Патриотическое воспитание ребёнка среднего дошкольного возраста в контексте ФГОС. Краеведческий аспект.
статья по теме
Патриотическое воспитание ребёнка среднего дошкольного возраста в контексте ФГОС. Краеведческий аспект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_rebyonka_srednego_doshkolnogo_vozrasta_v_kontekste_fgos.docx | 28.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание ребёнка среднего дошкольного возраста в контексте ФГОС. Краеведческий аспект.
Многовековая история нашей страны свидетельствует, что высокий патриотизм, гражданственность всегда являлись национальной особенностью русского народа. Любовь к Родине – это неотъемлемая составляющая характера русского человека наряду с такими качествами, как верность, щедрость, доброта, порядочность. Именно такими чертами народ наделяет своих героев. Образ богатыря – защитника земли русской проходит через всю нашу литературу от древних летописей до современных произведений.
Любовь к Родине – это любовь к родной природе, краю, семье. Эти составляющие едины и неразрывны в сознании русского человека. Города, реки и озёра называют отцами и матерями: Ростов –батюшка, Москва – мать городов, Волга – матушка.
Любовь к Родине – это источник и средство духовного, политического, экономического возрождения страны, источник ее государственной безопасности, целостности.
Человек не рождается патриотом. Его нужно научить любить Родину, ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Для дошкольника характерны высокая восприимчивость к слову и действиям, податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. То есть дошкольный возраст имеет все предпосылки и возможности для формирования чувства патриотизма
Содержание патриотического воспитания как элемента познавательного развития дошкольников обозначено в ФГОС ДО как «формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках» (4, 6)
Для реализации задач патриотического воспитания многие педагоги на сегодняшний день используют тематическое планирование, что способствует эффективному усвоению знаний. Темы повторяются в каждой возрастной группе как самостоятельный блок. В соответствии с требованиями ФГОС, учитывая принцип возрастной адекватности, содержание изменяется: увеличивается объём и сложность материала, меняются формы, методы и приёмы его подачи.
В соответствии с требованиями государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы» совершенствование форм и методов патриотического воспитания включает в себя:
- воспитание чувства гордости за достижения страны,
- активизацию интереса к изучению истории России и формирование чувства уважения к прошлому нашей страны,
- углубление знаний о событиях, ставших основой государственных праздников и памятных дат России и ее регионов,
- уважения к культуре населяющих Россию народов,
- развитие чувства гордости, уважения и почитания к Государственному гербу, флагу, гимну Российской Федерации, а также к другим символам и памятникам Отечества,
- популяризацию подвигов героев и видных деятелей российской истории и культуры от древних времен до наших дней (2,7)
С чего же начинается Родина? Что есть Родина для современных детей?
Если в младшем дошкольном возрасте речь идёт в основном о семье, фольклоре, объектах ближайшего социального окружения, то к пяти годам дети имеют достаточно хорошо сформированные понятия «мой город», «природа родного края». «Психологические особенности детей 5-го года жизни, их любознательность, интерес к познанию окружающего мира обусловливают возможность ознакомления с государственной символикой, символами города» (5,10). В среднем дошкольном возрасте формируются понятия «моя страна», «традиции». Дети знакомятся с государственными и народными праздниками, обычаями своего края, его историей и культурой, природой и архитектурой.
Дети 4-5 лет достаточно хорошо знают свой город: свой дом, детский сад, улицу, объекты на ней: почту, библиотеку, школу, аптеку, магазины, их назначение. В детском саду дошкольникам раскрываются «социальная и природная сфера микрорайона, …страницы истории и культуры» (3,4). Причем речь идёт «об отдельных страницах, отдельных исторических деятелях». Так, дети знакомятся зачастую с известными им объектами, но с новой точки зрения. Ребенок может каждый день ходить с родителями мимо какого-то здания и вдруг узнать, что здесь жил и творил великий художник или поэт, что памятник солдату в парке – памятник герою, ценою жизни спасшему город, что очень большие деревья в сквере с толстой потрескавшейся корой – тоже памятник, и им больше ста лет, и даже старенькая прабабушка видела их тоже уже большими.
Для реализации целей патриотического воспитания в дошкольных учреждениях педагоги широко используют метод проектов. Тематика их различна: «Моя улица», «Деревья нашего края», «Символы моего города», «Великая победа», «Моя семья», «Народная игрушка» и другие. Проектный метод способствует развитию поисковой, исследовательской деятельности, творческой инициативы и самостоятельности, коммуникативных навыков. Это эффективный способ развивающего, личностно – ориентированного взаимодействия, сотрудничества взрослого и ребёнка. Привлечение родителей к проектной деятельности способствует формированию чувства гордости у их ребёнка, повышению его самооценки. Можно с уверенностью сказать, что работа с родителями для достижения целей патриотического воспитания, уже само по себе является патриотическим воспитанием, причем, как детей, так и родителей.
Основные формы работы по ознакомлению с историей и культурой родного края – тематическая прогулка, экскурсия. Их эффективность зависит от правильно организованной предварительной работы, которая включает в себя беседы, рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотра документальных фильмов или их фрагментов продолжительностью не более 10минут, заочные путешествия, работу с родителями. Успешность и результативность также напрямую зависит от их организации: правильно продуманного маршрута, определения объёма знаний, который нужно будет донести до детей, установления мест наблюдений и отдыха, подбор игровых приёмов, художественного слова. Так во время экскурсии к памятнику архитектуры хорошо использовать произведения поэтов классиков, а на прогулке, наблюдая за природой, можно применять и малые фольклорные жанры: потешки, заклички, загадки.
Ведущий вид деятельности у дошкольников – игра. Следовательно, тематические прогулки и экскурсии преобразуются в яркие, эмоционально окрашенные путешествия, во время которых дети узнают, чьим именем названа улица, парк, сквер или площадь, знакомятся с памятниками истории и культуры города, расширяют представления о природе родного края.
И не важно, большой ли это город или поселок с несколькими тысячами жителей, главное – донести до детей, что место, где они живут - единственное и неповторимое, со своей историей, со своими выдающимися личностями и героями, со своей самой красивой природой. И вместе с тем оно часть нашей большой страны, как и сами мы частицы нашей великой родины – России.
Каждое путешествие имеет конкретную цель, задачи, которые приходится решать и которые в доступной форме педагог доносит до детей. Ребята идут не просто на прогулку, а занимаются настоящей исследовательской, поисковой, природоохранной значимой для них деятельностью. Именно деятельностью, так как позиция наблюдателя и исполнителя никогда не даст таких прочных знаний, как те, что добыты собственным трудом. Эти выводы подтверждаются современными исследованиями в дошкольной психологии. Так, в справочнике дошкольного психолога Г.А.Широковой отмечается, что «эффективность обучения и развития во многом определяется активностью самого ребенка, выступающей как условие психического развития его личности. Такая активность развивается и проявляется в различных видах деятельности дошкольника… Необходимо помнить, что деятельность ребенка будет носить развивающий характер в том случае, если будет являться для него лично значимой».
Во время путешествий дошкольники берут на себя определённые роли: «юные экологи», «знатоки улиц», «исследователи родного края» и другие. Дети, «выполняя часть общей работы, обогащаются новыми знаниями и умениями, учатся быть самостоятельными, ответственными»(3,5). Знакомясь с объектами наяву, в реальности, дошкольники получают возможность исследовать их не только зрительно, но и с помощью тактильного восприятия, слуха. Они могут потрогать деревянные стены старинного особняка, услышать шум ветра в кронах вековых деревьев, ощутить запах леса, луга. Наблюдая за объектами природы, сезонными изменениями, дети учатся видеть красоту мира вокруг себя и беречь её. С каким восторгом они разглядывают на весеннем лугу первых насекомых, наблюдают за дождём и радугой, взъерошенным воробьём, оранжево-красной рябиной в снегу, мальками на мелководье!
Во время экскурсий дети развиваются физически, становятся трудолюбивыми, получают навыки общения и поведения в социальном окружении.
Итоги подводят в непосредственно образовательной деятельности. Так же, по итогам экскурсии может быть организована выставка рисунков, поделок, фотоотчёт, сделана коллективная поделка, составлен творческий рассказ. Такие рисунки, поделки, рассказы отличаются яркостью, выразительностью, изобилуют деталями.
В последнее время во многих дошкольных учреждениях создаются мини – музеи «Русская изба». Направления их деятельности различны.
В основном это воспитательная, образовательная деятельность, направленная на реализацию задач патриотического воспитания. В музеях дети получают возможность познакомиться не только с бытом и предметами старины, но и с обычаями, обрядами, традициями родного края.
Немаловажным является создание соответствующей развивающей среды в группе, наполнение которой определяется тематикой недели, наличие патриотических уголков, где основные элементы – это символы государства и родного города. «Важным условием эффективности работы по ознакомлению с государственным гербом и флагом является просвещение родителей». (5,10) То же самое можно сказать и о символике родного города. В зависимости от поставленной цели, педагоги применяют как традиционные формы работы с родителями (родительские собрания, консультации, беседы, совместные праздники, экскурсии), так и нетрадиционные (практикумы, тренинги, игровое моделирование, «ток – шоу»).
В последние годы патриотическое воспитание приобретает всё большую значимость, а « приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития детей» - обозначено как один из основных принципов дошкольного образования в ФГОС ДО. На повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней ориентирована действующая в России Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы».
Таким образом, патриотическое воспитание дошкольников на сегодняшний день является одной из приоритетных задач воспитания и обучения в дошкольном учреждении.
Литература.
- Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03(с изменениями от 25 апреля 2007 г., 30 апреля 2010 г., 3 сентября 2010).
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы». Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года.
- Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо – туристской деятельности: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы»/ Под ред. А.А.Остапца, Г.Н.Амбросимовой, М.Е.Трубачевой. - М.:АРКТИ,2003.-176 с.
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
- Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов.- 4-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2003.-64 с.
- Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога/Серия «Справочники». — Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 384 с.
- http://raguda.ru/ds/grazhdansko-patrioticheskoe-vospitanie.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста»
МБДОУ ЦРР-ДС № 28 «Светлячок» г. Туапсе«Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста»Разработала Карагозян Римма Ашотовна г. Туапсе...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста на тему: "Мы помним!"
Предлагаю вашему вниманию проект по нравственно-патриотическому воспитанию, посвященному Длю Победы. Каждый год мы празднуем День Победы и нам необходим материал для ознакомления детей с этой да...
Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста. Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе.
Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её стать подлинным патриотом...
Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста»
Нравственно-патриотическое воспитание детей – одно из основных задач дошкольно - образовательного учреждения, важным условием которого является тесная взаимосвязь с родителями, сем...
Консультация для педагогов "Пути, средства и методы патриотического воспитания у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС"
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение формирования в детях нравственности, интеллекта, физической культуры и эстетических качеств. Образ...
Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС
ull;В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания дошкольника. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач любого образоват...
- Мне нравится (4)