"Добро и зло в современном мире» воспитательный час
классный час на тему

Крысина Валентина Михайловна

Показать значение добра и зла  в жизни современного человека.                           

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится нравственное воспитание. Духовность и нравственность является важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремлённость личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляет основу личности, где духовность – вектор её движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dobro_i_zlo_v_sovremennom_mire.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

«Добро и зло в современном мире»

Воспитательный час

Цель:

 Формирование нравственных ценностей у воспитанников, представлений о добре и зле, сущности милосердия,  побуждение к нравственному самосовершенствованию, к активным поступкам во имя добра.

Задачи:

  • Раскрыть понятия: добро, зло, милосердие,
  • Познакомить с притчами, живописи о войне.
  • Формировать нравственные категории и оценочные суждения, прививать культуру ведения дискуссии.
  • Воспитывать чувства неприятия зла, товарищества, патриотизма и сострадания, стремление совершать добрые дела.

Основные понятия:

  • добро и зло
  • доброта
  • милосердие

Методы обучения:

  • Беседа
  • Упражнения
  • Работа в группах.

Форма проведения:

Воспитательный час - размышление.

Эпиграф воспитательного часа: «Чтобы поверить в добро надо начать его делать»

 Предварительная работа: подготовка пословиц о добре и зле, рисунки с символами добра и зла

Ход воспитательного часа:

1. Психологическая разминка

- Здравствуйте ребята. Я рада видеть вас на нашем воспитательном  часе. Друзья мои, вы готовы к работе?

- Если да, то посмотрите, пожалуйста, все на меня. У меня к вам просьба. Я попрошу вас сесть в круг, расслабиться и взяться за руки.

- Спасибо.

- Теперь закройте глаза и послушайте  одно из музыкальных произведения  Кабалевского  «Злюка», а затем увертюру. Откройте глаза и скажите, что вы почувствовали? вы почувствовали разницу в звучащих произведениях.

-  Какая музыка у вас вызвала тревогу неприятные ощущения …..(высказывание детей)

- Какие чувства во  втором произведении, как эта музыка льётся прямо в наши сердца, наполняет их уверенностью и спокойствием. Мысленно скажите каждый себе: «Мне хорошо! Мне хорошо! Мне хорошо!». А почему, как вы думаете? Ответы детей.

- Я приглашаю вас к разговору о добре и зле. Тема нашего воспитательного часа: «Добро или зло – твой нравственный выбор».

2.  Рассуждение

- Что такое добро?

- Что такое зло? На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы. Давайте поразмышляем вместе.

Воспитатель предлагает детям продолжить фразы:

  • Доброта — это …
  • Добрый человек — это...
  • Зло – это…
  • Злой человек – это…

Обобщая отвёты воспитанников, воспитатель говорит о том, что:

  • Добром считаются отношения доверия, справедливости, милосердия, любви.
  • Добро в первую очередь связано с умением сорадоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому, делать это не ради выгоды, не на показ, а бескорыстно, по велению сердца.

Зло - понятие нравственности, противоположное понятию добра.    Обозначает:  намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.

Зло включает негативные состояния человека и силы, вызывающие эти состояния. В широком смысле зло относят ко всему, что получает у людей отрицательную оценку или порицается ими с какой-либо стороны. В этом смысле и ложь, и безобразие подходят под понятие зла. В более тесном смысле зло обозначает страдания живых существ и нарушения ими нравственного порядка.

3. Работа в группах ( по два человека)

1-е задании лежит у вас на столе. Откройте конверт с цифрой - 1 в нём вы увидите пословицы, составьте их правильно.  

1.  В добре жить хорошо.

2.  Делать добро спеши.

3.  Доброе дело и в воде не тонет.

4.  Доброе дело крепко.

5.  Доброму делу не кайся.

6.  Добро и во сне хорошо.

7.  Злой не верит, что есть добрые люди.

8.  На свете не без добрых людей.

9.  С добрым жить хорошо.

10. Зла за зло не воздавай.

11. Где гнев, там и милость.

12. За добро постоим, а на зло настоим.

13. Злой человек не проживет в добре век.

14. Во зле жить - по миру ходить.

15. У злой Натальи все люди канальи.

4. Ситуативный практикум

Представьте себе, что ваш обидчик оказался в критической ситуации, например, провалился в прорубь. Кромё вас, никого нет. Никто не слышит его крик о помощи. Как вы поступите: Можно ли быть добрым вообще, никак не проявляя свою доброту в делах?

  • Пройдете мимо?
  • Попытаетесь ему помочь?

Предложите детям рассказать об известных им случаях нравственного выбора.

Чтение и обсуждение библейского сказания о Каине и Авеле.

Каин и Авель

У Адама и Евы было два сына. Старшего звали Каин, а младшего — Авель. Каин пахал землю, но землю не любил, И звезд не любил, и птиц не любил, и не любил деревьев. Каин всем завидовал и всех ненавидел, потому что он был злой и жестокий.

Когда птицы пролетали над землей, Каин бросал в них камни: завидовал птицам, что они умеют летать. Когда звезды зажигались на небе, Каин в звезды кидал камни, потому что звезды умели светить. Когда в полдень деревья бросали на землю тень, Каин обламывал ветви — он и тени чужой завидовал! Злой человек был Каин, очень злой.

Брат Каина — Авель был веселый и добрый. Он пас овец. С утра до вечера бродил со своим стадом по широким лугам, играл на свирели, пел песни. Птицы, деревья и звезды полюбили Авеля. А Каина стали бояться. -

Однажды холодною ночью вздумали братья разжечь костры. Долго Каин разжигал свой костер. Но не слушался огонь злых Каиновых рук. Не горел. А под добрыми руками Авеля костер вспыхнул сразу.

Затрещали ветки, будто только и ждали легких пальцев Авеля. Заискрилось пламя. Весело стало кругом, тепло. Запел Авель песню про огонь, и про звезды, и про то, как хорошо жить. Позавидовал Каин Авелю, что костер у него разгорелся. Поднял с земли камень и убил брата своего.

Оглянулся Каин. Кругом — никого. «Никто не видел, как я убил Авеля, никто и не узнает», — подумал Каин. И убежал в лес. Крадется Каин по лесу, Вдруг слышит — деревья зашептали: «Каин, где брат твой Авель?» Бросился Каин от деревьев в степь, а над ним звезды встали, да как зазвенят с неба: «Каин, где брат твой Авель?» Заметался Каин:

куда уйти от звезд? К земле пригнулся, ползет, как паук, глазами косит, а тут светло стало. Проснулись птицы. Со всех сторон галдят: «Каин, где брат твой Авель?»

И почудилось Каину - это весь мир кричит ему вслед: «Где брат твой Авель?»

- Разве я сторож брату своему?-  дерзко ответил Каин.

Понял Каин, что хоть никого и не было, когда он убил Авеля, да были звезды, деревья, птицы...

И возненавидели люди Каина  за то, что он запятнал землю кровью. И прокляли его. И имя его. С тех пор прошло много-много веков. Много звезд угасло. Люди рождались, жили и умирали. Менялись обычаи. Забывались сказки. Но до сих пор про злого, завистливого человека говорят: Каин. Или еще: окаянный. 

Вопросы к обсуждению

1.Можно ли быть добрым вообще, никак не проявляя свою доброту в делах?

2. Можно ли принудить человека быть добрым?

3. Согласны ли вы с мыслью о том, что началом доброго отношения к людям является умение прощать?

-  Необходимость и готовность прощать влечет за собой множество вопросов для нравственного поиска. Как соотнести доброту и снисходительность, проступок и наказание. Ответы на эти сложные вопросы вам придется искать самим.

(Легенда в переложении К..И. Чуковского)

Зло противостоит добру. Зло - все то, что губит душу человека, способствует нравственной деградации.

Зло- это войны и предательство, зависть и жадность, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи, происхождения. Зло -это хамство и равнодушие, эгоизм, обман, пьянство, наркомания. Зло - когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда чиновник вымогает взятку, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях. К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознать. Преступник совершает преступления, оправдывая себя обстоятельствами, хам кричит, что он прав, предатель объясняет свой поступок вынужденной необходимостью, тираны и диктаторы клялись, что пекутся о благе людей, принося страдания и беды народам.

Судить человека надо по его делам.

Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку, на словах заботиться о природе, не замечая при этом урну для мусора.

Многие полагают, что злые люди добиваются своего, им чужды сомнения, сострадания, а удача сопутствует. А мы, добрые души, живем по совести, и что мы кроме этого имеем?

Как вы относитесь к таким суждениям?

Может ли быть счастливым человек, приносящий страдания другим?

Вот как об этом говорили великие мыслители прошлого.

  • Ни один злой человек не бывает счастлив.  Ювенал (ок. 60-127 гг.), римский поэт                                             
  • Жизнь злых людей полна тревог. Д. Дидро (1713—1784), французский философ
  • Если не хочешь страха - не чина зла. Кабус, таджикский поэт

- В сказках добро побеждает зло. Но жизнь не сказка. Случается всякое. Я расскажу вам притчу.

«Шёл охотник по лесу, вдруг видит: дерево упало на дорогу и придавило змею. Подошел охотник к змее, а та умоляет его: «Спаси меня, я уже вторые сутки здесь лежу, умираю, приподними дерево. Охотник приподнял дерево, выскользнула змея, обвила ногу охотника и готовится укусить его. Взмолился охотник: Что же ты делаешь, я ведь тебя от смерти спас? На то я и змея, - отвечает она.

 Тут на счастье охотника пробегает лиса. Просит охотник лису рассудить, кто прав из них. А лиса сделала вид, что ничего не поняла, и просит, чтобы змея опять под дерево легла. Придавил охотник змею деревом и больше спасать не стал, пошел своей дорогой, оставив змею умирать.

Значит, не надо делать добра?

- Жить по пословице. Не делай добра - не получишь зла?

- Может быть, и у вас уже случались ситуации, когда вас за доброе дело наказывали?

- И все же, во что может превратиться человек, помнящий зло, перестающий делать добро людям, думающий только о себе? Его-то и человеком назвать трудно. Человек на то он и человек, чтобы делать добро, потому что добрых людей на земле гораздо больше, чем злых, и ваше добро люди смогут оценить!

  • За добро добром платят!

 В заключение воспитательного часа воспитатель предлагает детям, сформулировать свои выводы по сложнейшим нравственным вопросам.

- Давайте составим правила доброго человека и подберём слова синонимы к слову добрый и из них составим одно большое доброе сердце.

Правила доброго человека.

  1. Делай добро.
  2. Люби и прощай людей.
  3. Относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.
  4. Бойся обидеть человека.
  5. Лучше отдай свое, чем возьми чужое.
  6. Умей дарить людям радость.

Слова синонимы: добропорядочность, порядочность, добродетель, благой, доблестный, добродушный, благодушный, добросердечный, гуманный, человечный, душевный, жалостливый, сердечный, отзывчивый, чувствительный, терпимый , терпеливый, душа-человек, золотое сердце.

-  В знак нашей доброй воли и уважения друг к другу мы с вами изготовим небольшие сувениры – сердечко с улыбкой и подарим своим друзьям, знакомым, гостям.

(звучит музыка, дети выполняют задание конверт- 2)

Немало встречается злого,
В любой человечьей судьбе,
А скажут лишь доброе слово,
И легче на сердце тебе.
Но доброе слово такое
Не каждый умеет найти.
Чтоб справиться другу с тоскою,
Невзгоды осилить в пути,
Нет доброго слова дороже,
Заветного слова того.
Но, редко, друзья мои, всё же
Мы вслух произносим его.

 Доброта одно из самых лучших качеств человека

Итог воспитательного часа.

- От чего же и от кого зависит наличие зла в жизни? (От людей)

- В чем, как вы думаете, заключается смысл человеческой жизни: в создании прекрасного, доброго или безобразного, злого?

- К чему должен стремиться человек в своей жизни?

- Мы с вами можем изменить мир?

- Что реально сделать в наших силах, чтобы мы могли сказать о себе и своих близких – да, мы идем дорогою добра?

- По капле, по кирпичику – медленно строится мир доброты. Он хрупкий и его надо защищать.

 Рефлексия.

- Хотите ли вы продолжить разговор о доброте на следующих занятиях?

- Над чем заставил задуматься этот воспитательном часе?

- О чем бы вы хотели продолжить разговор на следующем воспитательном часе?

- Что стало самым важным  на воспитательном часе?

Домашнее задание.

- Сегодня я приготовила для вас разное домашнее задание и хочу, чтобы каждый сам выбрал для выполнения то, что считает важным для себя и интересным после сегодняшнего воспитательного часа (конверты с домашним заданием).

  1. Нарисовать рисунок по теме «Дорогою добра»
  2. Написать сочинение – рассуждение по теме «Дорогою добра».
  3. Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ.
  4. Оказать помощь.
  5. Дополнить список правил доброго человека.
  6. Найти пословицы высказывания о доброте и объяснить их смысл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «О добре, по-доброму, для добра»

Мы часто говорим: надо быть добрым, делать добрые дела…А что же такое добро? Доброта  –  это хорошее отношение к себе, к ближнему, к окружающим. Доброта делает нас отзывчивыми к чужому горю,...

«Сей добро, посыпай добром, жни добро, осыпай добром»

С таких замечательных слов началась тематическая подготовка к Неделе добра в логопедической группе «Солнышко». В благотворительную деятельность были вовлечены все. (фото на  сайт...

«Опыт реализации парциальной программы социально- коммуникативного развития и социального воспитания Л.Н. Коломийченко «Дорогою добра» с применение современных образовательных технологий»

Доклад на  районный семинар из моего опыта работы по  парциальной программе Л.Н. Коломийченко" Дорогою добра"Идите по жизни дорогой добра!Доброта – это чувство, причём, быть ...

Развитие экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста посредствам реализации программы О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» с использованием современного дидактического материала (Коллажи, мнемотаблицы, модели, пиктограммы)

Развитие экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста посредствам реализации программы О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» с использованием современного дидак...

П Р О Е К Т благотворительности в условиях современного детского сада "Доброе сердечко"

П Р О Е К Т  благотворительности в условиях современного детского сада "Доброе сердечко"...