«Формирование у детей младшего дошкольного возраста нравственных качеств с помощью игровых методов».
статья на тему
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра –это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра –это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_nravstvennyh_kachestv.docx | 26.55 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование у детей младшего дошкольного возраста нравственных качеств с помощью игровых методов».
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра –это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра –это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепцией духовно–нравственного развития воспитания личности гражданина России».Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ. В России 27 августа 2013 года Советом Министерства образования и науки РФ утвержден новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Нравственное воспитание – целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников, с целью формирования у них нравственных качеств: культуры поведения, гуманных отношений (доброжелательность, отзывчивость, забота) стремления оказать помощь, соответствующих требованиям общественной морали. Формирование нравственных качеств человека - сложный процесс, который должен начинаться в дошкольном возрасте. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей.
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственных качеств. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственном отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. Недооценка важности воспитания нравственных качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной равнодушия, лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма. Ребенок не рождается злым, жестоким или добрым. Нравственные качества ему предстоит приобрести, они формируются у детей с самого раннего детства.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.
Работу по воспитанию нравственных качеств у младших дошкольников начала в первой младшей группе.
Я выяснила: успех нравственного воспитания детей могут обеспечить следующие способы взаимодействия с ними: мягкое, доброжелательное общение, медленная выразительная речь, многократные повторения одного и того же, подкрепление слова образом предмета, личный положительный пример,показ доступного и выразительного примера правильной формы поведения, частые похвалы малышей, проявление добрых чувств и отношений.
Кроме того, развитие нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста наиболее продуктивно происходит в игровой деятельности (в совместной, самостоятельной, непосредственно-образовательной деятельности детей.)
Для себя поставила цель работы:
Цель работы – создать условия для формирования в детях нравственных качеств: доброты, заботы, отзывчивости ,стремления оказать помощь через игру.
Игра может способствовать воспитанию нравственных качеств при соблюдении ряда условий:
- правильная организация и руководство игрой
- правильно сформулированная мотивация
- многообразие детских игр, направленных на развитие положительных качеств дошкольников, их эстетичность и привлекательность.
- учет индивидуальных особенностей ребенка, его интересов.
Данная цель требовала решения следующих задач:
1. Изучить психолого - педагогической литературы по данной проблеме.
2. Классифицировать игры для воспитания нравственных качеств и подготовить их обеспечение.
3.Создать игровую среду в группе для эффективного нравственного воспитания детей.
4.Повысить компетентность родителей в вопросе нравственного воспитания детей.
6. Повысить личную компетентность в данном вопросе.
При решении поставленных задач применялись следующие методы и приемы работы:
1.Организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым.
2. Инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье.
3.Общение и совместная деятельность с воспитателем- как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия.
4.Наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском саду (повар, помощник воспитателя, мед.сестра, воспитатель).
5.Образные игры-имитации, хороводные, театрализованные, подвижные, дидактические, строительные - для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками.
6.Чтение стихов, потешек, сказок на темы доброты, любви к родителям, заботы о животных.
7.Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях), ориентировки в ближайшем окружении (в группе, ДОУ и в семье).
8.Сюжетные игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых.
В своей работе по воспитанию нравственных качеств учитывала принцип последовательного обогащения детского опыта. Сначала показывала детям, как правильно действовать в той или иной ситуации: использовала личный пример, инсценировку с игрушками, демонстрирующую правильную форму поведения: как поздороваться, как предложить помощь, как успокоить обиженного ребенка и т. д. (Многие воспитатели знают из опыта, как приветливый тон при обращении взрослых друг к другу и к детям создает благоприятную атмосферу для того, чтобы приучить этому малышей. «Здравствуй Сашенька! Какой у тебя сегодня костюм красивый», или «Спасибо, Сонечка!» благодарю ребенка, принесшего мяч, цветы. Заботливое отношение к каждому ребенку способствует воспитанию отзывчивости.)
Так же организую ситуацию с активным участием детей: они либо повторяют действия вслед за мной или игровым персонажем, либо помогают правильно их выполнить, так как взрослый или игровой персонаж «затрудняется», «допускает ошибки». Дети показывают и подсказывают, как надо выполнить. После этого, используя мотивацию, организую несколько ситуаций, упражняющих детей в практическом применении данной формы поведения. (Например: наблюдая за котенком – не только задаю вопросы о его внешнем виде, повадках, но и обращаюсь к чувствам малышей, рассуждаем о том, как надо заботиться о котенке, как помочь ему хорошо расти. Рассматриваем цветок - и опять переходим на личный эмоционально - практический опыт детей: как не сделать ему «больно». Рисуем шарики – и обсуждаем, кого можно ими порадовать, как подарить шарики, какие добрые слова при этом сказать.)
Содержание таких игр помогает детям приобретать положительный личный опыт взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; образ жизни, при котором постоянно обогащаются социальные представления детей, развивается эмоциональная отзывчивость и складывается привычка соблюдать правила культуры общения.
Подражание - важнейший механизм нравственного поведения. Маленькие дети всегда внимательны к действиям и словам взрослых. Все то, что они постоянно наблюдают в поведении близких людей, становится частью их личного опыта. Поэтому в общении с малышами доступно и выразительно показываю им правильные формы поведения, вежливую речь, проявление добрых чувств и отношений. Д.и. «Кукла Катя обедает», «Новая кукла», «Новоселье куклы», подв. игра«Лиса и зайцы»,строит. игра « Домик для зайчика».) Например: при проведении игры «Помоги цыплятам» предлагаю ребенку: « Давай вместе сложим эти кубики в коробки. Твои кубики вот такие - желтые. Они будут цыплятками, а ты - курочкой. Позови цыпляток в свой домик: « Ко-ко-ко! Все сюда!» Ребенок повторяет слова и с удовольствием созывает цыпляток в домик. Я продолжаю : « А я своих деток в другой домик приглашу». Складываю синие кубики и наблюдаю за ребенком. Действуя в русле игровой ситуации, направляю действия малыша: « Посмотри, не все цыплятки попали в домик, я слышу, они пищат: «Пи-пи-пи! Где наш домик? Мы потерялись». Услышав мои слова, ребенок начинает внимательно рассматривать оставшиеся кубики, находит своих цыплят и отправляет их в коробку. Я с интересом заглядываю в его коробку: « Все цыплятки собрались в домике. Но посмотрите, им очень неудобно! Некоторые сбились в кучу, залезли друг на друга! Помоги им! Пусть всем будет также свободно, как вот этим цыплятам, при этом, показываю на свою коробку, где кубики лежат аккуратно. Малыш спешит на помощь своим цыпляткам и старательно раскладывает желтые кубики. Я с улыбкой хвалю ребенка: « Вот какая у нас мама заботливая, всех своих деток в домик пригласила и всех удобно разместила. Молодец! А теперь посмотри-ка в мой домик, как мои детки расположились. Удобно ли им?» И ребенок проверяет мою работу. Он проверяет, какие кубики лежат неправильно, и исправляет ошибки. После этого говорю: « Как хорошо мы с тобой поработали! Всем нашим деткам удобно в своих домиках. Вот какие мы с тобой молодцы!»
Часто в своей работе использую игровые моменты ,объединяющие детей общим действием и настроением,(например: игры: «Лисички-сестрички», «Кто позвал», «Лото», « Каравай». Д.и. «Матрешка в гости к нам пришла». Разв. игра «Посылка»). В игре « Веселые зайчата» в игровой деятельности не все дети сразу приняли участие. Увидев это, взяла игрушечного зайку, напела песенку: « Заинька, попляши, серенький, попляши. Вот так! Вот так! Попляши! (зайчик весело пляшет.) Заинька, лапку дай, серенький, лапку дай! (протягивает лапку детям). Заинька, приглашай, всех ребяток приглашай.» Дети с удовольствием двигаются с зайчиком по кругу.
Такие минуты эмоционального игрового общения сближают детей, помогают в воспитании доброжелательных отношений.
Для развития умений действовать в игровой деятельности согласованно, дружно, использую игровые ситуации: « Мы гуляем с игрушками»: вдвоем повести куклу на прогулку, взяв ее за руки, вместе катать кукол на коляске, так же прокатывание мяча друг другу, сидя на полу;
Широко применяю в своей работе игровые ситуации типа « инсценировка с игрушками, готовое решение» Особенность этих игр в том, что с помощью игрушек или персонажей настольного или пальчикового театра разыгрываю перед детьми какое-то событие. Содержание ситуации отражает те стороны детской жизни, в которых ребенку бывает трудно разобраться, и помогает получить соответствующие представления о правильном поведении.( Например: Как Мишка встречал гостей; Как Машенька бабушке помогала; Как Саша и Маша делились игрушками;
В этих инсценировках детям демонстрируются конкретные способы правильного разрешения бытовых, близких опыту детей ситуаций общения. Выступая в роли зрителей, малыши получают образец социально одобряемого поведения.
Использую ситуации типа «инсценировка с игрушками, подскажи решение». Особенность данных инсценировок в том, что во время демонстрации событий я активно подключаю детей к участию и поиску правильного решения. Игровые персонажи обращаются непосредственно к детям с вопросами, вступают с ними в спор, выражают сомнение, предлагают детям выбрать правильное решение из нескольких; просят показать, какие действия следует предпринять, или подсказать нужные слова.( Например: как правильно поблагодарить, как разделить поровну, как успокоить или утешить обиженного зайчонка и т. д.). То, как дети воспринимают предложенную ситуацию, какое решение предлагают, показывает мне, как развиваются нравственные представления и соответствующий опыт детей.
Ситуации типа «Поможем нашим игрушкам» организую с целью проявления активного сочувствия, помощи, заботы например: игры «Больница», «Найди игрушку»,развив.игра «Кукла заболела», подв.игра «Помоги медвежонку», игровые ситуации: « Накорми зайчика», « Построить домик для ежика и т. д.. Успех данных ситуаций зависит от того, насколько их содержание совпадает с опытом, жизненными впечатлениями детей. При этом малыши не просто наблюдают за моими действиями, но стараются принять участие в разрешении конфликта.
Создаю практические ситуации оказания помощи, проявления внимания, участия к сверстникам и взрослым.( Например: игровые ситуации: « Встретим друга после болезни», дид.игра « Поможем найти потерянную вещь»; подв. игра « Не надо грустить»(успокоить, угостить, поиграть . Участниками таких ситуаций являются сами дети. Я эмоционально представляю возникшую проблему (Оля потеряла варежку) и вовлекаю детей поиск решения. Если дети затрудняются в выборе правильного решения, показываю образец поведения, предлагаю воспроизвести его.
Немаловажным и ценным составляющим в нравственном воспитании является связь воспитателя с семьей. Семья для ребенка – это мир, в котором закладываются гуманные чувства, морали и основы нравственного поведения. Важно, чтобы влияние семьи и дошкольного учреждения шло в едином направлении, с этой целью создаю условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями, устанавливаю доверительные и партнерские отношения с родителями своих воспитанников. Эффективность создания таких условий дает возможность родителям охотно и откровенно рассказывать о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, о беспокойстве, которое вызывает поведение ребенка, об успехах малыша. Именно поэтому в своей работе большое место отвожу индивидуальным беседам с семьей , в ходе которых рассказываю о жизни ребенка в детском саду, как он играет, трудится, чем занимается, каких успехов достиг, что ему еще не удается. Вовлекая родителей в обсуждение того, как ребенок играет в домашней обстановке, намечаем совместную работу. (Например: наблюдая за поведением Сони в игре, я заметила, что она не умеет делиться игрушками.) Посоветовала маме принять участие в игре ребенка, показать, как нужно делиться игрушкой, какие создать ситуации, для того, чтобы у ребенка появилось желание дать поиграть другим со своей игрушкой. Рекомендую родителям за проявление ребенком этого качества, похвалить его, подчеркнуть, что ребенок поступил хорошо. При этом рекомендую родителям каждый раз напоминать ребенку о правильности его действий, таким образом, формируя в детях полезную привычку: делиться игрушкой.
Приготовила для родителей папку- передвижку, в которой поместила рекомендации:
- где хранить игрушки и как ухаживать за ними
- как научить ребенка делиться игрушкой
- как воспитать привычку у детей быть вежливыми и аккуратными
- как правильно организовать игру в домашней обстановке
- на какие отрицательные проявления ребенка следует обратить особое внимание
Работа по воспитанию освоению нравственных качеств у дошкольников с помощью игровых методов была эффективной: у детей появилось желание помочь, успокоить, утешить , сказать ласковые слова сверстникам, близким людям, игровым персонажам. Малыши умеют делиться игрушками, действовать согласованно и дружно, научились здороваться, прощаться, благодарить, быть приветливыми, умеют сдерживать капризы.
Работа не завершена. В дальнейшем планирую продолжить свою работу по воспитанию нравственных качеств дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
игровые методы и приемы в формировании речи детей младшего дошкольного возраста
Как мы можем помочь своему ребенку в развитии звуковой культуры речи......
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Игровые методы и приемы пальчиковых игр с предметами, направленные на развитие мелкой моторики, формирование речи детей младшего дошкольного возраста в ГКП.
Для чего необходимо развивать мелкую моторику?Существует прямая и естественная связь между движениями рук и произнесением слов, так как речевые области мозга у детей частичноформируются под влия...
Формирование у детей младшего дошкольного возраста нравственных качеств с помощью русских народных сказок.
Из опыта работы....
Развитие у детей младшего дошкольного возраста нравственных качеств посредством театрализованной деятельности
Дошкольное детство - это период освоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребенок начинает активно жить в человеческом обществе, сталкивается с множеством проблем и трудностей....
«Формирование у детей младшего дошкольного возраста нравственных качеств с помощью игровых методов».
«Формирование у детей младшего дошкольного возраста нравственных качеств с помощью игровых методов»....
Перспективное планирование «Формирование у детей младшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств посредствам знакомства с Родным краем»
перспективное планирование на год...
Формирование у детей младшего дошкольного возраста инженерного мышления с помощью ЛЕГО
Качество дошкольного образования, с учётом специфики дошкольного возраста, заключается не в получении детьми большого объёма знаний, а в овладении способами работы со знаниями, формировании необходимы...