Игры Воскобовича
статья на тему

Создавая свои игры, Воскобович в первую очередь руководствовался интересами самого ребёнка, а уж потом решал образовательные задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_voskobovicha.docx23.58 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игрового компонента Воскобовича на занятиях поФЭМП

                               Воспитатель МБДОУ№81

        Корнеева.Е.В

 В. В. Воскобович, ученый, физик-конструктор.  Сегодня методика Воскобовича включает в себя около 50 игр. Каждая из них представляет собой универсальное творческое пособие, которое делает обучение ребёнка весёлым и непринуждённым. Это достигается благодаря сказочной направленности всех игр, в которых главные герои помогают детям запомнить цифры, фигуры.

    Толчком для создания известной развивающей методики послужили его собственные дети. В начале 90-х годов было очень проблематично приобрести детские игры для развития логики, памяти, мышления. Вячеслав Вадимович самостоятельно разработал серию развивающих игр и успешно апробировал ее. К первым играм креативного направления можно отнести «Игровой квадрат», «Геоконт». Данные игры не работают по принципу – один раз собрал и отложил, а являются универсальными творческими пособиями, которые можно использовать многократно. В дальнейшем была составлена целая обучающая методика Воскобовича, направленная на всесторонне развитие ребенка.   В настоящее время работает развивающий центр Воскобовича. Кроме этого, игры достаточно многофункциональны, нацелены на всестороннее развитие личности. Они позволяют сделать лёгким обучение чтению и счету, способствуя в то же время развитию логики, мышления, памяти, тренируют мелкую моторику.

 В чём секрет популярности игр?

Создавая свои игры, Воскобович в первую очередь руководствовался интересами самого ребёнка, а уж потом решал образовательные задачи.

Основные игры

  • Конструктор «Геоконт»

представляет собой фанерную дощечку с гвоздиками, которые расположены в определенной последовательности. К игре прилагается набор цветных резинок и иллюстрированное пособие с всевозможными творческими заданиями. Дети в процессе игры помогают сказочному персонажу Гео с помощью конструирования разноцветных геометрических фигур преодолеть различные препятствия в волшебном Фиолетовом Лесу. А начинается сказка так: «Однажды малышу Гео приснился сон. Идет он по белу свету день, второй, третий, и вдруг - навстречу Красный Зверь. Испугался малыш, побежал, и вдруг - голос: «Не бойся Красного Зверя, прогони его оранжевым криком». Крикнул малыш оранжевым криком – исчез Красный Зверь, но появилось дерево, на вершине которого сидела Желтая Птица. Взмахнула Желтая Птица крылами, закружила, Малыш испугался и побежал. И снова голос: «Не бойся Желтую Птицу – прогони ее зеленым свистом». Свистнул малыш зеленым свистом – исчезла Желтая Птица. Появилось озеро, на берегу стояла лодочка. Сел Малыш в лодочку, сделал несколько гребков и вдруг выплывает Голубая Рыба. Снова испугался Малыш, подналег на весла, но не тут-то было. И снова голос: «Не бойся Голубую Рыбу, прогони ее синим шепотом». Шепнул Малыш синим шепотом – исчезло озеро, исчезла лодочка. Гео стоял перед входом в Фиолетовый Лес».

  • «Квадрат Воскобовича»

состоит из 32 разноцветных треугольников, наклеенных на гибкую тканевую основу и расположенных на расстоянии друг от друга. Его легко трансформировать, создавая разнообразные объемные и плоские фигуры, например, самолет, домик, черепаху, - около сотни возможных вариантов. Игра сопровождается сказкой «Тайна ворона Метра» и обучающими пособиями. Решать поставленные задачи малышу помогают мама Трапеция, дедушка Четырехугольник, малыш Квадрат, папа Прямоугольник и другие сказочные герои. 

  • Головоломка «Чудо-крестики»

представляет собой рамку с различными вкладышами, которые отличаются по форме и цвету. Все геометрические фигуры разрезаны на отдельные части. На начальном уровне ребенок учится собирать фрагменты фигур в единое целое. Затем задания усложняются. Малыш, используя схемы, собирает уже различные образы фигур и предметов. Для наглядности к игре прилагается «Альбом фигурок». «Чудо-крестики» помогают ребенку освоить цвета и формы, развивают умения сравнивать и анализировать, использовать схемы для решения поставленных задач. А красочное игровое пособие «Складушки» знакомит малышей с гласными и согласными буквами, помогает освоить принцип сложения слогов. Ребенок на страницах игры встречает множество сказочных персонажей, с которыми можно разучивать стихи и петь песенки. 

Плюсы методики

  • Игры Вячеслава Воскобовича способствуют развитию познавательной и двигательной функций: благодаря им можно обучаться чтению или счету, параллельно развивая мелкую моторику, логику, мышление, память, наблюдательность, воображение, внимание, творчество.  
  • Малыши, с которыми систематически играли в развивающие игры Воскобовича, обучаются быстро анализировать и сравнивать полученную информацию, хорошо ориентируются на плоскости, легко считают и читают, умеют различать геометрические фигуры и цвета. 

Развитие математических представлений у детей посредством развивающих игр В.В. Воскобовича

Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка.

В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения.

Это обусловлено тем, что у детей раннего и дошкольного возраста совершенствуется работа всех анализаторов. Осуществляется формирование и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связи между ними и движениями рук.

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Интеллектуальные способности детей дошкольного возраста развиваются лучше, если придерживаться в работе, как считают психологи, принципа высокого уровня трудностей.

Большую роль в будущей жизни дошкольника играют творческие способности. Как показывают исследования психологов, креативность имеет пик в возрасте от 3,5 до 4,5 лет и, впоследствии, возрастает только в первые 3 года школьного обучения. Развитие творчества не происходит само собой, а требует создания определенных физических и психологических условий.

Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном виде деятельности – игре. В процессе игры развиваются — планирование, умение анализировать результаты, воображение и др. Несомненным достоинством игры является и внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.

Среди авторских развивающих игр особо можно выделить группу игр, разработанных и произведенных центром «Развивающие игры Воскобовича» в г. Санкт-Петербурге.

В играх, разработкой и производством которых занимается Вячеслав Вадимович Воскобович, заложен огромный творческий потенциал, многовариативность игровых упражнений, с их помощью совершенствуется интеллект, мелкая моторика рук.

Все игры систематизированы и на основе их создана технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры».

Технология «Сказочные лабиринты игры» — это система поэтапного включения авторских развивающих игр в деятельность ребенка и постепенное усложнение образовательного процесса.

Задачи, которые решает технология:

1.Эффективное развитие всех психических процессов

а) постоянное и постепенное усложнение игр;

б) продуктивная деятельность — в каждой игре ребенок всегда получает какой-то результат.

2. Раннее творческое развитие детей дошкольного возраста.

3. Игровое обучение. Развивающие дидактические игры делают учение интересным для малыша

Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от обычных, привычных для детей, занятий к познавательной игровой деятельности.

Методические сказки содержат игровое обозначение свойств предметов, дополнительную игровую мотивацию.

Все игры технологии «Сказочные лабиринты игры» разделены на этапы освоения и роли взрослого на каждом из них:

1. На первом этапе особая роль в организации игровой и познавательной деятельности отводится взрослому. Он знакомит с персонажами сказок, подбирает игровые задания, играет и занимается вместе с детьми.

2. Занятия, комбинированные из большого количества игр с небольшим набором игровых заданий.

3. Занятия – викторины.

4. Комплексные занятия.

5. Самостоятельная игровая деятельность.

Для эффективного решения образовательных задачь можно использовать использовать в работе «2-х цветный квадрат», «Прозрачный квадрат», «Геоконт», «Волшебная 8». Детей знакомила с персонажами сказок. Например: в «Геоконте» – малыш Гео и паук Юк, в «Прозрачном квадрате» – Незримка Всюсь, ворон Метр, в «Волшебной восьмерке» – попугаи Эник и Беник.

Знакомясь со сказочными героями, мы преодолевали с детьми совсем не сказочные препятствия, добиваясь успеха.

Целью этих игр является развитие мыслительных операций, а игровыми действиями – манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов. Поэтому игры, развивающие логическое мышление, включала как часть занятия по математике.

Играя с «Чудо-головоломками», дети знакомились с сенсорными эталонами цвета, формы, величины. Дети могли уже составлять небольшие описательные рассказы по картинкам, сложенным из деталей головоломки.

В старшей группе дети знакомились с написанием цифр, соотношением целого и части, поэтому использовала игру «Прозрачная цифра» как задание на развитие математических представлений и решение творческих задач.

.

Знакомясь со сказочными героями (мамой Трапецией, папой Прямоугольником, дедушкой Четырёхугольником), дети путешествовали с «Волшебным квадратом» по сказке, преодолевали вместе с ними совсем не сказочные препятствия, добивались успеха.

Игры с «Волшебным квадратом» включала как часть занятия по математике при: знакомстве с геометрическими формами, с понятиями длинный – короткий, с пространственной ориентировкой (верхние, нижние углы, середина).

Включение обучающих игр и развивающих заданий в единый игровой сюжет «Легенды Фиолетового леса» снижает излишнюю дидактичность занятий и способствует наилучшему формированию у детей представлений. Интеллектуальные способности детей интенсивно развиваются в том случае, если образовательная деятельность осуществляется в системе постоянного и постепенного усложнения игр.

В средней группе дети приобретают навыки конструирования, совершенствуются основные логические операции. Продолжая работу по данному направлению, я решила познакомить детей с новыми играми: «Четырёхцветный квадрат», «Двухцветный квадрат». В процессе выполнения заданий дети складывают многоцветные фигуры. Гномы Двин, Дван, Трин предлагают вернуть цвет геометрическим фигурам по схемам. Игровая деятельность с «Четырёхцветным квадратом» требует интеллектуальных и волевых усилий. Дети уже сами придумывают и складывают свои фигуры, дают им названия.

В процессе игровой деятельности у детей развиваются сенсорные, познавательные и творческие способности. В игре «Прозрачный квадрат» дети знакомятся с эталонами формы и величины, соотношениями целого и части, пространственными отношениями предметов. Обыкновенные прозрачные пластинки с геометрическими формами становятся «Нетающими льдинками озера Айс». Участвуя в приключениях мальчика Гео, дети воплощают сказочные образы в предметные формы.

Интересной и новой для детей стала игра «Геоконт» («Чудесная поляна»). С помощью волшебных ниточек – резинок дети выполняют задания Паука Юка. На первом этапе знакомства с этой игрой, дети конструируют геометрические фигуры без опоры на цифровые и буквенные обозначения. Они знакомятся с таким свойством как упругость (резинка растягивается и возвращается в исходное положение).

В процессе игры перед детьми возникают «препятствия» (задание, вопрос, задача). Олицетворением этого препятствия является натянутая на поле «Геоконта» резинка (паутинка). Она «исчезает» в случае правильного решения задачи.

Знакомство с цифрами осуществляется путём знакомства с героями математического театра, создания математических фризов, изображающих цифру и число. Поэтому игра «Конструктор цифр» очень помогает в усвоении и закреплении пройденной цифры. Дети сначала выкладывают цифру по образцу, а потом по памяти.

 Главное – не утратить детскую любознательность и способность творить, фантазировать. Учим детей быть уверенными в себе, в своей талантливости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как играть с играми Воскобовича.

Консультация для родителей...

Консультация для родителей: «Как правильно играть с малышом в игры Воскобовича»

В консультации дана короткая анотация к некоторым из игр В.В. Воскобовича, в которой двух словах даны рекомендации о том, как играть с данными играми при первом знакомстве с ними....

Выступление на педсовете. Тема: «Сказочные лабиринты игры Воскобовича» (по игре «Чудо - соты»)

Выступление на педсовете. Тема: «Сказочные лабиринты игры Воскобовича» (по игре «Чудо - соты»)...

Рекомендации для родителей на тему: « Играем дома - игры Воскобовича в ФЭМП для средней группы»

Материал содержит различные варианты игр с детьми средней группы для игр детей и родителей....

Развивающие игры. Игры Воскобовича

Игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича - необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника...

Как правильно играть с малышом в игры Воскобовича

Как правильно играть с малышом в игры ВоскобовичаЕсли вы приобрели игру Воскобовича и желаете поиграть с малышом, то следует детально ознакомиться с инструкцией и методическими рекомендациями к ней.В ...

Мастер-класс для родителей «Играем в развивающие игры Воскобовича дома»

Цель: освоение и последующее применение технологии  Воскобовича родителями в домашних условиях. Задачи: 1.Демонстрация  участникам мастер-класса различные возможности использования...