Статья по воспитанию духовно-нравственной культуры детей "Доброта в нас и вокруг нас"
статья по теме
Статья по воспитанию духовно-нравственной культуры у детей "Доброта в нас и вокруг нас"
Цель : Побудить родителей и педагогов к целенаправленному воспитанию духовно-нравственной культуры детей.
Задачи: Показать важность воспитания доброты в детях, помочь родителям увидеть актуальность, необходимость и возможность воспитания доброты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobrota.docx | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
"Доброта в нас и вокруг нас".
Цель : Побудить родителей и педагогов к целенаправленному воспитанию духовно-нравственной культуры детей.
Задачи: Показать важность воспитания доброты в детях, помочь родителям увидеть актуальность, необходимость и возможность воспитания доброты.
Детство всегда с надеждой обращено в будущее. И дети, как правило ждут чтобы взрослые показали им путь, который определит им правильную достойную жизнь. Призовем ли мы их к свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям надо научить их понимать других и понимать себя, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Наша жизнь становится радостнее, если окружающие внимательны и добры друг к другу.
ДУША РЕБЁНКА
Душа ребёнка святостью чиста,
Жива и радостна от любви внимания,
Она светла, наивна и проста,
И вдохновенно ищет понимания.
Душа ребёнка близкими живёт —
Учась в семье гармонии и братству,
Она Судьбы дорогу познаёт,
Что приведёт её когда-то к счастью.
Душа ребёнка лёгкая как пух,
Она красива и стремится к Богу.
Ты укрепи его ранимый дух,
И укажи на Истины дорогу.
Самое важное качество в человеке — доброта, именно она в действительности и показывает наше отношение к окружающим.
Именно такое позитивное качество, как доброта, улучшает нашу жизнь, и в первую очередь, превращает нас в настоящих людей.
Каждый знает, что воспитание ребенка – дело не простое. Никакое дело на свете не требует столько сил, терпения, отдачи и любви. Но цели при воспитании родители ставят разные. Воспитывают умных, смелых, талантливых, решительных. И это очень хорошо. Но вот последнее время многие забывают о том, что в ребенке также следует воспитывать доброту и отзывчивость. Эти качества в современное время кажутся бесполезными. Однако, счастлив может быть лишь человек, который умеет любить. А любить по-настоящему умеет только добрый отзывчивый человек.
С чего начинается воспитание доброты у ребенка? В чем выражается доброта?
Возможно, доброта это прежде всего способность понимать других людей. В сегодняшнем мире мы все чаще сталкиваемся с непониманием, равнодушием, ненавистью и озлобленностью по отношению к другим людям.
Впервые ребенок узнает о том, что есть добро и есть зло на страницах сказок, в достаточно раннем возрасте. Он уже начинает понимать, что добрые поступки всегда вознаграждаются, а зло обязательно будет наказано. Именно так дети учатся быть друг к другу добрее, снисходительнее, помогать тем, кто оказался в беде и нуждается в помощи. Сказки способны привить отзывчивость, любовь к прекрасному. Трудно переоценить значение сказок для воспитания ребенка. При помощи сказки, ярких сюжетов, ребенку гораздо проще усвоить жизненные ценности. В каждом конкретном случае сюжет сказки обращает внимание на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: или на самоотверженность, или на преданность, или на сопереживание. В связи с этим и следует обратить внимание малыша на значимые в нравственном плане моменты.
Для этого необходимо:
✓ учить детей сравнивать, сопоставлять;
✓ формировать привычку доказывать, что это так или иначе;
✓ ставить ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции;
✓ упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев. Например:
▪ «Докажи, что Аленка лучше всех».
▪ «Кого тебе жалко в этой сказке».
▪ «Как бы ты поступил на месте...»
▪ «Как движениями похвалить петушка».
Можно использовать тризовскую игру «Хорошо — плохо», суть которой в том, чтобы развести с ребенком в стороны хорошие и плохие поступки, явления. А значит, сделать еще один шаг в формировании доброты, пусть пока на уровне представлений.
Периодически вам, родителям, можно показывать ребенку свое отношение к тому или иному герою, формируя тем самым более осознанное отношение к добру и злу: «Мне не очень нравится тот или иной персонаж . Угадай почему?» То есть конкретное удержание каждой сказки может подсказать вам и свои пути воспитания добрых чувств. Важно только не забыть о них.
Необходимо всячески зарождать и развивать в ребенке желание творить добро, быть отзывчивость. В сознании ребенка необходимо четко сформировать образ сопереживающего, доброго человека, в противовес злому, агрессивному. Очень важно научить ребенка любить, уважать, жалеть, помогать, прощать. Причем любить и уважать не только окружающих людей, сверстников, старших, но и природу, и животных.
Нужно постоянно помнить, что маленькие дети, как правило, делают не то, чему их учат взрослые на словах, а то, что они делают сами. Поэтому важно подавать правильный пример ребенку.
Воспитывая в ребенке доброту, мы воспитываем его для того, чтобы он был счастливым. Воспитывать доброту в ребенке нужно, конечно, прежде всего, любовью. Ребенок, которого любят не на словах, а на деле, никогда не вырастет злым. Однако, существует еще несколько принципов, которых стоит придерживаться, если мы хотим воспитать в ребенке отзывчивость и доброту.
1. Принцип справедливости.
Ожесточенность и озлобленность в ребенке формируются тогда, когда взрослые постоянно нарушают принцип справедливости по отношению у нему. Так, к примеру, следует помнить, что наказание за проступок должно быть адекватно проступку. Не стоит несколько дней третировать ребенка за небольшой проступок. Чаще всего обычного воспитательного разговора вполне достаточно. Несправедливые наказания западают ребенку в память и ожесточают его.
2. Принцип уважения.
Никогда не унижайте ребенка. Не нужно задевать его чувство собственного достоинства. Это плохой метод воспитания. Не нужно обзывать ребенка, говорить, что он самый тупой на свете, сравнивать с другими детьми. Тем более, никогда не следует этого делать при его друзьях, и вообще при посторонних.
3. Принцип равенства.
Это очень важный принцип воспитания в ребенке доброты, отзывчивости, и воспитания в принципе. Вы должны стараться относиться к поступкам ребенка также, как относитесь к таким же поступкам со стороны взрослых членов вашей семьи. Поясним. Если ребенок разбил тарелку, вы должны, прежде всего, подумать о том, чтобы вы сказали, если бы тарелку разбил не ребенок, а, скажем, ваш муж, или жена. Вы бы кричали на взрослого человека из-за разбитой тарелки? Если вы - адекватный человек, то нет. Тогда с какой стати, вы должны кричать на ребенка из-за разбитой тарелки? Ни в коем случае не должны. Иначе нарушается принцип равенства. Рано, или поздно, систематическое нарушение этого принципа приводит к конфликтам с ребенком. Особенно актуально для подростков.
4. Принцип собственного примера.
Наиболее понятный, но наиболее сложный для осуществления принцип. То, чему вы учите ребенка, не должно быть пустым звуком. Ребенок должен видеть, что его родители и воспитатели живут по таким же правилам и ценностям, которые они внушают ему. Если вы учите ребенка никогда не врать, то ребенок никогда не должен быть свидетелем того, как вы сами говорите неправду. Если вы учите его быть добрым и милосердным, то и сами должны показывать пример этого. Не отказывать в помощи друзьям и так далее.
Помните, дети делают нас самих лучше. Воспитывая детей, мы воспитываем также и самих себя.
"Золотой ключ к сердцу ребенка - ДОБРОТА "
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания духовно-нравственной культуры дошкольников "Лотошинская сторона".
Программа предназначена для детей старшей группы в возрасте от 5 до 6 лет.Данная программа разработана на основе примерной основной о...
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
статья «Экологическое воспитание – воспитание духовности, нравственности и интеллекта»
экологическое развитие дошкольников...
Статья «Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»
laquo;Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»Проблема патриотического и духовно-нравств...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет «Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение к истокам русской народной культуры»
laquo;Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение к истокам русской народной культуры»...
Статья "Воспитание духовно-нравственной культуры детей дошкольного возраста в ДОУ"
Проблема патриотического воспитания детей и молодёжи – одна из наиболее актуальных. Большую роль в её решении могут сыграть образовательные учреждения, детские и молодёжные организации, в рамках...
Научная статья на тему "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАвоспитатель Беляева Полина РомановнаГБДОУ №100 Выборгского районаСтатья посвящена духовно-нравственным основ...