Статья на тему «Особенности психического развития в дошкольном детстве»
статья по теме
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 34 комбинированного вида
Красносельского района Санкт-Петербурга
Статья на тему «Особенности психического развития в дошкольном детстве, деятельности ребенка в дошкольном возрасте»
Выполнял воспитатель:
Волошина Ксения Игоревна
Санкт-Петербург
2018
Игровая деятельность дошкольника - Психология дошкольного возраста .
Функция, воспроизводимая ребенком в игре, являющаяся центром игры и объединяющая все ее стороны
Игровые действия
Действия со значениями, не зависящие от операционально-технической стороны, носящие изобразительный характер, с помощью которых ребенком реализуются взятые на себя роли взрослых и взаимоотношения между ними
Предметы-заместители
Полифункциональные неоформленные предметы, за которыми не закреплено никакого конкретного действия
Игровое правило
Определенный норматив выполнения игровых действий, определяющийся ролью, которую берет на себя ребенок
Воображаемая ситуация
Перенос значения с одного предмета на другой
Сюжет
Сфера действительности, которую дети отражают в игре
Содержание
игры
То, что выделено ребенком в качестве главного элемента деятельности взрослых, отражаемое в игре
Роль – функция, воспроизводимая ребенком в игре, являющаяся центром игры и объединяющая все ее стороны. Ребенок берет на себя определенную роль лишь при условии, что сфера действительности, отображаемая в сюжете игры, является знакомой для него и вызывает положительное эмоциональное отношение.
Игровые действия – это действия со значениями, не зависящие от операционально-технической стороны, носящие изобразительный характер, с помощью которых ребенком реализуются взятые на себя роли взрослых и взаимоотношения между ними. Соподчинение и согласование игровых действий определяются ролью и реальными отношениями, возникающими между детьми в процессе игры.
Предметы-заместители – это полифункциональные неоформленные предметы, не предполагающие выполнение с ними никакого конкретного действия. Возможности переноса значения с одного предмета на другой обусловлены способами показа действия: заместить можно только тот предмет, с которым можно выполнить хотя бы внешний рисунок действия.
Правило в игре – это определенный норматив выполнения игровых действий, определяющийся ролью, которую берет на себя ребенок. Правило в игре часто вступает в конфликт с непосредственными желаниями ребенка, который учится подчиняться правилу и отказываться от мимолетных желаний.
По мере развития ребенка устойчивость в подчинении правилу постепенно повышается. Воображаемая ситуация заключается в переносе значения с одного предмета на другой. Появление воображаемой игровой ситуации происходит в результате включения в игровые действия тех предметов и операций, которые обычно осуществляются в других условиях и по отношению к другим предметам.
Сюжет – это та сфера действительности, которую дети отражают в игре. Игровые сюжеты очень разнообразны и в целом определяют разделение игр на три группы: игры с сюжетами на бытовые темы (в семью, парикмахерскую и т.д.) ; игры с производственными сюжетами (строительные, сельскохозяйственные и т.п.) ; игры с общественно-политическими сюжетами (игры в войну) . Развитие сюжетов происходит по пути отражения все новых сфер действительности и увеличения разнообразия форм игры в пределах одной группы сюжетов.
Практический пример
В старшей группе детского сада одна игровая ситуация плавно переходит в другую, которая связана с ней по смыслу. Например, игра в "поездку на дачу" проходит таким образом: первоначально все вместе "едут на дачу" на "машине" или на "электричке", затем "папа" копает огород, "мама" готовит "еду", а "дети" ловят "бабочек", затем все вместе "идут в лес" за ягодами или за грибами и т.д.
Содержание игры – это то, что выделено ребенком в качестве главного элемента деятельности взрослых, отражаемой в игровой ситуации. Развитие содержания детских игр происходит по мере более глубокого проникновения ребенка в жизнь окружающих его взрослых людей. От игр, в которых главным компонентом является предметная деятельность людей, осуществляется переход к играм, отражающим взаимоотношения между людьми, а также к играм, в которых основным содержанием является подчинение правилам поведения и общественным отношениям между людьми.
На протяжении дошкольного возраста происходит развитие игровой деятельности, изменяются все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры (рис. 8.1) . Среди основных линий развития игры выделяют следующие:
а) изменение численности групп играющих детей: от меньшего числа участников одной и той же игры к большему;
б) изменение устойчивости детских игровых отношений: от неустойчивых групп играющих детей ко все более устойчивым;
в) изменение характеристик сюжета: от совокупности не связанных между собой эпизодов к поэтапно разворачивающемуся сюжету и переход от обыгрывания личной жизни и ближайшего окружения к событиям в обществе; от выполнения конкретных ролевых действий к ролям-образам, в которых используются разнообразные средства изображения: речь, действия, мимика и пантомимика, соответствующее роли отношение.
Д. Б. Эльконин отмечал также следующие направления в развитии игровой деятельности:
• изменение содержания игр: в младшем дошкольном возрасте игры часто носят процессуальный характер, типичный для процессуальных игр детей раннего возраста – смысл игры в них заключается в самом процессе действия, а не в том результате, к которому это действие должно привести. В среднем дошкольном возрасте роли имеют в играх главное значение и интерес игры для детей заключается в выполнении той или другой роли; в старшем возрасте детей интересует не просто та или другая роль, но и то, насколько хорошо она выполняется, повышается требовательность к правдивости и убедительности выполнения роли;
Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте
• изменение характера конфликтов у старших по сравнению с младшими;
• переход от игры, в которой каждый ребенок играет по-своему, к игре, в которой действия детей согласованы и их взаимодействие организовано на основе взятых на себя ролей;
• изменение характера стимуляции игры, которая в младшем возрасте возникает под влиянием игрушек, а в старшем – под влиянием замысла независимо от игрушек;
• изменение характера роли, которая сначала носит обобщенный характер, а затем все больше наделяется индивидуальными чертами и типизируется;
• развитие использования детьми различных предметов в игре, которое при замене реального предмета игровым идет от отдаленного сходства ко все большей требовательности в отношении сходства;
• сглаживание с возрастом противоречий между придумыванием сюжета и возможностью его реализации;
• развитие сюжета, которое идет от изображения внешней стороны явлений к передаче их смысла;
• появление в старшем возрасте плана хотя бы схематичного и неточного, но дающего перспективу и уточняющего действия каждого участника игры;
• усиление и одновременно изменение роли организаторов игры к старшему возрасту.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве, поскольку способствует интенсивному развитию когнитивной и личностной сферы ребенка и отвечает его основному мотиву – стремлению войти в мир взрослого человека, который является предметом игры как носитель определенных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми. Сюжетно-ролевая игра включает в себя такие компоненты, как роль, игровые действия, предметы-заместители, правило, воображаемую ситуацию, сюжет и содержание, в которых но мере развития ребенка происходят существенные изменения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста
Возрастные особенности психического развития детей раннего возраста от 1 до 2 летБазисные характеристики личности ребенка2-го года жизниКраткая характеристика детско деятельности Компетентности.С...
Особенности психического развития детей дошкольного возраста.
Памятки для родителей и взрослых об особенностяз развития детей с 2-7 лет...
Особенности психического развития детей дошкольного возраста.
Памятки для родителей и воспитателей об особенностяз развития детей с 2-7 лет...
Особенности психического развития детей дошкольного возраста
Существует определенное разделение возрастов на различные этапы. К моменту поступления детей в дошкольное учреждение они из стадии раннего детства переходят на этап дошкольного...
Реферат на тему «Особенности психического развития ребенка в дошкольном возрасте»
Наши дети - это наша старость.Правильное воспитание - это наша счастливая старость,Плохое воспитание - это наше будущее горе,Это наши слезы,Это наша вина перед другими людьми.А.С. Макаренко...
Статья на тему: ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья о сенсорном развитии детей дошкольного возраста и о его особенностях, о значении сенсорной культуры для развития ребенка....
Выступление «Особенности психического развития ребенка дошкольного возраста»
Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. А. Н. Леонтьев дает следующую общую характеристику дошкольного детства: «Это период первоначального фактического склада л...