Рабочая программа педагога-психолога 2016-2017г.г.
рабочая программа по теме
Рабочая программа педагога-психолога на 2016-2017 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_psihologa_2016-2017.docx | 104.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ББДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА № 1955 ЗДАНИЕ 6
Методист здания №6
____________ О.И.Грачева
«_____»____________2016 г.
Рабочая программа
педагога-психолога
на 2016-2017 учебный год
Составила:
Громова М.А.
педагог-психолог
г. Москва, 2016 г.
Пояснительная записка
Министерством образования Российской Федерации определены основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии на основании Конвенции ООН «О правах ребёнка», Закона РФ «Об образовании», Федеральной программы развития образования. Одним из таких подходов является дальнейшее развитие систем коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, которые нацелены на создание наиболее адекватных педагогических условий для детей, имеющих проблемы в развитии.
В этих условиях требуется повышенное внимание к вопросам охраны здоровья детей, личностно-ориентированный подход в образовательном процессе, помощь специалистов, готовых осуществлять активное взаимодействие с учётом познавательно-речевых, физических и психологических возможностей детей.
В ГБОУ Школа № 1955 здание 6 осуществляется коррекционно-развивающая, профилактическая и просветительская деятельность педагогом-психологом со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.
Рабочая программа предназначена для психолого-педагогического сопровождения детей с 1,5 до 7 лет.
В основу психолого-педагогической работы (деятельности педагога-психолога) положены программы: «Тропинка к своему Я» авторы О.В. Хухлаева, О.Е. Первушина, И.М. Первушина, «Удивляюсь, злюсь, боюсь и радуюсь» автор С.В. Крюкова, «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» А.С.Роньжиной. Психолого-педагогическое сопровождение в условиях детского сада общеразвивающей направленности позволяют своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.
Наше время предъявляет к детскому саду высокие требования, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада и школы.
Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.
В последние годы наблюдается тенденция: по статистическим данным медиков, увеличивается количество детей с различными родами травмами, которые, в свою очередь накладывают отпечаток на общее развитие ребёнка. Всё чаще в детских садах встречаются дети с ОВЗ
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения дошкольников в обеспечит решение этих проблем. При этом ребёнок выступает субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода встречаются и взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых.
Перед педагогом-психологом ставятся задачи:
- Психологический анализ социальной ситуации развития в ОУ, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их решения.
- Содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности.
- Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в ОУ.
- Профилактика и преодоление трудностей в социальном и психическом здоровье, а также развитии воспитанников.
- Участие в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования.
В деятельности педагога-психолога ГБОУ Школа №1955 здания 6 выделены следующие направления:
- психопрофилактика (информирование родителей и педагогам по проблемам воспитания, обучения и развития дошкольников);
- психодиагностика (психолого-педагогическое обследование детей всех возрастных групп);
- коррекционно-развивающая работа (направленная на преодоление трудностей),
- консультирование (помощь родителям, педагогам в решении трудностей воспитания, обучения и развития;
Создание условий для сопровождения дошкольников в ГБОУ Школа № 1955 здание 6, в процессе которого воспитатели смогут оказать необходимую и достаточную поддержку ребёнку выступает как деятельность, направленная на оказание своевременной помощи детям в решении их индивидуальных проблем.
Решать проблемы полноценного личностного развития дошкольников возможно при условии разработки педагогических технологий, сбора информации о целостности представлений о личностных новообразованиях ребёнка дошкольного возраста, наличия чётких критериев и показателей развития ребёнка, диагностического инструментария их измерения. Наступило время осмысления и обобщения накопленного материала, достижений науки и практики.
Идея психологического и педагогического сопровождения в наибольшей степени соответствует прогрессивным идеям отечественной психологии, педагогики и социальной работы.
В основу рабочей программы педагога-психолога по сопровождению дошкольников положены принципы:
- Гуманизация – предполагающая веру в возможности ребёнка.
- Системный подход – основанный на понимании человека как целостной системы.
- Комплексный подход к сопровождению развития ребёнка.
- Учёт индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребёнка, темпам его развития.
- Непрерывность сопровождения ребёнка в образовательном процессе, а именно преемственность и последовательность сопровождения.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- Создать для ребёнка эмоционально благоприятный микроклимат в группе, при общении с детьми и педагогическим персоналом.
- Изучать индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.
- Оказывать помощь детям группы «риска» и ОВЗ
- Своевременно проводить раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии.
- Повышать психологическую компетентность воспитателей, родителей по вопросам воспитания и развития ребёнка.
Модель психолого-педагогического сопровождения детей в ГБОУ Школа № 1955 здание 6 представляет следующую деятельность:
При поступлении ребенка вГБОУ Школа № 1955 здание 6 проводится комплексная оценка состояния здоровья, анкетирование родителей, обследование физического развития дошкольников, анализируются результаты адаптации. Далее педагог-психолог проводит:
- Систематическое наблюдение за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдений.
- Осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности.
- Планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ.
При планировании индивидуальной работы воспитателям рекомендовано определять конкретную цель, задачи и содержание индивидуальной работы, на основании выявления причин и факторов риска, выбирать адекватные формы и методы работы (с учетом особенностей ребёнка). Важно отметить, что все сведения относительно физического состояния ребёнка заносятся в карту индивидуального наблюдения. По этой аналогии разрабатывается карта индивидуального развития ребёнка, в которой систематизируются все наблюдения и рекомендации специалистов, динамика развития ребёнка.
Последовательность работы по сопровождению ребенка представляет из себя следующий алгоритм:
- Постановка проблем. Начинается с поступления запроса, осознания сути проблемы, разработки плана сбора информации о ребёнке и проведения диагностического исследования.
- Анализ полученной информации. Оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений.
- Разработка плана комплексной помощи. Определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для ребёнка, педагога, родителей, специалистов. Консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребёнка.
- Реализация плана по решению проблемы. Выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.
- Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению. Предполагает ответы на вопросы: что удалось? Что не удалось? Почему? Ответ на вопрос: что мы делаем дальше?
Итог психолого-педагогического сопровождения ребёнка дошкольника:
- сформирован у всех участников педагогического процесса понятийный аппарат по теме;
- работа более осмысленная и целенаправленная;
- разработаны карты индивидуального развития дошкольников;
- разработан алгоритм психолого-педагогического сопровождения;
- разработана схема взаимодействия в работе специалистов ГБОУ Школа № 1955 здания 6 и воспитателей;
- организована работа ППк, подготовлена необходимая документаци
Содержание коррекционной работы.
Содержание коррекционной работы, в соответствии с федеральным государственным образовательными стандартами дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы.
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителей и педагогов.
Организация деятельности педагога-психолога, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы.
Фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 1 октября.
Основную нагрузку несёт индивидуальная и подгрупповая работа, которая проводится 2 раза в неделю с каждым ребёнком.
Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности нарушения, продолжительностью 20 - 30 минут. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них выявленных ранее проблем. Результаты фиксируются в карте развития ребенка и обсуждаются на заседаниях ППк.
Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также педагогов и специалистов детского сада (учителя-логопеда, музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре). Работа проводится не только педагогом-психологом, но и в нерегламентированной деятельности воспитателей (по консультации психолога): на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также в НОД. Родители ребёнка и педагоги детского сада постоянно закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки.
Перспективно-тематический план психолого-педагогического сопровождения всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Психодиагностическая деятельность
С кем проводится | Вид работы | Форма проведения | Время проведения |
ДЕТИ | |||
II-е младшие группы и ГКП | Наблюдение за адаптационным периодом детей младших групп. | Групповая | Сентябрь – октябрь. По мере поступления. |
Все группы | Наблюдение за созданием в группах благоприятных условий для игр, развивающих занятий и комфортного пребывания детей в дошкольном учреждении. | Групповая | Сентябрь |
Подготовительные к школе группы | Диагностика развития познавательных процессов, интеллектуальных способностей. Подведение итогов диагностики. | Индивидуальная | Сентябрь, декабрь, апрель. |
Подготовительные к школе группы | Проведение интеллектуальных конкурсов, тренингов | Групповая | Ноябрь |
Средние, старшие и подготовительные к школе группы | Диагностика эмоционального состояния детей в дошкольном учреждении (по М.А. Панфиловой), психологического благополучия в группе. | Индивидуальная, групповая | Ноябрь, декабрь |
Все группы | Социально – личностная диагностика по методикам: «День рождения», «Кактус», «Лесенка» (автор М.А. Панфилова); «Страхи» (автор А.Л. Захаров); «Тест тревожности» (авторы М. Дорки, В. Амен); «Два дома», «Рисунок семьи». Подведение итогов диагностики. | Индивидуальная, по запросу педагогов или родителей | В течение года |
Старшая, подготовительная группы | Определение межличностных взаимоотношений в группах (Социометрия). | Индивидуальная | Октябрь, май |
Подготовительные группы | Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе («Учебная деятельность», «Беседа о школе») | Индивидуальная | Январь, май |
Средняя, старшая, подготовительная группы | Диагностика одаренности детей (Краткий тест творческого мышления Торренса. Фигурная форма). Подведение итогов диагностики. | Групповая, индивидуальная | Октябрь, январь. |
ПЕДАГОГИ | |||
Все педагоги | Проведение психолого – педагогического анализа непосредственно образовательной деятельности во всех группах | Наблюдение по группам | В течение года |
Все педагоги | Проведение психолого – педагогического анализа режимных моментов в группах детского сада | Наблюдение по группам | Январь, май |
Все педагоги | Проведение психолого – педагогического анализа прогулок в группах детского сада | Наблюдение по группам | Февраль |
Все педагоги | Психодиагностика личности педагога | Индивидуальная | По запросам в течение года |
Педагоги старших и подготовительных групп | Анкетирование воспитателей старших групп с целью определения дошкольников в «группы риска» | Индивидуальная | Октябрь |
РОДИТЕЛИ | |||
Младшие группы | Анкетирование «Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное образовательное учреждение» | Индивидуальная | По мере поступления (сентябрь-октябрь) |
Младшие группы | Анкетирование родителей с целью изучения изменений происходящих с ребенком в ходе адаптации | Индивидуальная | По мере поступления |
Все группы | Тестирование «А какой вы воспитатель?», «Черты вашего характера», опросник АСВ | Групповая, индивидуальная | По запросам в течение года |
Все группы | Психодиагностика личности родителей | Индивидуальная | По запросам в течение года |
Коррекционная и развивающая деятельность
С кем проводится | Вид работы | Форма проведения | Время проведения |
ДЕТИ | |||
Младшие группы | Психологическое сопровождение процесса адаптации | Групповая | В течение года |
Все группы | Игры и упражнения направленные на развитие навыков общения, межличностных отношений и эмоциональной сферы | Групповая | Октябрь- май |
Подготовительные группы | Групповые коррекционно-развивающие занятия на развитие познавательных возможностей. | Групповая | 1 раз в неделю; с 1 октября по 31 мая |
Подготовительная к школе группа | Коррекционные игры и упражнения, направленные на формирование психологической готовности детей к школьному обучению. | ||
Группы риска | Коррекционные игры и упражнения, направленные на преодоление сложностей в эмоционально – личностной и познавательной сферах. | Групповая | 1 раз в неделю, октябрь-декабрь |
Психотренинговое занятие на развитие и коррекцию эмоционального мира дошкольников (открытый показ) | Групповая | Октябрь | |
ПЕДАГОГИ | |||
Все педагоги | Коррекционно-развивающие тренинги, направленные на улучшение психологического самочувствия воспитателей в ДОУ. | Групповая | В течение года, 1 раз в месяц |
Все педагоги | Семинары-практикумы | Групповая | В течение года |
РОДИТЕЛИ | |||
Все группы | Тренинги и Круглые столы | Групповая | В течение года |
Консультирование
С кем проводится | Вид работы | Форма проведения | Время проведения |
ПЕДАГОГИ | |||
Педагоги подготовительной, старшей группы | Консультации с воспитателями по результатам экспресс – диагностики познавательных процессов | Индивидуальная | Октябрь |
Педагоги средней, старшей, подг. групп | Групповая консультация с педагогами по результатам диагностики эмоционального состояния детей в дошкольном учреждении | Групповая | Ноябрь |
Педагоги старших групп | Консультации с педагогами по результатам диагностики эмоциональной сферы | Индивидуальная | По запросам в течение года |
Педагоги старшей и подготовительной групп | Групповая консультация с педагогами по результатам социометрического исследования | Групповая | Октябрь, май |
Все педагоги | Индивидуальные консультации для педагогов по возникшим вопросам | Индивидуальная | По запросам |
РОДИТЕЛИ | |||
Все группы | Индивидуальные консультации с родителями по вопросам воспитания и обучения | Индивидуальная | По запросам |
Психопрофилактическая и просветительская деятельность
С кем проводится | Вид работы | Форма проведения | Время проведения |
ПЕДАГОГИ | |||
Педагоги всех групп | Оформление информационно – просветительской папки «Странички психолога»: Выдача книг психологической библиотеки | Оформление папки | В течение года |
Выступления на педсоветах | Групповая | Годовой план ГБОУ Школа№ 1955 здание 6 | |
РОДИТЕЛИ | |||
Оформление СТЕНДОВ «Уголок психолога» по темам: -Адаптация в детском саду -Возрастные особенности детских страхов -Читаем и играем - Психологическая готовность к школе | Оформление стенда | В течение года | |
Все группы | Участие в родительских собраниях во всех возрастных группах. | По запросу в течение года |
Планируемые результаты.
Планируемые промежуточные результаты освоения Программы в подготовительной к школе группе совпадают с итоговыми результатами освоения Программы, поэтому они изложены в отдельном разделе, завершающем содержательную часть Программы. К семи годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка, который выявляется в совместной диагностике воспитателя и педагога-психолога):
- Интегративное качество «Любознательный, активный»
Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире).
Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.
Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности).
В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.
Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
- Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»
Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.
Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
- Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»
Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
- Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»
Поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
- Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»
Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, гак и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).
Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
- Интегративное качество «имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе"
Имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
- Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»
Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
- Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Образовательная область «Социализация»
Самостоятельно отбирает или придумывает разнообразные сюжеты игр.
Придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя мест для импровизации. Находит новую трактовку роли и исполняет ее. Может моделировать предметно-игровую среду.
В дидактических играх договаривается со сверстниками об очередности ходов, выборе карт, схем; проявляет себя терпимым и доброжелательным партнером.
Понимает образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства выразительности и оформление постановки.
В беседе о просмотренном спектакле может высказать свою точку зрения.
Владеет навыками театральной культуры: знает театральные профессии, правила поведения в театре. Участвует в творческих группах по созданию спектаклей («режиссеры», «актеры», «костюмеры», «оформители» и т. д.).
Образовательная область «Познание»
Продуктивная (конструктивная) деятельность. Способен соотносить конструкцию предмета с его назначением.
Способен создавать различные конструкции одного и того же объекта.
Может создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции.
Формирование элементарных математических представлений.
Самостоятельно объединяет различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливает связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находит части целого множества и целое по известным частям.
Считает до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).
Называет числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10). Соотносит цифру (0-9) и количество предметов.
Составляет и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуется цифрами и арифметическими знаками (+, —, -=).
Различает величины: длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес предметов) и способы их измерения. Измеряет длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимает зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения). Умеет делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть. Различает, называет: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др.), шар, куб. Проводит их сравнение.
Ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначает взаимное расположение и направление движения объектов; пользуется знаковыми обозначениями.
Умеет определять временные отношения (день—неделя —месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
Знает состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.
Умеет получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
Знает монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей.
Знает название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.
Формирование целостной картины мира. Имеет разнообразные впечатления о предметах окружающего мира.
Выбирает и группирует предметы в соответствии с познавательной задачей. Знает герб, флаг, гимн России.
Называет главный город страны.
Имеет представление о родном крае; его достопримечательностях. Имеет представления о школе, библиотеке.
Знает некоторых представителей животного мира (звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые).
Знает характерные признаки времен года и соотносит с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений.
Знает правила поведения в природе и соблюдает их.
Устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.
Образовательная область «Коммуникация»
Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения; составляет по
плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.
Употребляет в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов. Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находит в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Различает жанры литературных произведений.
Называет любимые сказки и рассказы; знает наизусть 2-3 любимых стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки.
Называет 2-3 авторов и 2-3 иллюстраторов книг.
Выразительно читает стихотворение, пересказывает отрывок из сказки, рассказа.
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов
Система получения точных данных о состоянии деятельности педагога-психолога может быть обеспечена посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации.
Мониторинг проводится в целях:
- выявления степени соответствия результатов деятельности педагога-психолога ФГОС дошкольного образования;
- определения уровня удовлетворения потребностей и ожиданий субъектов коррекционно-образовательного процесса;
- качественной оценки условий, созданных педагогом-психологом для осуществления полноценной коррекции детей;
- развития психолого-педагогического сопровождения, помощи, своевременного предотвращения неблагоприятных и критических ситуаций.
Первичное обследование. Обследуются дети, вновь поступившие в ДОУ по окончании адаптационного периода. Полученные результаты первичного обследования заносятся в электронную базу данных.
Обследование по заявкам. Обследуются дети по мере возникновения потребности или по запросу участников педагогического процесса (воспитатели, родители, и т.д.)
Обследование детей 6 – 7 лет. Обследование проводится совместно с воспитателем группы, в рамках выявления уровня сформированности интегративных качеств. Все результаты обследования фиксируются в карте готовности выпускников.
Периодичность мониторинга
Устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.
- Группы нового набора (преддошкольные), проходящие период адаптации проводят первичную диагностику в октябре текущего учебного года, итоговую диагностику проводят в мае.
- Группы воспитанников с 3 до 6 лет (дошкольные), первичную диагностику по выявлению исходного уровня знаний воспитанников проводят педагоги в сентябре, итоговую – в мае.
- Подготовительные к школе группы / выпускники (предшкольные), педагоги проводят 2 раза – сентябрь (первичная),итоговую –апреля-май
Цель обследования:
Диагностический минимум
- Уровень развития познавательных процессов воспитанников старшей и подготовительной групп.
- Готовность выпускников к обучению в школе.
- Определение эмоционального благополучия детей дошкольного возраста
Используемая методика:
Варианты диагностического комплекса педагога - психолога
Изучаемый параметр | Методика | Источник |
1. Экспересс-диагностика | «Практикума по возрастной психологии» | СПб изд-во «Речь» под редакцией Л.А. Головей и Е.Ф. Рыбалко,2001 |
2.Воображение, моторика | Дьяченко О.М. «Дорисовывание фигур» | Психолог в детском дошкольном учреждении; методические рекомендации к практической деятельности/ под ред.Т.В.Лаврентьевой.М. 1996 |
А.Л. Венгер «Лабиринт».. | ||
3.Логическое мышление | Бернштейн А.М. «Последовательность событий» | Дубровина И.В. Готовность к школе. М., 2001 |
Белопольская Н.Л Исключение предметов «Четвертый лишний» | Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. | |
4.Речь | «Составь рассказ» «Последовательность» | Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. Харьков, 1997 |
5.Память | Истомина З.М. «10 слов» | Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. Харьков, 1997 |
А.Р.Лурия «10 слов» | ||
6.Внимание | Эльконин Д.Б. «Графический диктант» | Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995 |
Тест Бендера | ||
7.Половозрастная идентификация, самосознание | Белопольская Н.Л. Методика исследования детского самосознания | Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. М., 1995 |
8.Самооценка | Хухлаева Л «Лесенка» | Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1997 |
9.Статус в группе | «Два дома» | Агаева Е.Л., Брофман В.В. и др. Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении. М.,1998 |
10.Мотивация | Банкова С.А. Тестовая беседа | Посевина Г.П., КорольЛ. Программа адаптации детей 6-7 детей к школьной жизни «Радость познания», Ростов-на-Дону, 2001 |
Д.В.Солдатов «Мотивационные предпочтения» (МП)» | Готовность к школе /Под ред. И.В. Дубровинкой/ Москва. 1995 г. | |
11.Произвольность | Гуткина Н.И. «Домик» | Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психоогической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М., 1993 |
12.Эмоционально-волевая сфера | Велиева С.В«Паровозик» | Учебно-методическое пособие. Сост. Велиева С.В. СПб: Речь, 2005. |
Модификация теста детской тревожности (Тэммл, Дорки, Амэн) и методика "Кинотеатр" | Детская практическая психология /Под ред. Марцинковской Т.Д. М.: Гардарики, 2004. | |
«Уровень агрессивности ребенка”( Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.) | Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1994 | |
Графическая методика “Кактус” | Детская практическая психология /Под ред. Марцинковской Т.Д. М.: Гардарики, 2004. | |
13..Игра | Эльконин Д.Б. Критерии развития игровой деятельности | Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Психология детей шестилетнего возраста. Минск, 1999 |
Выводы по результатам обследования детей, перспектива деятельности педагога-психолога и всех участников воспитательно-образовательной деятельности оформляются в виде аналитической отчета за учебный год.
Система работы с родителями воспитанников
(или лицами, их заменяющими)
Правовой основой взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями являются документы международного права (Декларация прав и Конвенция о правах ребенка), а также законы РФ (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»). Наиболее важные положения этих документов нашли отражение в данной программе:
• Право ребенка на образование, гуманистическое по своему характеру, охрану здоровья и отдых, свободное участие в культурной и творческой жизни, занятия искусством;
• Бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка, особенностям его развития;
• Право ребенка не защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления, отсутствия заботы или небрежного обращения;
• Взаимодействия Образовательного Учреждения с семьей с целью формирования здоровья, воспитания и полноценного развития ребенка.
Система работы с родителями воспитанников входит в перспективный план педагога-психолога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Ценности"
Психологическое сопровождение, согласно ФГОС ДО к структуре ООПДО, является важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Понятие «качество» рассматривается как адекват...
ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Будущий первоклассник"
Ребенок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально- волевого развития. Программа рассчитана на развитие...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпедагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна...
Рабочая программа 2младшей группы 2016-2017г.
Рабочая программа по развитию детей второй младшей группы № 2 «Смешарики» разработана в соответствии с ФЗ от 29.12.112 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе образовательно...
Рабочая программа 2младшей группы 2016-2017г.
Рабочая программа по развитию детей второй младшей группы № 2 «Смешарики» разработана в соответствии с ФЗ от 29.12.112 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ...
Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год
Рабочая программа педагога-психолога для детей 6-7 лет групп общеразвивающей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год. Цель: реализация содержания основной образовател...
Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год
Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный годЦель: Реализация содержания Адаптированной основной образовате...