, дети с опаской оглядываются по сторонам, боятся большого помещения с обилием игрушек,
переходов в новые помещения — туалетную комнату, спальню [6]. Поэтому удобные для ребенка белее старшего
возраста методы ознакомления с обстановкой (экскурсия, беседа, дидактические игры) для детей раннего возраста
имеют ограниченное применение.

Литература:

  1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. — М.: Медицина, 1977.
  2. Бережнова О. В. Жанры детского фольклора. — Орел: ИД «Орлик», 2004.
  3. Поддьяков А. Н.Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами // Вопросы психологии. — 1996. — № 4.
  4. Поддьяков Н. Н.Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // Педагогический вестник. — 1997. — № 1.
  5. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. — М.: Школа-Пресс, 1995.
  6. Теплюк С. Н.Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  7. Тимофеева Л. Л., Бережнова О. В. Особенности организации образовательной деятельности в первой младшей группе. // Воспитатель ДОУ. — 2012. — № 11. — С. 51—62.
  8. Тимофеева Л.Л . Интерактивные спектакли в ДОУ // Воспитатель ДОУ. — 2009. — № 10. — С. 118—121.
  9. Фонарев А. М., Новоселова С. Л., Каплан Л. И. Воспитание и обучение детей раннего возраста: Книга для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Становление самостоятельности в физкультурно – оздоровительной деятельности детей дошкольного возраста

Становление самостоятельности в физкультурно – оздоровительной деятельности детей дошкольного возраста...

Становление самостоятельности у детей дошкольного возраста

Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста. Среди качеств будущего школьника, исследователи особо выделяют самостоятельно...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЁ РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЁ РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИСАМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Буклет - "Игры с многофункциональным материалом, как условие становления самостоятельности и инициативы у дошкольников"

Рассматриваются вопросы:1. Цель и задачи игр с многофункциональным оборудованием.2. Дидактические пособия своими руками для детского сада.3. Игры с многофункциональным материалом, как условие становле...

Создание предпосылок для становления самостоятельности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ

Базис личностной культуры предполагает формирование навыков самостоятельности у детей. Ответственная и сложная социально-педагогическая проблема: обеспечить оптимальные условия воспитания и обучения д...

становление творческой инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста в рамках проектной деятельности.

Становление творческой инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста в рамках проектной деятельности....

Создание предпосылок для становления самостоятельности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ

Для полноценного психического развития ребёнка с ОВЗ необходимы особые формы обучения, определённые педагогические воздействия. У детей с нарушениями  крайне мало опыта взаимодействия с предметам...