Методическое сопровождение как форма организации работы ДОУ.
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Александрова Алена Сергеевна

Основные направления методического сопровождения воспитательного процесса в ДОУ. Три группы средств нравственного воспитания .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka.docx34.46 КБ

Предварительный просмотр:

1.2. Методическое сопровождение как форма организации работы ДОУ.

Рассмотрим основные направления методического сопровождения воспитательного процесса в ДОУ. Средства нравственного воспитания можно разделить на три группы.

Группы средств нравственного воспитания:

художественные (художественная литература, изобразительное искусство, кино-, мультфильмы, музыка),

социально-средовые (события, происходящие в окружении ребенка, обычаи, традиции, субкультура, поступки и оценки взрослых, развивающая среда),

деятельностные (разные виды детской деятельности, праздники, развлечения).

По признанию многих ученых и практиков, игровая деятельность во всем ее многообразии является важным средством духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Это влияние можно рассматривать в следующих аспектах.

Участие в игровой деятельности позволяет детям активно взаимодействовать, и, тем самым, взаимно влиять друг на друга, обогащая нравственные представления, опыт толерантного поведения и межнационального общения (обмениваясь мнениями, выбирая водящего, распределяя игровые роли, определяя сюжет или содержание игры и решая многие другие организационные вопросы дошкольникам необходимо договариваться и достаточно лояльно относиться к идеям и мнениям участников, чтобы не разрушить игру или невольно не обидеть друг друга).

Исполнение соответствующих игровых ролей способствует обогащению опыта поведения, а выполнение в игре действий, одобренных взрослым и положительно оцениваемых товарищами служит для играющих важным стимулом для дальнейшего контроля за своим поведением и выполнения аналогичных поступков в реальных жизненных ситуациях.

В сказке  дошкольники имеют возможность не только исполнять предложенные им роли, но и активно анализировать поступки героев с нравственной точки зрения и сравнивать со своими действиями. Кроме того, в самостоятельной игровой деятельности детей возникает много ситуаций для возможности морального выбора и проявления уважения к мнению, идеям или ценностям, значимых для другого, а также демонстрации расположения к другому ребенку, признания за дошкольниками права на собственное мнение и пр.

Условия, обеспечивающие действенность средств воспитания: соответствие возрасту, эмоциональная насыщенность, адекватность уровню развития детских интересов и др. Принципы сочетания средств воспитания: интеграция, изолированность, дифференциация, умеренность, степень воздействия и др.

Пути методического обеспечения процесса нравственного воспитания — это способы реализации задач и содержания нравственного воспитания. Направления методического сопровождения нравственного воспитания определяются его целью, содержанием, а также возрастными возможностями детей. [8]

Воспитание нравственного поведения начинается с приучения — практической выработки у детей определенных умений, навыков и привычек. Приучение широко применяется в нравственном воспитании детей уже с раннего возраста: малышей приучают к режиму питания, сна, бодрствования, к формам и правилам общения, деятельности. Главный результат приучения — формирование навыков и умений поведения. Повторяясь ежедневно, эти умения и навыки превращаются в привычные способы поведения.

В дошкольном возрасте продолжается процесс приучения детей к коллективному ритму жизни, к организованности, культуре общения и поведения.[4]

Для того чтобы приучение было действенным и эффективным, используются в комплексе следующие приемы: указание, что делать; определение результата — что и зачем; показ и объяснение или только объяснение способа действия или способа поведения (много различных действий в последовательности); повторность (организация упражнений); контроль и оценка. В процессе самообслуживания и общения педагоги показывают детям на конкретных примерах, как войти, поздороваться, обратиться к взрослому или сверстнику, попросить у него игрушку и т. д. Приучение предполагает использование упражнений.

Упражнение в нравственном поведении обычно включается в общий поток жизненных ситуаций. Чтобы сформировать стойкие привычки к определенным формам поведения в меняющихся условиях социального общения, чтобы можно было обобщать требования к поведению при разных обстоятельствах, упражнения необходимо проводить в различных жизненных ситуациях.

Поручение — это специально организованная взрослым ситуация для многократных упражнений в тех или иных формах поведения. Поручения должны быть содержательными, значимыми для детей, открывающими перспективу общественно полезной деятельности. В воспитании детей дошкольного возраста широко используются игровые упражнения. Например, дети «обучают» новую куклу правилам поведения в детском саду. В результате многократных упражнений в различных условиях у детей формируются прочные привычки культурного общения и поведения.

Руководство разнообразной деятельностью детей как метод воспитания поведения.[4]

Мерилом нравственности являются не слова, а поведение и поступки. Любой вид деятельности — общение, игра, труд, учение — важен для освоения знаний о нормах и правилах поведения и для упражнения в поступках и действиях. Но формирование личности в процессе деятельности обеспечивается лишь целенаправленным руководством ею со стороны педагога. При этом условии руководство деятельностью становится методом нравственного воспитания.

Убеждение рассматривается способ педагогического воздействия на сознание, чувства и волю воспитанников с целью формирования и закрепления у них положительных моральных качеств и устранения отрицательных черт в характере и поведении. При помощи убеждения воспитатель формирует у детей моральные представления и понятия, руководствуясь которыми дети вырабатывают правильные суждения, оценочные отношения к поступкам людей, к общественным событиям и к самому себе, овладевают моральными нормами и правилами поведения в быту, в обществе, в своем коллективе.

Назначение убеждения — выработать у детей, подростков, юношей глубокую убежденность, т. е. уверенность в истинности идей и принципов коммунистической морали и в жизненной необходимости овладения ими. Мерилом сформированности нравственных убеждений является практика поведения личности. [16]

Разъяснение применяется в соответствии с возрастом детей и уровнем развития нравственного сознания. Уже в процессе формирования у детей дошкольного возраста элементарных моральных представлений и понятий о нормах и правилах поведения применяется разъяснение. Воспитатель не только сообщает детям правила поведения, но и разъясняет значение каждого правила, а также необходимость обязательного его выполнения. Постепенно у ребенка формируется представление об общественной значимости его поведения. При разъяснении воспитатель пользуется также указанием: он рассказывает, что нужно делать и как нужно поступать.

Разъяснение применяется при осуждении отрицательных действий, поступков детей и при одобрении, поощрении, вызывая у детей положительные переживания и чувства. При разъяснении применяется показ способов и образцов действий и отношений, которыми дети должны овладеть. Особенно это необходимо в дошкольном и младшем школьном возрасте. Разъяснение, указание, показ формируют у детей осознание своего поведения, убежденность, т. е. уверенность в том, что поступать нужно именно так, а не иначе.

Внушение используется на всех ступенях возрастного развития детей. Особенно действенное значение этот метод имеет в дошкольном и младшем школьном возрасте. Впечатлительность детей этих возрастов делает их податливыми к внушению.

Применение внушения должно основываться на уважении к личности ребенка, на глубокой вере в его силы и возможности. Дети со слабой волей особенно нуждаются в таком внушении. В них вселяют уверенность в том, что они могут быть смелее, добрее, что они в состоянии выполнить требования, предъявляемые к ним воспитателем, учителем, коллективом. Им советуют, что нужно делать и как надо поступать, чтобы заслужить уважение товарищей. Отдельных детей путем внушения предостерегают от зазнайства, хвастовства, эгоизма.[4]

Эффективность применения данного метода зависит от того, насколько воспитатель и учитель опираются на жизненный опыт детей. Внушение применяется по отношению к группе сверстников и к отдельным детям с учетом их индивидуальных особенностей (застенчивость, робость, неуверенность, беспомощность).

Разъяснение и внушение тесно связаны с приучением к правильному поведению, с упражнением в положительных моральных поступках.

Это дает возможность воспитывать устойчивые навыки и привычки нравственного поведения, формировать осознанность и осмысленность всех действий, отношений.

Специфическими методами формирования морального сознания являются этические беседы, лекции, конференции, диспуты. Этическая беседа — это беседа на моральные темы. Функция ее — моральное воздействие на сознание и поведение детей с целью формирования и развития обобщенных моральных представлений и понятий, на основе которых воспитывается убежденность. Большое значение имеет этическая беседа и для развития у детей умения правильно оценивать свое отношение к поступкам товарищей и к своим собственным в соответствии с требованиями коммунистической морали.

В этических беседах в отличие от разъяснения благодаря активным высказываниям, суждениям самих детей и обобщению воспитателя (учителя) формируется общественное мнение, вырабатывается общий критерий отношения к жизненным явлениям, к событиям общественной жизни. Сопоставляя факты, дети приходят к самостоятельным выводам. Этическая беседа применяется тогда, когда у детей есть определенный запас обобщенных представлений. Источниками для этических бесед в детском саду и в начальной школе являются факты, явления, события в жизни самого детского коллектива, поступки детей, их взаимоотношения, поступки героев художественных произведений, кинофильмов, спектаклей.

К этическим беседам, к их содержанию независимо от возраста участников предъявляются определенные требования: идейная направленность содержания, тесная связь с жизнью данного детского коллектива и с жизнью страны, соответствие содержания и методики проведения беседы возрастным возможностям и индивидуальным особенностям детей, закрепление моральных представлений, понятий, норм, правил в ходе живого обмена мнениями.

В детском саду и в школе этические беседы проводятся учителем, воспитателем с отдельным ребенком и с коллективом детей. Назначение индивидуальной беседы — опираясь на особенности и возможности отдельных детей, на специфику их поступков, «поговорить по душам», оказать воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанника.

Коллективные беседы, так же как индивидуальные, должны отличаться конкретностью, четкостью и действенностью. Разъяснение и указание воспитателя (учителя), сделанные в ходе беседы, должны отразиться в практической деятельности и поведении детей, в их взаимоотношениях.

К этой группе методов относятся пример нравственного поведения, поощрения и наказания. Пример как метод нравственного воспитания — это воздействие поступков и действий на чувства, сознание и поведение воспитуемого.[6]

Непосредственное воздействие может оказать не только личный пример окружающих людей, но и примеры из жизни и деятельности великих людей, героев труда и войны, героев литературных произведений, кинофильмов и театральных спектаклей. Примеры обладают наглядностью, большой силой эмоционального воздействия на детей, поэтому облегчают усвоение нравственных привычек и навыков. К тому же дошкольникам и младшим школьникам свойственна подражательность и эмоциональная отзывчивость, так как для них характерны недостаточный жизненный опыт, ограниченность знаний и конкретность мышления. Применение примера как метода нравственного воспитания основывается также на любви и уважении детей к окружающим их людям.

Сильнейшим воспитательным примером является для детей облик педагога. Пример поведения воспитателя детского сада является эталоном для поведения самих детей. Воспитатель оказывает влияние на детей своим обликом, своим отношением и требованиями к ним, через организацию жизни и деятельности детей и предмет преподавания.

Высоко оценивают дети моральные качества воспитателя: внимательность, чуткость, справедливость, а также его волевые качества. Они стараются подражать его во всем, быть похожим на него.

Поощрения и наказания рассматриваются как необходимые в воспитательном процессе средства педагогической коррекции. В сложном процессе нравственного воспитания личности ребенка поощрения и наказания выступают как вспомогательные средства, но в определенных ситуациях они приобретают решающее значение.[3]

Поощрение и наказание нельзя свести только к этической оценке поведения детей, т. е. к одобрению или осуждению. Не всякое одобрение является поощрением в полном смысле слова и не всякое осуждение является наказанием. Между этической оценкой поведения детей и поощрением или наказанием имеется определенное различие. Одобрение и осуждение являются повседневными, рядовыми воздействиями на воспитанников. При поощрении или наказании педагог или детский коллектив принимает решение, которое известным образом выделяет одного воспитанника или группу из общей массы, производит определенное изменение в их правах и обязанностях, во взаимоотношениях с ними.

Поощрение и наказание отличаются от других средств нравственного воспитания силой воздействия. Это ударное воздействие, стимуляция сильных чувств.

В сложном процессе формирования нравственной направленности личности приходится применять и наказание как одно из средств педагогической коррекции поведения детей. [7]

Наказание используется в тех случаях, когда отдельный ребенок или группа в целом не выполнили установленных требований, нарушили принятые нормы и правила жизни в коллективе, а характер нарушения требует немедленного воздействия. Наказание оказывает на ребенка глубокое психологическое воздействие, вызывая чувство стыда, огорчения, раскаяния, общее тяжелое эмоциональное состояние. Важно, чтобы в этом чувстве неприятного преобладало недовольство самим собой, осознание того, что своим поведением он вызвал осуждение со стороны товарищей и всего коллектива. Поэтому наказание ребенка — это факт не только в его жизни, но и событие в жизни всего коллектива. Общественная оценка поведения отдельного воспитанника коллективом — важнейшая основа наказаний в советских учебно-воспитательных учреждениях (в школе, в детском саду). Эффективность наказаний находится в прямой зависимости от организованности, идейной направленности, от силы общественного мнения в коллективе. [69]

Наказание всегда должно быть обосновано и понятно для провинившегося, а также для всех членов коллектива. Следует добиваться, чтобы наказание убеждало ребенка в необходимости исправить свое поведение, вызывало в нем чувство стыда, раскаяния, пробуждения совести.

В применении наказаний необходим индивидуальный подход, учет индивидуальных особенностей характера, типа нервной системы. Полученное воспитанником наказание после исправления им своего поведения не может служить поводом для обидных напоминаний и укоров. В семье, в детском саду недопустимы угнетающие человеческое достоинство наказания: обидные клички, грубые слова, стояние в углу. Категорически недопустимы запрещенные в нашей стране телесные наказания, которые озлобляют ребенка, заставляют его лгать, скрытничать, хитрить, воспитывают трусливость.

Воспитательное воздействие имеет такая форма наказания, как изменение отношения воспитателя, учителя к ребенку, выражающее недовольство его поведением. Кратковременное отчуждение воспитателя или учителя оказывают сильное воздействие: ребенок переживает это отношение, испытывает чувство раскаяния, желание исправить свое поведение.[3]

В детском саду можно использовать такие наказания, как лишение ребенка удовольствия или развлечения, временное лишение любимой игрушки или интересной игры, отстранение от желанной роли в игре и т. д. Наказание необходимо сочетать с убеждением.

Эффективность, коррегирующее действие поощрений и наказаний зависит от методики их применения. При использовании поощрений и наказаний надо прежде всего исходить из анализа конкретной педагогической ситуации. Именно создавшаяся ситуация подсказывает воспитателю и учителю, какие коррективы нужно незамедлительно внести во взаимоотношения сданным воспитанником или отсрочить наказание, выждать самоосуждения ребенком своих действий. Результат применения поощрения и наказания должен быть предусмотрен педагогом. Он должен планировать и обеспечивать продвижение воспитанника и коллектива в нравственном развитии. Применение поощрения и наказания предполагает осознание ребенком последствий своих поступков и должно помочь ему выбрать правильную линию поведения. Поощрения применяются в воспитании детей всех возрастов. Чем старше дети, тем за более серьезные достижения в поведении они поощряются.

При этом следует идти от поощрений за отдельные положительные поступки и добросовестное выполнение своих обязанностей к поощрениям за устойчивое положительное поведение, за проявление инициативной заботы о коллективе, товарищах, общем успехе. Поощрять надо как отдельных детей, так и целый коллектив. Поощрение отдельных детей целесообразно в том случае, когда в группе сформировалось под руководством воспитателя здоровое общественное мнение. При таком подходе к индивидуальному поощрению предупреждается возможность противопоставления отдельных детей коллективу. Поощряя одного ребенка-дошкольника, воспитатель выделяет его как пример для того, чтобы и другие поступали так же. Осторожно нужно пользоваться поощрениями по отношению к детям-индивидуалистам, с тенденцией к высокомерию. Частое поощрение таких детей поддерживает их нездоровое самолюбие и самомнение.[67]

Коллективы следует поощрять за выполнение каких-нибудь ответственных поручений, общественных работ, за проявление инициативы в общественных делах и др. Важнейшим требованием в применении поощрений, а также наказаний является справедливость и объективность. При соблюдении этих требований оценка воспитателя встречает одобрение в детском коллективе и является более действенной. Поощрение есть выражение внимания к воспитаннику, оценка его усилий, результатов его работы или поведения. Признание и одобрение коллектива имеют большое воспитательное воздействие, оказывают сильное воздействие на чувства детей, вызывают удовлетворение, радость. Справедливое поощрение повышает веру детей в свои силы, вызывая желание проявить себя с лучшей стороны.

Применяя поощрения, необходимо соблюдать меру. При частом использовании их дети привыкают к ним как к обыденному, и в силу этого воспитательная ценность поощрений снижается.

Поощрения могут быть выражены средствами морального характера (похвала, одобрение, благодарность) и материального (награда, премирование). Поощрения надо сочетать со справедливой требовательностью, с самокритикой, учить детей не успокаиваться на достигнутом, воспитывать умение ценить доверие коллектива, воспитателя или учителя и стремление оправдать его. Особое внимание нужно обратить на робких, скромных детей, которых часто заслоняют более бойкие и активные дети. Надо систематически, повседневно поддерживать скромных детей, высказывать одобрение им перед всем коллективом, стимулировать их к инициативным действиям и т. д.

Основополагающим направлением духовно-нравственного воспитания является приобщение дошкольников к национальной культуре и родному языку, к историко-культурным ценностям народа. Эту работу невозможно осуществлять без опоры на материальное и духовное наследие этноса, поскольку в нем заложена мудрость, мировоззрение и нравственные ценности. Использование сказок, поговорок, пословиц, народного искусства и других средств народной педагогики играет важную роль в нравственном воспитании и этнизации дошкольников, содействует формированию этических представлений, влияет на эмоционально-мотивационную сферу и пр. Педагогическую и, особенно, воспитательную ценность произведений устного народного творчества можно значительно усилить посредством игровой деятельности. Для этого целесообразно использовать разнообразные игры и игровые упражнения: «Добрые советы» (обсуждаются народные пословицы и поговорки о трудолюбии, дружбе, добре и других социально-значимых качествах, акцентируется внимание на том, что в пословицах и поговорках заложена мудрость накопленная годами); «Найди лишнюю пословицу» (из нескольких зачитанных пословиц дошкольники отбирают одну, которая отражает несколько иную этическую идею, чем все остальные); «Словесный портрет» (составляется нравственный потрет героя народной сказки и обсуждаются его поступки по отношению к окружающим); «Выберем одежду» (дошкольники помогают одеться кукле Кате или Вите на национальный праздник и пр.) и т. д.

Несомненно, что родной язык и культура являются основополагающими в процессе духовно-нравственного воспитания каждого человека, особенно в период дошкольного детства. Однако на современном этапе в условиях поликультурного региона и доминирования в образовательных учреждениях полинациональных групп возрастает значимость приобщения дошкольников к общепринятым нормам межнационального поведения. Именно эта работа должна стать стрежневым элементом и содействовать воспитанию толерантности, интереса к родной и другим культурам, а также уважения к представителям разных этносов.

Межнациональное общение и обогащение опыта межкультурной коммуникации можно организовывать в процессе следующих игр: «Знаток народных пословиц и поговорок» (может быть организован для активизации в речи старших дошкольников лаконичных и метких изречений по нравственной проблематике); «Страна волшебных слов» (дети отправляются в путешествие для закрепления умений использовать правила культуры поведения во взаимоотношениях со сверстниками в совместной деятельности); «Яблоко воспоминаний» (дошкольники могут поделиться своими воспоминаниями о совершенных ими добрых делах и тем самым нравственно обогатить друг друга); игры-конкурсы («Кто больше знает добрых слов?», «Кто, как и в каких народных сказках по-особому здоровается, прощается, просит извинения?», «Какая просьба самая добрая?», «Какие сказки учат вежливым словам?») содействуют обогащению словаря детей и обогащают представления детей о вербальных средствах демонстрации нравственных качеств и уважительного отношения к окружающим; игры-предположения «Если бы я был волшебником», «Волшебный цветок», «Что было бы, если я...», во время которых используется оценка-предвосхищение возможных последствий, выполняющая опережающую функцию и побуждающая дошкольников к совершению нравственных действий и т. д.

Поскольку в условиях поликультурного региона важно соблюдение диалектического триединства и соотношения между национальным, общероссийским и мировым достоянием важно приобщать детей к общечеловеческим ценностям (дружба, гуманизм, толерантность, уважение к страшим, патриотизм и пр.) как объединяющим различные культуры нравственным основам. С этой целью можно проводить игровые упражнения «Клубок», «Хорошие и плохие поступки» или «Чудесные превращения», посредством которых дошкольников учат разбираться в плохих и хороших делах, проявлять доброжелательность, отзывчивость и пр. Во время «Путешествия в страну добрых дел» на специальной машине осуществляется поездка и участникам предоставляется возможность понаблюдать за жизнью сказочных героев из произведений различных этносов и оценить увиденное с точки зрения этических норм.

Следует подчеркнуть, что духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности предполагает поэтапное решение задач взаимодействия участников педагогического процесса и включает 3 этапа:

1) этап накопления первичных представлений об историко-культурных ценностях и наследии своего народа при условии активной обучающей роли педагога;

2) этап приобщения к общечеловеческим ценностям как объединяющим различные культуры основам и общепринятым нормам межнационального поведения при условии партнерской педагогической позиции воспитателя; 3) этап самостоятельного использования детьми накопленных знаний в жизни и деятельности.

Если первый этап предполагает использование игровой деятельности как ведущей формы обучения, то последние два этапа могут быть реализованы при проведении разнообразных режимных моментов. Тем более что современные нормативно-правовые и программно-методические документы [6] ориентируют педагогов на активное использование различных режимных процессов (прием детей, подготовка к прогулке, прогулка и пр.) для реализации комплекса воспитательных задач.

Ежедневно, организуя жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении, можно и нужно осуществлять воспитание детей в духе уважения к языку, быту и народным традициям, формирование умения контактировать с людьми разных национальностей, демонстрировать и объяснять значение позитивного сотрудничества, лояльного отношения к различиям между людьми во мнениях, внешности или идеях, подчеркивать положительные стороны других людей, не похожих на самого ребенка, показывать ценность толерантных межличностных отношений, а также учить видеть в собеседнике личность и носителя других ценностей, иной логики мышления или других форм поведения, а самое главное проявлять положительное отношение к таким отличиям и пр. Этому способствуют многие методы и приемы прямого и косвенного руководства детской деятельностью. Остановимся лишь на некоторых из них.

Во время приема детей можно использовать игру «Сложные ситуации» (дошкольникам зачитывается фрагмент текста, в котором требуется проявление доброжелательного отношения к другим, а затем детям предлагают оценить поведение участников этой истории и придумать иной ход течения событий с учетом изменения поведения одного из героев, который неожиданно становиться толерантным, добрым и т. д.).

Перед началом какого-либо торжества можно использовать игровое упражнение «Собираемся на праздник», которое содействует воспитанию интереса к национальной одежде и культуры внешнего вида, поскольку нацеливает дошкольников на выбор из предложенных нарядов только тех вещей, которые составляют основу определенных национальных костюмов.

В раздевальной комнате при подготовке к прогулке можно использовать игровое упражнение «Общаемся по правилам». На период выполнения действий по самообслуживанию устанавливаются одно или несколько нравственных и обязательных для всех правил, регламентирующих межнациональное и межличностное общение и поведение участников. Например, с целью воспитания культуры внешнего вида и активизации в речи детей этикетные формул можно провести игру «Обязательно скажи волшебные слова про внешний вид товарища».

Во время организации коллективной или совместной трудовой деятельности можно использовать игру «Эхо» с целью стимулировать стремление детей воспроизведение детьми различных форм просьбы на родном и на русском языках («Будьте добры»; «Я очень тебя прошу»; «Если не трудно»; «Не смогли бы вы...?»; «Разрешите, пожалуйста» и др.).

Можно использовать прием «Обмен ролями», когда дети меняются местами и обмениваются игровыми действиями. Это позволяет лучше понять другого, побывать на его месте, а также посмотреть на ситуацию с двух противоположных позиций с позиции человека, который демонтирует толерантное поведение и с позиции человека, по отношению к мнению и взглядам, которого проявили или не проявили терпимое и лояльное отношение.

Следует подчеркнуть, что эффективность духовно-нравственного воспитания дошкольников во многом зависит от соблюдения принципов оптимальности и тщательного отбора минимально необходимого и доступного для дошкольников материала, индивидуально-личностной ориентации и максимального учета возможностей и интересов каждого ребенка, гармоничного сочетания разных видов игровой деятельности, систематичности, последовательности и поэтапности народоведческой и краеведческой работы с дошкольниками и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация и методическое сопровождение оздоровительной и образовательной работы детского сада в летний период».

Предлагаю Вам свой опыт работы по организации и методическому сопровождению оздоровительной и образовательной работы детского сада в летний период....

Методическое пособие к опыту работы "Утренняя гимнастика на свежем воздухе с оздоровительным бегом под музыкальное сопровождение как форма оздоровительной работы с детьми"

Методическое пособие представлено в мультимедийном формате, состоит из двух частей:1.Теоретическая: текстовый файл – теоретическое обоснование, методические рекомендации по организации утренней гимнас...

Методическое сопровождение организационных форм взаимодействия дошкольной организации и семьи в условиях внедрения ФГОС ДО

Основные направления и формы взаимодействия дошкольной организации и семьи в условиях внедрения ФГОС ДО....

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ СИТУАЦИЙ СОЦИАЛЬНО НАПРАВЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ

Социально направленная деятельность особенно важна в старшем дошкольном возрасте, характеризующимся рядом важнейших личностных новообразований, обуславливающих появление общественной направленности в ...

Методическое сопровождение педагога в организации образовательных ситуаций по развитию диалогической речи детей 4-5 лет: к постановке проблемы

В данной статье поднимается проблема методического сопровождения педагога в организации образовательных ситуаций по развитию диалогической речи детей 4-5 лет....

«Методические приемы и формы организации работы, способствующие развитию детской любознательности и творческой активности.»

Презентация на тему «Методические приемы и формы  организации работы, способствующие развитию  детской любознательности и творческой активности.»...

Методический час «Современные формы организации профилактической работы с детьми и подростками»

Теория и практические рекомендации для педагогов по профилактической работе...