Педагогическая система Марии Монтессори
презентация на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года. Она была первой женщиной-врачом в Италии, а также психологом, педагогом, ученой. Целенаправленно и углубленно занимаясь психологией и педагогикой, Мария пробовала разрабатывать собственные методики воспитания и развития детей.
Суть методики М.Монтессори Методика Монтессори – это уникальная авторская система саморазвития и самовоспитания малышей. Ключевое внимание здесь обращено на развитие мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание), а также на воспитание самостоятельности в ребенке В основе педагогической системы Марии Монтессори лежит биологическая предпосылка - любая жизнь есть проявление свободной активности. Развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности. Монтессори предлагала предоставить ребенка самому себе, не препятствовать ему в его выборе, в самостоятельной работе. Задача воспитателя - помочь ребенку организовать свою деятельность, реализовать себя, свою природу.
Принцип в педагогике Монтессори- «Помоги мне сделать это самому»
Основные положения системы Монтессори Активность ребенка. В обучении малыша взрослый играет второстепенную роль, являясь не наставником, а помощником. Свобода действий и выбора ребенка. Старшие дети учат младших. При этом сами они учатся заботе о младших. Это возможно, поскольку, согласно педагогике Монтессори, группы формируются из ребят разного возраста. Решения ребенок принимает самостоятельно. Занятия проводятся в специально подготовленной среде. Задача взрослого – заинтересовать ребенка. Дальше малыш развивается сам. Чтобы ребенок развивался полноценно, необходимо предоставить ему свободу мышления, действий и чувств. Не следует идти против указаний природы, нужно следовать этим указаниям, тогда ребенок будет самим собой. Недопустима критика, недопустимы запреты. Ребенок имеет право на ошибку. Он вполне способен сам до всего дойти.
Роль взрослого в системе В основе педагогической системы Марии Монтессори лежит биологическая предпосылка - любая жизнь есть проявление свободной активности. Развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности. Монтессори предлагала предоставить ребенка самому себе, не препятствовать ему в его выборе, в самостоятельной работе. Задача воспитателя - помочь ребенку организовать свою деятельность, реализовать себя, свою природу.
Роль развивающей среды в системе Монтессори Правильная среда – это среда, соответствующая потребностям ребенка Развивающая среда выстраивается согласно строго определенной логике. Традиционно в ней выделяются 5 зон: Зона упражнений в повседневной жизни. Здесь ребенок учится обращению со своими вещами, а также тому, как следить за собой. Зона родного языка. Позволяет расширить словарный запас, познакомиться с буквами, фонетикой, понять состав и написание слов. Зона сенсорного воспитания. Развивает органы чувств, обеспечивает возможность изучения формы, размера, величины предметов. Зона Космоса. Знакомит с окружающим миром, с основами анатомии, ботаники, зоологии, географии, астрономии, физики. Математическая зона. Учит пониманию цифр, порядка при счете, состава чисел, а также основным математическим действиям – сложению, вычитанию, умножению и делению
Роль дидактического материала в системе Монтессори Обучение ребенка тесно связано в системе Монтессори с предметной средой. При этом в качестве игрушек могут выступать практически любые предметы
Правила работы с дидактическим материалом Чтобы побудить ребенка к действию, материал следует располагать на уровне его глаз (не выше 1 метра от пола) К материалу необходимо относиться аккуратно. Материал может быть использован ребенком после того как взрослый объяснит малышу его назначение. При работе с материалом следует придерживаться следующей последовательности: выбор материала, подготовка рабочего места, выполнение действий, контроль, исправление ошибок, возвращение пособия на место по завершении работы с ним. Запрещается передавать пособие из рук в руки во время групповых занятий. Материал в определенном порядке должен быть разложен ребенком на столике или коврике. Ребенок может взаимодействовать с материалом не только по примеру воспитателя, но и с учетом собственных знаний. Работа постепенно должна усложняться. Закончив упражнения, ребенок должен возвратить пособие на место, и только после этого он может взять другие материалы. Один ребенок работает с одним материалом. Это позволяет сосредоточиться. Если материал, который малыш выбрал, в данный момент занят, следует ожидать, наблюдая за работой сверстника, или выбрать любой другой.
Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, а также в ориентации на свободную, самостоятельную, активную личность!
Интернет-ресурсы (http://www.montessori-center.ru/; см. сайт Монтессори-центра (г. Москва)), http://www.montessori-center.ru/; электронная версия книги "Методика Марии Монтессори"), (http://montessori.magichild.ru/st/st2.htm; Монтессори-центр "Волшебный ребенок" (Москва)), (http://www.montessori-center.ru/right.phtml?f=lit/books_rus.htm; см. перечень книг М. Монтессори на русском языке). http://karmashov.perm.ru/montesor.htm http://www.ozon.ru/context/detail/id/869624/?partner=englang – «Вижу, слышу, чувствую», уроки Монтессори http://metodika-montessory.narod.ru/zaniatia.htm - занятия по методике Монтессори http://www.rebenok.com/info/study/montessori_group/ - занятия, пособия http://parent.fio.ru/news.php?n=15456&c=308 – о школах Монтессори http://defacto.examen.ru/db/ExamineBase/catdoc_id/D469A977E8228C9AC3256B49003C61F2/rootid/9327995FB7A6D40FC3256A02002CE0D5/defacto.html - особенности использования дидактических материалов в системе Монтессори http://www.montessori-center.ru/ - сайт о Монтессори для родителей и педагогов http://school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=222&oll.ob no to= - игры по методике
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ «СЛЫШУ, ВИЖУ, ЧУВСТВУЮ»»
«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ -«СЛЫШУ, ВИЖУ, ЧУВСТВУЮ»"Приложение Перспективный план...
Педагогическая система Марии Монтессори
Главное в системе Монтессори - не пособия не методики. Главное - это Ребенок, единственный в своем роде, уникальный и неповторимый. И, будучи единственным в своем роде, он имеет право на индивид...
Доклад "Педагогическая система Марии Монтессори и современные требования образования"
Современный этап развития образования выдвинул в качестве одной из важнейших задач создание организационного и содержательного единства, преемственности и взаимосвязи всех звеньев образования.Новые со...
Педагогическая система Марии Монтессори
Педагогическуя система Мария Монтессори или система самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде....
Презентация: "Реализация требований ФГОС ДО с использованием педагогической системы Марии Монтессори".
В мире происходит сближение образовательных систем разных стран. Изучение инновационных/ретроинновационных педагогических систем может стать базой для решения различных воспитательных и образовательны...
Статья "Реализация требований ФГОС ДО с использованием педагогической системы Марии Монтессори"
В нашей стране, как и во всем мире , стремительно происходят изменения. Поэтому мы, педагоги, должны изучать мировую педагогическую культуру и сохранять и преумножать наше культурно-педагогическое нас...
Сходство и различия педагогической системы Марии Монтессори и педагогической системы Фридриха Фребеля
Символ педагогической технологии, характеризующий ее (педагогика М. Монтессори, Вальдорфская педагогика, Педагогика Селестена Френе, Педагогика Реджио Эмилия и т.д)....