Публичная лекция на тему: Индивидуальность ребенка как вызов педагогу
консультация (старшая группа) на тему

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Публичная лекция на тему:

Индивидуальность ребенка как вызов педагогу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnost_pedagoga.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Колосок» Комсомольского района Чувашской Республики

Публичная лекция на тему:

Индивидуальность ребенка как вызов педагогу

                                                       Подготовила: воспитатель первой    

                                                                                квалификационной категории

                                                                                Долгова Н.П.

с.Комсомольскоое

Как возникает индивидуальность ребенка? Какую роль играют окружающие ребенка предмета и среда? Когда и как родители и педагоги могут оказать поддержку развитию ребенка? Отечественные педагоги и психологи строят свои выводы на основе данных многочисленных научных исследований, посвященных закономерностям детского развития и его вариативности, в том числе долгосрочных исследовании в рамках которых проводятся наблюдения за развитием детей от рождения до достижения взрослого возраста. Многие авторы приводят неоспоримые доказательства того, что учет индивидуальных особенностей каждого ребенка оказывает решающее влияние на результативность образовательных и воспитательных программ. Чтобы почувствовать сытость, разным детям необходимо разное количество пищи, то же самое происходит и в других направлениях детского развития. При этом для успешности всем детям необходимо чувствовать защищенность, поддержку и признание.

Понятие индивид, по А.Н. Леонтьеву, отражает, во-первых, целостность и неделимость отдельной особи данного биологического вида, во-вторых, особенности конкретного представителя видов, отличающие его от других представителей этого вида. Индивидуальные же свойства, в том числе генетически обусловленные, могут многообразно меняться в ходе жизни человека, однако от этого личностными они не становятся. Свойства индивида не переходят в свойства личности.

Педагогическая деятельность требует от современного педагога, стремящегося сформировать познавательную активность ребенка, наличия следующих личностных параметров:  способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности; тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а при необходимости и защищать; умения обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение; знания особенностей психического развития детей; способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.

Взрослые должны уметь видеть и понимать индивидуальность ребенка, его особенности и возможности, рассматривать его как уникальную личность с присущими ей индивидуальными склонностями и творческим потенциалом. Необходимо учитывать индивидуальный темп развития каждого ребенка, наблюдать за его ростом и развитием, сравнивать результаты работы с его собственным продвижением, а не с успехами других детей или групповым уровнем, никогда не позволять себе оценивать личность ребенка, а высказываться только относительно результатов его работы.

         Ребенка нельзя ругать и наказывать за неуспех в той или иной деятельности, так как это может привести к появлению стойкого отрицательного отношения к процессу познания нового, педагогу, образовательной системе в целом.

Ценность индивидуальности складывается из бытовых отношений, в которых воплощаются ценности другого, ценности самого человека. Это происходит в любом действии. Вот ребенок сломал игрушку, и начались упреки, вплоть до упрека в неблагодарности. А он просто хотел посмотреть, как устроено… И вот нельзя играть в мяч, нельзя стучать молотком, нельзя дружить с этим мальчиком и с этой девочкой, нельзя высказывать свое мнение. В конце концов, это заканчивается разочарованием во взрослой жизни. А родители только удивляются – мы же говорили, как надо поступать, почему же он таким вырос – ничего не хочет и не умеет делать, не умеет вести себя с людьми – застенчивый, у всех на поводу идет? Разве мы этому его учили? Просто он не научился поступать по-своему, не развились способности, те самые, которые дают человеку силы быть самим собой, и индивидуальность стала безликостью.

Необходимо формировать положительный микроклимат в группе, поддерживающий познавательный интерес и активность детей. Если ребенку трудно, и у него далеко не все получается, часто ему бывает сложно построить взаимоотношения с другими детьми, и здесь он нуждается в помощи тактичного воспитателя, умеющего, нивелируя недостатки, выделять в современном обществе существует потребность воспитания неординарной творческой личности. Многие исследователи считают, что именно дошкольное детство – наиболее благоприятный период для этого.

Мы все приходим в этот мир примерно с одинаковыми возможностями и способностями. Потом кто-то развивает и использует свой талант, а кто-то «зарывает его в землю». Задача педагогов дошкольных учреждений – реализовать способность и одаренность каждого ребенка.

Одаренность, талант или гениальность – это высокий уровень развития способностей человека. Важно подчеркнуть, что работа педагога любого образовательного учреждения, в том числе и дошкольного, направлена в первую очередь на силы и способности среднего уровня развития ребенка. Поэтому чаще всего упор делают на работу с отстающими детьми, а «интеллектуалы» не получают должного внимания.

Чтобы раскрыть творческий потенциал ребенка дошкольного возраста, педагогами должно разрабатываться  целая система поддержки талантливости и одаренности дошкольников. Это реализуется, прежде всего, через тесное сотрудничество воспитателя группы и специалистов.

Для педагогов индивидуальность ребенка – отправная точка для построения педагогического процесса и для коррекции отклонений от основного образовательного маршрута. Родители лучше знают индивидуальность своего ребенка. Они могут выстроить свои отношения с ребенком, воспитание и обучение в соответствии с его индивидуальностью. Но, не имея педагогических знаний и часто не имея опыта, они иногда не столько помогают ребенку, сколько мешают ему бессистемным, сумбурным использованием его индивидуальных особенностей или неумелыми действиями, направленными на «развитие» того, что ребенку пока не дано. Педагоги, в отличие от родителей, умеют использовать типологические особенности детей данного возраста, но недостаточно владеют знаниями об индивидуальности конкретного ребенка и зачастую не имеют возможности индивидуально работать с каждым ребенком в группе.

 Замечательный русский педагог К. Д. Ушинский разработал методику приемов индивидуального подхода к детям и высказывал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя дать определенных советов. И добавил, что в творческом характере проблемы воспитатель может выбрать педагогические средства, которые могут подойти ребенку в данной ситуации.

Сущность индивидуального подхода выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, решаются с помощью педагогического воздействия на каждого ребенка. Осуществление индивидуального подхода возможно при определенных условиях.

Важным условием для индивидуального подхода является опора на положительное в характере, в свойствах личности ребенка. Это помогает устранить нежелательные проявления. Данная опора должна сочетаться с чуткостью и разумной требовательностью. Недопустимо в присутствии ребенка пренебрежительно отзываться о нем, называть его недоразвитым. Индивидуальный подход требует от воспитателя любви к детям, большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях ребенка.

В дошкольном возрасте нетрудно установить причину различных отклонений в поведении ребенка и устранить их, если эти отклонения отрицательного свойства. Но, когда они превратятся в привычку, устранить их гораздо труднее. Поэтому глубокий анализ всех поступков детей в дошкольном возрасте просто необходим. Практика дошкольного воспитания знает много примеров, когда загадка личности ребенка кроется в условиях семейного воспитания. Главная задача педагога развивать положительные качества и создавать новый стереотип человека.

 

Таким образом, индивидуальный поход к детям оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка, если он осуществляется в системе: изучение проявлений ребенка, причины формирования особенностей его характера и поведения, определенных методов и средств обучения.

Важным условием индивидуального подхода к детям на занятиях по развитию элементарных математических представлений является знание математического развития и причины его отставания.

Для общего развития дошкольников в детском саду большое значение имеют занятия по ИЗО. В рисунках, лепке, аппликации дети выражают свои мысли и чувства, формируются представления об окружающей жизни. У детей развивается наблюдательность, воображение, обогащение эстетических чувств, воспитание нравственных чувств, совершенствование умственного развития. Дети учатся владеть навыками правильно держать карандаш, кисть; умение пользоваться красками и ножницами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичная лекция на тему: «Критерии оценки качества деятельности педагогов дошкольной образовательной организации».

Английский писатель Р. Киплинг  утверждал: «Образование — важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно».В Законе РФ &laqu...

Публичная лекция на тему: «Создание условий поддержки развития детей в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС в ДО»

Примерные центры, которые созданы в группе по образовательным областям в свете требований ФГОС....

Публичная лекция "Влияние речи педагога на психологическое здоровье дошкольника"

Публичная лекция "Влияние речи педагога на психологическое здоровье дошкольника" проведена в рамках городского конкурса "Педагог года - 2021"...

Публичная лекция, на конкурс "Педагог года"

Леча больного, доктор только  помогает природе; точно так же и наставник должен только помогать воспитаннику бороться с трудностями постижения того или другого предмета; не учить, а только помога...

Презентация к публичной лекции для муниципального конкурса "Педагог года 2022"

Презентация к публичной лекции для муниципального конкурса "Педагог года 2022"...