Рабочая программа педагога-психолога 2016-2017г.г.
рабочая программа по теме

Громова Мария Александровна

Рабочая программа педагога-психолога на 2016-2017 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_psihologa_2016-2017.docx104.66 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ББДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА № 1955 ЗДАНИЕ 6

                                                 

          Методист здания №6

____________ О.И.Грачева

«_____»____________2016 г.

Рабочая программа

педагога-психолога

на 2016-2017 учебный год

Составила:

Громова М.А.

педагог-психолог

 

г. Москва, 2016 г.

Пояснительная записка

          Министерством образования Российской Федерации определены основные подходы к созданию системы  помощи детям с проблемами в развитии на основании Конвенции ООН «О правах ребёнка», Закона РФ «Об образовании», Федеральной программы развития образования. Одним из таких подходов является дальнейшее  развитие систем коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, которые нацелены на создание наиболее адекватных педагогических условий для детей, имеющих проблемы в развитии.

         В этих условиях требуется повышенное внимание к вопросам охраны здоровья детей, личностно-ориентированный подход в образовательном процессе, помощь специалистов, готовых осуществлять активное взаимодействие с учётом познавательно-речевых, физических и психологических возможностей детей.

В ГБОУ Школа № 1955 здание 6 осуществляется коррекционно-развивающая, профилактическая и просветительская деятельность педагогом-психологом со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.

Рабочая программа предназначена  для психолого-педагогического сопровождения детей с 1,5 до 7 лет.

В основу психолого-педагогической работы (деятельности педагога-психолога) положены программы: «Тропинка к своему Я» авторы О.В. Хухлаева, О.Е. Первушина, И.М. Первушина,  «Удивляюсь, злюсь, боюсь и радуюсь»  автор С.В. Крюкова, «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» А.С.Роньжиной.  Психолого-педагогическое сопровождение в условиях детского сада общеразвивающей направленности позволяют своевременно, то  есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех  трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.

Наше  время предъявляет к детскому саду высокие требования, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада и школы.

Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.

В последние годы наблюдается тенденция: по статистическим данным медиков, увеличивается количество детей с различными родами травмами, которые, в свою очередь накладывают отпечаток на общее развитие ребёнка. Всё чаще в детских садах встречаются дети с ОВЗ

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения дошкольников  в обеспечит решение этих проблем. При этом ребёнок выступает субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода встречаются и взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых.

Перед педагогом-психологом ставятся задачи:

  1. Психологический анализ социальной ситуации развития в ОУ, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их решения.
  2. Содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности.
  3. Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в ОУ.
  4. Профилактика и преодоление трудностей в социальном и психическом здоровье, а также развитии воспитанников.
  5. Участие в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования.

В деятельности педагога-психолога ГБОУ Школа №1955 здания 6 выделены следующие направления:

  • психопрофилактика (информирование родителей и педагогам по проблемам воспитания, обучения и развития дошкольников);
  • психодиагностика (психолого-педагогическое обследование детей всех возрастных групп);
  • коррекционно-развивающая  работа (направленная на преодоление трудностей),
  • консультирование (помощь родителям, педагогам в решении трудностей воспитания, обучения и развития;

Создание условий для сопровождения дошкольников в ГБОУ Школа № 1955 здание 6, в процессе которого воспитатели смогут  оказать необходимую и достаточную поддержку ребёнку выступает как деятельность, направленная на оказание своевременной помощи детям в решении их индивидуальных проблем.

Решать проблемы полноценного личностного развития дошкольников возможно при условии разработки педагогических технологий, сбора информации о целостности представлений о личностных новообразованиях ребёнка дошкольного возраста, наличия чётких критериев и показателей развития ребёнка, диагностического инструментария их измерения. Наступило время осмысления и обобщения накопленного материала, достижений науки и практики.

Идея психологического и педагогического сопровождения в наибольшей степени соответствует прогрессивным идеям отечественной психологии, педагогики и социальной работы.

В основу рабочей программы педагога-психолога по сопровождению дошкольников положены принципы:

  1. Гуманизация – предполагающая веру в возможности ребёнка.
  2. Системный подход – основанный на понимании человека как целостной системы.
  3. Комплексный подход к сопровождению развития ребёнка.
  4. Учёт индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребёнка, темпам его развития.
  5. Непрерывность сопровождения ребёнка в образовательном процессе, а именно преемственность и последовательность сопровождения.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  1. Создать для ребёнка эмоционально благоприятный микроклимат в группе, при общении с детьми и педагогическим персоналом.
  2. Изучать индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.
  3. Оказывать помощь детям группы «риска» и ОВЗ
  4. Своевременно проводить раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии.
  5. Повышать психологическую компетентность воспитателей, родителей по вопросам воспитания и развития ребёнка.

Модель психолого-педагогического сопровождения детей в ГБОУ Школа № 1955 здание 6 представляет следующую деятельность:

При поступлении ребенка вГБОУ Школа № 1955 здание 6 проводится комплексная оценка состояния здоровья, анкетирование родителей, обследование физического развития дошкольников, анализируются результаты адаптации. Далее педагог-психолог проводит:

  1. Систематическое наблюдение за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдений.
  2. Осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности.
  3. Планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ.

При планировании индивидуальной работы воспитателям рекомендовано определять конкретную цель, задачи и содержание индивидуальной работы, на основании выявления причин и факторов риска, выбирать адекватные формы и методы работы (с учетом особенностей ребёнка). Важно отметить, что все сведения относительно физического состояния ребёнка заносятся в карту индивидуального наблюдения. По этой аналогии разрабатывается карта индивидуального развития ребёнка, в которой систематизируются все наблюдения и рекомендации специалистов, динамика развития ребёнка.

Последовательность работы по сопровождению ребенка представляет из себя следующий алгоритм:

  1. Постановка проблем. Начинается с поступления запроса, осознания сути проблемы, разработки плана сбора информации о ребёнке и проведения диагностического исследования.
  2. Анализ полученной информации. Оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений.
  3. Разработка плана комплексной помощи. Определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для ребёнка, педагога, родителей, специалистов. Консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребёнка.
  4. Реализация плана по решению проблемы. Выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.
  5. Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению. Предполагает ответы на вопросы: что удалось? Что не удалось? Почему? Ответ на вопрос: что мы делаем дальше?

Итог психолого-педагогического сопровождения ребёнка дошкольника:

  • сформирован у всех участников педагогического процесса понятийный аппарат по теме;
  • работа более осмысленная и целенаправленная;
  • разработаны карты индивидуального развития дошкольников;
  • разработан алгоритм психолого-педагогического сопровождения;
  • разработана схема взаимодействия в работе специалистов  ГБОУ Школа № 1955 здания 6 и воспитателей;
  • организована работа ППк, подготовлена необходимая документаци

Содержание коррекционной работы.

Содержание коррекционной работы, в соответствии с федеральным государственным образовательными стандартами дошкольного образования  (далее – ФГОС ДО), направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии воспитанников,  их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы.

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителей и педагогов.

Организация деятельности педагога-психолога, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы.

Фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 1 октября.

Основную  нагрузку несёт  индивидуальная и подгрупповая работа,  которая  проводится   2  раза в неделю с каждым ребёнком.

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности нарушения, продолжительностью 20 - 30 минут.  Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них выявленных ранее проблем.  Результаты фиксируются в карте развития ребенка и обсуждаются на заседаниях ППк.

Данная  программа  может быть  успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также  педагогов  и  специалистов детского сада  (учителя-логопеда, музыкальный руководитель, руководитель по физической  культуре). Работа проводится не только педагогом-психологом, но и в нерегламентированной деятельности воспитателей (по консультации психолога): на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также в НОД. Родители ребёнка и педагоги детского сада постоянно закрепляют сформированные  у ребёнка  умения и навыки.

 Перспективно-тематический план психолого-педагогического сопровождения всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Психодиагностическая деятельность

С кем проводится

Вид работы

Форма проведения

Время проведения

ДЕТИ

 

II-е младшие группы и ГКП

Наблюдение за адаптационным периодом детей младших групп.

Групповая

Сентябрь – октябрь. По мере поступления.

Все группы

Наблюдение за созданием в группах благоприятных условий для игр, развивающих занятий и комфортного пребывания детей в дошкольном учреждении.

Групповая

Сентябрь

Подготовительные к школе группы  

Диагностика развития познавательных процессов, интеллектуальных способностей. Подведение итогов диагностики.

Индивидуальная

Сентябрь, декабрь, апрель.

Подготовительные к школе группы  

Проведение интеллектуальных конкурсов, тренингов

Групповая

Ноябрь

Средние, старшие и подготовительные к школе группы

Диагностика эмоционального состояния детей в дошкольном учреждении (по М.А. Панфиловой), психологического благополучия в группе.

Индивидуальная, групповая

Ноябрь, декабрь

Все группы

Социально – личностная диагностика по методикам: «День рождения», «Кактус», «Лесенка» (автор М.А. Панфилова); «Страхи» (автор А.Л. Захаров); «Тест тревожности» (авторы М. Дорки, В. Амен); «Два дома», «Рисунок семьи». Подведение итогов диагностики.

Индивидуальная, по запросу педагогов или родителей

В течение года

Старшая, подготовительная группы

Определение межличностных взаимоотношений в группах (Социометрия).

Индивидуальная

Октябрь, май

Подготовительные группы

Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе («Учебная деятельность», «Беседа о школе»)

Индивидуальная

Январь, май

Средняя, старшая, подготовительная группы

Диагностика одаренности детей (Краткий тест творческого мышления Торренса. Фигурная форма). Подведение итогов диагностики.

Групповая, индивидуальная

Октябрь, январь.

ПЕДАГОГИ

Все педагоги

Проведение психолого – педагогического анализа непосредственно образовательной деятельности во всех группах

Наблюдение по группам

В течение года

Все педагоги

Проведение психолого – педагогического анализа режимных моментов в группах детского сада

Наблюдение по группам

Январь, май

Все педагоги

Проведение психолого – педагогического анализа прогулок в группах детского сада

Наблюдение по группам

Февраль

Все педагоги

Психодиагностика личности педагога

Индивидуальная

По запросам в течение года

Педагоги старших и подготовительных групп

Анкетирование воспитателей старших групп с целью определения дошкольников в «группы риска»

Индивидуальная

Октябрь

РОДИТЕЛИ

Младшие группы

Анкетирование «Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное образовательное учреждение»

Индивидуальная

По мере поступления (сентябрь-октябрь)

Младшие группы

Анкетирование родителей с целью изучения изменений происходящих с ребенком в ходе адаптации

Индивидуальная

По мере поступления

Все группы

Тестирование «А какой вы воспитатель?», «Черты вашего характера», опросник АСВ

Групповая, индивидуальная

По запросам в течение года

Все группы

Психодиагностика личности родителей

Индивидуальная

По запросам в течение года

Коррекционная и развивающая деятельность

С кем проводится

Вид работы

Форма проведения

Время проведения

ДЕТИ

Младшие группы

Психологическое сопровождение процесса адаптации

Групповая

В течение года

Все группы

Игры и упражнения направленные на развитие навыков общения, межличностных отношений и эмоциональной сферы

Групповая

Октябрь- май

Подготовительные группы

Групповые коррекционно-развивающие занятия на развитие познавательных возможностей.

Групповая

1 раз в неделю; с 1 октября по 31 мая

Подготовительная к школе группа

Коррекционные игры и упражнения, направленные на формирование психологической готовности детей к школьному обучению.

Группы риска

Коррекционные игры и упражнения, направленные на преодоление сложностей в эмоционально – личностной и познавательной сферах.

Групповая

1 раз в неделю, октябрь-декабрь

Психотренинговое занятие на развитие и коррекцию эмоционального мира дошкольников (открытый показ)

Групповая

Октябрь

ПЕДАГОГИ

Все педагоги

Коррекционно-развивающие тренинги, направленные на улучшение психологического самочувствия воспитателей в ДОУ.

Групповая

В течение года, 1 раз в месяц

Все педагоги

Семинары-практикумы

Групповая

В течение года

РОДИТЕЛИ

Все группы

Тренинги и Круглые столы

Групповая

В течение года

Консультирование

С кем проводится

Вид работы

Форма проведения

Время проведения

ПЕДАГОГИ

Педагоги подготовительной, старшей группы

Консультации с воспитателями по результатам экспресс – диагностики познавательных процессов

Индивидуальная

Октябрь

Педагоги средней, старшей, подг. групп

Групповая консультация с педагогами по результатам диагностики эмоционального состояния детей в дошкольном учреждении

Групповая

Ноябрь

Педагоги старших групп

Консультации с педагогами по результатам диагностики эмоциональной сферы

Индивидуальная

По запросам в течение года

Педагоги старшей и подготовительной групп

Групповая консультация с педагогами по результатам социометрического исследования

Групповая

Октябрь, май

Все педагоги

Индивидуальные консультации для педагогов по возникшим вопросам

Индивидуальная

По запросам

РОДИТЕЛИ

Все группы

Индивидуальные консультации с родителями по вопросам воспитания и обучения

Индивидуальная

По запросам

Психопрофилактическая и просветительская деятельность

С кем проводится

Вид работы

Форма проведения

Время проведения

ПЕДАГОГИ

Педагоги всех групп

Оформление информационно – просветительской папки «Странички психолога»:

Выдача книг психологической библиотеки

Оформление папки

В течение года

Выступления на педсоветах

Групповая

Годовой план ГБОУ Школа№ 1955 здание 6

РОДИТЕЛИ

Оформление СТЕНДОВ «Уголок психолога»  по темам:

-Адаптация в детском саду

-Возрастные особенности детских страхов

-Читаем и играем

- Психологическая готовность к школе

Оформление стенда

В течение года

Все группы

Участие в родительских собраниях во всех возрастных группах.

По запросу в течение года

Планируемые результаты.

Планируемые промежуточные результаты освоения Программы в подготовительной к школе  группе  совпадают  с  итоговыми  результатами  освоения  Программы,  поэтому  они изложены в отдельном разделе, завершающем содержательную часть Программы. К семи годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка, который выявляется в совместной диагностике воспитателя и педагога-психолога):

  • Интегративное качество «Любознательный, активный»

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире).

Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.

Способен  самостоятельно  действовать  (в  повседневной  жизни,  в  различных  видах детской деятельности).

В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.

Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

  • Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»

Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.

Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

  • Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

Адекватно        использует        вербальные        и        невербальные        средства        общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

Способен изменять стиль общения со  взрослым или  сверстником, в  зависимости от ситуации.

  • Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»

Поведение         преимущественно        определяется        не        сиюминутными        желаниями        и потребностями,        а          требованиями        со        стороны взрослых        и первичными        ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

  • Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»

Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, гак и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).

Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

  • Интегративное качество «имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе"

Имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей  к  определенному полу;  о  составе  семьи,  родственных  отношениях  и  взаимосвязях, распределении семейных  обязанностей, семейных  традициях; об  обществе, его  культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

  • Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»

Умеет  работать  по  правилу  и  по  образцу,  слушать  взрослого  и  выполнять  его инструкции.

  • Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Образовательная область «Социализация»

Самостоятельно отбирает или придумывает разнообразные сюжеты игр.

Придерживается        в        процессе        игры        намеченного        замысла,        оставляя        мест для импровизации.   Находит   новую   трактовку   роли   и   исполняет   ее.   Может   моделировать предметно-игровую среду.

В дидактических играх договаривается со сверстниками об очередности ходов, выборе карт, схем; проявляет себя терпимым и доброжелательным партнером.

Понимает образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства выразительности и оформление постановки.

В беседе о просмотренном спектакле может высказать свою точку зрения.

Владеет навыками театральной культуры: знает театральные профессии, правила поведения в театре. Участвует  в  творческих  группах  по  созданию  спектаклей  («режиссеры»,  «актеры», «костюмеры», «оформители» и т. д.).

Образовательная область «Познание»

Продуктивная (конструктивная) деятельность.  Способен  соотносить  конструкцию предмета с его назначением.

Способен создавать различные конструкции одного и того же объекта.

Может создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции.

Формирование элементарных математических представлений.

Самостоятельно объединяет различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество        и        удаляет        из        множества        отдельные        его        части        (часть предметов). Устанавливает связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находит части целого множества и целое по известным частям.

Считает до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).

Называет числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10). Соотносит цифру (0-9) и количество предметов.

Составляет  и  решать  задачи  в  одно  действие на  сложение и  вычитание, пользуется цифрами и арифметическими знаками (+, —, -=).

Различает величины: длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес предметов) и способы их измерения. Измеряет длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимает зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения). Умеет  делить  предметы  (фигуры)  на  несколько  равных  частей;  сравнивать  целый предмет и его часть. Различает, называет: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники        (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др.), шар, куб. Проводит их сравнение.

Ориентируется в окружающем пространстве и        на плоскости        (лист,        страница, поверхность  стола  и  др.),  обозначает  взаимное  расположение  и  направление  движения объектов; пользуется знаковыми обозначениями.

Умеет  определять  временные  отношения (день—неделя —месяц);  время  по  часам  с точностью до 1 часа.

Знает состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.

Умеет получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.

Знает монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей.

Знает название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.

Формирование  целостной  картины  мира.  Имеет   разнообразные  впечатления  о предметах окружающего мира.

Выбирает и группирует предметы в соответствии с познавательной задачей. Знает герб, флаг, гимн России.

Называет главный город страны.

Имеет представление о родном крае; его достопримечательностях. Имеет представления о школе, библиотеке.

Знает  некоторых  представителей  животного  мира  (звери,  птицы,  пресмыкающиеся, земноводные, насекомые).

Знает характерные признаки времен года и соотносит с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений.

Знает правила поведения в природе и соблюдает их.

Устанавливает элементарные причинно-следственные        связи        между        природными явлениями.

Образовательная область «Коммуникация»

Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения; составляет по

плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.

Употребляет в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов. Различает понятия «звук»,        «слог»,        «слово»,        «предложение».        Называет        в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находит в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Различает жанры литературных произведений.

Называет любимые сказки и рассказы; знает наизусть 2-3 любимых стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки.

Называет 2-3 авторов и 2-3 иллюстраторов книг.

Выразительно читает стихотворение, пересказывает отрывок из сказки, рассказа.

Мониторинг  достижения детьми планируемых результатов

Система получения точных данных о состоянии деятельности педагога-психолога может быть обеспечена посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации.

 Мониторинг проводится в целях:

-    выявления степени соответствия результатов деятельности педагога-психолога ФГОС дошкольного образования;

-  определения уровня удовлетворения потребностей и ожиданий субъектов коррекционно-образовательного процесса;

- качественной оценки условий, созданных педагогом-психологом  для осуществления полноценной коррекции детей;

- развития психолого-педагогического сопровождения, помощи, своевременного предотвращения неблагоприятных и критических ситуаций.

Первичное обследование. Обследуются дети, вновь поступившие в ДОУ по окончании адаптационного периода. Полученные  результаты первичного обследования заносятся в электронную базу данных.

Обследование по заявкам. Обследуются дети по мере возникновения потребности или по запросу участников педагогического процесса (воспитатели, родители, и т.д.)

Обследование детей 6 – 7 лет. Обследование проводится совместно с воспитателем группы, в рамках выявления уровня сформированности интегративных качеств. Все результаты обследования фиксируются в карте готовности выпускников.

Периодичность мониторинга

Устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.

  • Группы нового набора (преддошкольные), проходящие период адаптации проводят первичную диагностику в октябре текущего учебного года, итоговую диагностику проводят в мае.
  • Группы воспитанников  с 3 до 6 лет (дошкольные), первичную диагностику по выявлению исходного уровня знаний воспитанников проводят педагоги в сентябре, итоговую – в мае.
  • Подготовительные к школе группы / выпускники (предшкольные), педагоги проводят 2 раза – сентябрь (первичная),итоговую –апреля-май

Цель обследования:

Диагностический минимум

  1.   Уровень развития познавательных процессов воспитанников старшей и подготовительной групп.
  2. Готовность выпускников к обучению в школе.
  3. Определение эмоционального благополучия детей дошкольного возраста

Используемая методика: 

Варианты диагностического комплекса педагога - психолога

Изучаемый параметр

Методика

Источник

1. Экспересс-диагностика

«Практикума по возрастной психологии»

СПб изд-во «Речь» под редакцией Л.А. Головей и Е.Ф. Рыбалко,2001

2.Воображение, моторика

Дьяченко О.М. «Дорисовывание фигур»

Психолог в детском дошкольном учреждении; методические рекомендации к практической деятельности/ под ред.Т.В.Лаврентьевой.М. 1996

А.Л. Венгер «Лабиринт»..

3.Логическое мышление

Бернштейн А.М. «Последовательность событий»

Дубровина И.В. Готовность к школе. М., 2001

Белопольская Н.Л

Исключение предметов «Четвертый лишний»

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей.

4.Речь

«Составь рассказ» «Последовательность»

Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. Харьков, 1997

5.Память

Истомина З.М. «10 слов»

Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. Харьков, 1997

А.Р.Лурия «10 слов»

6.Внимание

Эльконин Д.Б. «Графический диктант»

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995

Тест Бендера

7.Половозрастная идентификация, самосознание

Белопольская Н.Л. Методика исследования детского самосознания

Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. М., 1995

8.Самооценка

Хухлаева Л «Лесенка»

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1997

9.Статус в группе

«Два дома»

Агаева Е.Л., Брофман В.В. и др. Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении. М.,1998

10.Мотивация

Банкова С.А. Тестовая беседа

Посевина Г.П., КорольЛ. Программа адаптации детей 6-7 детей к школьной жизни «Радость познания», Ростов-на-Дону, 2001

Д.В.Солдатов

«Мотивационные предпочтения» (МП)»

 Готовность к школе  /Под ред. И.В. Дубровинкой/ Москва. 1995 г.

11.Произвольность

Гуткина Н.И. «Домик»

Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психоогической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М., 1993

12.Эмоционально-волевая сфера

Велиева С.В«Паровозик»  

Учебно-методическое пособие. Сост. Велиева С.В. СПб: Речь, 2005.

Модификация теста детской тревожности (Тэммл, Дорки, Амэн) и методика "Кинотеатр"

Детская практическая психология /Под ред. Марцинковской Т.Д. М.: Гардарики, 2004.

«Уровень агрессивности ребенка”( Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.)

Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1994

Графическая методика “Кактус”

Детская практическая психология /Под ред. Марцинковской Т.Д. М.: Гардарики, 2004.

13..Игра

Эльконин Д.Б. Критерии развития игровой деятельности

Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Психология детей шестилетнего возраста. Минск, 1999

Выводы по результатам обследования детей, перспектива деятельности педагога-психолога и всех участников воспитательно-образовательной деятельности  оформляются в виде аналитической отчета за учебный год.

Система работы с родителями воспитанников

(или лицами, их заменяющими)

Правовой основой взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями являются документы международного права (Декларация прав и Конвенция о правах ребенка), а также законы РФ (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»). Наиболее важные положения этих документов нашли отражение в данной программе:

•        Право ребенка на образование, гуманистическое по своему характеру, охрану здоровья и отдых, свободное участие в культурной и творческой жизни, занятия искусством;

•        Бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка, особенностям его развития;

•        Право ребенка не защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления, отсутствия заботы или небрежного обращения;

•        Взаимодействия Образовательного Учреждения с семьей с целью формирования здоровья, воспитания и полноценного развития ребенка.

Система работы с родителями воспитанников входит в перспективный план педагога-психолога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Ценности"

Психологическое сопровождение, согласно ФГОС ДО к структуре ООПДО, является важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Понятие «качество» рассматривается как адекват...

ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Будущий первоклассник"

Ребенок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально- волевого развития. Программа рассчитана на развитие...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАпедагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна...

Рабочая программа 2младшей группы 2016-2017г.

Рабочая программа по развитию детей второй младшей группы № 2 «Смешарики» разработана в  соответствии с ФЗ от 29.12.112 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе образовательно...

Рабочая программа 2младшей группы 2016-2017г.

Рабочая программа по развитию детей второй младшей группы № 2 «Смешарики» разработана в  соответствии с ФЗ от 29.12.112 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ...

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год

Рабочая программа педагога-психолога для детей 6-7 лет групп общеразвивающей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год. Цель: реализация  содержания основной образовател...

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный годЦель: Реализация содержания Адаптированной основной образовате...