«ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ»
учебно-методический материал на тему

Калягина Елена Сергеевна

Своеобразие труда дошкольников:

- ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей,

- труд дошкольников носит воспитывающий характер, т.к. удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей,

- сближает со взрослыми;

- труд дошкольников тесно связан с игрой;

- в процессе труда дети часто обыгрывают трудовые действия;

- труд детей не имеет материального вознаграждения и носит ситуативный необязательный характер, но от его отсутствия страдает формирующийся нравственный облик ребенка;

- все структурные компоненты трудовой деятельности у ребенка находятся только в развитии и обязательно предполагают помощь взрослого.

Программой воспитания и обучения в детском саду определено содержание трудового воспитания и виды трудовой деятельности для детей каждой возрастной группы.

Главная цель трудового воспитания - формирование положительного отношения к труду. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_vospitanie.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

«ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ»

- важнейшая составная часть воспитания и формирования личности ребенка.

Своеобразие труда дошкольников:

- ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей,

- труд дошкольников носит воспитывающий характер, т.к. удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей,

- сближает со взрослыми;

- труд дошкольников тесно связан с игрой;

- в процессе труда дети часто обыгрывают трудовые действия;

- труд детей не имеет материального вознаграждения и носит ситуативный необязательный характер, но от его отсутствия страдает формирующийся нравственный облик ребенка;

- все структурные компоненты трудовой деятельности у ребенка находятся только в развитии и обязательно предполагают помощь взрослого.

Программой воспитания и обучения в детском саду определено содержание трудового воспитания и виды трудовой деятельности для детей каждой возрастной группы.

Главная цель трудового воспитания - формирование положительного отношения к труду.

Она реализуется в 2-х направлениях:

1) ознакомление детей с трудом взрослых, формирование у них представлений об общественной значимости труда;

2) организация трудовой деятельности детей, в процессе которой формируются трудовые навыки, воспитываются положительные отношения, черты характера, навыки организации труда.

Компоненты трудовой деятельности:

цель, мотив, планирование, процесс деятельности, результат.

Для правильного руководства трудом детей и получения положительного результата педагогу необходимо знать особенности их формирования на каждой возрастной ступени.

В младшем возрасте дети не могут самостоятельно ставить цель в труде, т.к. не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат труда.

 Действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный характер (т. е. ребенку доставляет удовольствие само действие, а не его результат). Дети овладевают способами действия по подражанию взрослому.

Задача - постепенно формировать у ребенка способность к осознанию цели своих действий и связи между целью и результатом.

Дети старшего возраста в привычных ситуациях (изготовление игрушек) ставят цель сами. Но также могут осознавать и отдаленные цели (выращивание урожая), которые ставит и объясняет взрослый. Важно знать ради чего он трудится.

 Мотивы могут быть разные:

- получить от взрослых положительную оценку своих действий;

- самоутвердиться;

- вступить в общение со взрослыми;

- принести пользу другим (общественный мотив).

Планирование трудовой деятельности - важный компонент труда, он включает в себя:

- организацию работы,

- исполнение,

- контроль и

- оценку, как отдельных этапов, так и результат в целом.

Младшие дети вообще не планируют свою деятельность.

В старшем дошкольном возрасте дети планируют часто только процесс исполнения и забывают об организации труда, намечая только основные этапы, но не способы исполнения.

 Часто не предусматривается также контроль и оценка собственной работы. Словесное планирование отстает от практического. Планированию своей деятельности следует специально учить, при этом проговаривать с ребенком все этапы и способы действий. Это учит предвидеть результат труда.

Процесс труда должен быть интересен для детей, т. к. в нем отрабатываются все необходимые умения и навыки. Для этого педагогу следует самому тщательно продумать организацию труда детей, инвентарь, оценку результата и пр.

Результат труда для младших детей важен моральный (положительная оценка взрослого). Старших дошкольников интересует достижение практического, материального результата, хотя и оценка взрослых также важна.

Задачи трудового воспитания:

- ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к нему;

- обучение простейшим трудовым навыкам и умениям;

- воспитание интереса к труду;

- воспитание трудолюбия и самостоятельности,

- умение работать в коллективе.

Методические рекомендации:

 1) учет возрастных особенностей. По мере роста и развития детей усложняются требования к качеству трудовой деятельности, уровню её самоорганизации, увеличивается объем и ускоряется темп работы;

2) в ходе обучения трудовым умениям следует формировать у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно и приходить на помощь только в затруднениях. Программа воспитания и обучения детей в детском саду подробно раскрывает объем трудовых умений и навыков, которыми ребенок должен овладеть в каждой возрастной группе.

Виды (содержание) труда.

1. Самообслуживание - труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры).

Со временем осознается ребенком как обязанность.

В младшем дошкольном возрасте основными методами обучения являются показ и объяснение, а также положительная педагогическая оценка.

В среднем дошкольном возрасте усложнение задач выражается в повышении требований к качеству действий, к организованному поведению в процессе ухода за собой. Важно формировать у детей приемы взаимопомощи, учить обращаться с просьбой друг к другу и т.д. Используются игровые ситуации и рассматривание картинок (для формирования представлений о последовательности действий).

В старшем  дошкольном возрасте приобретаются новые навыки: уборка постели, уход за волосами и пр. (см. Программу).

2. Хозяйственно-бытовой труд - направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов.

Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание сверстников, поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к товарищам.

В младшем дошкольном возрасте формируют элементарные хозяйственно-бытовые навыки:

- помогать накрывать на стол,

- приводить в порядок игрушки и пр. (см. Программу).

Педагог обязательно должен оценивать нравственную сторону трудового участия детей.

Пример: «Катя очень аккуратно убрала игрушки, молодец!».

Такие оценки способствуют формированию у детей представлений о том, как нужно поступать и вызывают желание подражать сверстникам.

В среднем дошкольном возрасте содержание хозяйственно-бытового труда расширяется: дети полностью сервируют стол, приводят в порядок игрушки и пр. (см. Программу).

Педагог систематически формирует у детей привычку к трудовому усилию, развивает самостоятельность и инициативу в выполнении порученных дел.

В старшем дошкольном возрасте  хозяйственно-бытовой труд становится систематическим и переходит в обязанность дежурных (см. Программу).

Особенность хозяйственно-бытового труда состоит в:

 - умении детей самостоятельно организовывать его: подбирать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести все в порядок после работы. Именно этому и следует учить детей.

Педагог использует методы: показа, объяснения, обсуждения процесса труда и результатов, оценки, обучения отдельным способам выполнения трудовых операций.

3. Труд в природе - благотворно влияет на воспитание нравственных чувств и закладывает основы экологического образования.

Содержанием является уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде и т.д.

В младшем дошкольном возрасте педагог организует наблюдения за растениями и животными. Дети помогают воспитателю в уходе.

В старшем  дошкольном возрасте обязанности детей шире (см. Программу). 

Особенности труда в природе:

1) результат в форме материального продукта (овощи, фрукты );

 2) часто имеет отсроченный результат (посеяли семена, затем ждем, пока взойдут и т.д.), поэтому воспитывает у детей наблюдательность и выдержку, терпение;

3) общение с живыми объектами развивает у детей нравственные чувства, бережное отношение, ответственность и пр.;

4) развивает познавательные интересы, способствует осознанию взаимосвязи между природными явлениями и объектами.

4. Ручной и художественный труд - направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, дерева.

Развивает воображение, творческие способности, мелкие мышцы рук, а также выдержку и пр. Дети учатся изготовлять поделки и украшать ими группу, дарить и пр.

5. Умственный труд - выступает в виде логического решения какой-либо задачи. Педагог приучает детей сначала «думать прежде чем делать», объяснять для себя и для других ход своих мыслей, делать выводы и умозаключения.

Умственный труд сопровождает любой другой вид труда. Педагог воспитывает у детей интерес и уважение к умственному труду; рассказывает об изобретателях, ученых, о значении этого вида труда для жизни людей.

Педагогические условия трудового воспитания:

1) создание положительной эмоциональной атмосферы для того, чтобы дети трудились с удовольствием.

Средства: 

1) музыкальное сопровождение; участие родителей в уборке помещения, участка и т.д.; совместное обсуждение результатов труда с вручением наград;

 2) организация материальной среды и оборудования способствует четкой организации труда детей.  Необходимо соблюдение гигиенических требований, правильный подбор необходимого количества;

3) учет нагрузки - не перегружать детей подъемом тяжестей, длительным пребыванием в одной позе и т.п;

4) Учет индивидуальных интересов детей необходим, но при этом следует показывать и объяснять детям необходимость выполнения всех видов труда. Учитывая интересы и склонности детей к определенным видам труда, нельзя допускать, чтобы одни и те же дети выполняли постоянно одну и ту же работу.

Формы организации

(поручения; дежурства; общий, совместный и коллективный труд).

1. Поручения - это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Первая форма организации труда. (Исследования В.Г. Нечаевой, А. Д. Шатовой).

По форме организации могут быть:

- индивидуальными,

- подгрупповыми,

- общими;

По продолжительности:

 - кратковременными,

- длительными,

- постоянными и одноразовыми;

По содержанию - соответствовать видам труда.

В младшем дошкольном возрасте используются индивидуальные одноразовые или кратковременные поручения.

Педагог посредством поручений привлекает детей к хозяйственно-бытовому труду, одновременно показывает и объясняет все этапы действия. Побуждает помогать товарищам (засучить рукава, отодвинуть стульчик, чтобы освободить проход и пр.).

Важно чтобы поручения выполняли все дети. Это способствует поддержанию у детей:

- интереса к труду, желания трудиться;

- для обучения трудовым умениям и навыкам,

- для формирования уверенности в своих силах;

-удовлетворению потребности общения со взрослыми и для подготовки к другим видам труда.

 В старших группах наряду с индивидуальными, используются подгрупповые поручения (5-6 человек), в процессе которых дети учатся согласовывать свои действия, планировать последовательность работы, оценивать качество выполнения. Это подготавливает к совместному труду. В старших группах используются поручения с отсроченным результатом (труд в природе). (См. учебное пособие «Дошкольная педагогика» под ред. Козловой С.А. стр. 19).

2. Дежурства - предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. (Исследования З. Н. Борисовой, Г.Н. Годиной). Дежурства по столовой, в уголке природы, подготовке к занятиям - прослеживается общественная направленность. Эта форма организации труда вводится во 2-й младшей группе в конце 2-го полугодия. (см. учебное пособие «Дошкольная педагогика» под ред. Козловой С.А. стр. 197).

3. Общий, совместный и коллективный труд - объединяет общественная направленная цель детской деятельности (польза для всех).

Различия заключаются в условиях для закрепления коллективных взаимоотношений. (Исследовалась Р. С. Буре, Д. В. Сергеевой, В. Ф. Кушиной и др.).

 Данная форма организации труда способствует решению задач нравственного воспитания. Трудовые навыки и умения здесь только закрепляются. Нельзя вводить в содержание общего труда то, что дети еще не научились делать. В процессе этой формы труда дети учатся согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т.д.

Общий труд предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно, имеет свой участок работы и отвечает только за себя (задание наведения порядка в группе). (См. учебное пособие «Дошкольная педагогика» под ред. Козловой С.А. стр. 198). Вводится со средней группы.

Совместный  труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других. Цель, как и в общем труде – единая (поделить детей на звенья). (См. учебное пособие «Дошкольная педагогика» под ред. Козловой С.А. стр. 198). Вводится со старшей группы.

 Качество и скорость работы одного ребенка влияют на те же показатели работы другого. Поэтому повышается чувство ответственности за общее дело. Между детьми устанавливаются деловые взаимоотношения. Разрыв в цепочке происходит, если кто-то нарушает общий темп работы. И тогда дети начинают самостоятельно регулировать взаимодействие.

 Коллективный труд - дети сами договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости; целенаправленно воспитывает коллективные отношения. Решаются, прежде всего, задачи нравственного воспитания.

 Педагог не допускает случайных «объединений» детей, а продумывает их таким образом, чтобы они носили воспитывающий характер, чтобы участники формировали в себе те качества, которые способствуют объединению (педагог ставит вместе ребенка, не умеющего работать быстро, часто отвлекающегося, с тем ребенком, кто умеет делать работу быстро и качественно и т.д.).  Коллективный труд воспитывает «чувство локтя», защищенность, взаимопонимание.

Средства трудового воспитания.

1) Собственная трудовая деятельность детей (ведущее средство). Только в ней дети обучаются трудовым умениям и навыкам, формируются их нравственные качества.

2) Ознакомление с трудом взрослых - расширяет представления ребенка о содержании деятельности человека, о значимости добросовестного отношения к своим обязанностям.

 3)Художественные средства: литература, музыка, искусство - способствуют формированию у детей нравственных чувств, мыслей о ценности труда и пр.

Успешно реализовать задачи трудового воспитания можно только при условии создания в коллективе атмосферы постоянной занятости. Этому должны способствовать четко продуманная организация трудовой деятельности детей в течение всего дня и пример взрослых (каждый ребенок помимо самообслуживания обязательно должен принимать участие в каком-либо виде труда).

Педагог составляет перечень дел, четко определяет количество участников, периодически меняя им поручения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию: "Трудовое воспитание. Развитие у детей простейших трудовых навыков".

АктуальностьВоспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни. К. Д. УшинскийВоспитание является одной ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ""Организация трудовой деятельности детей с учетом их индивидуальных способностей" (трудовое воспитание детей дошкольного возраста)

Если условия трудового воспитания в дошкольном учреждении и семье благоприятные, дети имеют постоянные трудовые обязанности, то к подготовительной к школе группе они успешно овладевают предусмотренным...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕРОПРИЯТИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИНТЕРАКТИВНАЯ ГОСТИННАЯ» НА ТЕМУ: «Трудовое воспитание в ДОУ в системе трудового образования подрастающего поколения»

Трудовое воспитание в ДОУ в системе трудового образования подрастающего поколения Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребенка. Именно в этом жизненном периоде он впервые начинает ...

Общее собрание по теме: «Трудовое воспитание в семье» (опыт трудового воспитания в семье).

Цель:  Расширить представление взрослых о труде детей через (сценки, песни, танцы, пословицы) выступления родителей и  воспитателей о труде.  Систематизировать  знания родителей...

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при...

Конспекты НОД по трудовому воспитанию в старшей группе (+ игры по трудовому воспитанию)

Конспект образовательной деятельности в старшей группе  на тему «Профессии наших родителей»...