"Добро и зло в современном мире» воспитательный час
классный час на тему
Показать значение добра и зла в жизни современного человека.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится нравственное воспитание. Духовность и нравственность является важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремлённость личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляет основу личности, где духовность – вектор её движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobro_i_zlo_v_sovremennom_mire.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
«Добро и зло в современном мире»
Воспитательный час
Цель:
Формирование нравственных ценностей у воспитанников, представлений о добре и зле, сущности милосердия, побуждение к нравственному самосовершенствованию, к активным поступкам во имя добра.
Задачи:
- Раскрыть понятия: добро, зло, милосердие,
- Познакомить с притчами, живописи о войне.
- Формировать нравственные категории и оценочные суждения, прививать культуру ведения дискуссии.
- Воспитывать чувства неприятия зла, товарищества, патриотизма и сострадания, стремление совершать добрые дела.
Основные понятия:
- добро и зло
- доброта
- милосердие
Методы обучения:
- Беседа
- Упражнения
- Работа в группах.
Форма проведения:
Воспитательный час - размышление.
Эпиграф воспитательного часа: «Чтобы поверить в добро надо начать его делать»
Предварительная работа: подготовка пословиц о добре и зле, рисунки с символами добра и зла
Ход воспитательного часа:
1. Психологическая разминка
- Здравствуйте ребята. Я рада видеть вас на нашем воспитательном часе. Друзья мои, вы готовы к работе?
- Если да, то посмотрите, пожалуйста, все на меня. У меня к вам просьба. Я попрошу вас сесть в круг, расслабиться и взяться за руки.
- Спасибо.
- Теперь закройте глаза и послушайте одно из музыкальных произведения Кабалевского «Злюка», а затем увертюру. Откройте глаза и скажите, что вы почувствовали? вы почувствовали разницу в звучащих произведениях.
- Какая музыка у вас вызвала тревогу неприятные ощущения …..(высказывание детей)
- Какие чувства во втором произведении, как эта музыка льётся прямо в наши сердца, наполняет их уверенностью и спокойствием. Мысленно скажите каждый себе: «Мне хорошо! Мне хорошо! Мне хорошо!». А почему, как вы думаете? Ответы детей.
- Я приглашаю вас к разговору о добре и зле. Тема нашего воспитательного часа: «Добро или зло – твой нравственный выбор».
2. Рассуждение
- Что такое добро?
- Что такое зло? На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы. Давайте поразмышляем вместе.
Воспитатель предлагает детям продолжить фразы:
- Доброта — это …
- Добрый человек — это...
- Зло – это…
- Злой человек – это…
Обобщая отвёты воспитанников, воспитатель говорит о том, что:
- Добром считаются отношения доверия, справедливости, милосердия, любви.
- Добро в первую очередь связано с умением сорадоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому, делать это не ради выгоды, не на показ, а бескорыстно, по велению сердца.
Зло - понятие нравственности, противоположное понятию добра. Обозначает: намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.
Зло включает негативные состояния человека и силы, вызывающие эти состояния. В широком смысле зло относят ко всему, что получает у людей отрицательную оценку или порицается ими с какой-либо стороны. В этом смысле и ложь, и безобразие подходят под понятие зла. В более тесном смысле зло обозначает страдания живых существ и нарушения ими нравственного порядка.
3. Работа в группах ( по два человека)
1-е задании лежит у вас на столе. Откройте конверт с цифрой - 1 в нём вы увидите пословицы, составьте их правильно.
1. В добре жить хорошо.
2. Делать добро спеши.
3. Доброе дело и в воде не тонет.
4. Доброе дело крепко.
5. Доброму делу не кайся.
6. Добро и во сне хорошо.
7. Злой не верит, что есть добрые люди.
8. На свете не без добрых людей.
9. С добрым жить хорошо.
10. Зла за зло не воздавай.
11. Где гнев, там и милость.
12. За добро постоим, а на зло настоим.
13. Злой человек не проживет в добре век.
14. Во зле жить - по миру ходить.
15. У злой Натальи все люди канальи.
4. Ситуативный практикум
Представьте себе, что ваш обидчик оказался в критической ситуации, например, провалился в прорубь. Кромё вас, никого нет. Никто не слышит его крик о помощи. Как вы поступите: Можно ли быть добрым вообще, никак не проявляя свою доброту в делах?
- Пройдете мимо?
- Попытаетесь ему помочь?
Предложите детям рассказать об известных им случаях нравственного выбора.
Чтение и обсуждение библейского сказания о Каине и Авеле.
Каин и Авель
У Адама и Евы было два сына. Старшего звали Каин, а младшего — Авель. Каин пахал землю, но землю не любил, И звезд не любил, и птиц не любил, и не любил деревьев. Каин всем завидовал и всех ненавидел, потому что он был злой и жестокий.
Когда птицы пролетали над землей, Каин бросал в них камни: завидовал птицам, что они умеют летать. Когда звезды зажигались на небе, Каин в звезды кидал камни, потому что звезды умели светить. Когда в полдень деревья бросали на землю тень, Каин обламывал ветви — он и тени чужой завидовал! Злой человек был Каин, очень злой.
Брат Каина — Авель был веселый и добрый. Он пас овец. С утра до вечера бродил со своим стадом по широким лугам, играл на свирели, пел песни. Птицы, деревья и звезды полюбили Авеля. А Каина стали бояться. -
Однажды холодною ночью вздумали братья разжечь костры. Долго Каин разжигал свой костер. Но не слушался огонь злых Каиновых рук. Не горел. А под добрыми руками Авеля костер вспыхнул сразу.
Затрещали ветки, будто только и ждали легких пальцев Авеля. Заискрилось пламя. Весело стало кругом, тепло. Запел Авель песню про огонь, и про звезды, и про то, как хорошо жить. Позавидовал Каин Авелю, что костер у него разгорелся. Поднял с земли камень и убил брата своего.
Оглянулся Каин. Кругом — никого. «Никто не видел, как я убил Авеля, никто и не узнает», — подумал Каин. И убежал в лес. Крадется Каин по лесу, Вдруг слышит — деревья зашептали: «Каин, где брат твой Авель?» Бросился Каин от деревьев в степь, а над ним звезды встали, да как зазвенят с неба: «Каин, где брат твой Авель?» Заметался Каин:
куда уйти от звезд? К земле пригнулся, ползет, как паук, глазами косит, а тут светло стало. Проснулись птицы. Со всех сторон галдят: «Каин, где брат твой Авель?»
И почудилось Каину - это весь мир кричит ему вслед: «Где брат твой Авель?»
- Разве я сторож брату своему?- дерзко ответил Каин.
Понял Каин, что хоть никого и не было, когда он убил Авеля, да были звезды, деревья, птицы...
И возненавидели люди Каина за то, что он запятнал землю кровью. И прокляли его. И имя его. С тех пор прошло много-много веков. Много звезд угасло. Люди рождались, жили и умирали. Менялись обычаи. Забывались сказки. Но до сих пор про злого, завистливого человека говорят: Каин. Или еще: окаянный.
Вопросы к обсуждению
1.Можно ли быть добрым вообще, никак не проявляя свою доброту в делах?
2. Можно ли принудить человека быть добрым?
3. Согласны ли вы с мыслью о том, что началом доброго отношения к людям является умение прощать?
- Необходимость и готовность прощать влечет за собой множество вопросов для нравственного поиска. Как соотнести доброту и снисходительность, проступок и наказание. Ответы на эти сложные вопросы вам придется искать самим.
(Легенда в переложении К..И. Чуковского)
Зло противостоит добру. Зло - все то, что губит душу человека, способствует нравственной деградации.
Зло- это войны и предательство, зависть и жадность, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи, происхождения. Зло -это хамство и равнодушие, эгоизм, обман, пьянство, наркомания. Зло - когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда чиновник вымогает взятку, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях. К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознать. Преступник совершает преступления, оправдывая себя обстоятельствами, хам кричит, что он прав, предатель объясняет свой поступок вынужденной необходимостью, тираны и диктаторы клялись, что пекутся о благе людей, принося страдания и беды народам.
Судить человека надо по его делам.
Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку, на словах заботиться о природе, не замечая при этом урну для мусора.
Многие полагают, что злые люди добиваются своего, им чужды сомнения, сострадания, а удача сопутствует. А мы, добрые души, живем по совести, и что мы кроме этого имеем?
Как вы относитесь к таким суждениям?
Может ли быть счастливым человек, приносящий страдания другим?
Вот как об этом говорили великие мыслители прошлого.
- Ни один злой человек не бывает счастлив. Ювенал (ок. 60-127 гг.), римский поэт
- Жизнь злых людей полна тревог. Д. Дидро (1713—1784), французский философ
- Если не хочешь страха - не чина зла. Кабус, таджикский поэт
- В сказках добро побеждает зло. Но жизнь не сказка. Случается всякое. Я расскажу вам притчу.
«Шёл охотник по лесу, вдруг видит: дерево упало на дорогу и придавило змею. Подошел охотник к змее, а та умоляет его: «Спаси меня, я уже вторые сутки здесь лежу, умираю, приподними дерево. Охотник приподнял дерево, выскользнула змея, обвила ногу охотника и готовится укусить его. Взмолился охотник: Что же ты делаешь, я ведь тебя от смерти спас? На то я и змея, - отвечает она.
Тут на счастье охотника пробегает лиса. Просит охотник лису рассудить, кто прав из них. А лиса сделала вид, что ничего не поняла, и просит, чтобы змея опять под дерево легла. Придавил охотник змею деревом и больше спасать не стал, пошел своей дорогой, оставив змею умирать.
Значит, не надо делать добра?
- Жить по пословице. Не делай добра - не получишь зла?
- Может быть, и у вас уже случались ситуации, когда вас за доброе дело наказывали?
- И все же, во что может превратиться человек, помнящий зло, перестающий делать добро людям, думающий только о себе? Его-то и человеком назвать трудно. Человек на то он и человек, чтобы делать добро, потому что добрых людей на земле гораздо больше, чем злых, и ваше добро люди смогут оценить!
- За добро добром платят!
В заключение воспитательного часа воспитатель предлагает детям, сформулировать свои выводы по сложнейшим нравственным вопросам.
- Давайте составим правила доброго человека и подберём слова синонимы к слову добрый и из них составим одно большое доброе сердце.
Правила доброго человека.
- Делай добро.
- Люби и прощай людей.
- Относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.
- Бойся обидеть человека.
- Лучше отдай свое, чем возьми чужое.
- Умей дарить людям радость.
Слова синонимы: добропорядочность, порядочность, добродетель, благой, доблестный, добродушный, благодушный, добросердечный, гуманный, человечный, душевный, жалостливый, сердечный, отзывчивый, чувствительный, терпимый , терпеливый, душа-человек, золотое сердце.
- В знак нашей доброй воли и уважения друг к другу мы с вами изготовим небольшие сувениры – сердечко с улыбкой и подарим своим друзьям, знакомым, гостям.
(звучит музыка, дети выполняют задание конверт- 2)
Немало встречается злого,
В любой человечьей судьбе,
А скажут лишь доброе слово,
И легче на сердце тебе.
Но доброе слово такое
Не каждый умеет найти.
Чтоб справиться другу с тоскою,
Невзгоды осилить в пути,
Нет доброго слова дороже,
Заветного слова того.
Но, редко, друзья мои, всё же
Мы вслух произносим его.
Доброта одно из самых лучших качеств человека
Итог воспитательного часа.
- От чего же и от кого зависит наличие зла в жизни? (От людей)
- В чем, как вы думаете, заключается смысл человеческой жизни: в создании прекрасного, доброго или безобразного, злого?
- К чему должен стремиться человек в своей жизни?
- Мы с вами можем изменить мир?
- Что реально сделать в наших силах, чтобы мы могли сказать о себе и своих близких – да, мы идем дорогою добра?
- По капле, по кирпичику – медленно строится мир доброты. Он хрупкий и его надо защищать.
Рефлексия.
- Хотите ли вы продолжить разговор о доброте на следующих занятиях?
- Над чем заставил задуматься этот воспитательном часе?
- О чем бы вы хотели продолжить разговор на следующем воспитательном часе?
- Что стало самым важным на воспитательном часе?
Домашнее задание.
- Сегодня я приготовила для вас разное домашнее задание и хочу, чтобы каждый сам выбрал для выполнения то, что считает важным для себя и интересным после сегодняшнего воспитательного часа (конверты с домашним заданием).
- Нарисовать рисунок по теме «Дорогою добра»
- Написать сочинение – рассуждение по теме «Дорогою добра».
- Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ.
- Оказать помощь.
- Дополнить список правил доброго человека.
- Найти пословицы высказывания о доброте и объяснить их смысл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «О добре, по-доброму, для добра»
Мы часто говорим: надо быть добрым, делать добрые дела…А что же такое добро? Доброта – это хорошее отношение к себе, к ближнему, к окружающим. Доброта делает нас отзывчивыми к чужому горю,...
«Сей добро, посыпай добром, жни добро, осыпай добром»
С таких замечательных слов началась тематическая подготовка к Неделе добра в логопедической группе «Солнышко». В благотворительную деятельность были вовлечены все. (фото на сайт...
Формирование воспитательной системы современной школы на основе использования возможностей детского общественного движения "Добрые дети мира"
https://youtu.be/-d7MuUW0PGA...
«Опыт реализации парциальной программы социально- коммуникативного развития и социального воспитания Л.Н. Коломийченко «Дорогою добра» с применение современных образовательных технологий»
Доклад на районный семинар из моего опыта работы по парциальной программе Л.Н. Коломийченко" Дорогою добра"Идите по жизни дорогой добра!Доброта – это чувство, причём, быть ...
Развитие экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста посредствам реализации программы О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» с использованием современного дидактического материала (Коллажи, мнемотаблицы, модели, пиктограммы)
Развитие экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста посредствам реализации программы О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» с использованием современного дидак...
П Р О Е К Т благотворительности в условиях современного детского сада "Доброе сердечко"
П Р О Е К Т благотворительности в условиях современного детского сада "Доброе сердечко"...
Региональный фестиваль «Успешных образовательных практик» Секция № 8: «Внедрение инновационных форм в воспитании и развитии современных дошкольников» Тема выступления: «Литературный челлендж «Пришли мне чтения доброго» (22.09.2023 г.)
Выступление на региональном фестивале. Делюсь опытом работы по теме самообразования "Пришли мне чтения доброго: литературный челлендж"...