ВНИМАНИЕ - ВАЖНЫЙ ФАКТОР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья на тему

Мастрюкова  Татьяна Евгеньевна

 

Актуальность данной темы обусловлена тем, что ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, пока человек не заострит свое внимание на том, что воспринимает или делает. Хорошо развитое внимание – это одно из условий успешного развития и обучения ребенка. От того насколько сформированы механизмы внимания у детей дошкольного возраста, зависит будущее ребенка, его интеллектуальное развитие, успешность в учебной деятельности и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnimanie_na_zanyatiyah.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

ВНИМАНИЕ - ВАЖНЫЙ ФАКТОР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Мастрюкова Т. Е., музыкальный руководитель

МБДОУ «ДСКВ №37» г. Братска

В наше время огромный поток информации, расширение человеческих контактов, рост темпа жизни приводит к увеличению объёма знаний, необходимых для жизни современному человеку.  Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включающихся в водоворот нашей бурной жизни.  Дети – дошкольники стали более раскованные, подвижные, активные и менее внимательные. Моя задача, как педагога – через игру научить ребенка многому, а это значит постоянно его заинтересовывать, удивлять, т.е удерживать его внимание. Поэтому с целью активизации внимания, в своей работе стараюсь использовать такие способы как:

1.Голосовая и эмоциональная модуляция – это способ, при котором изменяется интонация, тембр, высота и громкость голоса (от крика до шёпота).

2. Прерывание. При использовании способа прерывания речи и антиципации (догадки), педагог прерывает речь на словах, достаточно очевидных с требованием произнести их вслух всем, кто догадался.

3. Способ «Провалы памяти» - это якобы забывание хорошо знакомого детям и очевидного факта из сообщения с просьбой помочь вспомнить.

4. Способ жестикуляции – это способ, при котором речь педагога сопровождается мимикой и адекватной содержанию эмоциональной и иллюстративной жестикуляцией.

5. Способ риторических вопросов – это повторение основных моментов в форме вопроса. А после небольшой паузы педагог сам отвечает на вопрос.

7. Способ наглядности

8. При использовании активного способа «Конвейер» музыкальный руководитель начинает сам запевать песню, затем без предупреждения предлагает любому из детей продолжить музыкальную фразу.

9. При использовании словесных установок на внимание педагог чётко и довольно громко произносит слово «Внимание» или громкий звук «Та дам».

10. При использовании игрового способа «Эхо» педагог пропевает фразу и просит любого ребёнка повторить его как эхо.

11. Правило равенства «Много нового – трудно, мало нового – скучно»

Все эти способы, конечно, помогают педагогу на время активизировать внимание детей. Но чтобы удержать внимание, необходим интерес. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей творческими личностями и даёт им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий. Игровые методы, направленные на пробуждение любопытства к происходящему и, следовательно, мобилизующие детское внимание – это социо – игровая технология, которая представлена педагогами, психологами Е. Е. Шулешко, А. П. Ершовой и В. М. Букатовым .

Суть метода раскрывается в следующих правилах:

1. Работа проводится малыми группами до 6 человек, т. к. в шестерке каждый ребенок находит максимально выгодные условия для возникновения коллективного делового общения. В такой микрогруппе лидеры меньше давят на менее активных сверстников, а тихий ребенок может уйти от давления, защитившись окружением таких же тихих детей.

Помимо этого, шестерки часто делятся на две тройки или три пары — такая вариативность помогает детям обнаруживать и сравнивать большее число мнений, не концентрируясь только на точке зрения лидера.

Сам процесс деления на группы представляет собой игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, развитию умения договориться. Варианты могут быть следующими: по цвету волос, глаз, одежды; одинаковая буква, с которой начинается имя; путем считалок, разрезных картинок и проч. Выбор способа деления на группы зависит от умения детей общаться и договариваться друг с другом, уровня сформированности произвольности поведения, содержания занятия, количества детей и малых групп. При делении детей они могут стоять, сидеть на стульчиках, на ковре, по кругу или беспорядочно.

2. Работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает лидер (капитан команды), которого выбирают сами дети (голосованием, по считалочке и проч.). Каждый раз, когда меняется состав группы, — меняется и лидер. Такая форма работы позволяет не скучать активным детям, а также помогает набраться опыта более скромным воспитанникам и в дальнейшем также выступать в роли представителя группы.

3. Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен. Мизансцена (фр. mise en scene) — расположение актеров на сцене в тот или иной момент спектакля.

 Дети могут общаться в разных уголках группы: за столами, на полу, в любимом уголке и т. д. Смена мизансцены в ходе игрового сеанса или непосредственно образовательной деятельности помогает воспитанникам переключиться, снять эмоциональное напряжение. Чем чаще они меняют мизансцены, места, позы, тем активнее и работоспособнее их нервная деятельность. А это, в свою очередь, означает, что повышается сопротивляемость детского организма нервным стрессам, а в ДОО создаются благоприятные условия для здоровьесбережения. Если во время занятия дети сидели на стульчиках или двигались очень мало, то социо-игровая технология не состоялась.

4. Ограничение по времени предполагает смену темпа и ритма. Благодаря этому у детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец и требует определенной сосредоточенности. (покой – движение)

5. Неотъемлемая часть социо-игровой технологии — интеграция видов деятельности. Это способствует речевому, художественно-эстетическому, социально-коммуникативному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом.

6. Ориентация на принцип полифонии или, как его назвали авторы, «133 зайца». В народе существует пословица: за двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. В социо-игровой педагогике дело обстоит несколько иначе: если гнаться за двумя зайцами, то действительно ни одного не поймаешь, но если сразу за 133, то, глядишь, с десяток наловишь (и среди пойманных пяток зайцев может оказаться из тех, о которых и не мечталось раньше — «нечаянная радость»). Другими словами, применение технологии позволяет развивать и внимание, и память, тренирует умение сообща решать задачи, стимулирует увлеченность.

Таким образом, используя правила социо-игровой технологии,  дети учатся  слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию. Кроме того, у них развивается речевое взаимодействие; формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам; они учатся отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым; отсутствует чувство страха за ошибку.

Из всего сказанного можно сделать вывод, чтобы успешно применять в практической деятельности вышеизложенные способы и технологии, уметь удерживать внимание детей и поддерживать их интерес к образовательной деятельности педагог должен обладать профессионально значимыми качествами личности. 

Межличностные компетенции

  • Доверительное, доброжелательное отношение к детям, ориентированность на сотрудничество.
  • Диалогическая коммуникативная направленность, искренность, открытость. Педагог нацелен на равноправное общение, взаимное уважение, доверие.
  • Эмпатия – умение сопереживать, что способствует созданию атмосферы эмоционального комфорта.
  • Толерантность – терпимое отношение к индивидуальностям, мнениям.
  • Интеллектуальность – педагог знает и учитывает индивидуальные, возрастные особенности ребенка. (теоретическая и практическая база)
  • Креативность -  творчество и сотврочество с детьми.

Литература

  1. Морнов К.А. Развитие личностно-профессиональной компетентности будущих педагогов. Учебное пособие по «Педагогической деонтологии».- Братск:  БрГУ,  2011г. - 146 с
  2. http://ped-kopilka.ru/blogs/blog55332/master-klas-dlja-pedagogov-udo-ispolzovanie-igrovyh-tehnologii-na-uchebnyh-zanjatijah-socio-igrovye-tehnologi.html
  3.  http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-vospitatelei-ispolzovanie-socio-igrovoi-tehnologi-v-vospitatelno-obrazovatelnom-procese-510910.html 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внимание, как один из главных факторов успешного развития дошкольника.

Особенности произвольного внимания у дошкольников, нарушения внимания, методы и приемы активизации...

"Игры с мячом - важный фактор в развитии физических качеств у дошкольников"

Данный материал раскрывает систему работы, включающую определённые приёмы и методы обучения,  способствующие максимальной активности всех видов двигательной сферы посредством использования мяча, ...

Оснащение логопедического кабинета как важный фактор речевого развития дошкольников с нарушениями речи.

В соответствии с современными требованиями в нашем ДОУ оборудован логопедический кабинет, в котором выделены учебная, игровая, развивающая и методическая зоны. Он оснащен необходимой мебелью, компьюте...

Проектно - исследовательская деятельность, как важный фактор познавательного развития дошкольника в практике работы педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

"Проектно - исследовательская деятельность, как важный фактор познавательного развития дошкольника в практике работы педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

"Игры с мячом - важный фактор в развитии физических качеств у дошкольников"

Игры с мячом любят дети всех возрастов, да и взрослые тоже. Поэтому этим занятиям со своими воспитанниками я уделяю большое внимание....

"Проектно - исследовательская деятельность, как важный фактор познавательного развития дошкольника в практике работы педагога с детьми с ограниченными возможностями".

"Проектно - исследовательская деятельность, как важный фактор познавательного развития дошкольника в практике работы педагога с детьми с ограниченными возможностями"....