«ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ»
учебно-методический материал на тему
Своеобразие труда дошкольников:
- ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей,
- труд дошкольников носит воспитывающий характер, т.к. удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей,
- сближает со взрослыми;
- труд дошкольников тесно связан с игрой;
- в процессе труда дети часто обыгрывают трудовые действия;
- труд детей не имеет материального вознаграждения и носит ситуативный необязательный характер, но от его отсутствия страдает формирующийся нравственный облик ребенка;
- все структурные компоненты трудовой деятельности у ребенка находятся только в развитии и обязательно предполагают помощь взрослого.
Программой воспитания и обучения в детском саду определено содержание трудового воспитания и виды трудовой деятельности для детей каждой возрастной группы.
Главная цель трудового воспитания - формирование положительного отношения к труду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudovoe_vospitanie.docx | 24.44 КБ |
Предварительный просмотр:
«ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ»
- важнейшая составная часть воспитания и формирования личности ребенка.
Своеобразие труда дошкольников:
- ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей,
- труд дошкольников носит воспитывающий характер, т.к. удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей,
- сближает со взрослыми;
- труд дошкольников тесно связан с игрой;
- в процессе труда дети часто обыгрывают трудовые действия;
- труд детей не имеет материального вознаграждения и носит ситуативный необязательный характер, но от его отсутствия страдает формирующийся нравственный облик ребенка;
- все структурные компоненты трудовой деятельности у ребенка находятся только в развитии и обязательно предполагают помощь взрослого.
Программой воспитания и обучения в детском саду определено содержание трудового воспитания и виды трудовой деятельности для детей каждой возрастной группы.
Главная цель трудового воспитания - формирование положительного отношения к труду.
Она реализуется в 2-х направлениях:
1) ознакомление детей с трудом взрослых, формирование у них представлений об общественной значимости труда;
2) организация трудовой деятельности детей, в процессе которой формируются трудовые навыки, воспитываются положительные отношения, черты характера, навыки организации труда.
Компоненты трудовой деятельности:
цель, мотив, планирование, процесс деятельности, результат.
Для правильного руководства трудом детей и получения положительного результата педагогу необходимо знать особенности их формирования на каждой возрастной ступени.
В младшем возрасте дети не могут самостоятельно ставить цель в труде, т.к. не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат труда.
Действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный характер (т. е. ребенку доставляет удовольствие само действие, а не его результат). Дети овладевают способами действия по подражанию взрослому.
Задача - постепенно формировать у ребенка способность к осознанию цели своих действий и связи между целью и результатом.
Дети старшего возраста в привычных ситуациях (изготовление игрушек) ставят цель сами. Но также могут осознавать и отдаленные цели (выращивание урожая), которые ставит и объясняет взрослый. Важно знать ради чего он трудится.
Мотивы могут быть разные:
- получить от взрослых положительную оценку своих действий;
- самоутвердиться;
- вступить в общение со взрослыми;
- принести пользу другим (общественный мотив).
Планирование трудовой деятельности - важный компонент труда, он включает в себя:
- организацию работы,
- исполнение,
- контроль и
- оценку, как отдельных этапов, так и результат в целом.
Младшие дети вообще не планируют свою деятельность.
В старшем дошкольном возрасте дети планируют часто только процесс исполнения и забывают об организации труда, намечая только основные этапы, но не способы исполнения.
Часто не предусматривается также контроль и оценка собственной работы. Словесное планирование отстает от практического. Планированию своей деятельности следует специально учить, при этом проговаривать с ребенком все этапы и способы действий. Это учит предвидеть результат труда.
Процесс труда должен быть интересен для детей, т. к. в нем отрабатываются все необходимые умения и навыки. Для этого педагогу следует самому тщательно продумать организацию труда детей, инвентарь, оценку результата и пр.
Результат труда для младших детей важен моральный (положительная оценка взрослого). Старших дошкольников интересует достижение практического, материального результата, хотя и оценка взрослых также важна.
Задачи трудового воспитания:
- ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к нему;
- обучение простейшим трудовым навыкам и умениям;
- воспитание интереса к труду;
- воспитание трудолюбия и самостоятельности,
- умение работать в коллективе.
Методические рекомендации:
1) учет возрастных особенностей. По мере роста и развития детей усложняются требования к качеству трудовой деятельности, уровню её самоорганизации, увеличивается объем и ускоряется темп работы;
2) в ходе обучения трудовым умениям следует формировать у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно и приходить на помощь только в затруднениях. Программа воспитания и обучения детей в детском саду подробно раскрывает объем трудовых умений и навыков, которыми ребенок должен овладеть в каждой возрастной группе.
Виды (содержание) труда.
1. Самообслуживание - труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры).
Со временем осознается ребенком как обязанность.
В младшем дошкольном возрасте основными методами обучения являются показ и объяснение, а также положительная педагогическая оценка.
В среднем дошкольном возрасте усложнение задач выражается в повышении требований к качеству действий, к организованному поведению в процессе ухода за собой. Важно формировать у детей приемы взаимопомощи, учить обращаться с просьбой друг к другу и т.д. Используются игровые ситуации и рассматривание картинок (для формирования представлений о последовательности действий).
В старшем дошкольном возрасте приобретаются новые навыки: уборка постели, уход за волосами и пр. (см. Программу).
2. Хозяйственно-бытовой труд - направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов.
Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание сверстников, поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к товарищам.
В младшем дошкольном возрасте формируют элементарные хозяйственно-бытовые навыки:
- помогать накрывать на стол,
- приводить в порядок игрушки и пр. (см. Программу).
Педагог обязательно должен оценивать нравственную сторону трудового участия детей.
Пример: «Катя очень аккуратно убрала игрушки, молодец!».
Такие оценки способствуют формированию у детей представлений о том, как нужно поступать и вызывают желание подражать сверстникам.
В среднем дошкольном возрасте содержание хозяйственно-бытового труда расширяется: дети полностью сервируют стол, приводят в порядок игрушки и пр. (см. Программу).
Педагог систематически формирует у детей привычку к трудовому усилию, развивает самостоятельность и инициативу в выполнении порученных дел.
В старшем дошкольном возрасте хозяйственно-бытовой труд становится систематическим и переходит в обязанность дежурных (см. Программу).
Особенность хозяйственно-бытового труда состоит в:
- умении детей самостоятельно организовывать его: подбирать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести все в порядок после работы. Именно этому и следует учить детей.
Педагог использует методы: показа, объяснения, обсуждения процесса труда и результатов, оценки, обучения отдельным способам выполнения трудовых операций.
3. Труд в природе - благотворно влияет на воспитание нравственных чувств и закладывает основы экологического образования.
Содержанием является уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде и т.д.
В младшем дошкольном возрасте педагог организует наблюдения за растениями и животными. Дети помогают воспитателю в уходе.
В старшем дошкольном возрасте обязанности детей шире (см. Программу).
Особенности труда в природе:
1) результат в форме материального продукта (овощи, фрукты );
2) часто имеет отсроченный результат (посеяли семена, затем ждем, пока взойдут и т.д.), поэтому воспитывает у детей наблюдательность и выдержку, терпение;
3) общение с живыми объектами развивает у детей нравственные чувства, бережное отношение, ответственность и пр.;
4) развивает познавательные интересы, способствует осознанию взаимосвязи между природными явлениями и объектами.
4. Ручной и художественный труд - направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, дерева.
Развивает воображение, творческие способности, мелкие мышцы рук, а также выдержку и пр. Дети учатся изготовлять поделки и украшать ими группу, дарить и пр.
5. Умственный труд - выступает в виде логического решения какой-либо задачи. Педагог приучает детей сначала «думать прежде чем делать», объяснять для себя и для других ход своих мыслей, делать выводы и умозаключения.
Умственный труд сопровождает любой другой вид труда. Педагог воспитывает у детей интерес и уважение к умственному труду; рассказывает об изобретателях, ученых, о значении этого вида труда для жизни людей.
Педагогические условия трудового воспитания:
1) создание положительной эмоциональной атмосферы для того, чтобы дети трудились с удовольствием.
Средства:
1) музыкальное сопровождение; участие родителей в уборке помещения, участка и т.д.; совместное обсуждение результатов труда с вручением наград;
2) организация материальной среды и оборудования способствует четкой организации труда детей. Необходимо соблюдение гигиенических требований, правильный подбор необходимого количества;
3) учет нагрузки - не перегружать детей подъемом тяжестей, длительным пребыванием в одной позе и т.п;
4) Учет индивидуальных интересов детей необходим, но при этом следует показывать и объяснять детям необходимость выполнения всех видов труда. Учитывая интересы и склонности детей к определенным видам труда, нельзя допускать, чтобы одни и те же дети выполняли постоянно одну и ту же работу.
Формы организации
(поручения; дежурства; общий, совместный и коллективный труд).
1. Поручения - это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Первая форма организации труда. (Исследования В.Г. Нечаевой, А. Д. Шатовой).
По форме организации могут быть:
- индивидуальными,
- подгрупповыми,
- общими;
По продолжительности:
- кратковременными,
- длительными,
- постоянными и одноразовыми;
По содержанию - соответствовать видам труда.
В младшем дошкольном возрасте используются индивидуальные одноразовые или кратковременные поручения.
Педагог посредством поручений привлекает детей к хозяйственно-бытовому труду, одновременно показывает и объясняет все этапы действия. Побуждает помогать товарищам (засучить рукава, отодвинуть стульчик, чтобы освободить проход и пр.).
Важно чтобы поручения выполняли все дети. Это способствует поддержанию у детей:
- интереса к труду, желания трудиться;
- для обучения трудовым умениям и навыкам,
- для формирования уверенности в своих силах;
-удовлетворению потребности общения со взрослыми и для подготовки к другим видам труда.
В старших группах наряду с индивидуальными, используются подгрупповые поручения (5-6 человек), в процессе которых дети учатся согласовывать свои действия, планировать последовательность работы, оценивать качество выполнения. Это подготавливает к совместному труду. В старших группах используются поручения с отсроченным результатом (труд в природе). (См. учебное пособие «Дошкольная педагогика» под ред. Козловой С.А. стр. 19).
2. Дежурства - предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. (Исследования З. Н. Борисовой, Г.Н. Годиной). Дежурства по столовой, в уголке природы, подготовке к занятиям - прослеживается общественная направленность. Эта форма организации труда вводится во 2-й младшей группе в конце 2-го полугодия. (см. учебное пособие «Дошкольная педагогика» под ред. Козловой С.А. стр. 197).
3. Общий, совместный и коллективный труд - объединяет общественная направленная цель детской деятельности (польза для всех).
Различия заключаются в условиях для закрепления коллективных взаимоотношений. (Исследовалась Р. С. Буре, Д. В. Сергеевой, В. Ф. Кушиной и др.).
Данная форма организации труда способствует решению задач нравственного воспитания. Трудовые навыки и умения здесь только закрепляются. Нельзя вводить в содержание общего труда то, что дети еще не научились делать. В процессе этой формы труда дети учатся согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т.д.
Общий труд предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно, имеет свой участок работы и отвечает только за себя (задание наведения порядка в группе). (См. учебное пособие «Дошкольная педагогика» под ред. Козловой С.А. стр. 198). Вводится со средней группы.
Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других. Цель, как и в общем труде – единая (поделить детей на звенья). (См. учебное пособие «Дошкольная педагогика» под ред. Козловой С.А. стр. 198). Вводится со старшей группы.
Качество и скорость работы одного ребенка влияют на те же показатели работы другого. Поэтому повышается чувство ответственности за общее дело. Между детьми устанавливаются деловые взаимоотношения. Разрыв в цепочке происходит, если кто-то нарушает общий темп работы. И тогда дети начинают самостоятельно регулировать взаимодействие.
Коллективный труд - дети сами договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости; целенаправленно воспитывает коллективные отношения. Решаются, прежде всего, задачи нравственного воспитания.
Педагог не допускает случайных «объединений» детей, а продумывает их таким образом, чтобы они носили воспитывающий характер, чтобы участники формировали в себе те качества, которые способствуют объединению (педагог ставит вместе ребенка, не умеющего работать быстро, часто отвлекающегося, с тем ребенком, кто умеет делать работу быстро и качественно и т.д.). Коллективный труд воспитывает «чувство локтя», защищенность, взаимопонимание.
Средства трудового воспитания.
1) Собственная трудовая деятельность детей (ведущее средство). Только в ней дети обучаются трудовым умениям и навыкам, формируются их нравственные качества.
2) Ознакомление с трудом взрослых - расширяет представления ребенка о содержании деятельности человека, о значимости добросовестного отношения к своим обязанностям.
3)Художественные средства: литература, музыка, искусство - способствуют формированию у детей нравственных чувств, мыслей о ценности труда и пр.
Успешно реализовать задачи трудового воспитания можно только при условии создания в коллективе атмосферы постоянной занятости. Этому должны способствовать четко продуманная организация трудовой деятельности детей в течение всего дня и пример взрослых (каждый ребенок помимо самообслуживания обязательно должен принимать участие в каком-либо виде труда).
Педагог составляет перечень дел, четко определяет количество участников, периодически меняя им поручения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию: "Трудовое воспитание. Развитие у детей простейших трудовых навыков".
АктуальностьВоспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни. К. Д. УшинскийВоспитание является одной ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ""Организация трудовой деятельности детей с учетом их индивидуальных способностей" (трудовое воспитание детей дошкольного возраста)
Если условия трудового воспитания в дошкольном учреждении и семье благоприятные, дети имеют постоянные трудовые обязанности, то к подготовительной к школе группе они успешно овладевают предусмотренным...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕРОПРИЯТИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИНТЕРАКТИВНАЯ ГОСТИННАЯ» НА ТЕМУ: «Трудовое воспитание в ДОУ в системе трудового образования подрастающего поколения»
Трудовое воспитание в ДОУ в системе трудового образования подрастающего поколения Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребенка. Именно в этом жизненном периоде он впервые начинает ...
Конспекты НОД по трудовому воспитанию в старшей группе (+ игры по трудовому воспитанию)
Подготовила: воспитатель Швыдкина А. А....
Общее собрание по теме: «Трудовое воспитание в семье» (опыт трудового воспитания в семье).
Цель: Расширить представление взрослых о труде детей через (сценки, песни, танцы, пословицы) выступления родителей и воспитателей о труде. Систематизировать знания родителей...
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.
Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при...
Конспекты НОД по трудовому воспитанию в старшей группе (+ игры по трудовому воспитанию)
Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему «Профессии наших родителей»...