Роль старшего воспитателя в организации работы по приобщению детей к чтению
статья на тему
В этой статье расказывается о работе детского сада по приобщению детей к чтению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_starshego_vospitatelya_v_organizatsii_raboty_po_priobshcheniyu_detey_k_chteniyu.docx | 18.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль старшего воспитателя в организации работы по приобщению детей к чтению
Весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека.
Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора. Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову. Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы). Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением. Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников. «Развитие родной речи детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников» - говорится в Концепции дошкольного воспитания.
Содержание направления развития детей "Чтение художественной литературы" направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении книг через решение следующих задач:
-формирование целостной картины мира;
-приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия эстетического вкуса.
Поэтому задача дошкольного учреждения, создать условия для развития у детей интереса к чтению. Для того, чтобы работа в детском саду по развитию интереса к чтению была организована правильно, старшим воспитателем в годовом плане ДОУ, отводится место мероприятиям с педагогами, детьми и родителями по организации работы по направлению «Ознакомление с художественной литературой»
Формы работы:
1. Оформление уголков чтения в группах.
2. Создание «Книжной больницы».
3. Выставка детских рисунков и поделок.
4. Создание книжек – самоделок.
5. Проведение проектов с детьми и др.
Приобщение детей к чтению художественной литературы начинается с создания предметно-развивающей среды группы. Красочно оформленная библиотечная зона группы, книжный уголок привлекает интерес и внимание детей. Книжные уголки имеют следующее содержание: наличие специально оборудованного места; разнообразие литературы по жанру; наличие в книжном уголке разных типов книг (книжки - игрушки, книжки - малышки); в старшем дошкольном возрасте выделяется полочки "Полочки умных книг", "Читаем сами".
Педагоги проводят занятия с детьми по ознакомлению с художественной литературой во всех направлениях деятельности детей. Так на занятиях по физкультуре, педагог и дети использует считалки, стишки. На занятиях по рисованию дети знакомятся с репродукциями художников иллюстраторов. Также проводятся и самостоятельные занятия по ознакомлению с художественной литературой разного вида.
*Тематические (чтение, в процессе которого дети приобщаются к ведущим темам детской литературы, взятым из их детской жизни);
*Теоретические (чтение, в процессе которого дети знакомятся с доступного их возраста теоретическими понятиями, (особенностей текста, рифм);
*Творческие (занятия с театральными инсценировками);
*Аналитические (чтение, в процессе которого дети учатся анализировать).
Содержание работы с детьми при организации каждого вида занятия усложняется от возраста к возрасту. Так, в группах среднего возраста больше проводится тематических занятий. В группах старшего возраста преобладают аналитические занятия, которые позволяют ребенку понять суть текста, его содержательные и художественные особенности.
Одним из методов образовательной работы с детьми, в процессе ознакомления с художественной литературой, является метод моделирования. При ознакомлении детей со сказками, рассказами, стихами воспитатель уже с младшего возраста вместе с детьми их моделирует, что позволяет повысить интерес к произведению, понять его содержание, последовательность событий в сказках.
Современным методов приобщения детей к художественной литературе является проектный метод, который открывает большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей.
Определенная роль отводится сотрудничеству с работниками библиотеки.
Одной из тем, была "Где живут книги", на которую была приглашена библиотекарь городской детской библиотеки, с которой детский сад взаимодействует уже на протяжении многих лет. Она рассказала детям о своей профессии и пригласила детей посетить в библиотеку. На экскурсии, работники библиотеки, в игровой форме знакомили детей старшего дошкольного возраста с правилами поведения в библиотеке и правилами обращения с книгами.
Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.
Для того, чтобы привлечь родителей к данной теме используем такие формы работы, как анкетирование, беседы, родительские собрания, совместные праздники, посиделки, выставки, конкурсы, оказывается консультативная помощь. Мы стараемся активно вовлекать родителей в жизнь детского сада. Они постоянные участники всех наших мероприятий. Еженедельно мы знакомим детей с малыми фольклорными формами. В эти дни дети погружаются в атмосферу русского быта, устного народного творчества, игр и забав. Посезонно проводим посиделки, в которых принимают активное участие родители, они вместе с детьми узнают много нового о народных играх, разучивают считалочки, загадки, пословицы, узнают новое о народных праздниках («Масленица», «Рождество», и др).
Таким образом, из выше сказанного мы можем сделать вывод, что работа старшего воспитателя по приобщению детей к чтению книг и знакомству с художественной литературой состоит, в правильном планирование и реализации поставленных задач через работу с педагогами ДОУ, детьми и родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете «Формы работы по приобщению детей к чтению»
Роль чтения в развитии детской речи давно определена как чрезвычайно важная. Тем не менее, не так просто найти интересные формы работы в этом направлении как с дошкольниками, так и с педагогами....
Консультация для воспитателей "Формы работы по приобщению детей к чтению"
В консультации представлен материал для воспитателей по приобщению детей к чтению....
Формы работы по приобщению детей к чтению в условиях ФГОС до
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». В. Сухомлинский Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к...
Формы работы по приобщению детей к чтению в условиях ФГОС до
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». В. Сухомлинский Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к...
Организация работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к спорту в рамках проведения Дней здоровья
В работе отражены основные формы и методы работы по приобщению к спорту детей в саршей группе....
Статья: "Роль старшего воспитателя в организации работы консультирования родителей по вопросам воспитания и образования дошкольников"
Материал поможет педагогам в организации работы консультирования родителей по вопросая воспитания и образования дошкольников. Главный момент в статье, это принцип "открытости" личного в...
Приобщение детей к чтению или система работы по приобщению детей к чтению
В статье описана работа с дошокльниками по эффективному приобщению их к чтению. Рассказано как сделать так, чтобы ребенок полюбил мир книг и художественной литературе....