Профилактика жестокого обращения с детьми дошкольного возраста
статья на тему
\\
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_zhestokogo_obrashcheniya_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете «Профилактика жестокого обращения с детьми дошкольного возраста»
Дети, особенно дошкольного возраста, нередко страдают от жестокого обращения со стороны взрослых или становятся свидетелями насилия в семье. Результатом являются психологические и физические травмы, в крайних случаях – сильные увечья, вплоть до инвалидности.
Жестокое обращение пагубно сказывается на самых разных аспектах жизни ребенка: здоровье, развитии, самооценке, общении, социальной адаптации. Опыт перенесенного жестокого обращения в детстве существенно влияет на то, как ребенок в дальнейшем будет выстраивать отношения с окружающими людьми и, прежде всего, с собственными детьми, мешает повзрослевшему ребенку выбирать позитивные социальные роли.
Основными задачами воспитателя ДОУ в работе по защите детей от жестокого обращения являются следующие:
- изучение литературы по проблеме предотвращения жестокого обращения с детьми;
- проведение работы с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми в семье (изучение семьи совместно с психологом, участие в работе по коррекции детско-родительских отношений);
- овладение приемами по оказанию помощи пострадавшим детям.
Основные признаки, которые должны привлечь внимание воспитателя
- Психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту.
- Неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка.
- Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми).
- Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания.
- Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле.
- Повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.).
- Враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери.
- Сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого.
- Судорожное реагирование на поднятую руку (ребенок сжимается, как бы боясь удара).
- Чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех.
- Демонстрация "взрослого" поведения, интерес к вопросам секса.
Целесообразней любую подобную работу начинать с наблюдения. Поэтому первым этапом нашей работы по профилактике жестокого обращения с детьми является наблюдение за общением детей с родителями: как они встречаются вечером, какие вопросы задают дети, какова реакция родителей на шалости и капризы ребенка и т.п.. Часто можно услышать употребление родителями уменьшительно-ласкательных слов и попытки разговаривать на равных. И анализируя полученные данные, мы можем сказать, что в результате наблюдения в нашей группе не были выявлены семmb с жестоким обращением. Даже напротив, дети с каждым днем учатся более искусно манипулировать своими родителями. Все это выражается в требованиях, капризах, условиях, на что почти все родители смиренно соглашаются.
Также частью этапа наблюдения можно считать наблюдения за детьми в сюжетно-ролевой игре "Семья", где дошкольники воспроизводят привычные, для них формы общения. Поведение детей, их действия, высказывания, экспрессия позволят педагогу сделать вывод о характере внутрисемейных отношений. В результате также не было замечено неадекватного поведения.
Следующим этапом нашей работы я могу назвать проведение с детьми бесед на темы "Мой дом, моя семья", Во что я люблю играть дома", "Выходной день в моей семье", "В гостях у бабушки". В дальнейшем этот этап может дополниться занятиями по рисованию на аналогичные темы.
Также ребенку можно предложить разрешить следующие ситуации:
1. У тебя два билета в цирк. Кого бы ты взял (а) с собой на представление?
2. Твоя семья идет в гости, но один человек заболел и должен остаться. Кто это?
З. Дома ты строишь из конструктора гараж. У тебя не получается. Кого ты позовешь на помощь?
4. Ты потерял (а) что-то очень дорогое для тебя. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности?
5. У тебя болит зуб, и ты должен (должна) идти к зубному врачу. С кем ты пойдешь к врачу?
В результате можно выявить явные симпатии и антипатии ребенка в семье.
Также неотъемлемой частью профилактики жестокого обращения в семье является Трансляция положительного образа ребенка.
Необходимость решения этой задачи определяется тем, что часто в повседневном общении с ребенком родители упускают из виду положительные черты его личности, сосредоточиваясь лишь на негативных проявлениях. Поэтому демонстрация воспитателем доброжелательного отношения ко всем без исключения детям, похвала в присутствии родителей каждого ребенка, рассказы о том, чему он научился за прошедший день, способность почувствовать и по возможности "снять" родительскую тревожность являются важнейшими условиями построения доверительных отношений с родителями.
Педагог, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего, должен выступать образцом уважительного и доброжелательного отношения к ребенку.
Также мы проводим беседы с родителями, это позволяет получить информацию об их образовании, интересах, желаниях относительно будущего своего ребенка.
Еще одним методом работы с родителями является анкетирование.
Анкета для родителей
Примерные вопросы.
- Как бы Вы продолжили следующие высказывания?
- Наказание ребенка взрослым происходит, потому что...
- И мне приходится наказывать ребенка когда он:
- Как наказывали Вас Ваши родители?
- Как Вы наказываете Вашего ребенка?
- Что Вас раздражает в ребенке?
- Что Вас раздражает в супруге?
- Что Вас раздражает (раздражало) в Ваших родителях?
- Что Вас раздражает в себе?
- Считаете ли Вы себя компетентным в вопросах воспитания?
- Кто, по - Вашему, более ответствен за воспитание ребенка - родители или дошкольное образовательное учреждение?
- Какой источник информации Вы считаете наиболее компетентным в вопросах воспитания?
Распознавание признаков жестокого обращения с детьми и пренебрежения родительским долгом является обязанностью сотрудников органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Не всегда эти признаки очевидны, и часто лишь внимательное обращение с ребенком и его родителями может выявить жестокое обращение с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План МБДОУ № 28 по организации профилактической деятельности предотвращения жестокого обращения с детьми дошкольного возраста
Создание условий для развития толерантности и бесконфликтного общения детей и взрослых, предупреждение насилия над детьми....
Особенности профилактики жестокого обращения с детьми в семье в условиях дошкольной образовательной организации
В статье впервые предпринимается попытка рассмотреть особенности профилактики жестокого обращения с детьми в условиях дошкольной образовательной организации, а также определены возможности для организ...
Программа профилактики жестокого обращения с детьми в семье в условиях дошкольного образовательного учреждения «Мы рядом»
Жестокое обращение с ребенком – это все формы или эмоционального плохого обращения, сексуальное насилие, заботы, пренебрежение, торговля или другие формы способные привести или приводящие к факт...
Профилактика жестокого обращения с детьми дошкольного возраста
Блок для родителей....
Профилактика жестокого обращения с детьми дошкольного возраста
Профилактика жестокого обращения с детьми дошкольного возраста...
Профилактика жестокого обращения с детьми дошкольного возраста
Консультация для педагогов и родителей...
Конспект занятия по профилактике жестокого обращения с детьми на тему "Сказки учат многому…" с детьми дошкольного возраста 5-6 лет
Цель:1. Обобщить знание правил безопасного поведения детей при общении с незнакомыми людьми.2. Развивать связную диалогическую речь, логическое мышление, внимание, осмотрительность в общении с не...