Проект "Мои любимые сказки"
проект (средняя группа) на тему

Бездетко Маргарита Викторовна
Проследить, как сказочные герои учат детей правилам хорошего тона и хорошим манерам, извлекать из сказок уроки добра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Мои любимые сказки"150.6 КБ

Предварительный просмотр:

                          Проект  "Мои любимые сказки"

 

Разработала: воспитатель Маргарита Викторовна Бездетко

 

 

Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, их родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

 Вид проекта: долгосрочный, групповой, информационно-творческий.

 Сроки реализации:  сентябрь – май  2017-2018 г

Актуальность.

Сказка – ложь, да в ней – намек,

 добрым молодцам урок.

 А. С. Пушкин.

    Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного, доброго человека, умеющего постоять за свое достоинство.

    Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная, ни любая творческая деятельность ребенка в период дошкольного детства.

    Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы. В современном обществе к сказкам теряется интерес. Чтение сказок родители заменяют просмотром мультфильмов сомнительного содержания, забывая о том, что сказки – историческое, литературное наследие, имеющее воспитательное значение. Если в семье не читают, не рассказывают ребёнку сказку, у него не разовьётся интерес к чтению в будущем. А сказка пользуется  у детей огромной любовью. Она учит, вселяет в жизнь ребёнка оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки.

       На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема является актуальной.

Цель: Проследить, как сказочные герои  учат детей правилам хорошего тона и хорошим манерам, извлекать из сказок уроки добра.

Задачи:

  1. Определить понятие сказки.
  2. Выявить ситуации, в которые попадали герои из-за того, что не выполняли правила поведения и хорошего тона.
  3. Проследить какими приемами пользовались составители сказок для решения проблем.

Гипотеза: Из сказок можно извлекать жизненные уроки и правила этикета.

Методы исследования:

  • изучение теоретической литературы;
  • сравнение;
  • обобщение;
  • анализ;
  • чтение сказок.

Содержание:

  1. Что такое сказка?
  2. Где живут сказки?
  3. Чему учат сказки?
  4. Выводы
  5. Заключение
  6. Список литературы

1.Что такое сказка?

Сказка - это волшебный мир, в который мы часто окунаемся. Мы испытываем чувство грусти, радости... Сказка - это чудо!

Сказка - это выдуманный сюжет, обязательно со счастливым концом! Сказка - это мостик в детство для каждого взрослого!

Сказка - наша верная спутница в жизни. Сказки возникли очень давно (более1000 лет назад). Сказки – это энциклопедия прошлого, настоящего, и даже будущего.

2.Где живет сказка?

В книгах (различные печатные издания)

В театре

В скульптурах

В картинах (живопись)

В фильмах, мультфильмах

В  фантазиях человека.

3.Чему учат сказки?

Послушанию

Доброте  

Взаимопомощи

Умению  дружить

Подготовительный этап

Определение темы проекта.

       Намечается план движения к поставленной цели, который обсуждается и с детьми, и с родителями. Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей и дополнение задач детьми. Формулируется проблема о моральной стороне сказок и привитии любви к сказкам и театральной деятельности. После чего дети вовлекаются в решение проблемы «Чему нас учат сказки? » через игровую ситуацию и дидактические игры, способствуя возникновению мотивации к творческой деятельности.

       Сбор информации, литературы, дополнительного материала. Использование компьютерных технологий, подбор научной литературы журналов, газет, иллюстративного материала, художественной литературы, пословиц, поговорок. Изучение опыта работы педагогов по данной теме.     Обработка информационного материала.

      Подготовка и пополнение  предметно-развивающей среды.

Основной этап

     Решаются поставленные задачи всех мероприятий проекта.

     Проведение занятий, игр, наблюдений, бесед с детьми (как групповых, так и индивидуальных). Совместная деятельность воспитателей, детей, их родителей. Оформление выставок поделок и рисунков «В гостях у сказки», создание мини музея «Сказки моего детства». Подготовка консультаций для родителей по данной тематике. Проведение тематического родительского собрания  «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности ребёнка»

    По необходимости со стороны взрослых исполнителей проекта оказывается ребятам практическую помощь, а также направляется и контролируется осуществление данного проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Заключительный этап

       Готовится и проводится презентация по деятельности данного проекта. Дети, их родители активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям продукт собственной деятельности. Защита проекта: участие в конкурсе "Мир сказок"- сказка "Репка".

Подведение итогов.

Награждение грамотами.

Материалы и оборудование: книги со сказками, презентации по сказкам, костюмы для театрализации, изобразительные средства и материалы для оформления афиш и декораций, несколько видов кукольного театра (пальчиковый, би-ба-бо, теневой, на прищепках, деревянный, настольный)

Пути реализации проекта

1. Оформление и пополнение книжного уголка сказками разных жанров. Ежедневное чтение сказок с рассматриванием иллюстраций художников к сказкам (русских народных, разных народов) .

2. Рисование иллюстраций к сказкам детьми.  Лепка героев и сюжетов сказок.

 Аппликации, ручной труд из природного и бросового материалов, конструирование из бумаги по мотивам сказок. Организация выставок рисунков детей по прочитанным сказкам.

3. Разучивание присказок, поговорок, пословиц, зачинов и концовки сказок. Инсценировки сказок, игры-драматизации.

4. Привлечение родителей к работе над проектом

5. Защита проекта: участие в конкурсе "Мир сказок". Конкурсы и выставки рисунков, поделок, мини - театра «Мои любимые сказки».

Перспективный план работы по реализации проекта

Мероприятие с детьми

Задачи

Работа с родителями

Задачи

Сентябрь

Чтение  сказки детям:  "Три медведя", «Теремок».Беседа по сказке о поступках сказочных героев.

Работа со сказкой (обыгрывание и драматизация)

 Новоселье "Новоселье в Теремке"

Настольно печатные игры: "Играем в сказку".

Формировать устойчивый интерес к чтению сказок. Развивать творческие способности детей. Предостерегать у  детей ответственность. Воспитывать послушание.

Учить ориентироваться в пространстве группы, обогащать и активизировать словарь детей. Установить добрые, доверительные отношения.

Развивать логическое мышление, память.

Вовлечение родителей в проектную деятельность

Изготовление шапочек масок по сказкам "Теремок", "Колобок".

Консультация  «Почему необходимо рассказывать и читать детям сказки?»

Заинтересовать родителей темой проекта.

Подготовка к развлечению новоселья.

Педагогическое просвещение родителей.

Октябрь

Чтение  сказки детям: "Теремок", "Рукавичка". Беседа по сказке о поступках сказочных героев.

Работа со сказкой (обыгрывание и драматизация)

Осенний бал "Ребята в теремке"

Игры с кубиками "Собери сказку".

Игры с разрезными картинками "Сказки".

Рассказывание детьми сказки на фланелеграфе - "Колобок", «Репка»

Формировать устойчивый интерес к чтению сказок.

Развивать творческие способности детей.

Воспитывать у детей чувства дружбы.

Воспитывать желание приходить на помощь.

Закреплять умение детей, из частей складывать целое. Развивать, внимательность, память.

Развивать творческие способности детей, речь. Пополнять словарный запас.

Анкетирование "Сказка в жизни вашего ребенка".

Пополнение развивающей среды по теме проекта.

Родительское собрание "Сказка в жизни вашего ребенка".

Консультации: "Роль сказки в жизни ребенка".

Привлекать родителей к домашнему чтению сказок.

Приобрести книги со сказками.

Педагогическое просвещение родителей.

Учить   детей ответственности и послушанию.

Ноябрь

Чтение  сказки детям: "Репка", "Грибок". Беседа по сказке о поступках сказочных героев.

Работа со сказкой (обыгрывание и драматизация)

Викторина - загадок по сказкам каждый квартал. ("Колобок", "Три медведя", "Теремок", "Рукавичка")

Угадай сказку по картинке

Игры с настольным театром:

 "Три поросенка"

Формировать устойчивый интерес к чтению сказок. Развивать творческие способности детей. Воспитывать у детей чувства товарищества и желание помогать друг другу в сложных ситуациях.

Формировать устойчивый интерес к сказкам.

Умение отгадывать сказки по фразе, предложения и др.

Умение отгадывать сказки по картинкам.

Развивать творческие способности детей, речь. Пополнять словарный запас.

Изготовление пальчикового театра репка, колобок.

Изготовление сказки на прищепках "Репка"

Консультация для родителей  «Какие сказки читать ребёнку на ночь».

Проект «Читаем сказки»
В рамках Недели "Доброта"

Консультация для родителей «Читайте детям сказки»

Для развития  творческих способностей у детей.

Познакомить родителей с примерной тематикой сказок в вечернее время

Педагогическое просвещение родителей.

Декабрь

Чтение  сказки детям: "Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка". Беседа по сказке о поступках сказочных героев.

Работа со сказкой (обыгрывание и драматизация)

Викторина "Отгадай по костюму сказочного героя".

Рассказывание детьми сказки на фланелеграфе - "Репка".

Формировать устойчивый интерес к чтению сказок. Развивать творческие способности детей. Воспитывать у детей чувства товарищества и желание помогать друг другу в сложной ситуациях.

Умение отгадывать сказки по сказочному костюму.

Развивать творческие способности детей, речь. Пополнять словарный запас.

Конкурс и выставка рисунков "Мой сказочный герой"

Конкурс и выставка поделок "Мой сказочный герой"

Конкурс и выставка мини-театра "Мой сказочный герой"

Привлекать родителей к участию жизни детей в ДОУ.

Привлекать родителей к участию жизни детей в ДОУ.

Привлекать родителей к участию жизни детей в ДОУ.

Январь

Чтение  сказки детям: "Курочка ряба", "Красная Шапочка". Беседа по сказке о поступках сказочных героев.

Работа со сказкой"Курочка ряба"(обыгрывание и драматизация)

Знакомство детей с пьесой «Репка»Подбор музыкальных композиций к действиям персонажей.

Игры с игрушками-героями пьесы. Рассказывание детьми сказки на фланелеграфе - "Курочка Ряба".

Формировать устойчивый интерес к чтению сказок. Развивать творческие способности детей. Воспитывать у детей любовь и уважение к близким людям, сочувствия.

Познакомить детей с пьесой. Вызвать желание участвовать в работе над пьесой и её постановкой на конкурсе "Мир сказок".

Упражнять в умении продолжить и дополнить сюжет сказки по музыкальной композиции, понимать настроение в мелодии, чувствовать смену ритма и динамику музыкального образа.

Развивать воображение. Воспитывать любовь и уважение к близким.

Изготовление атрибутов к инсценировке "Репка".

Распределение ролей к роли: репка, чтец.

Совместное художественно-литературное творчество «Новогодняя сказка» - поделки из бумаги и бросового материала.

Привлекать родителей к участию жизни детей в ДОУ.

Продолжать привлекать родителей к совместной творческой деятельности.

Февраль

Участие в конкурсе "Мир сказок", показ сказки "Репка".

Викторина -загадок по сказкам: ("Курочка ряба", "Красная Шапочка", "Репка","Колобок", "Три медведя", "Теремок", "Рукавичка", "Курочка ряба", "Маша и медведь",)

Развивать творческие способности детей. Воспитывать у детей чувства товарищества и желание помогать друг другу в сложной ситуациях.

Формировать устойчивый интерес к сказкам.

Умение отгадывать сказки.

Родительское собрание

Мастер класс "Сказкотерапия -Цветок лепесток"

Фото выставка "Я и мой папа"

Стенгазета "23 февраля"

Предоставить возможность родителям участвовать в дискуссии по вопросам семейного чтения сказок и их воспитательном значении.

Март

Слушание сказки «Волк и семеро козлят» в аудиозаписи.

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Совместно с детьми подготовка и оформление выставки «Сказочный калейдоскоп»

Коллаж русских народных сказок.

Беседа о книгах сказок, о сказках, которые читали детям родители. 

Игры с настольным театром:

 "Бычок смоляной бочок".

Формировать устойчивый интерес к прослушиванию сказок. Воспитывать у детей любовь и уважение к близким людям. послушанию.

Развивать творчество детей в процессе работы над сказкой.

Приобщение детей к литературному наследию  нашей родины

Развивать умение слушать сказку без наглядного сопровождения.

В процессе активной беседы заинтересовать детей к дальнейшему участию в проекте

Фото- выставка

"Я и моя мама"

Стенгазета "8 марта"

Выставка поделок мини театров.

Недели детской книги. Проект «Читаем сказки». 

Продолжать привлекать родителей к совместной творческой деятельности

Защита проекта.

Продолжать привлекать родителей к совместной творческой деятельности

Апрель

Чтение  сказки детям: "Зайка-хвастунишка".

Играем в сказку «Зайка-хвастунишка». Упражнения на ритмизацию «Движение героев сказки». Пантомимический этюд «Хвастовство». Игра-драматизация «Зайка-хвастунишка». Игра «Угадай по движению».

Упражнения на активизацию лексики «Я начну, а ты продолжи». Работа в раскраске «Герои сказок», «Мои любимые сказки»

Упражнять в умении воссоздавать на словесной основе,  мысленно представляемые эпизоды и эмоциональные состояния героев.

Активизировать в речи образные выражения и фразеологизмы (не покладая рук, голову повесила, жить-поживать и горя не знать)

Развивать творческий потенциал детей, желание воплощать образы сказочных героев на бумаге. развивать мелкую моторику рук.

Умение отгадывать сказки по сюжету. Воспитывать желание приходить на помощь.

Выставка книг «Наши лучшие друзья – книги».

Участие родителей в развлечении день именинников.

Изготовление альбомов "Мой дед солдат"

Продолжать привлекать родителей к совместной деятельности. Прививать любовь и интерес к книгам

Предоставить возможность родителям участвовать в мероприятиях группы

Продолжать привлекать родителей к совместной деятельности. Прививать патриотические чувства.

Май

Викторина - по характерным признакам: "Угадай сказочного героя".

Игры-драматизации по знакомым РНС по желанию детей

П\игры "Гуси гуси га-га- га," "Три поросенка".

Умение отгадывать сказку по характерным признакам сказочных героев.

Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа сказочного персонажа

Родительское собрание.

"Мы стали старше"

Педагогическое просвещение родителей.

Быть бдительным, осторожным,  беречь здоровье себе и своему ребенку

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов работы над проектом

     

  В процессе мониторинга исследуется  уровень качества  усвоения детьми поставленных задач   путем наблюдений за ребенком в процессе театрализованной деятельности, слушании сказок,  и изобразительной деятельности.

  Периодичность мониторинга – начало  и окончание проекта.      Это обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает  ход образовательного процесса.

  Содержание мониторинга  по проектной деятельности тесно связано с образовательной программой обучения и воспитания детей.

Критерии оценки уровня развития детей.

- заинтересованно слушает сказку; высказывает своё отношение к героям сказки;

- активно пользуется средствами выразительности и образности речи, употребляет пословицы, присказки.

- умеет разыгрывать сценки по знакомым сказкам, с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций;

- чувствует и понимает эмоциональное состояние героев, вступает в ролевое взаимодействие с другими персонажами;

- выступает  перед сверстниками, детьми младших групп, родителями.

-умеет отобразить на бумаге, в лепке и других изобразительных средствах героя сказки, или воображаемого героя.

Примерная диагностическая карта

ДОУ______________________________________

Воспитатель________________________________

Дата проведения диагностики________________

Ф.И. ребёнка

заинтересованно занимается театрально-игровой деятельностью

понимает образный строй спектакля

следит за развитием действия  в драматизациях и кукольных спектаклях

разыгрывает несложные представления по знакомым литературным сюжетам, использует выразительные средства (интонацию, мимику, жест)

Оценка уровня развития:

1.балл -  большинство компонентов не достаточно развиты ; 2.балла – отдельные компоненты не развиты;

3 балла – соответствует возрасту; 4 балла – высокий.

Литература

  1.  «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста» Куревина О.А. М., 2003г.
  2. «Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого» Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. ,М. 2003г.
  3. Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Праздники для современных малышей. Ярославль, 2002г.
  4. Панфилова М.А. Коррекционные сказки. Москва 2008
  5. Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
  6. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 20011г.
  7. Шорохова О.А. Играем в сказку. Москва 2006г.
  8. Рик Т. Сказки и пьесы для семьи и детского сада. Москва, 2008г.
  9. Короткова Л.Д. Сказкотерапия. Москва, 2005г.

                               

             

http://www.edumiass.ru/subsfile/news/3/1547/20140424_dsc02712.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Моя любимая сказка"

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные отклонения. так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Одной из причин сн...

Проект"Наши любимые сказки"

Все дети любят сказки. Именно доступный язык сказки они понимают легче, чем пресную речь взрослого. Роль сказок в воспитании детей многогранна. Во-первых, они развивают воображение, склоняют к ф...

Проект "Моя любимая сказка"

Младший дошкольный возраст наиболее благоприятный период всестороннего развития ребёнка. Одним из самых актуальных методов обучения является проектная деятельность, технология, при помощи которой педа...

Проект «Моя любимая сказка» .

Художественно- эстетический проект «Моя любимая сказка» во 2 младшей группе....

Методическая разработка. Проект "Мои любимые сказки"

Проект для детей старшего возраста "Мои любимые сказки"...

Проект "Мои любимые сказки"

Проект «Любимая сказка» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую, ...