Презентация "Трудовое воспитание дошкольников ДОУ в свете ФГОС"
презентация к уроку (старшая группа) на тему
Слайд 1.
Трудовое воспитание в ДОУ - важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности.
Слайд 2.
Трудовая деятельность в ДОУ в свете ФГОС
Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие».
В п. 3.1 ФГОС ДО определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.
Слайд 3.
В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества.
- развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.
Слайд 4.
Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификация) детского развития;
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- Принцип развивающего образования (системности и последовательности);
- Принцип новизны (использование новейших информационных технологий);
- Принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий).
Слайд 5
Виды труда в ДОУ
- Самообслуживание
- Хозяйственно-бытовой труд
- Труд в природе
- Ручной труд
Слайд 6
Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста по группам:
1-я младшая группа
2-я младшая группа
Начинается приобщение детей к трудовой деятельности. Основной вид труда в этом возрасте — самообслуживание.
Средняя группа
Продолжается формирование у детей желания к посильному труду.
Старшая группа
Дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно-бытового труда и самообслуживания.
Подготовительная группа
Добавляется ручной труд.
Делается акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.
Сформированные навыки и умения совершенствуются.
Слайд 7
Примерная сетка совместной образовательной деятельности и культурных практик в режимных моментах.
Слайд 8.
Самообслуживание - труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей.
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе самообслуживания
Младший возраст. Средний возраст
Дети ежедневно выполняют элементарные трудовые поручения, приучающие их к систематическому труду, что формирует привычку к аккуратности и опрятности (умение обслуживать себя, добиваясь тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности)
Старший дошкольный возраст
Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затраченному на это (соблюдают последовательность одевания, умывания, раздевания, что формирует у них потребность в чистоте и опрятности, привычку к самообслуживающему труду.
Приобретаются навыки самообслуживания (самостоятельно и аккуратно едят, тщательно пережевывают пищу с закрытым ртом; пользуются ложкой, вилкой, без напоминания салфеткой; самостоятельно моют руки и лицо, засучивая рукава, не разбрызгивая воду, пользуются мылом, сухо вытираются полотенцем; самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности, аккуратно складывают и вешают одежду, замечают неполадки в одежде и исправляют их)
Слайд 9.
Хозяйственно-бытовой труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов.
Слайд 10.
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе хозяйственно-бытового труда
Младший возраст. Средний возраст.
Дети убирают игрушки, книги, помогают воспитателю вынести игрушки и книги на участок. При подготовке к еде дети выполняют отдельные трудовые поручения.
Старший дошкольный возраст.
Дети моют игрушки, стирают и развешивают кукольное белье, дежурят по столовой и занятиям, протирают пыль со стульев. Помогают воспитателям вынести игрушки на участок и принести их обратно.
Старшие дошкольники помогают младшему воспитателю разложить мыло в мыльницы, повесить полотенца. На участке поддерживают порядок: подметают дорожки, поливают цветы. Дети включаются в дежурство по уголку природы, убирают групповую комнату (1 раз в неделю). У детей седьмого года жизни появляются новые трудовые процессы; они наводят порядок в шкафу с материалами и пособиями, протирают мебель.
Слайд 11.
Труд в природе - в уголке природы, в цветнике, на огороде.
Слайд 12
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе труда в природе
Младший возраст. Средний возраст
С помощью взрослых поливают комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена. Принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц.
Старший дошкольный возраст.
Проявляют интерес к жизни растений и животных.
Дети самостоятельно поливают растения, с помощью воспитателя учатся определять потребность растений во влаге, выращивать овощи.
Помогают воспитателям кормить птиц (насыпать корм в кормушки).
Труд становится систематичным, объем его увеличивается.
Дети опрыскивают растения из пульверизатора, сметают листья и снег, собирают семена. Трудятся вместе со взрослыми в цветнике и на огороде (сеют семена, поливают растения, собирают урожай).
С интересом наблюдают за жизнью растений и животных.
Слайд 13.
Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справиться с ней.
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе ручного труда.
Старшая группа. Подготовительная группа.
В процессе работы знакомятся с различными свойствами материалов, способами их обработки, соединением в единое целое.
Детей привлекают к участию в заготовке природного и бросового материалов (шишек, желудей, каштанов, коры, листьев, соломы, скорлупы грецких орехов, катушек, спичечных коробков и др.), изготовлению игрушек-самоделок для игры, самостоятельной деятельности (игольницы, счетный материал, детали к костюмам для театральной деятельности и др.), подарков родителям, сотрудникам детского сада, малышам (закладки для книг, сувениры из природного материала и др.), украшений к праздникам
Самостоятельно выполняют простой ремонт игрушек (книг, коробок, атрибутов).
Пришивают пуговицы.
Сортируют природный материал, подготавливают его к работе.
Под руководством воспитателя изготавливают мелкий счетный материал, пособия для занятий.
Делают заготовки для дальнейшей художественной деятельности (приготовление папье-маше, оклеивание коробок, вырезание элементов из пластиковых бутылок и пр.).
Перечень литературы:
1. ФГОС ДО.
2. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПин 2.4.1.3049-13. – Санкт-Петербург: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2014.
3. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет/ Куцакова Л.В. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
4. Ознакомление с предметным и социальным миром. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада /Дыбина О.В. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
5. Ознакомление с предметным и социальным миром. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада / Дыбина О.В.– М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
6. Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДОУ /Потапова Е.В. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012.
7. Труд. Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudovoe_vospitanie_doshkolnikov_v_dou_v_svete.ppt | 715.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Самообслуживание – труд, направленный на удовлетворение повседневный личностных потребностей. Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе самообслуживания Младший возраст. Средний возраст Дети ежедневно выполняют элементарные трудовые поручения, приучающие их к систематическому труду, что формирует привычку к аккуратности и опрятности (умение обслуживать себя, добиваясь тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности) Старший дошкольный возраст Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затраченному на это (соблюдают последовательность одевания, умывания, раздевания, что формирует у них потребность в чистоте и опрятности, привычку к самообслуживанию. Приобретаются навыки самообслуживания (самостоятельно и аккуратно едят, тщательно пережевывают пищу с закрытым ртом; пользуются ложкой, вилкой, без напоминания салфеткой; самостоятельно моют руки и лицо, засучивая рукава, не разбрызгивая воду, пользуются мылом, сухо вытираются полотенцем; самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности, аккуратно складывают и вешают одежду, замечают неполадки в одежде и исправляют их)
Хозяйственно-бытовой труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе хозяйственно-бытового труда Младший возраст. Средний возраст. Дети убирают игрушки, книги, помогают воспитателю вынести игрушки и книги на участок. При подготовке к еде дети выполняют отдельные трудовые поручения. Старший дошкольный возраст. Дети моют игрушки, стирают и развешивают кукольное белье, дежурят по столовой и занятиям, протирают пыль со стульев. Помогают воспитателям вынести игрушки на участок и принести их обратно. Старшие дошкольники помогают младшему воспитателю разложить мыло в мыльницы, повесить полотенца. На участке поддерживают порядок: подметают дорожки, поливают цветы. Дети включаются в дежурство по уголку природы, убирают групповую комнату (1 раз в неделю). У детей седьмого года жизни появляются новые трудовые процессы; они наводят порядок в шкафу с материалами и пособиями, протирают мебель.
Труд в природе – в уголке природы, в цветнике, на огороде. Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе труда в природе Младший возраст. Средний возраст С помощью взрослых поливают комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена. Принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. Старший дошкольный возраст. Проявляют интерес к жизни растений и животных. Дети самостоятельно поливают растения, с помощью воспитателя учатся определять потребность растений во влаге, выращивать овощи. Помогают воспитателям кормить птиц (насыпать корм в кормушки). Труд становится систематичным, объем его увеличивается. Дети опрыскивают растения из пульверизатора, сметают листья и снег, собирают семена. Трудятся вместе со взрослыми в цветнике и на огороде (сеют семена, поливают растения, собирают урожай). С интересом наблюдают за жизнью растений и животных.
Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справиться с ней. Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе ручного труда. Старшая группа. Подготовительная группа. В процессе работы знакомятся с различными свойствами материалов, способами их обработки, соединением в единое целое. Детей привлекают к участию в заготовке природного и бросового материалов (шишек, желудей, каштанов, коры, листьев, соломы, скорлупы грецких орехов, катушек, спичечных коробков и др.), изготовлению игрушек-самоделок для игры, самостоятельной деятельности (игольницы, счетный материал, детали к костюмам для театральной деятельности и др.), подарков родителям, сотрудникам детского сада, малышам (закладки для книг, сувениры из природного материала и др.), украшений к праздникам Самостоятельно выполняют простой ремонт игрушек (книг, коробок, атрибутов). Пришивают пуговицы. Сортируют природный материал, подготавливают его к работе. Под руководством воспитателя изготавливают мелкий счетный материал, пособия для занятий. Делают заготовки для дальнейшей художественной деятельности (приготовление папье-маше, оклеивание коробок, вырезание элементов из пластиковых бутылок и пр.).
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по трудовому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО
«Воспитание ценностного отношения дошкольника к труду в МБДОУ с учетом ФГОС ДО»Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется це...
Формы и методы экологического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС.
Презентация для консультации воспитателей...
Инновационные подходы к музыкальному воспитанию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО
Опыт работы...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении...
Концепция и программа экспериментальной работы «Технологии нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках введения ФГОС»
За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально – экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошел резкий спад в воспитании подрастающего...
Воспитание грамотного читателя. Модернизация системы литературного воспитания дошкольников в условиях введения ФГОС ДО.
Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению. По заверениям ученых, XXI век будет веком новых ценностей, где капиталом станут не деньги, земля, орудия и средства произв...
Влияние т«Речевое развитие в экологическом воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»елевидения и компьютерных игр на психическое здоровье дошкольников
laquo;Нужно учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свид...