Становление самостоятельности у детей дошкольного возраста
учебно-методический материал на тему
Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста. Среди качеств будущего школьника, исследователи особо выделяют самостоятельность ребёнка, т.к. она способствует развитию его личности в целом. Самостоятельность – основа основ современного образования. Задачу формирования и развития активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, творчества. Своевременное развитие самостоятельности расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stanovlenie_samostoyatelnosti.docx | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Становление самостоятельности у детей дошкольного возраста
1.
Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста. Среди качеств будущего школьника, исследователи особо выделяют самостоятельность ребёнка, т.к. она способствует развитию его личности в целом. Самостоятельность – основа основ современного образования. Задачу формирования и развития активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, творчества. Своевременное развитие самостоятельности расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения.
2.
Самостоятельность – это одно из ведущих качеств личности. Можно выделить содержательные компоненты самостоятельности: 1) умение поставить определенную цель; 2) настойчиво добиваться ее выполнения собственными силами; 3) ответственно относиться к своей деятельности; 4) действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.
3.
Становление самостоятельности связано с воспитанием культурно – гигиенических навыков. во время умывания нужно продолжать приучать ребят к аккуратности (не мочить одежду, не разбрызгивать воду, не мешать друг другу). И тут не помогут резкий тон, упреки и окрики.
4.
Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем ожидать от ребёнка самостоятельности в самообслуживании, его нужно научить действовать, необходимым в процессе приёма пищи. Повторяемость режимных вопросов, постоянство требований к детям обеспечивает прочность навыков, создает предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживающему труду.
5.
Очень важным критерием для становления самостоятельности является процесс одевания. существует простой закон воспитания самостоятельности - не надо делать за ребёнка то, что он способен сделать самостоятельно. Ребенку нужно ненавязчиво помочь в затруднительных ситуациях.
6.
Самообслуживание — основной вид труда дошкольника. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Именно через самообслуживание ребенок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним.
7.
Для ребенка 3-4 лет каждый трудовой процесс привлекателен, так как дает возможность проявлять самостоятельность, удовлетворенность потребность в деятельности. Педагогу очень важно поддерживать все попытки детей к самостоятельным действиям. В данном случае это уборка игрушек.
8.
Среди разнообразных видов детской деятельности особое место принадлежит конструированию. конструирование можно рассматривать как деятельность, включающую в себя элементы других видов деятельности – игры, труда, изобразительной деятельности. Благодаря такому интегральному характеру в конструировании и заключены благоприятные возможности для формирования самостоятельности дошкольников.
9.
Лепка - один из видов изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Это вид деятельности способствует воспитанию у них самостоятельности, умения ориентироваться в новых, необычных условиях, организовывать себя и придумывать содержание лепки.
10.
В процессе рисования У ребенка развивается самостоятельность и изобразительные способности, важные для развития его творчества.
11.
самостоятельность, как одно из этих личностных качеств ребенка, формируются в активной деятельности, и прежде всего в сюжетно-ролевой игре. Таким образом, в дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива.
12.
Процесс совместных игр является неотъемлемой составляющей в формировании самостоятельности деятельности детей. В результате дошкольники могут реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно.
13.
Проявление самостоятельности может проявляться в выполнении трудовых поручений. Очень важно, что бы ребенок с удовольствием выполнял, доверенную ему работу, а так же получал удовольствие от конечного результата.
14.
возможности ребенка в дошкольном возрасте еще очень невелики, но все-таки они есть. Поэтому для воспитания самостоятельности ребенку можно доверить поливку комнатных растений. Это так же послужит формированию правильного отношения к природе.
15.
Самостоятельность - качество личности, которое постоянно находится в развитии. Самостоятельность развивается в деятельности и выступает как особый момент ее становления и как критерий, характеризующий степень освоения деятельности субъектом.
Подводя итог проделанной работы можно сказать, что такую черту личности ребёнка как самостоятельность необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.
«Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие произвольности и самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством использования на занятиях рабочих тетрадей.
В данной статье о вопросе подготовленности детей к школе в качестве одного из методов развития произвольности у детей старшего дошкольного возраста рассматривается использование на различных зан...
Проектирование развивающей среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста
Методическая разработка для педагогов...
Создание предпосылок для становления самостоятельности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ
Базис личностной культуры предполагает формирование навыков самостоятельности у детей. Ответственная и сложная социально-педагогическая проблема: обеспечить оптимальные условия воспитания и обучения д...
становление творческой инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста в рамках проектной деятельности.
Становление творческой инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста в рамках проектной деятельности....
Становление гражданственности у детей дошкольного возраста
Гражданское общество – общество граждан высокого социального, экономического, культурного и морального статуса, создающих вместе с государством развитые правовые отношения. Это бесконечный процесс сов...
Статья "Становление гражданственности у детей дошкольного возраста в народном творчестве"
Гражданственность у детей дошкольного возраста....
Создание предпосылок для становления самостоятельности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ
Для полноценного психического развития ребёнка с ОВЗ необходимы особые формы обучения, определённые педагогические воздействия. У детей с нарушениями крайне мало опыта взаимодействия с предметам...