Обобщение опыта работы на тему: «Быть здоровыми хотим»
методическая разработка на тему
Одной из главных задач детского сада является подготовка детей к школе. Чтобы ребенок успешно учился, он должен быть физически здоров, т.к. развитие, приобретаемое в движении, касается не только двигательного аппарата, его мышц, связок, костей головного мозга, влияют на развитие умственных способностей ребенка. Следовательно, умственное и двигательное развитие - это два связанных друг с другом процесса.
«Берегите здоровье с молоду» - это девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней жизни. Растить детей здоровыми, сильными - задача каждого дошкольного учреждения. Поэтому в нашем детском саду актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступным двигательным умениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 31.22 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 410 г. ЧЕЛЯБИНСКА»
МБДОУ «ДС № 410 г. ЧЕЛЯБИНСКА»
Обобщение опыта работы на тему:
«Быть здоровыми хотим»
Выполнила воспитатель:
Ю. Р. Мигранова
Челябинск 2016г.
"Движение - жизнь, здоровье, радость"
"Чтобы сделать ребенка умным и
рассудительным, сделай его
крепким и здоровым. Пусть он
работает, действует, бегает -
находится в постоянном движении".
Ж. Руссо
Движение - это жизнь ребенка, его стихия! Современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статистическом положении (за столом, у телевизора, за компьютером, играют в тихие игры на полу). Это увеличивает статистическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются силы и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, т.е. усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии.
Несущественные отклонения в состоянии здоровья могут быть причиной повышенной утомляемости, сниженной работоспособности, сопротивляемости детского организма к воздействиям вредных факторов.
Одной из главных задач детского сада является подготовка детей к школе. Чтобы ребенок успешно учился, он должен быть физически здоров, т.к. развитие, приобретаемое в движении, касается не только двигательного аппарата, его мышц, связок, костей головного мозга, влияют на развитие умственных способностей ребенка. Следовательно, умственное и двигательное развитие - это два связанных друг с другом процесса.
«Берегите здоровье с молоду» - это девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней жизни. Растить детей здоровыми, сильными - задача каждого дошкольного учреждения. Поэтому в нашем детском саду актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступным двигательным умениям.
Формами организации оздоровительной работы являются: физкультурные занятия, самостоятельная деятельность детей, подвижные игры, утренняя гимнастика, двигательно-оздоровительные моменты (физкультминутки), физические упражнения после дневного сна, физкультурные прогулки (парк, лес, на стадион), физкультурные досуги, спортивные праздники, дни Здоровья. Цель занятий заключается в комплексном формировании культуры движений, систематической работе над решением оздоровительных, общеобразовательных и воспитательных задач, что обеспечивает физическое развитие, функциональное совершенствование организма, укрепляет здоровье ребенка, способствует приобретению им правильных двигательных навыков, психофизических и эмоционально положительного отношения к физкультуре и спорту.
По физическому развитию имеется все необходимое для обеспечения достаточного уровня двигательной активности на занятиях. Готовясь к физкультурным занятиям я использую нетрадиционные подходы к построению и содержанию занятий, позволяющие постоянно поддерживать интерес детей (используя индивидуальный подход к каждому занятию, разумно распределяя нагрузку, учитывая уровень двигательной активности и полоролевой принцип подбора движений).
В своей работе я стараюсь использовать разнообразные типы проведений занятий - это тренировочные, игровые, сюжетно-игровые, контрольно-проверочные.
На занятиях участвует вся группа. Особое внимание требует вновь поступившие в детский сад дети и дети третьей группы здоровья. К ним предъявляю более низкие требования, стараюсь, прежде всего, занять ребенка, пробудить желание играть и упражняться вместе со всеми. Постепенно эти дети привыкают и участвуют на занятиях наравне со всеми. На занятиях я привлекаю детей убирать и переставлять спортинвентарь, дети с удовольствием помогают.
На протяжении всего занятия особое внимание уделяю формированию и коррекции осанки, профилактике нарушения осанки, профилактике плоскостопия.
Например:
Мы ходим на носках, мы пройдем на пятках
Вот проверили осанку и свели лопатки
Мы идем, как все ребята и как мишка косолапый.
Общеразвивающие упражнения на занятиях иногда заменяю комплексом ритмической гимнастики, она способствует приобретению двигательной культуры, выразительности, точности, координации движений и обеспечивает эмоционально-положительное состояние детей.
В занятии также включаю пальчиковую гимнастику, которая направлена на развитие выразительности движений, умение ориентироваться на слово при построении действий.
Дети повторяют слова и выполняют движения в соответствии с текстом:
Этот пальчик маленький, мизинчик удаленький.
Безымянный - кольцо носит, никогда его не бросит.
Ну, а этот - средний, длинный, он как раз посередине.
Этот - указательный.
Большой палец, хоть длинный, среди братьев самый сильный
Пальчики не ссорятся, вместе дело спорится.
Особое внимание уделяются упражнениям дыхательной гимнастики. От правильного дыхания во многом зависит здоровье детей, его физическая и умственная деятельность. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека, повышает сопротивляемость организма простудным и другим заболеваниям. Подвижные игры на занятии способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, развитию положительных чувств. Каждый ребенок должен чувствовать себя в обществе сверстников как равные среди равных. Активные действия в игре помогают детям устранить неуверенность в своих силах, застенчивость, робость.
Достаточно высокая активность детей проявляется в подвижных играх, которые формируют ответственность за выполнение правил и достижение определенного результата. В подвижной игре дети получают удовлетворение. Поэтому важно обеспечить достаточную продолжительность игровых действий и целесообразную двигательную активность играющих. Необходимо дать детям возможность наиграться, набегаться, полностью ощутить привлекательность взаимодействия в коллективе сверстников. Направленность игры проявляется особенно ярко, если она проходит эмоционально, пробуждает детское выражение, активность.
В конце занятия я провожу малоподвижные игры, релаксации. Например, упражнение «Ковер самолет». Дети ложатся на спину, закрывают глаза, расслабляя все мышцы. На фоне спокойной музыки звучит голос: «мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивая. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают. Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера. Постепенно ковер-самолет начинает снижаться и приземляется в нашем зале (пауза)… Подтягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и аккуратно встаем. Эти упражнения положительно влияют на физическое состояние детей. О правильном использовании техники релаксации свидетельствует внешний вид ребенка: спокойное выражение лица, ровное, ритмичное дыхание, вялые послушные руки.
Инструкции должны быть четко сформулированы и образны. Это поможет привлечь и удержать интерес детей добиваться, чтобы при выполнении упражнений они автоматически включали в работу определенные группы мышц. Например: «Руки висят как тряпочки, руки вялые, тяжелые и т.п.»
Музыка помогает установить нужный темп и ритм выполнения упражнений, объединяет все части занятия в единый сюжет, в связи с чем, увеличивается двигательная активность. Музыка способствует улучшению осанки, придает движениям выразительность, способствует развитию их точности, координированности. Она также облегчает усвоение различных построений и перестроений, которые я обычно даю вначале и в заключительной части занятия.
Каждое утро в детском саду начинается с утренней гимнастики. В теплое время гимнастика проходит на улице. В каждой группе разработаны комплексы гимнастики. Используется ритмическая гимнастика, выполняются упражнения с мелким инвентарем. После утренней гимнастики выполняется оздоровительный бег вокруг детского сада. В конце детям предлагаются дыхательные упражнения. При нормальном тепловом режиме дети одеты в легкую одежду, что позволяет им легко двигаться, приносит детворе закаливающий эффект и огромное наслаждение. Утренняя гимнастика – оздоровление, укрепление систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков и создание хорошего настроения ребенка. За короткий промежуток времени ребенок обогащает двигательный опыт разнообразными видами физических упражнений и приучает детей к коллективным формам организации двигательной активности.
После сна воспитатели проводят игровую оздоровительную гимнастику после сна. Гимнастика на кровати включает такие элементы, как потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т.д. Главное правило исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления. С целью оздоровления детей мы используем корригирующие дорожки после дневного сна. Тренажеры для профилактики плоскостопия. Коррекционные дорожки очень полюбились детям, и они с удовольствием ходят по ней. Пробуждение после сна это серьезный момент для насыщения жизни детей. Физкультура в постели дает прекрасный оздоровительный эффект, при этом доступна и приятна и лежебокам и подвижным. Гимнастику после сна провожу в игровой форме. Это позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем движениям. Кроме того, принимая определенный игровой образ, дети лучше понимают технику выполнения упражнений. Таким образом, достигается задача оздоровления детей и повышение двигательной активности.
Посещение детьми занятия хореографией расширяет их потребность в движении, способствует укреплению правильной осанки, развитию координации, оздоровлению дыхательной и сердечной системы.
Физкультурные занятия на свежем воздухе позволяют не только повысить двигательную активность, но и закаливать детей, повышать выносливость при изменяющихся факторах внешней среды, сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Занятия на воздухе предоставляют возможность свободно двигаться, используя приобретенные навыки, развивают смелость, ловкость.
Мальчики в своем двигательном поведении отличаются от девочек. Для них характерно более стремительное и активное движение. Все новое они испытывают на себе, на собственном опыте. Они устремляются туда, где есть риск, опасность. Двигательное поведение девочек более осмотрительное и осторожное.
Более эффективны прогулки и физические занятия на свежем воздухе, т.к. позволяют не только повысить двигательную активность, но закаливать детей, повышать выносливость организма при изменяющихся факторах внешней среды. Его сопротивляемость к различным заболеваниям.
В летний период на физических занятиях закрепляются элементы футбола, волейбола, игры в бадминтон, городки. Зимой ходьба на лыжах, катание на санках, с горки.
Известно, что хорошим средством закаливания, укрепления и формирование стопы служит прогулка босиком по траве, песку. После прогулки босиком дети принимают водные процедуры.
Невозможно себе представить жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов.
Во время физкультурного досуга дети участвуют в развлекательных играх, забавах, танцуют, отгадывают загадки. Большое количество игр носит характер эстафет, где дети делятся на команды, соревнующиеся между собой. Активная деятельность детей на физкультурных досугах чередуется со спокойной, когда после какой-нибудь подвижной игры или эстафеты провожу конкурс загадок, или чья команда назовет больше видов спорта или рода войск и т.д. Чтобы досуги были интересны, включаю вначале досуга встречу с каким-нибудь героем. В течение учебного обязательно проводится День здоровья. Здесь дети узнают, как нужно следить за своим здоровьем, чтобы не заболеть. В младших группах проводится досуг « Встреча с Мойдодыром», также в младшей группе проходит досуг в образно-игровой форме, это когда через воображаемый подражательный образ дети направляются на выполнение движений и на приобретение разнообразных двигательных навыков.
В старших группах по литературным произведениям, это когда физический досуг построен на встрече с персонажами литературного произведения. Например К.Чуковский « Доктор Айболит - закаляться нам велит», к дню Здоровья « Я здоровье берегу- быть здоровым я хочу!»,
На веселых стартах у детей определяется ловкость, сила, быстрота реакции, ориентировка в пространстве, способности. Дети болеют за каждого участника из своей команды. Стараются помочь слабым по силе, переживают неудачу.
Повышению двигательной активности на занятиях, досугах, развлечениях способствует использование нестандартного оборудования. Сделанное родителями оборудование несложное, недорогое, но оно вносит в каждое занятие элемент необычности, вызывает интерес детей, желание поиграть с новыми для них атрибутами. Использование этих пособий увеличивает количество упражнений для разных групп мышц. Родителями сшиты мешочки для метания. Для профилактики плоскостопия сделаны коррекционные дорожки. Сначала это были дорожки с нашитыми на них пуговицами. Затем дорожки модернизировались - на покрывало нашили пробки от пластиковых бутылок. Нестандартное оборудование используется на занятиях по - разному. Шнур, сделанный из капсул от киндер сюрприза используется в прыжках через него с продвижением вперед. Капсулы от киндер сюрприза в упражнениях на восстановлении дыхания.
Также в каждой группе имеются спортивные уголки, оснащенные нестандартным спортивным и игровым инвентарем, изготовленным руками воспитателей и родителей.
Вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей. Главное в работе с родителями - формировать активную позицию в воспитании и оздоровлении ребенка, преодолеть равнодушие и безразличие к тому, что делается в ДОУ. Для решения этих проблем о динамике физического развития и состоянии здоровья каждого конкретного ребенка.
Помощь родителей и их индивидуальный контроль над ребенком, постоянное наблюдение и страховка позволяет предоставить детям большую свободу действий, что приводит к развитию ловкости и освоению более сложных движений. Взрослые и дети должны лучше узнавать друг друга, а для родителей это прекрасная возможность пообщаться с ребенком, получить необходимую физическую нагрузку, но особая ценность таких совместных действий заключается в моментах тактильности, т.е. в непосредственном соприкосновении частей тела родителей и детей, что необходимо для уравновешивания нервно-психического и душевного состояния. Также проводя с родителями спортивные праздники: «Мы умеем дружно жить», Вместе со взрослыми», «Папа, мама, я - спортивная семья» и т.д. Родители видят какую радость и пользу приносят ребенку шумные игры, веселые состязания, как играя он тренируется. Веселая, здоровая атмосфера таких дней передается и взрослым, способствует пробуждению у них интереса к общению со своими детьми.
Каждую весну и осень я принимаю нормативы по основным видам движений. Вывешиваю в родительские уголки консультации: «Игры с мячом в семье», «Вспомним о ходьбе», « Мини уголок дома», «Приобщение детей дошкольного возраста к физической культуре и спорту». В начале учебного года на родительских собраниях проводила круглый стол. В младших группах «Пути развития адаптационных способностей детей младшего возраста.»
В каждой группе знакомим с результатами физической подготовки детей на начало учебного года и что дети должны уметь к концу учебного года. Провожу индивидуальные беседы с родителями детей, которые не справляются с основными движениями и с родителями группы риска.
Здоровый ребенок, обычно бывает подвижным, жизнерадостным, любознательным.
В. Шененберг говорил: «Здоровье - это та вершина, которую должен каждый покорить сам. А мы должны стать учителями, мудрыми наставниками в начале этого долгого восхождения».
Ведь движение – это основа здоровья, радости и жизни. Жизнь – это система движений. Потребность в движении дана человеку природой. Детский возраст – это время интенсивного формирования и развития функций всех систем организма, раскрытия способностей, становления личности.
Именно в детском возрасте имеются все условия для всестороннего, гармонического, физического развития, образования, воспитания и оздоровления.
Программой воспитания в детском саду выделено два основных компонента двигательного режима: организованная и самостоятельная двигательная деятельность. На своем опыте я убедилась, что одним из трудных моментов организации жизни детей в детском саду является адаптационный период. Я заметила, что если ребенок много двигается, привыкание его значительно облегчается. Дети охотнее идут в группу, быстрее перестают плакать. Поэтому в утренние часы я старалась не ограничивать их в движении, разучивая и проводя с ними хороводные и подвижные игры. Сочетание движений со словами помогает ребенку осознать содержание игры, облегчить выполнение действий и удовлетворяют потребность детей в движении. Малыши очень любят подвижные игры, используя при этом незначительное количество физкультурного оборудования. Отрабатываю и закрепляю индивидуально с малоактивными детьми основные виды движений, испытанное ребенком чувство радости, в процессе активной двигательной деятельности, сопровождает его весь день. Для того чтобы разнообразить движения детей, в группе имеется мелкое физкультурное оборудование; мячи, обручи, дорожки здоровья, кегли и другие что способствует оздоровлению детей.
Во время проведения малоподвижных занятий обязательно использую физкультурные паузы, физкультминутки, которые включают в себя все виды движений: ходьбу, бег, прыжки, снимают усталость, зажатость детей. Ребенок во время проведения испытывает радость после напряжения умственных сил.
На прогулке обращаю внимание на активность детей. Игры с большей подвижностью чередую с малоподвижными, хороводными, для этого использую как выносное физкультурное оборудование, так и оборудование построенное с помощью родителей. Также предоставляю детям самостоятельно заниматься на спортивном оборудовании и организации подвижных игр, что способствует развитию движений, активности и формирования интереса к физкультурным занятиям. После прогулки проверяю состояние одежды детей и по необходимости произвожу смену.
Обучение детей игровым упражнениям и основным видам движений положительно повлияло на поведение и на личностные качества. У детей появилось устойчивое внимание, позволяющее быстрее и качественнее выполнять различные двигательные задания, а также управлять своим поведением с определенными правилами и нормами. Дети стали более спокойными и уравновешенными, с доброжелательным отношением друг к другу.
Воспитывая у детей потребность ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения является основой хорошего здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: «Воспитание здорового образа жизни через занятия по валеологии и ОБЖ»
Здоровый образ жизни – это поведение человека, направленное на рациональное удовлетворение врожденных биологический потребностей(пищевой, двигательной, познавательной, половой, потребности в...
Обобщение опыта работы по теме: «Воспитание здорового образа жизни через занятия по валеологии и ОБЖ»
Здоровый образ жизни – это поведение человека,направленное на рациональное удовлетворение врожденных биологический потребностей(пищевой, двигательной, познавательной, половой, потребности в...
Обобщение опыта работы по теме: "Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (коррекция зрения)".
Обобщение опыта работы с воспитанниками ДОУ с ОВЗ (корреция зрения)...
Сценарий проведения РМО. Обобщение опыта работы по сохранению и укреплению здоровья «День здоровья в детском саду»
Одной из первостепенных задач дошкольного учреждения является органичное сочетание воспитательно-образовательного процесса с сохранением и укреплением здоровья детей. Средствам...
Материал для совместной работы по теме "Быть здоровыми хотим"
Рекомендации родителям для совместной работы с детьми по теме "Быть здоровыми хотим"...
Обобщение опыта работы. Тема: «Здорово быть здоровым»
Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем детского организма. Поэтому наше дошкольное учреждение ...
Обобщение опыта работы на РМО воспитателей средних групп Тема: «Формирование ценностей здоровья у дошкольников через разные формы работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни».
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента здоровья. Одной из главных задач ФOП ДO - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Поэтому организаци...