проект "Машины на нашей улице"
учебно-методический материал (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Актуальность:
Современные дети растут в мире высоких технологий, развивающихся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Для повышения познавательного интереса ребенка важно показать, что окружающий его мир не всегда был таким, он все время меняется. Включая ребенка в познавательную деятельность, мы развиваем и его речь, т. к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной. Огромную роль в социальном образовании детей дошкольного возраста играет практическая деятельность в условиях окружающей жизни. Изучать ее можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. В процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, т. е. развивает познавательные способности.
Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы и гибнут много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП детей. Одной из причин такого неблагополучного положения является весьма низкий уровень обучения детей правилам дорожной безопасности.
Необходимо уделять больше внимания вопросам воспитания у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Дети должны знать о возможной опасности на дорогах, но в то же время не испытывать боязни на улице, т.к. чувство страха, растерянность в момент опасности парализует способность правильно ориентироваться в обстановке.
От воспитателя требуется не столько обучение дошкольников правилам дорожного движения, сколько формирование у них навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице. Превращение их в устойчивые привычки и стереотипы являются сложным, длительным, образовательным процессом, требующим применение целого ряда психолого-педагогических методик.
Участники проекта: дети 2 младшей (1) группы, воспитатели, родители.
Срок реализации:2-30 апреля
Цель проекта: познакомить детей с улицей, разными видами, марками транспорта и его назначением; совершенствовать формы и методы работы по пропаганде безопасного образа жизни в сфере дорожного движения среди детей, родителей.
Привлекать к данной работе родителей, активизировать среди них работу по пропаганде безопасного поведения на дорогах.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с понятием улица, ее основными частями (дорога, тротуар, трамвайные пути и т.д.), односторонним и двусторонним движением, домашним адресом;
- познакомить с видами пешеходных переходов и дорожными знаками, обозначающими их, а также перекрестком и правилами его перехода;
- продолжать знакомить детей с видами транспорта (наземный, водный, воздушный) и транспортных средств различного назначения (общественный, специальный транспорт);
- учить называть и различать виды общественного городского транспорта, знакомить с дорожными знаками, обозначающими его остановки.
Развивающие:
- развивать внимательность, память, мышление, осторожность, способность к ориентировке в окружающей обстановке, наблюдательность; познавательный интерес;
- обогащать словарный запас детей;
- расширять кругозор детей.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к правилам дорожного движения, а также желание детей выполнять правила безопасного перемещения по улицам;
- прививать основы культуры поведения, находясь в районе проезжей части, в общественном городском транспорте.
Предполагаемый результат:
- У детей сформируются знания об улице и её сопутствующих понятиях, а также знания правил поведения на дорогах города, в общественном транспорте.
- Будет привито желание выполнять данные правила самими и привлекать к этому родителей.
- Сформируются представления и закрепятся знания о разнообразии видов транспорта и транспортных средствах, а также пешеходных переходах, дорожных знаках.
- Сформируются умения ориентироваться на улицах города. Повысится познавательный интерес к жизни улицы.
- Пополнение развивающей среды различными пособиями.
Формы реализации проекта:
• НОД;
• Беседы;
• Чтение художественной литературы;
• Дидактические, подвижные и пальчиковые игры;
• Рассматривание иллюстраций;
• Оснащение пространственно-развивающей среды;
• Работа с родителями;
• Совместная игровая деятельность;
• Самостоятельные игры детей.
Реализация проекта:
1.Предварительная работа:
- рассматривание картин;
- чтение стихов, рассказов;
- игры с машинками;
2.Основной этап:
- составление картотеки стихов и загадок о транспорте;
- наблюдение за транспортом (обмен впечатлениями о знакомых видах транспорта, знакомство с новыми видами транспорта);
- тематический цикл занятий «Транспорт»;
-работа с родителями.
-Беседы: об автомобилях (какие бывают по размеру, цвету и пр., зачем нужны разные машины, марки автомобилей и т.д.); «Знакомство с улицей»; «Посмотри налево, посмотри направо»; «Безопасность на дорогах» и др.
- Просмотр презентации.
-Сюжетно – ролевые игры: «Улица», «Едем на автобусе»
Речевое развитие. Чтение художественной литературы.
-А. Тюняев «Машины».
-А. Барто «Жил на свете самосвал».
«Умный транспорт», «Быстрые тачки», «Крутые тачки».
-. Сутеев «Разноцветные колеса».
-Н. Калинина «Как ребята переходили улицу»
-Л. Новогрудский «Движется – не движется»
-В. Суслов «Его сигнал для всех закон»
- А. Шалобаев «Посмотри налево, посмотри направо»
-С. Михалков «Одна рифма»
- Н. Мигунов «Друг светофор»
-Р. Фархади «Светофор»
- С. Михалков «Велосипед» и т.д.
Познавательно развитие.
Рассматривание иллюстрации машин в книгах, энциклопедиях, журналах, альбоме.
-Рассматривание эмблемы машин.
-Загадки про машины.
Художественно- эстетическое развитие.
Раскрашивание машин (при раскрашивании не выходят за контуры рисунка);
-выполнение аппликации из цветной бумаги «Светофор»;
-рисование с элементами аппликации «Машины в городе»;
-рисование «Грузовик»
Физическое развитие
Подвижные игры («Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили») и пальчиковые игры на автомобильную тематику «Транспорт», «Правила дорожного движения»; физкультминутки; комплекс утренней гимнастики «Машины»
Другие формы работы с детьми:
- Просмотр мультипликационных фильмов о машинах: «Финли – пожарная машина», «Сказки о машинах», «Дорожная сказка», «Автомобиль кота Леопольда» и др.
-Целевые прогулки и наблюдения: «Наблюдение за трудом шофера», «Наблюдение за пожарной машиной», «Наблюдение за автомобилем».
Работа с родителями:
- создание памятки « Что должны знать взрослые о правилах безопасного движения»
-Создание родителями альбома « Дорожные знаки»
-Чтение рекомендуемой литературы с детьми.
Результат проекта:
• Фотоотчет проекта.
• занятие-развлечение «Едем к бабушке в деревню»
Дети: расширят кругозор, пополнят словарный запас; научатся различать легковой и грузовой транспорт, их назначение; научатся избегать опасные ситуации на дороге.
Список используемой литературы:
-Книга вопросов и ответов «Что? Где? Почему?» Москва: ЭКСМО 2002 г.
-Энциклопедия для детей т.4 М., Аванта, 1995 г.
-Полынова В.К. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».
-Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» Москва 2007.
-Михайлова З.С. «Математика от 3 до 7» С.-П. «детство – ПРЕСС», 1999.
-Интернет. https://nsportal.ru
Занятие-развлечение «Едем к бабушке в деревню».
Цель: Дать детям представление о транспорте; активизировать слова машина: (легковая и грузовая), автобус; привлечь к обмену впечатлениями о знакомых видах транспорта; учить выделять и называть яркие признаки отдельных транспортных средств, их назначение, внятно произносить звук «б» - «бь», обогащать словарный запас, учить рассказывать распространенными предложениями об увиденном, воспитывать уважение к старшим.
Оборудование: Игрушечные машины (легковая и грузовая), автобус; дед и баба – персонажи кукольного театра, подарки – платок и поясок, бутафорские оладушки, руль.
Воспитатель приглашает детей в гости к бабушке и дедушке в деревню.
В: Отвезем им подарки – платок и поясок – говорит она и показывает подарки. Сначала нам нужно решить, на чем мы поедем в деревню.
Показывает грузовую машину.
В: Что это? Какая это машина: легковая или грузовая?
Дети: Грузовая.
В: Правильно, это грузовая машина. А как вы узнали, что это грузовая машина?
Воспитатель с детьми рассматривает грузовую машину: обсуждают её назначение, основные части: кузов, кабина, колеса, руль.
В: Правильно, машина, которая возит разные грузы, называется грузовой.
(Читает стихотворение)
К нам приехала машина,
Вот колеса, вот кабина,
Вот руль, вот кузов,
Кузов нужен ей для грузов.
В: Ребята, а можем ли мы с вами поехать на грузовой машине в деревню?
Дети: Нет не можем. На этой машине перевозят грузы, а людям на них ездить нельзя.
В: А на чем могут ездить люди?
Дети: На разных машинах.
Воспитатель показывает детям игрушку – легковую машину.
В: Какая это машина?
Дети: Легковая.
Воспитатель с детьми рассматривают игрушку, отвечают на вопросы воспитателя.
В: Правильно, как и у грузовой машины, у нее есть колеса, руль, кабина. А чем отличается грузовая машина от легковой?
Дети: У грузовой машины есть кузов, а у легковой нет. Легковая машина возит людей.
В: Правильно.
(Читает стихотворение)
Легковой автомобиль
По дороге мчится
А за ним густая пыль
Тучею клубится.
В: Ребята, а можем ли мы поехать на легковой машине в деревню?
Дети: Можем, потому что на ней ездят люди.
В: Поехать мы сможем, но давайте посчитаем сколько мест в легковой машине и поместимся ли мы все в этой машине? (Считают)
Дети: Нет. Нам нужен автобус.
В: Показывает игрушку – автобус.
-Давайте посчитаем, сколько здесь мест (считают с воспитателем)
Дети: Много
В: На автобусе мы все вместе можем поехать к бабушке и дедушке.
(читает стихотворение)
Автобус, словно жук большой,
С утра мотор заводит свой,
И нас везет по мостовой
Он на работу и домой.
В: Этот автобус – игрушка, он маленький, а мы с вами сделаем большой автобус из стульчиков.
Воспитатель вместе с детьми делает автобус, выбирают шофера, рассаживаются на места.
Воспитатель спрашивает, знают ли дети, как едет автобус, как он сигналит?
Дети: Автобус едет «в-в-в», а сигналит «би-и-и-п, би-и-и-п» (Если дети затрудняются, воспитатель подсказывает и предлагает повторить вместе с ним).
В: Тогда отправляемся в путь.
Воспитатель и дети едут на «автобусе», дети рассказывают, что они видят из окна автобуса.
В: Приехали. Вот здесь живут дедушка и бабушка.
(Детей встречают игрушки – дедушка и бабушка).
Дети здороваются с ними, дарят им подарки. Дедушка и бабушка благодарят их.
Бабушка: К вашему приезду я пекла оладушки да не совсем успела. Ребята, помогите мне, спойте песню «Ладушки, ладушки пекла бабка оладушки», а я пока допеку.
Песня «Ладушки». Дети поют, показывают движения.
1. Ладушки, ладушки!
Где были? У бабушки. / Хлопают в ладоши
Испекла нам бабушка
Сладкие оладушки. / Имитация
2. Маслом поливала,
Деткам давала - / Имитация
Коле два, Оле два,
Ване два, Тане два, / Показывают по два пальчика поочередно на той и другой руке
Всем дала! / Раскрывают ладошки
Имитация чаепития.
Дети благодарят бабушку и дедушку за оладушки. Едут на автобусе обратно в детский сад.
Стихи о транспорте.
1.Грузовик
Мощный транспорт – грузовик
Тяжести возить привык.
Для чего машине кузов?
Чтобы в нем возили ГРУЗЫ.
2.Автобус
Дом по улице идет
На работу всех везет.
Не на курьих ножках,
А в резиновых сапожках
3.Скорая помощь
Если кто-то заболел,
Срочно нас зовет на помощь, -
Набери скорей 03…
И приедет скорая помощь.
4. Дождевой автомобиль.
Где же туча дождевая?
Почему прибита пыль?
Мостовую поливает
Дождевой автомобиль.
5.Троллейбус
В городе троллейбус ездит.
Открывает двери нам,
Привязав два уха вместе
К длинным тонким проводам.
6. Трамвай
Идет по рельсам он всегда
И держится за провода.
И всякий раз звонок дает,
Что отправляется вперед.
7. Электричка
У трамвая есть сестричка –
В семь вагонов электричка.
И приходится ей днями
Мчаться между городами.
8. Маршрутка
А у маленькой «маршрутки»
Все расписаны минутки
И в ее салон садятся,
Чтоб домой скорей добраться.
9Легковой автомобиль
По дороге я качу,
И урчу и рычу.
На дороге не стой.
Автомобиль я легковой.
10.Трактор
Этот трактор сильный очень,
Не боится ям и кочек.
Он сегодня нам помог
Домой доехать без дорог.
11.Самосвал
Экскаватор чем хорош?
У него огромный ковш.
Он усталости не знает,
Целый день себе копает.
12.Пожарная машина
Спешит машина красная,
Не выключая фар,
На службу на опасную,
Спешит тушить пожар!
13.Почтовая машина
Синяя машина с белой полосой,
Она развозит почту летом и зимой.
Много в ней журналов, писем и газет,
И везет она тебе пламенный «привет»!
14. Поливальная машина
С оранжевым боком, с оранжевым светом
Машина проедет по улицам летом.
Она подметает и чистит, и моет,
И снег убирает, но только зимою
15. Шофер
Целый день шофер трудился,
Он устал, он запылился,
Он возил кирпич на стройку,
Дом он строить помогал.
А теперь ведет на мойку
Свой огромный самосвал.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Что должны знать взрослые о правилах безопасного движения»
При выходе из дома:
- Если у подъезда дома возможно движение транспортных средств, сразу обратите на это внимание ребенка и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед.
- Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь – нет ли за препятствием опасности.
При движении по тротуару:
- Придерживайтесь правой стороны тротуара.
- Не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части.
- Маленький ребенок должен идти рядом со взрослым, крепко держась за руку.
- Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом со двора или с территории предприятия.
- Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки с детьми возите только по тротуару.
Готовясь перейти дорогу:
- Остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть.
- Привлекайте ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге.
- Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей.
- Учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства.
- Не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортное средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами.
- Неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.
При переходе проезжей части:
- Переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках – по линии тротуара, иначе ребенок привыкнет переходить, где придется.
- Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры; ребенок должен усвоить, что при переходе дороги разговоры излишни.
- Не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом.
- Не переходите дорогу наискосок, подчеркивайте и показывайте ребенку каждый раз, что идите строго поперек улицы. Ребенку нужно объяснить, что это для лучшего наблюдения за автомототранспортными средствами.
- Не выходите на проезжую часть из-за транспортного средства или из-за кустов, не осмотрев предварительно улицу, приучайте ребенка делать так же.
- Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых, нужный автобус или троллейбус. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно.
- Не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг. Объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома.
- При переходе проезжей части по нерегулируемому переходу в группе людей учит ребенка внимательно следить за началом движения транспорта, иначе ребенок может привыкнуть, при переходе подражать поведению спутников, не наблюдая за движением транспорта.
При посадке и высадке из общественного транспорта:
- Выходите впереди ребенка; маленький ребенок может упасть, ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть.
- Подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной его остановки. Ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса.
При ожидании общественного транспорта:
- Стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине.
При движении автомобиля:
- Приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье, не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано специальным детским сиденьем. Объясните им, что при резкой остановке или столкновении сила инерции бросает ребенка вперед, и он ударяется о стекло передней панели; этого достаточно, чтобы он погиб или был сильно ранен.
- Не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку и удариться о переднее стекло или панель.
- Ребенок должен быть приучен к тому, что первым из автомобиля выходит отец (мать), чтобы помочь сойти ребенку и довести его до перехода или перекрестка.
- Не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.
- Ребенок должен знать, что на велосипеде разрешено перевозить только одного ребенка до семи лет и то при условии, что велосипед оборудован дополнительным сиденьем и подножками.
При поездке в общественном транспорте:
- Приучите детей крепко держаться за поручни, чтобы при торможении ребенок не получил травму от удара.
- Объясните ребенку, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно тогда, когда он стоит.
- Следует выработать условный рефлекс на «опасность препятствия, закрывающего обзор улицы».
- Научите ребенка всматриваться в даль и быстро замечать автомобиль, мотоцикл, велосипед, поскольку иногда ребенок смотрит, но не замечает едущий вдалеке автомобиль или мотоцикл.
- Наблюдая за приближающимися транспортными средствами, ведите с ребенком счет времени, которое требуется транспорту, чтобы проехать мимо вас. Научившись считать «секунды», ребенок сможет правильно определять скорость транспортного средства и предвидеть момент его приближения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия по городу - Рассматривание растений на нашей улице.
Закрепление и уточнение знаний у детей о разновидности деревьев, кустарников, цветов....
Экскурсия по городу - Рассматривание растений на нашей улице.
Закрепление и уточнение знаний у детей о разновидности деревьев, кустарников, цветов....
Конспект занятия " Наша улица " аппликация во второй младшей группе.
Решение проблемной ситуации-помощь заблудившемуся зайчику....
проэт "Наша улица родная"
Презентация проэкта для детей старшего дошкольного возраста "Наша улица родная"....
конспект НОД в средней группе "Наша улица"
Программное содержание:Учить детей создавать сюжетные композиции, рисовать красками, дома, цветы. Закреплять умение закрашивать предметы, рисовать вертикальные и горизонтальные линии, использов...
Проект "Машины на нашей улице"
Данный проект разработан в силу особой актуальной проблемы обеспчения безопасности дошкольников на дорогах улицы и поселка....
Аппликация «Наша улица, наша станица» 2 младшая
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3398550","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"90","width":"59"}}]]Аппликация во второй младшей группе...