Детство – период жизни человека, во время которого происходит его социальное развитие. Социальное развитие – это процесс усвоения детьми ценностей, традиций, культуры общества, в котором они живут.
Играя, общаясь со сверстниками и взрослыми, ребенок учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения. Процесс формирования этих качеств длительный и требует от нас, взрослых, значительных усилий. А так как детский сад является одним из социумов, оказывающих влияние на развитие у детей представлений о морали, а воспитатель – первый человек после родителей, обучающий дошкольника правилам поведения в обществе, то уже с первых дней пребывания в детском саду, большое внимание уделяется поведению детей, формированию у них волевых качеств, умению анализировать и оценивать свои поступки и поступки других людей, отстаивать свое мнение и считаться с мнением других.
Хочу представить свой опыт работы по данному направлению.
Итак, знакомая любому педагогу ситуация, когда в группе формируется основной костяк воспитанников, с которым воспитатели работают уже не один год. Это дети, в которых уже заложены основы нравственного и творческого потенциала, необходимые для гармоничного общения, и достаточно хорошо развиты культурно-личностные отношения в процессе общения со сверстниками. И вот в этот состоявшийся коллектив дошкольников вливаются несколько неорганизованных детей, ранее не посещавших детский сад. Понятно, что они испытывают большие трудности в общении со сверстниками, у некоторых из них отсутствовуют навыки решения проблемных ситуаций, адекватной самооценки.
Как создать подходящую атмосферу для процесса социализации в группе? Как адаптировать их на данном возрастном этапе? Как добиться того, чтобы и эти детки в коллективе почувствовали себя частью единого целого и одновременно смогли бы сохранить индивидуальность? Как им помочь справиться с эмоциональными переживаниями? Вот задачи, которые требуют от нас незамедлительного решения.
Работу начали с изучения психологического климата в семьях. На основе анкетирования, индивидуальных бесед с родителями был представлен социальный статус каждой семьи и продумана тактика взаимодействия с различными категориями родителей. Исходя из полученных данных, мы получили общую картину атмосферы в семьях, взаимоотношений ребенка и взрослых, стиля воспитания, который определяется нормами и правилами, принятыми в конкретной семье. Анализ такой проведенной работы с семьями позволил нам сузить круг остро нуждающихся в помощи детей в процессе социализации.
В возрасте пяти лет детям жизненно необходимо общение со сверстниками. Известно, что общение осуществляется с помощью разнообразных средств: экспрессивно – мимических, предметно – действенных и речевых. Чаще всего встречаются проблемы у детей в речевом общении. Неумение общаться зачастую выражается в прямой агрессии, проявлении конфликтов со сверстниками. Дети, попав в некомфортные для них условия, неадекватно выражают свои эмоции, проявляют недовольство, обиду, страх: их не понимают, с ними не разговаривают, их не принимают в общую игру. Все это становится барьером в установлении дружеских отношений и умении конструктивно общаться. Выяснив основную причину нескладывающихся отношений с ровесниками в группе, взрослым в семье предлагается, в первую очередь, исключить факторы, препятствующие полноценному развитию речи:
- недостаточное общение взрослых с ребенком (семья неполная, мама целый день на работе, общение перекладывается на бабушку);
- замена общения просмотром телепередач;
- малое количество игрушек и книг, соответствующих возрасту ребенка;
- несвоевременное обращение к специалистам (психолог, логопед);
- отсутствие общения ребенка со сверстниками, способствующего развитию коммуникативных навыков.
А так как речь ребенка в огромной степени зависит от развития мелкой моторики, а координация движений со словами совершенствует артикуляционный аппарат и речевое дыхание, что в свою очередь, способствует развитию связной речи, то с родителями проводится двигательно-речевой тренинг по знакомым сказкам. Также взрослым в семье рекомендуется проявлять искреннюю заинтересованность ребенком, так как кроме внимания и доброжелательности дети особенно остро испытывают нужду в сотрудничестве с самыми близкими им людьми (чаще приглашать его к совместным действиям, просить о помощи). А решение таких проблемных ситуаций, как "Научи меня, пожалуйста", "Я знаю, что ты это умеешь" - значительно повысит самооценку и поможет утвердиться в коллективе.
Одновременно большая работа проводится и с детским коллективом группы. С первого дня посещения новичками детского сада, мы стараемся вызвать активное сопереживание к ним у детей группы, заинтересовываем их проблемой, требующей решения, вводим в ситуацию: что происходит, почему возникли затруднения в общении с новыми детьми? В беседе с детьми выяснили, какое чувство могут испытывать новенькие, какое у них настроение? Было ли у вас такое в жизни? Какие чувства вы тогда испытывали? Затем уже побуждаем детей к поиску возможных вариантов и способов решения ситуации: как помочь? Обсуждаем все предложения и находим общее решение, как нам поступить и помочь детям добиться успеха общими усилиями. Дети группы решили включать новых участников в конкретные практические совместные действия, проявлять заботу, выражать сочувствие и этим самым помочь разрешить конфликт.
Сформировать у детей основы ценностного отношения к себе и окружающим людям, систематизировать и обобщить правила поведения, освоить этические нормы общения помогает многие игры и упражнения. Такие ситуации побуждают детей к проявлению внимания, взаимопомощи, сотрудничеству, пробуждают инициативную отзывчивость, готовность находить правильное решение. Главное – какое чувство удовлетворения испытывают сами дети от успешно разрешенной проблемы! Они видят, как с каждым днем меняется эмоциональное состояние группы и радуются все вместе: «Как хорошо, что мы поддержали их!»